Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности"
статья

Ханмухаметова Несипли Султанмуратовна

Данная творческая работа была написана для участия в конкурсе "Учитель года-2020" в номинации "Педогогический дебют".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

                 Новые возможности для творчества в образовательной деятельности.

Судьба не случайность, а предмет выбора, её не ожидают, а завоевывают.

Уильям Брайан

Когда задумываюсь о своей судьбе, понимаю, мне  было назначено свыше  -  стать учителем. Сколько поворотов было в моей судьбе, но дорога в педагогику была  все-таки подсознательной. И хотя  в пору юности мечтала о романтических профессиях- хотела стать врачом-хирургом -  мне непременно хотелось кого-то спасать!  «Если не стану врачом, то точно журналистом!»- думала я. Манили меня творческие командировки, беседы с интересными людьми, репортажи  из «горячих точек»! Первый поворот- все мои мечты привели меня на факультет романо-германских языков! А что, необычно! Специальность  «Информатика /Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Здесь вся моя натура- лирик-информатик! Следующий поворот -еще будучи студенткой пошла в родную школу преподавать информатику. Это были 4 незабываемых года моей жизни.Было сложно, но желание открывать новые знания для детей никуда не пропало. Снова поворот- волею судьбы я стала работать воспитателем в прекрасном городском детском саду. Из своего детства я вынесла о садике впечатление общего дома, где ярко, весело, тепло, уютно. Придя работать, я старалась превратить пребывание ребенка в целый калейдоскоп  дел, игр, приключений, превращений. Но я  понимала, что ко всему этому надо еще отнестись с высокой долей ответственности, ведь детский садобеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. И от меня, как воспитателя, зависело не просто настроение ребенка, а его будущее. Я очень старалась и многого добилась.

Еще один поворот моей судьбы- и я учитель математики. Вот сейчас я совершенно уверена, я на своем месте. Я шла к этому все годы. Каждый поворот судьбы приближал меня к тому, чем я занимаюсь сейчас с большим удовольствием. Школа - это моя стихия. Начиная с момента, как я перешла порог новой для меня школы, я поняла, вот здесь мое место. Прекрасный коллектив, чудесные дети, с которыми у меня сразу сложились теплые взаимоотношения.  Я сразу полюбила их всей душой. И мне захотелось завоевать их доверие и уважение, любовь и признательность. Это удивительные дети, развитые, многое уже знающие, технически подкованные.  Я понимаю, как много должен знать учитель и как сложно удержать планку их доверия и уважения. Но я на правильном пути,  учу их, учусь сама.

Профессия учителя – самая творческая, самая человечная, самая универсальная - и  вот здесь я и врач, как когда-то мечтала- мне приходится иногда лечить души детей,  здесь я и журналист из своей юности-составляю на детей не только характеристики, но и сценарии с ними пишу, и стихи сочиняю, ирепортажи веду из классных мероприятий.   Горжусь своей профессией! Ведь учитель  дарит знания, веру в свои силы, в чистоту и доброту человеческих отношений, в идеалы добра и справедливости, а ещё уважение к профессионализму и труду. Когда ученик видит, как самозабвенно ведет уроки учитель, как тепло и любовно относится к детям, он вырастет щедрым, умеющим ценить человеческое тепло и любовь.

Зная, как работает  ФГОС  в дошкольных образовательных учреждениях, мне не составляло труда усвоить  ФГОС в школе.  Я и сама видела, какие дети завтра придут из детского сада: современные, способные, раскрепощенные, развитые, свободно мыслящие. Понимаю, что переход на ФГОС ООО позволит воспитать совершенно  новое поколение, способное самостоятельно ставить и достигать цели,  смело планировать свою деятельность и  решительно прогнозировать ее результаты,  не комплексуя, осуществлять рефлексию деятельности,  уметь работать с большим объемом информации, взаимодействовать в группе и решать возможные конфликты, что приведет к успешной социализации в обществе. Я же вижу, какие смелые и открытые для познания мира мои собственные дети. Да,  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека. Да, это требует нового подхода в работе самого учителя, нужно затратить больше  времени  на подготовку к урокам, на  их модернизацию. Когда  появился первый  небольшой опыт,я прояснила для себя логику идеи стандартов. Осмысливая работу по ФГОС, понимаю, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле.Новым современным целям образования, ориентированным  на развитие мышления и творческих, личностных качеств учащихся, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию соответствует  дидактическая система деятельностного подхода. Изучив дидактические принципы, я научилась сочетать их. Иначе не получится. Ведь я учу школьников добывать знания самим, а это способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Для применения принципа непрерывности  я соблюдаю преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Любой этап урока предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире). Я ведь сама мама троих детей, поэтому принцип психологической комфортности –один из важных. Мне с моим совершенно жизнелюбивым, активным, позитивным  характером очень легко  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Я умею создавать  доброжелательную  атмосферу, ориентированную  на реализацию идей сотрудничества, развитие диалога с детьми. Ситуация успеха и ситуация выбора-непременные принципы в работе. И самое главное для меня - это принцип творчества. Всегда даю возможность для творчества, создаю условия для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Люблю слова Антуан де Сент-Экзюпери: "Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". Несомненно одно, какие бы мы ни внедряли стандарты, нельзя  пытаться всё автоматизировать, ведь главное – это душа ребенка.  И с душой ребенка работать надо только творчески.  Ведь учитель – это великий артист! Хочу отметить, что творчество в образовательной деятельности учителя имеет двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. И в этом очень важно искусство общения учителя со школьниками. Мне это удается, ведь основу составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия педагога. Я могу собственным примером служить мерилом творческого подхода ко всему.  Для меня самой культура, искусство, творчество являются насущной потребностью, составляют основу  для успешного овладения профессиональной деятельностью. Конечно, существуют условия развития творчества учителя:

  • уровень педагогической компетенции учителя, его педагогического мышления
  • стремление к творческому поиску
  • владение педагогической техникой, педагогический опыт
  • достаточный уровень развития интеллектуальных умений,воображения и интуиции
  • видение проблем,гибкость, самостоятельность и критичность мышления
  • атмосфера открытости

Считаю, что педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Конечно, в идеале я хочу создать свою педагогическую систему, к этому я иду, четко сознавая, какой продукт в моих руках – личность ребенка. Обладаю ли я сама особенностями личности, которые называют признаками творческой личности?Думаю, что да. Я замечаю и формулирую альтернативы, я подвергаю сомнению обыденное,избегаю поверхностных определений, умею вникать в проблему, увидеть перспективу, иногда знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Я все время ищу, мне интересно познавать мир не только в белом и черном цвете. Калейдоскоп идей, фейерверк мыслей,оригинальность решений – в этом вся я.

В 21 векетрудно представить деятельность  учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Это и прекрасно. Ведь это раньше информацию по любой теме учащийся мог получить из книжных источников: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Теперь школьники  больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Поэтому и я на уроках, в основном, использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. При этом не забывая о том, что математика- это самая древняя из наук. Омолодить ее, дать творческий импульс для детей, заинтересовать ею, влюбить в предмет – моя задача. В презентации я  показываю самые выигрышные моменты темы, эффективные методы решения примеров и задач, подборку нестандартных ходов в осмыслении темы урока, используя метапредметность, творчески освещаю тему в сотворчестве с учителями литературы, истории. Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса. Знания,  полученные мною на факультете информатики, очень помогают мне.

Занимаясь проектированием  урока или внеклассного мероприятия, я  придерживаюсь следующего правила: ко всему подходить творчески!Всё, что я делаю-определяю тему, цели, тип работы, отбираю материал - определяю его содержание, объем, устанавливаю  связь с другими темами, проблемами, выбираю наиболее эффективные методы и приемы работы  в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся, определяю формы контроля за учебной  или внеучебной деятельностью школьников, продумываю оптимальный темп урока, занятия, то есть рассчитываю время на каждый его этап,  продумываю форму подведения итогов урока или занятия – ко всему относиться только творчески! И конечно, использовать технические средства. Мне, как специалисту в области информатики,  это не составляет труда. А  школьникам нравится, ведь для современного ученика – это комфортная среда. Их жизнь напрямую связана с информационными технологиями. Им гаджеты близки, понятны, интересны.

Возвращаясь к своей судьбе, хочу отметить, что счастлива. Я росла в теплой любящей семье. Мой идеал – моя мама. Не являясь учителем по профессии, она является моим  учителем по жизни. Это она научила меня видеть хорошее в людях, это она подарила мне открытый доброжелательный характер. Это ее милая улыбка помогла мне преодолеть жизненные трудности. Каждый поворот моей судьбы дал мне бесценный опыт. На пути мне встречались удивительные люди. Это мои школьные учителя, это мои городские детсадовские коллеги. И словаУильяма Брайана, которые я взяла в качестве эпиграфа, как нельзя лучше относятся ко мне: «Судьба не случайность, а предмет выбора, её не ожидают, а завоевывают».  Я выбрала профессию учителя не сразу, я шла к ней шаг за шагом. Я останусь в профессии, потому что современные принципы педагогики отвечают моим внутренним качествам: я люблю детей, уважаю в них личность, мне интересно сотрудничать с родителями, мне радостно видеть, как дети познают мир. Именно в профессии педагога есть особое место для  творчества, поиска, реализации способностей и интересов и ученика, и педагога. Как хочется соответствовать словам поэта  Р.Рождественского об учителе:

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»

Мое эссе по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»...

«Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Сочинение-эссе, в котором раскрываю мотивы выбора учительской  профессии, собственные педагогические принципы и подходы в образовательном процессе....

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Творческая работа по теме:«Новые возможности для творчествав образовательной деятельности»(Эссе)....

Творческая работа Новые возможности для творчества в образовательной деятельности 2019г.

Творческая работа Новые возможности для творчества в образовательной деятельности 2019г....