Технология КТД
статья

Самылкина Оксана

Понятие КТД, основные идеи. Структура, форма  КТД.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ktd.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология КТД.

Дети двадцать первого века разительно отличаются от тех детей, что были пятнадцать – двадцать лет назад. Одни дети раскрепощены и эрудированны. Часто у таких детей встречается завышенная оценка своих знаний, игнорирование точек зрения других людей, неумение переживать и нежелание думать. Другие, наоборот, чувствуют себя изолированными и одинокими в классе, в силу разных причин (семейные неурядицы, социальное неравенство и т. п.). Изменилась социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей зачастую приводит к растрачиванию внимания на бесполезные, а порой даже вредные для жизни и здоровья, знания. Таким детям свойственно очень скудное общение со сверстниками.    Понятия «дворовые игры», «дворовые друзья» постепенно исчезают. Родители, бабушки-дедушки всегда ограничены во времени, им зачастую некогда заниматься воспитанием своих детей и внуков, что порой ведёт к тому, что дети не усваивают моральные нормы, нормы взаимоотношений с другими людьми. Дети становятся некоммуникативными, эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. Большинство современных детей по разным причинам лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества, бескорыстной помощи другим  людям.Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться  способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу  творчески.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине

 60-х годов. Прежде всего, многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия Антона Семёновича Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено, в котором, выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие её от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. 

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход И.П.Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе лежат три основные идеи

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

КТД - форма работы, которая направлена на

-Развитие творческих способностей.

-Развитие интеллектуальных способностей.

-Реализацию коммуникационных потребностей.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Понятие коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги и родители выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Педагог не может сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным...

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, даёт ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Пять условий педагогического успеха.

Первое условие -  общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям;  в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков  на будущее.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

 Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника  общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает  и товарищеская  требовательность.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие - единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия

3. Структура, виды, формы коллективных творческих дел

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями

  1. Предварительная подготовка.
  2. Коллективное планирование.
  3. Коллективная подготовка. Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.
  4. Проведение дела.
  5. Анализ КТД (сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.).
  6. Последействие.

1 стадия – предварительная подготовка (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия, беседы, экскурсии и т.д., готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТДРазработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков. Проект уточняется в коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – Анализ КТД (сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – Последействие КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Коллективный анализ является обязательной составной частью методики КТД.

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить.

Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует разделить на всех. Это и есть коллективный успех

2.Роль КТД в решении задач воспитания личности, создание условий для ее самореализации

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

Освоение педагогами гуманистической парадигмы воспитания - сложный процесс, который идет на фоне обновления всей системы отечественного образования, сопровождающегося кризисными явлениями, критикой ее современного состояния, реформаторскими явлениями в педагогической науке и практике, интенсивным поиском новых идеалов и целей воспитания, путей и средств воплощения их в жизнь. Внедрению новых подходов к воспитательной деятельности педагога мешают объективные причины, связанные с положением в стране детей и учительства, и субъективные, связанные с трудностями ломки стереотипов в педагогическом сознании и практической деятельности.

Об устойчивости стереотипов свидетельствует в частности то, что в то время как прогрессивное педагогическое научное сообщество уже в течение двадцати лет трактует воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности школьника и на этой основе разрабатывает теорию моделирования и построения гуманистических воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Караковский и др.),.традиционная педагогика продолжает рассматривать воспитание преимущественно как «процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим».

Современная воспитательная система общеобразовательного учреждения - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Система воспитательной работы в школе.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают в себя:

отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

отношение к труду (трудолюбие);

отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства)

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

а)формирование научного мировоззрения, социализацию личности;

б)нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

в)эстетическое формирование учащихся;

г)физическое развитие.

Говоря о необходимости воспитания у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и к самим себе, следует уяснить сущность этих отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию.

Отношение можно трактовать как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии

Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному - добросовестно, старательно и, как говорят, спустя рукава. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному относятся люди и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежливость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, характеризует не только поведение, но и сказывается на личностном развитии человека.

Однако степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает, что нужно быть вежливым, но в одних случаях он так и поступает, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество. В этом смысле под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питомцев устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества.

Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру.   С психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, обратиться к той же вежливости, о которой шла речь выше, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремлений оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм, и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

а)формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б)включение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

в)практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

г)развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние .

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность сложнейшего процесса.

Что следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Следует указать другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания.

Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, что также следует считать одной из закономерностей воспитания.

Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбия, коллективизма, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т. Шацкий и А. С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

КТД как нельзя лучше подходит для решения задач воспитания личности.

Возможности КТД

  • Формирование коллектива единомышленников;
  • Освоение культурного пространства;
  • Формирование личности

КТД дают возможность (для ученика):

  • Реализовать и развить свои способности;
  • Расширить знания об окружающем мире;
  • Приобрести навыки проектирования;
  • Проявить организаторские умения;
  • Закрепить коммуникативные навыки;
  • Формировать способности к рефлексии (анализу)

КТД дают возможность (для учителя):

  • Развить творческий потенциал;
  • Совершенствовать организаторские способности;
  • Изучить классный коллектив;
  • Объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • Управлять процессом развития личности школьника;
  • Развить рефлексивные способности.

По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на следующие виды: Познавательные, Трудовые, Спортивные, Организаторские, Художественные, Общественно-политические КТД. 

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира.

Обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Формы:

Праздники –утренник-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал, аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, «Что? Где? Когда». 

Неделя русского языка с использованием проектов: стенгазета, сочинение, театральное представление, с использованием технических средств (компьютер, проектор).

Трудовые КТД. Цель:

Обогатить знание ребят об окружающем мире, воспитывать стремление работать самостоятельно и творчески.

Формы:

«Мастерская деда Мороза», город веселых мастеров, операция «Уют», трудовая атака, десант помощников, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская, книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, фабрика игрушек. 

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Формы:

Веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, "Следопыт", олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, спортивные праздники. 

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности.

Формы:

Газеты, тематические выставки (фото для мам, новые дорожные знаки) и оформление классного уголка, день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП (чередование традиционных поручений, эстафета дружбы. 

Художественные КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.

Формы:

Выставки рисунков, посещение и проведение концертов, кукольных театров, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, карнавал, вечер сказок, народные праздники. 

Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.

Формы:

Уроки мужества, День Конституции, опасные и безопасные ситуации, Акция «Осторожно, дети!», Новогодний праздник, Акция «Маршрут движения детей от дома к школе», День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы, День знаний, вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, вечер памяти, операция «Забота», «Милосердие». 

Экологические КТД. Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач лета. Операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Словарь: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, встреча с лесничими (егерями, охотниками, рыболовами, бывалыми людьми), выставка лесных даров (лесных диковинок, изделий из лесного материала, лесных букетов), встреча солнца (луны, зари), день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.), день рыбака, день птиц, день рождения Луны (Земли, Солнца), «живая картина», лагерное лесничество, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, праздник первого снопа, сюита экологических игр, экологическая карта лагеря, экологическая тропа, экологическая зона работы, экологический вестник, экологический фестиваль.

 КТД С ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

Словарь: вечер «Расскажу о хорошем человеке», вечер этикета, вечер откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день поступков «по секрету», день рождения коллектива, день рождения лагеря, день русского хлебосольства, день этикета (мальчиков, девочек), диспут, «камертон хорошего настроения», комплексная игра, магазин без продавца, «Огонек» знакомств, «Огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, ролевая игра нравственного характера, сбор «Я-мы-они», секретный тимуровский рейд, «фабрика смеха», эстафета соседей.

КТД В РАБОТЕ С АКТИВОМ.Делить ребят в летнем лагере, да и в школе, на актив и пассив сегодня вряд ли имеет смысл. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной ли актив все-таки мы в отряде и дружине выбираем. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД - тренинги, творческие КТД.

Словарь КТД: «А ну-ка мы», «Арена общения» (программа творческих контактов), «Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью); «Веер делегаций» (группа ребят импровизирует в общении друг с другом, представляя делегацию страны, планеты и т.п.); «Замещение вакантных ролей», игра в «мнения», коллективное планирование, «Огонек» - анализ дня (недели, смены), организационно - деятельностная игра, операция «Малыши», разговор о жизни (вольное общение), «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» (оценка друг друга), собрание-диспут, сводный отряд актива, сбор актива.

Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.   Коллективная творческая деятельность (КТД) является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в детских учреждениях широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.   КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.  Особые средства (КТД) приводят к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому, как к себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального - парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить отношения равноправности, которые и актуализируют механизм идентификации. Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребенка.

Форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.

Каждое коллективное творческое дело может проходить отнескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

КТД ценно тем, что в нём каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание.

КТД в начальной школе.

 В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников. Так, младшие школьники еще не могут самостоятельно организовать мероприятие. Учитель берет на себя роль руководителя или координатора, со временем предоставляя детям все больше самостоятельности. Важно учитывать их мнения, поощрять инициативу. Иногда полезно передать руководящую роль родителям или старшеклассникам. После разработки сценария класс разбивается на микрогруппы, каждой дается задание. Важно, чтобы дети учились выполнять свою часть работы самостоятельно, с минимальной помощью взрослых. Проводя спортивные и художественные конкурсы, нужно большое количество номинаций, чтобы никого не обидеть.

КТД в средних и старших классах

 Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Если речь идет о подростках, то учитель может смело взять на себя роль наблюдателя. При этом следует: Незамедлительно вмешиваться в случае конфликта. Каждый раз заново формировать микрогруппы для мероприятия, чтобы дети вступали в новые виды отношений. Обеспечивать смену деятельности для каждого воспитанника, проводить разные виды КТД. Задействовать малоактивных школьников, стараясь найти им дело по душе. Удачных примеров КТД много, они описаны И. П. Ивановым и его последователями. Главное - не действовать по шаблону, чтобы совместное дело стало импровизацией, полетом души и фантазии.

В последнее десятилетие возникла необходимость развития двух типов КТД (как результат двух типов активности школьников): классическое КТД и личностно-ориентированное КТД.

В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня». Технологические различия есть на всех этапах подготовки и проведения КТД.

В коллективном целеполагании в традиционном КТД – социальные критерии выборы дела (польза, радость людям, сплочение коллектива и т.п.), в личностно-ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить развить, усовершенствовать?

Возможно использование приемов: предварительная анкета, игровые приемы, «живая анкета», графический образ развития, личностного роста… (О.С. Газман называл это открытой педагогикой»).

В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложенной каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков – организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

При проведении дела те же акценты, что при планировании и подготовке плюссочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный во «Встрече нового века»); публичного признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому… самому» и т.п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкой педагогической политики стимулирования этой добровольности).В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела имеет место постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается: через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов («Что тебе дало участие в общем деле?» «Какие вызвало чувства?» «Какие мысли?» и т.п.), через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять, через подчеркивание ценности для всех не только единство мнений, но и их разности, несовпадения позиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КТД - коллективное творческое дело (деятельность) - одна из важнейших составляющих технологии коллективного творческого воспитания
И. П. Иванова. Это такая организация деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества и заботы об общественном благе. Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого ребёнка, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. 
Можно сказать, что коллективное творческое дело было и остаётся важнейшей формой работы в самой обычной средней общеобразовательной школе, т.к, позволяет сделать процесс обучения и воспитания интересным, необычным; ведь именно КТД в наибольшей степени позволяет ребёнку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Несомненно, в каждом классе есть ученики, обладающие оригинальными способностями к самым различным видам деятельности, и в принципе эти возможности можно развить до сравнительно высокого уровня. Помочь детям «найти себя» - главная задача педагога. 
В процессе изучения особенностей влияния КТД на воспитание младших школьников были выявлены эффективные пути использования этой технологии с учётом современных потребностей общества. В профессиональной грамотной реализации воспитательной функции педагог должен владеть:
-традиционной технологией КТД;
- технологией совместного творческого воспитания, создающей условия для социализации личности;
- технологией индивидуального рефлексивного самовоспитания, обеспечивающей процедуры саморегуляции;
-технологией внутренней поддержки тех воспитанников, которые внутренне готовы работать над собой с целью самоизменения для достижения более высоких нравственных целей;
В процессе исследования теоретической и методической литературы был сделан вывод, кто КТД обязательно должно иметь личностно-ориентированную направленность
.
Большое значение творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподаваемой деятельности, приобщают к общим действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идёт интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога. 
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности, как ребёнка, так и педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абросимова Е.И. Коллективные творческие дела // Классный руководитель. – 2004. -№ 4. – С. 37 – 41.
Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с. 
Головнёва Е.В.Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие/ Е.В. Головнёва. – М.: Высш. Шк., 2006. – 256 с.: ил.
Горюхина Г.П. КТД и работа в содружествах // Классный руководитель. – 2004. -№ 4. – С. 24-37.
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. М.: 5 за знания, 2008. – 352 с.
Дереклеева Н.И Справочник завуча: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006. – 274 с.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2005. – 264 с.
Иванов И.П. Методика коллективного воспитания : Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990, - 144 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 209 с.: ил.
Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. М.: Центр «Педагогический поиск, 2004». – 188.
Лепнёва О.А., Тимошенко Е.А. Классный коллектив. Технология формирования. Методическое пособие. М.: ООО «ЦГЛ», 2005 – 128 с.
Литвяк Е.В. Идея коллективной творческой деятельности // Журнал заместителя директора по воспитательной работе. Воспитательная работа в школе. – 2008. - №1.- С. 167- 173.
Матинова Н.А. Творчество как универсальный путь развития личности // Классный руководитель. – 2004. -№ 4. – С. 37 – 41.
Павлиди П.С., Корягина Н.В., Васильева Т.В. Система КТД школы творческого взаимодействия // Классный руководитель. – 2004. -№ 4. – С. 80 – 90.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 336. (Серия «Педагогическое образование»).
Сага Е.В. Как научить голову думать, а сердце любить…1-2-е классы / Е.В. Сага. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 248 с. – (С нашим классным – жить прекрасна!).
СаенкоЛ.С. Планирование и организация КТД // Классный руководитель. – 2004. -№ 4. – С. 18 – 24.
Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Чёрный С.Г., Бармина Л.А., Костарёва Е.В., Ларина И.В. Коллективная творческая деятельность учащихся в системе организации воспитательного процесса //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. – 2007. - №3.- С. 72- 83.
Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)


Приложение.

Примеры КТД.

Название: «ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ...».

Форма: конкурсная программа. Возраст участников: 13—15 лет. Педагогические задачи: диагностика и реализация детских, интеллектуальных способностей ребенка; выявление лидерских качеств; знакомство с основами театрального искусства.

Правила для участников:

Участникам необходимо приблизиться к великой тайне: узнать важные составляющие театра.

За выполнение каждого задания дается тайный знак, который имеет отношение к театру (маска, труба, кинжал). Знак выдается в зависимости от качества выступления. Трубу вручают за сплоченность и дружбу, маску - за самое лучшее перевоплощение, вхождение в образ, актерские таланты, кинжал — за актуальность, остроту содержания выступления.

Краткое описание.

вступительная часть. Какое слово имеет прямое отношение к зре-лищам, переводится как «место для зрелищ»? Дети заканчивают фразу «Театр для меня - это...» и записывают свой вариант. Формирование игровых групп.

Режиссеры набирают труппу.

1. Придумать название труппы и творчески его представить. Основа любого спектакля — это сценарий. Каждой труппе пред-лагается набор определенных слов (буриме). Нужно на его основе придумать стихотворный сценарий.

Актерское мастерство. Игра «Картина». Сцена - это чистый лист бумаги. Вам нужно нарисовать живую картину по заданной теме. Участники труппы появляются по одному, выбирают место на «картине» и принимают какую-то позу. Каждый последующий частник «дорисовывает картину», не повторяя предыдущих. Каждой труппе раздаются листы бумаги с нарисованным лицом. Необходимо наложить грим одному из персонажей (заяц, баба-Яга, клоун, японская девушка, старик).

Еще одной профессией, от которой зависит успех актера, является профессия костюмера. Из газет надо сделать оригинальный костюм для спектакля про третье тысячелетие.

Создание спектакля. Каждая труппа получает карточки с заданием: поставить спектакль в определенном жанре (буффонада, комедия, трагедия).


Представление спектаклей.

Подведение итогов.

 

Название: «СЦЕНА В ПЫЛЬНОЙ ПАУТИНЕ».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 12-15 лет.

Педагогические задачи: воспитание культуры поведения в театре; реализация творческих способностей подростков.

Необходимое оборудование: входные билеты на каждого участника, тексты с отрывками произведений (по 2 из любых произведе-

ний), стяги, иголки, ватман, ножницы, краски, кисточки.

Краткое описание. |

Подготовительная часть. При входе каждому участнику выдается билет, в котором указаны место на сцене, название театра
Участники поднимаются на сцену и занимают места согласно
билетам (авансцене, левой, правой кулисе, рампе и т.д.).

Формирование команд. Ведущие - домовята (дед и внук) рассказывают о том, что сейчас в театр приходит мало людей, он 
даже затянулся паутиной.

Участники объединяются по названиям театров — формируется две театральные труппы. Каждая труппа занимает места в залле.

3. Конкурсная программа.

Конкурс актеров. По 2 человека от команды — юноша и девушка — определяют свои произведения (вытягивают карточки) Затем берут тексты и уходят из зала учить и репетировать! Конкурс костюмеров и гримеров (по 1 человеку от команды) Создают сценический образ актерам согласно выбранной Конкурс оформителей сцены (остальные участники команды) Сначала оформляют одну половину сцены в соответствии с выбранным ранее произведением. Задания для команд записаны на карточках (например: летний вечер, светит луна, балкон) Потом оформляется другая половина сцены. Конкурс спектаклей. Выступление актеров.

Подведение итогов дела. Жюри оценивает все конкурсы, результаты по номинациям оглашает в конце дела.

Название: «МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ».

Форма: конкурсная программа. Возраст участников: 11—15 лет.

Педагогические задачи: создать условия для проявления подростком творческих способностей; развитие музыкальной грамотности, культуры исполнения музыкального произведения.

Краткое описание.

\. Вступительная часть. Знакомство с понятием «созвучие» (музыкальная гамма, состоящая из 7 нот). Игровая задача: каждая команда собирает свое музыкальное созвучие.

Деление на две группы. Представление групп, жюри. Система
оценивания: вручение командам белых и красных ноток.

Конкурс. Аукцион песен о море.

Конкурс «Заводной апельсин». (Танцы в разных стилях; танцуют,
держась за руки).

Конкурс «Музыкальные перевертыши».

Конкурс «Странная колыбельная». Задание: спеть друг другу колыбельные в различных жанрах.

«Один в поле». Один человек из команды показывает с помощью мимики, жестов песню, команда угадывает.,

Команде предложена мелодия, под нее нужно придумать движения. Музыка во время выступления неожиданно меняется. Задача — быстро сориентироваться.

|9. Подведение итогов.

Название: «АУКЦИОН НАРОДНЫХ МУДРОСТЕЙ».

Форма: аукцион.

Возраст участников: 13—15 лет.

Педагогические задачи: показать богатство и широту знаний играющих; способствовать формированию интереса к устному народному творчеству; расширить кругозор; развивать наблюдательность, Ассоциативное мышление и быстроту реакции; активизировать память, приобщить к культуре общения со взрослыми и сверстниками; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Необходимое оборудование: гонг, молоток, табло, столы, микрофоны.

Предварительная подготовка.

Конкурс «Природа, мастерство, фантазия», на котором члены

отряда представляют свои поделки.

Отбор предметов для аукциона.

Сбор и изучение народных мудростей о природе: бытующие
роде пословицы, поговорки, загадки и народные приметы
растениях, животных и природных явлениях.

Распределение ролей: ведущие аукциона и его распоряддители
счетчики, демонстраторы, покупатели.

Краткое описание: на аукцион выставляются поделки, которые были высоко оценены на конкурсе «Природа, мастерство, фантазия»

 

5. «Купля-продажа» предметов в обмен на знания народных
мудростей. Все группы по очереди дают краткую характеристику
художественным ценностям предмета и заявляют, что продажа
будет проведена в обмен на знания народных мудростей. Распорядители аукциона оценивают каждое высказывание в баллы на табло
Счетчики записывают получаемые группами баллы на табло
только какая-нибудь группа набирает установленное количество
баллов, вещь считается проданной. Группы, получившие вещи
в течение десяти минут готовят творческие сувениры.
Продавцы назначают цены на товар согласно объему своих заданий в той области народных мудростей, которые они —
заказывают покупателям на аукцион.

 

Досуговые дела

Название: «ИКС (ИМЯ - КУСОЧЕК СУДЬБЫ)».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11—15 лет.

Педагогические задачи: знакомство детей друг с другом, получение и демонстрация знаний о происхождении, значениях имен.

Краткое описание.

Вступительное слово. Что есть имя? История происхождения имени. Какие бывают имена (редкие, распространенные).

Объединиться в группы по происхождению имен (из какого языка) или по его переводу.

Нужно вспомнить как можно больше известных имен людей,
носящих те же имена, что и у ребят.

Разбивка на 4 группы. Нужно вспомнить как можно больше псевдонимов известных людей и их настоящие имена и фамилии
(писатели, художники, артисты, политики).

Разбивка на 3 группы. Подобрать за две минуты как можно больше вариантов обращения к человеку, которого зовут, например, Александр, Михаил и т.д.

6. Разбивка на 2 группы. На имена тоже есть мода. Сейчас, например, популярны Имена героев сериалов. В 20—30-е годы прошлого столетия появились имена Трактор, Идея, Электрификация, Ким (Коммунистический Интернационал молодежи), Вилен (В.И. Ленин). Нужно расшифровать имена: Гертруда (Герой-труда), Желдора (железная дорога), Пятьвчет (пятилетку — в четыре года).

Вспомнить песни, в которых упоминаются имена ребят из другой команды. Если удастся — ребята переходят в команду победителей.

Подведение итогов. Команды подсчитывают жетоны. Так как состав команд меняется, то счет идет по жетонам, которые вручаются каждому игроку из команды, победившей в том или ином конкурсе.

Название: «ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУЛЛИВЕРОМ».

Форма: игровая программа.

Возраст участников: 11—13 лет.

Педагогические задачи: совершенствование коммуникативных навыков; знакомство с разными способами проведения развитие воображения и фантазии; самореализация подростков;

Необходимое оборудование и оформление: 3 свистка, мяч, свистки, обручи, мел; разрезанные буквы, задания на карточках, 164

Краткое описание: игровая программа разделена на 4 встречи. Участники - команды, у каждой свой маршрут путешествия. Встреча 1. Страна Лилипутов. Конкурсы:

1-й конкурс: «Незнание языка» - передать содержание стихотворения жестами и мимикой.

2-й конкурс: «Изучение лилипутского языка» — перевести слова с русского на лилипутский.

3-й конкурс: «Вещи Гулливера» — найти «лилипутское» применение следующим вещам: носовой платок, спички, часы, нож, консервная банка.

4-й конкурс: «Поймай лилипута». Ведущему (Гулливеру) завязывают глаза, он должен поймать лилипута (человека с колокольчиком). 5-й конкурс: «Прощальный реверанс по-лилипутски».

Встреча 2. Бал-маскарад. Конкурсы:

1-й конкурс. Изобразите, как Гулливер быстро собирается на бал: чистит зубы, причесывается, гладит брюки, пьет горячий чай и т.п.

2-й конкурс. «Гости бала». На бал съезжаются различные гости, изобразите их.

3-й конкурс. «Гулливер сказал». Гулливер делится впечатлениями о своем путешествии - все повторяют за ним движения.

4-й конкурс. Все просят у Гулливера автограф —. кто больше соберет подписей за 30 секунд.

5-й конкурс. «Загадочное послание». Всему залу раздаются карточки с буквами. Кто быстрее сложит слово: «электричка», «солнышко» и т.п.

Встреча 3. Страна Великанов. Встреча 4. Остров пиратов.

Название: «ПУТЬ К СВОБОДЕ».

Форма: конкурсная программа.

Возраст участников: 10—14 лет.

Педагогические задачи: выявление индивидуальных качеств и особенностей поведения детей, совершенствование навыков общения.

Необходимое оборудование: веревки длиной 5 и 2 метра, платки, чтобы завязывать глаза, бумага, фломастеры, кусок материи, краски «хранителей времени».

Предварительный выбор местности и маршрутов для каждой команды, карты спрятать под секторами на которых написаны задания; сочинение легенды.

Краткое описание:

Правила игры. Отряд делится на две команды. Каждой предстоит найти свой путь, преодолеть его и вновь объединиться в один отряд на последнем испытании. Каждая команда получает свою карту. Следуя по маршруту, в каждом секторе команда выполняет ряд заданий. Если команда выполнит задание неверно, то возвращается к началу маршрута. За правильностью выполнения задания соблюдением правил игры наблюдают «хранители времени» (два человека).

1. Вводная часть. «Хранители времени» рассказывают легенду объясняющую причины разделения единого коллектива на группы, знакомят с правилами игры.

2. Путешествие по маршруту. Выполнение конкурсных заданий. Первая команда:

«Озеро Забвения» (интеллектуальный конкурс);
«Лиана-паутина» (спортивный конкурс);

«Лагуна морских обитателей» (экологический конкурс);

«Волшебная бутылка» (художественный конкурс);

«Вирус стихов» (творческий конкурс).

Вторая команда:

«Горы Усталости» (интеллектуальный конкурс);

«Ядовитый источник» (спортивный конкурс);

«Лес Увядания» (экологический конкурс);

«Голубиная почта» (художественный конкурс);

«Песенная болезнь» (творческий конкурс)

Последнее испытание (для обеих команд) «Ров чудовищ»;

3. Подведение итогов игры. Обсуждение у костра проделанного пути

Участники команд рисуют свои автопортреты на тех участках

карты, прохождение которых понравилось особенно.

 

Название дела: «ТУРНИР РЫЦАРЕЙ».

Форма: турнир.

Возраст участников: 13—15 лет.

Педагогические задачи: создание игровых условий для выражения внутреннего состояния отдельного ребенка и

всего отряда в целом; личностное самопознание; групповая рефлексия; обучение отражению в символах нравственных качеств личности.

Необходимое оборудование: гербы, шпаги, канцелярские принадлежности.

Краткое описание.

1. Церемония посвящения в рыцари: каждому вручается герб и шпага. Рыцари произносят клятву. Им предлагается представить публике даму сердца.

2. Конкурсы рыцарей:

* «Объяснение в любви с исполнением серенады»;
«Конкурс комплиментов»;

* «Разрешение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях
«мальчик-девочка»;

4 «Танцевальный конкурс»;

«Конкурсы на смелость, ловкость, выносливость»;

«Дипломатическое письмо союзнику».

3. Награждение победителей (ими оказываются все рыцари). Образование союза Орден рыцарей.

Название: «ЗДЕСЬ АРОМАТНЫЙ ТОРТ, ЦАРИТ ВЕСЕЛЬЕ».

Форма: праздничный вечер.

Возраст участников: 10—13 лет.

Педагогические задачи: сплочение коллектива; предоставление возможности каждому ребенку выявить и раскрыть свои способности, лучше узнать друг друга.

Необходимое оборудование и оформление: отрядное место оформляется как кондитерская мастерская; цветные коржи из бумаги (для каждой группы), фломастеры, цветные карандаши, краски, клей и т.д., белая и цветная бумага, оборудование для шумовых оркестров (банки, ведра, целлофан и т.д.), магнитофон, торт, чай, стаканы.

Подготовительная работа.

1. Трудовой десант — уборка пляжа, сбор мусора.

Формирование групп - экологических ассоциаций. Группы придумывают название, эмблему, рекламу и отличительные знаки. Краткое описание.

Ребята попадают в «кондитерскую мастерскую», где вожатый предлагает помочь ему «испечь торт». Чтобы это сделать, необходимо принять участие в веселых конкурсах, подготовить творческие художественные номера. И только от общего участия зависит, получится «торт» или нет.

2. Каждая команда (микрогруппа) демонстрирует домашнее
задание на тему «Это мы!». Эти представления входят в основу
«торта» — «коржи», которые необходимо «промазать кремом,
повидлом, украсить розочками».

Каждая группа после выступления (показа домашнего задания прикрепляет на стенд «корж» (заранее заготовленный цветной бумажный кружок). Дальнейшее украшение может происходить по результатам каждого конкурса (можно просто красками можно заранее заготовить нарисованные цветы, воздушные шары и Другие украшения).

3. Конкурсы и творческие задания.

Нарисовать дружеский шарж (в виде торта) на соседнюю
команду.

Сочинить необыкновенную веселую историю на тему: «Если
бы я был кондитером...»

Создать шумовой оркестр и сочинить рапсодию во славу торта

Знание пословиц и поговорок, скороговорок и считалок
кулинарную тему.

Всей командой изобразить пантомимой тающее мороженное
печеное яблоко, горящую свечу, клубнику со сливками,
стакан газировки.

Киноаукцион: какая команда вспомнит большее количество фильмов, в названии которых упоминается слово «праздник»

Кольцовка песен на тему «Праздник».

Смастерить подарок и подарить его соседней команде.

Сочинить пожелание всем и зачитать его.

4. Подведение итогов. Рядом с рисунком может появиться общий
приз — настоящий торт. Можно устроить чаепитие.

 

СПОРТИВНЫЕ ДЕЛА

 

Название: «ГИМНАСТИКА УМА».

Форма: спортивно-интеллектуальная эстафета.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: развитие двигательной и познавательной активности подростков.

Краткое описание.

Отряд делится на группы по 6 человек.

Группы в свободном порядке в течение часа перемещаются по территории лагеря, выполняют спортивные, интеллектуальные задания, зарабатывают баллы. Отряд, заработавший наибольшее количество баллов, признается самым «быстромыслящим».

Примеры станций.

«Своя игра» - серия вопросов по определенной тематике.

«Эрудит-лото» - задаются вопросы, на которые нужно ответить как можно быстрее.

«Геошароиды» - называется слово, к нему необходимо подобрать географический эпитет (Волк – тамбовский).

Шароиды – дается высказывание, в котором заключена необычная трактовка обычного слова. Нужно определить само слово. («Крик морских хищниц или жрец древних греков – оракул»).

«Общее слово» - называются три слова, нужно назвать четвертое слово, которое их объединяет (роза, церемония, ложка – чайная).

«Забей» - нужно как можно больше забить голов в баскетбольную корзину (дается 10 попыток).

«Ножки-ножки» - необходимо как можно дольше продержаться на одной ноге при выполнении упражнения «пистолетик».

«Ручки-ручки» - нужно как можно дольше держать в воздухе волейбольный мяч.

«Подручный мир» - с помощью подручных средств сбивать приготовленные мишени (кегли).

 

Название: «ГАРМОНИЯ»

Форма: спортивно – интеллектуальная эстафета.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: демонстрация ребенком своих физических качеств и силы духа; раскрытие ребенком своих интеллектуальных и творческих способностей; формирование понятий и закрепление знаний, умений, навыков здорового образа жизни; осознание ребенком значимости как физического, так и интеллектуального развития в достижении гармонии; установление доверительных отношений во взаимодействии друг с другом.

Необходимое оборудование: бумага, фломастеры, заготовленные буквы ключевого слова «ГАРМОНИЯ», 2 мяча, 2 ведра, 2 стакана и вода, 1 коробок спичек, секундомер.

Краткое описание.

Образование двух команд с четным количеством мальчиков и девочек в каждой команде. Выбор жюри, которое, оценивая каждое задание, вручает победителю одну из букв ключевого слова «Гармония».

Введение в игру. Беседа о необходимом сочетании двух сил в человеке: интеллектуальной и физической. Пройдя ряд испытаний, команда должна собрать ключевое слово и расшифровать его.

Выполнение заданий.

«Как корабль назовешь, так на нем и поплывешь». Необходимо за 3 минуты придумать название и девиз своей команды, отражающие единство команды.

Игра «Наездники». Участвуют мальчики.

«Капитаны». Команда играет в футбол. Капитан комментирует ход игры.

«Сплоченность». Команда выстраивается в одну горизонтальную линию – мальчик, девочка и т.д. Выдается 15 спичек разной величины. Задача команды – передать все спички от первого игрока до последнего за минимальное время, при этом не уронив ни единой (руки скрещены сзади).

«Словесная перестрелка». Команды по очереди вспоминают песни, где упоминается слово «здоровье». Та команда, которую подвела память, проиграла.

«Ловкость рук». Игроку в одну руку дается стакан с водой, в другую – мяч. Игрок должен довести мяч до корзины, двумя руками забросить его, поставив стакан на землю, обогнуть корзину и передать эстафету следующему игроку. Эстафетной палочкой здесь является стакан с водой.

«Слово-знак ума». Необходимо, используя слова, создать рекламу, которая бы отразила здоровый образ жизни, и творчески представить ее.

«Решающий забег». Игра «Паровозик».

После получения последней буквы командам предлагается из собранных букв составить ключевое слово и расшифровать его. Это позволит увидеть понимание ребятами сюжета и смысла игры.

Анализ дела.

 

Название: «ШАР-ШОУ».

Форма: спортивно-развлекательная игра.

Возраст участников: 12-15 лет.

Педагогические задачи: развивать интерес к спортивной развлекательной деятельности; способствовать сплочению коллектива.

Необходимое оборудование и реквизит: магнитофон, воздушные шары и нитки, фломастеры и стенд для подведения итогов, ложки, призы.

Краткое описание:

Подготовительный этап.

Разбивка на команды.

Каждая команда придумывает свой девиз и название.

Представление жюри.

Предъявление правил для болельщиков: болеть весело и дружно, без оскорблений, поддерживать не только своих, но и чужих. Нарушение влечет начисление штрафных баллов командам. За активность болельщиков начисляются дополнительные баллы.

Основной этап.

«Официанты» - пронести на ложке воздушный шарик, обойти стойку и вернуться. Оценивается скорость движения и удержание шарика на ложке.

«Кенгуру» - прыжки с шариком, зажатым между ногами. Оценивается скорость движения и удержание шарика.

«Реактивный шарик» - участники выстраиваются в одну линию, надувают шарики и отпускают их. Оценивается скорость надувания и дальность полета шариков.

«Шарохлоп». Каждый член команды получает свой шарик на длинной нитке, привязывает его на пояс (в виде хвоста). У каждой команды шарики определенного цвета. Необходимо сделать так, чтобы лопнул шарик противника, но сохранился свой. Оценивается количество оставшихся шариков у команды.

«Воздушный мост» - команды выстраиваются друг за другом и передают шарик вперед над головой, а в обратном направлении - между ног. Побеждает команда, которая быстрее передает шарик.

«Дуэль на воде» (конкурс капитанов) – на одну ногу привязывается шарик, на другую надевается ласта. Задача – сохранить свой шар и поразить шарик противника. Побеждает тот, чей шарик останется целым.

«Танцевальный марафон». Звучит музыкальная «соломка». Необходимо танцевать танец, музыка которого звучит. Танцуя, надо удержать шарик между коленями. Оценивается точность исполнения танцев и удержание шарика.

«Вопрос» - сколько шариков было использовано в данном деле? Оценивается точный подсчет количества (для введения в заблуждение в незаметном месте подвесить один шарик).

«Праздничный салют» - по сигналу, зажав шары лбами и не пользуясь руками, надо добиться того, чтобы шар лопнул. Оценивается время.

Награждение







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...