Оценивание образовательных достижений учащихся в условиях ФГОС
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Парасотка Ольга Викторовна
Система оценивания полученного результата

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО


                                                                                                        Парасотка Ольга Викторовна,

                                                                                                        учитель русского языка и литературы,

                                                                                                        г. Когалым, ХМАО-Югра

      Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей  ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат — научить учиться. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной  образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
      В связи с переходом на Федеральный  государственный  образовательный стандарт основного общего образования возникла острая необходимость пересмотреть традиционные взгляды как на результаты образования, так и на всю систему оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Основной  задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия. Оцениваться должны не только предметные, но метапредметные, и личностные результаты обучения. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны являться содержательной и критериальной  основой для системы оценки учебных результатов.
     Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника. Новая система оценивания находится в стадии становления, но контур ее  сегодня уже очерчен. Принятый  новый государственный образовательный стандарт и сопровождающий его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания.
Проводя проблемно-ориентированный анализ работы, начинаешь осознавать необходимость разработки системного оценивания образовательных достижений  учащихся, критериев оценивания,
инструментария — форм и методов оценивания.
    Анализ ситуации ставит перед учителем ряд вопросов:
1. Как оценить динамику изменений в индивидуальном росте ребёнка?
2. Как представить и зафиксировать  образовательные результаты?
3. Как управлять процессом оценивания?
5. Как усовершенствовать систему оценивания образовательных результатов?
    Таким образом, можно прийти к выводу о том, что необходима разработка современной системы оценивания образовательных результатов обучающихся.
    Педагогам основной школы предстоит детально проработать механизмы внедрения Программы по формированию учебной самостоятельности. Идут активные поиски методов, приемов оценивания. Одним из таких приёмов является критериальное оценивание.
Критерии — это признаки, по которым дети должны оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.
Критерии должны быть довольно чёткие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получить определенное количество баллов.
Критериальный подход дает информацию всем участникам образовательного процесса о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у участников осознанное
усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, своих знаниях и умениях.

АЛГОРИТМ
В начале учебного года учитель и ученики договариваются:
 по каким критериям будут оцениваться работы учащихся
в этом учебном году;
 как будут проводиться итоговые работы по теме;
 формы итоговых работ (тест, эссе, исследование, проекты
и т. д.);
 критерии оценивания итоговых работ;
 написание инструкций учащимся.
     Немаловажную роль играет проведение промежуточного оценивания небольших самостоятельных работ, которое показывает, насколько ученик успешно осваивает изучаемый материал данной
темы. Это и функция обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом есть время до итоговой  работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной  работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже
самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются.
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу, при этом оценивается приращение: ты что-то сделал, это уже
хорошо, получаешь за это балл. Обучающийся сам несёт ответственность за свою учебу. При критериальном оценивании появляется дополнительная возможность оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание не предполагает отказ от цифровой  отметки, важно, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
   Критериальное  оценивание  предполагает ряд установок:
 оцениваться с помощью  отметки может только работа учащегося,  а не его личность;
 работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы); эталон известен учащимся заранее; разработан чёткий алгоритм выведения отметки,  по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
Особенности критериального подхода:
 оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, прозрачной , более объективной ;
 появляется возможность рефлексии деятельности ученика;
 ученик осмысливает результаты своей деятельности;
 позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно;
 позволяет повысить уровень обученности;
 снижает школьную тревожность учащихся.
   Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе
решают проблемы.
   Таким образом, критериальное оценивание позволяет:
учителям:
 разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
 иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
 улучшить качество преподавания и обучения;
 выстраивать индивидуальную траекторию каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей  наклонностей;
 использовать разнообразные подхода и инструменты оценивания;

 вносить  предложения по усовершенствованию содержания учебной  программы;
обучающимся:
 знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  собственного  результата  обучения и осознания успеха;
 участвовать в рефлексии,  оценивании  себя и своих сверстников;
 использовать  знания для решения реальных  задач, выражать разные точки зрения, критически мылить;
родителям:
 получать объективные доказательства  уровня обученности своего ребенка;
 отслеживать прогресс в обучении ребенка;
 устанавливать обратную связь с учителем;
 быть уверенными в комфортности ребёнка в классе.


РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской
деятельности и повышения объективности оценивания обученности учащихся. Рейтинг должен учитывать разные виды достижений (творческие работы, практические и лабораторные работы, изобретательские задачи, контроль ЗУН, владение физической терминологией , знанием формульного ряда и умением его преобразовывать и т. д.).
Рейтинговая система оценивания результатов обучения
учащихся способствует:
 осуществлению предварительного, текущего и итогового контролей ;
 организации образовательного процесса и активному влиянию на его эффективность;
 стимулированию познавательной активности, исследовательской  деятельности;
 формированию ответственного отношения к своевременному выполнению основных видов работ;
 снижению числа пропусков уроков без уважительных причин.

     Распечатанные индивидуальные листы учета баллов учащиеся
вклеивают в свои рабочие тетради. В сводной ведомости индивидуальных листов учёта баллов учащихся проставляются баллы за работу всего класса. По мере прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга учащихся:
 по неделям (текущий  рейтинг — сумма баллов, набранная учащимися по всем видам работ);
 по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг — сумма баллов за модуль);
 по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг — сумма баллов, набранная за полугодие или год).
    Рейтинг учащегося зависит от количества баллов, набранных как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и при итоговом контроле
(по завершении изучения блоков).
Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной  технологией контроля):
 стимулирование систематической  самостоятельной работы;

 снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
 чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
 количественная характеристика качества учебной работы;
 фиксация результатов учебной  деятельности на всех этапах;
 учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий ;
 повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
 в росте социальной  активности учащихся;
 в признании равноценности различных образовательных траекторий ;
 в ориентации на успех;
 в повышении адекватности самооценки;
 в укреплении командного духа;
 в осознанности жизненного выбора.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ
     «Накопительная оценка характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений ученика, его продвижение в освоении планируемых результатов». Отличие этой системы в том,
что оценка различных видов деятельности учащихся суммируется. А результатом является не рейтинг, а суммарный балл. Эта система проще для понимания и объяснения, приближена
к обычной и привычной пятибалльной систем, а в целом решает аналогичные задачи. Так в приведённой ниже таблице максимальный балл за тему равен 120. Для перевода суммарного балла в привычную оценку мы воспользуемся формулой Оц(б) = 120 × Х/5, где Х — суммарный балл, набранный учеником при изучении данной темы. Данная система активизирует ребят не только на активную деятельность в предметной области, но и на активную самостоятельную работу. Учащиеся имеют право пересдавать материал и повышать суммарный балл.

    Таким  образом,  система оценивания  достижений  обучающихся в условиях  реализации ФГОС, ориентированная на эффективное обучение,  должна как минимум позволять:
 осуществлять информативную и регулируемую обратную связь;
 использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя учащимся продвигаться в собственном темпе;
 ориентировать ученика на успех;
 отражать достижения всех детей , а не только достижения
ограниченной группы учеников, содействовать становлению и развитию самооценки.

   

Список литературы

  1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся . - М. : Просвещение, 2013.
  2. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М. : Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)
  3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. Презентация создана с целью ознакомления учителей МО гуманитарного цикла с технологией оценивания....

Положение о системе контроля и оценивания образовательных достижений учащихся ООО (ФГОС)

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых резул...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС

Система оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОС...

Система оценивания образовательных достижений при переходе на ФГОС

Выступление на МО "Система оценивания образовательных достижений при переходе на ФГОС"...

ДОКЛАД «ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»

ТЕМА ДОКЛАДА« ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»...