Статья - рассуждение на тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?»
статья

Воробьева Анна Игоревна

В материале представлено авторское видение образовательного хода урока, взаимодействия учащихся и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._vorobeva_a.i.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?»

На вопрос «должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся» можно ответить однозначно – должно. Школа – это маленькое государство, а его граждане имеют право голоса и должны высказывать свою точку зрения, чтобы государство развивалось и двигалось вперед. Моделью общения в таком государстве должна быть «модель активного взаимодействия», или «союз». Только реагируя на настроения учеников, можно добиться их ответа на свои действия, замыслы, вложения. К слову, и вложить в детские души что-то хорошее может тот учитель, который слышит других и не боится экспериментировать.

Итак, что же означает экспериментировать на уроках? Меняется время – меняются требования к уровню подготовки выпускников школ, меняются учебники, их предметное содержание. Современные пособия насыщены злободневными вопросами, ответы на которые учитель должен искать в союзе с его воспитанниками. Так, история учит проводить исторические параллели. Урок-диспут, или урок-дискуссия – это та форма взаимодействия с детьми, при которой они учатся высказывать свое мнение и приводить аргументы. В этом случае ребята могут повлиять на выбор темы урока, предложить рассмотреть ту проблему, которая кажется им наиболее значимой в современном мире.

Дальновидный и уверенный в себе учитель не боится выйти за рамки программы, взглянуть на преподавание своего предмета по-новому, избегая стереотипов. Так, на своих уроках английского языка я провожу праздники, викторины, игры. План урока обсуждается вместе с учениками. Они предлагают варианты хода урока. Моя задача заключается в том, чтобы выстроить урок хронологически, так как любой вид урока предметен и имеет триединую дидактическую цель.

Ученики могут также влиять на ход уроков, где планируется провести контроль по определенной теме. Так, им можно предложить два варианта контроля по теме на выбор. Например, в этом году мною был введен новый вид развития навыков аудирования. Теперь наряду с заполнением пропусков в упражнениях теми словами, которые они слышат, и ответов на стандартные вопросы, мои воспитанники рисуют то, что слышат. Критерием оценки таких работ является наличие деталей прослушанного текста, а не общей картины происходящего. Прежде чем ввести такой вид контроля, данный тип аудирования был апробирован на ребятах с их предварительного одобрения.

Стоит отметить, что критерии оценивания того или иного задания можно также разработать при участии детей. Это учит их объективной оценке себя и окружающих, самокритике, толерантному отношению к членам классного коллектива, помогает избегать резкости и категоричности суждений.

Демократичные отношения сближают учителя и учеников. Учитель не ставит себя выше учеников, но и держит дистанцию, так как он «судья», а ученики  - «присяжные заседатели». Учащиеся традиционной школы это знают и не переходят границы дозволенного. Они не делают этого не только потому, что боятся наказания (не все боятся), а потому, что учитель изначально занял их сторону, принял их позицию, увидел мир их глазами. В таком типе отношений очень нуждаются «недолюбленные» дети. А разве можно выступать против того, кто любит тебя?

Таким образом, дети положительно влияют на учебный процесс. Они уважают и любят того учителя, который не боится быть им ровней, доверяет их мнениям, позволяет примерить роль учителя на себя. Если говорить о формах внеурочной деятельности, таких как классный час, то показательным примером успешного взаимодействия учащихся и учителя является тот момент, когда ученики сами могут разработать сценарий классного мероприятия, разделившись на группы, распределив роли. Классный руководитель воспринимается детьми, как наставник и друг. При этом он не отстраняется от процесса, а направляет, координирует их действия, оценивает результат. Инициатива, исходящая от учеников при проведении мероприятий, учит их самоорганизации и самоконтролю.

Итак, какие бы формы взаимодействия учащихся и педагога мы ни взяли, можно прийти только к одному умозаключению – ученики должны влиять на учебный процесс. Не доверяющий детям педагог рискует быть непринятым детским сообществом и застрять в рамках своих собственных взглядов, граничащих с порождаемыми закоренелыми рамками неуверенностью в себе как учителе и человеке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - рассуждения на тему "Как из малышей выростить хороших математиков"

Рассуждения о проблемах хорошей подготовки учащихся....

Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology

Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...

Почему важно не зависить от мнения окружающих?

Почему так важно не зависить от мнения окружающих?...

Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"

Технологии развивающего обученияВ условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:1   ...

Английский язык Дубинина Нина Ивановна Статья: Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ

 В статье Н.И.Дубининой  "Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ" представлены необходимые выпускнику старшей школы материалы дл...

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»

(Публичная статья )эссе на тему «Проблемы дистанционного обучения и пути их решения»...