"Современные подходы к преподованию курса "Шашки-шахматы""
статья

Фомкина Альвина Леонтьевна

Педагогическая целесообразность изучения курса в том, что обучение игре в шашки-шахматы с ранненго возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тем их них, кто живет сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного вида. Расширение круга общения, самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_shahmaty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фомкина А.Л,

педагог дополнительного образования

МКОУ ДО ЦДТ пгт Юрья

Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд       

  В.В.Путин  

Сегодня обществом предъявляются высокие требования к развитию интеллектуальных и творческих способностей молодого поколения. В России, как в стране, где сделана ставка на инновации, обязательно должна развиваться такая игра, как шахматы. Являясь самостоятельным видом человеческого творчества, шахматы, в то же время, универсальный метод воспитания творческого мышления, моделирования. Шахматное образование – необходимое условие гармоничного развития современного общества.

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспоминают о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы".

В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы, по словам теперь уже бывшего министра просвещения Ольги Васильевой, с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники, вопрос «урочки» или «внеурочки» шахмат школы регулируют сами. С этим  трудно спорить: в  нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, что составляет 48% от их общего количества.

Результаты исследований также показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны. Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.
  • Для победы необходимо уметь продумывать стратегию на несколько ходов вперед,  самостоятельно принимать решения, а которые нередко оказываются ошибочными – тогда нужно уметь принимать последствия собственной ошибки.
  • Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детские сады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Я   в течение шести лет реализую дополнительную общеразвивающую программу  «Шахматы в школе», обучаю игре в шашки и шахматы. Программа модифицированная, имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предусматривает занятия в течение года – по 1 часу два раза в неделю в младшей группе, 2 часа  один раз в неделю в старшей группе.

 Начала с реализации программы у первоклассников в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Сейчас   в объединении занимаются учащиеся с 1 по 8 класс, большинство мальчишки. Объединение востребовано, принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях я провожу начальную диагностику знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой распределяю обучающихся по группам.

Материальная база имеется: необходимое количество наборов шашек и шахмат, магнитная доска с набором магнитов – шахмат для наглядного показа шахматных ходов, раздаточный материал – карточки – задания.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Занятия многообразны по своей форме: игровые, выполнение упражнений по пройденной теме, конкурсы по решению задач, этюдов; турниры, игры различного типа на шахматную тематику, игра с шахматным компьютером, проведение анализа сыгранных партий.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед: анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур и делать выводы.

В течение учебного года провожу турниры  внутриучрежденческие. Победители направляются на районные соревнования «Чудо-шашки» и «Белая ладья». Районные турниры традиционные, проводятся ежегодно: «Чудо-шашки» в осенние каникулы, «Белая ладья» - в зимние. В районных соревнованиях  по шашкам участвует в  два раза больше  образовательных учреждений, чем в турнирах по шахматам, по количеству участников – в три раза. К сожалению, не хватает специалистов, поэтому вырисовывается такая нерадостная картина. Обучающиеся моих объединений выступают довольно успешно, всегда есть победители и призеры.

Дальнейшие наши планы:

Повышение мастерства обучающихся, чтобы достойно принимать участие в областных шашечно-шахматных баталиях.

Возможно, введение занятий по шашкам и шахматам индивидуально для дошкольников в студии развития «Гармония»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому п...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....