Роль педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы
учебно-методический материал

Анашкина Ирина Владимировна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогического коллектива

в формировании личностных результатов освоения образовательной программы

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педагогического совета: Роль педагогического коллектива  в формировании личностных результатов освоения образовательной программы.

   К ФГОС  можно относиться по разному, но это наша действительность, наше сегодня и выполнять задачи, поставленные перед образованием, мы обязаны.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями.

Стандарт  включает в себя требования:

к результатам освоения  основной образовательной;

к структуре основной образовательной программы;

к условиям реализации основной образовательной  программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Причём, на первом месте стоят личностные результаты.

        Во время подготовки к нашему педсовету мне вспомнился знакомый с детства мультфильм «Баранкин, будь человеком!» (ВИДЕО)

Что же значит быть человеком? Какие качества делают человека человеком?

    Как бы вы ответили на этот вопрос? Размышления педагогов…

     Думаю, что каждый из нас согласится с тем, что к таким качествам относятся и нравственность, и высокие духовные и душевные качества, и целеустремленность, и личностные качества человека.  

     Что мы имеем с вами сегодня?

 Качество обучения от ступени к ступени продолжает падать, ребенок в начальной школе учится хорошо, но при поддержке взрослого, без сформированной самостоятельности он просто теряется. А может, учителя второй ступени, принимая детей, не готовы встать на ту ступеньку, откуда и надо начинать работу с детьми, рассчитывая на их самостоятельность, и работать над её проявлением и закреплением. Вузы продолжают говорить о несамостоятельности наших выпускников, ведущей к неуспешности. Признаем ли мы это? Да. Должна ли сохраняться такая тенденция? Я думаю, нет.

Отсутствие устойчивой системы ценностей у молодежи, несформированность социального статуса личности, моральной  зрелости ведет к многочисленным проблемам:

- ухудшению состояния здоровья детей и подростков;

- проблемам нравственного воспитания;

- проблемам культуры современной молодежи.

         Все то, чем болеет современное общество, переносится в стены школы. Как от этого защититься? Необходимо вести целенаправленную деятельность по минимизации рисков негативного влияния  социума на личность школьника.

   Личностные результаты… Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке и во внеурочной деятельности? Если можем, то каким образом и когда? Как оценить личностный результат учащегося?

 Что же такое личностные результаты? Согласно ФГОС, личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.  Подчеркну, что на первом месте стоит система ценностных отношений учащегося к себе. Ребёнку в первую очередь необходимо осознать, кто он, что он может, что он хочет, и лишь потом у него сложится отношение к другим участникам образовательного процесса, к самому процессу, и, самое главное, он будет заинтересован в результатах учебы.


Принято подразделять личностные результаты на три группы: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

    Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать…»

      Этого требует стандарт, к этому мы должны прийти на выходе.

     В соответствии с требованиями новых стандартов достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Но нельзя поверить и тому, что личностный результат не оценивается баллами. Он обязательно оценивается в каждом предметном результате, потому что складывается и из ответственного отношения к учебе, и уважительного отношения к делу, стремления к постоянному развитию и совершенствованию. Личностный результат учащегося обязательно отражается в тех отметках, которые он получает.

   Не так давно  введенное  итоговое сочинение в 11 классе – это экзамен на социальную и нравственную зрелость выпускника. Оно предлагает школьникам поразмышлять о ценностных ориентирах людей, этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия. Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств. Такое сочинение для учеников - возможность быть услышанным, а для нас, взрослых, - возможность оценки уровня взаимодействия с нашими учениками, оценка качества нашей работы.  

 В чем смысл жизни? Бывают ли надежды напрасными?  Стоит ли терпеть обиды?  В чём заключается ответственность перед любимым? Добро и зло. Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым  с самого начала» ?

Я предлагаю послушать  выдержки из сочинений наших сегодняшних выпускников

   

Ответственность – это важная черта человека, проявление силы его характера, твердости духа, умение отвечать за свои поступки, но не каждый человек способен на это…

Для меня смысл жизни заключается в том, чтобы прожить ее с честью и достоинством, достичь тех целей, которые себе поставил, отблагодарить родителей за их вклад в мою жизнь, создать семью. У каждого своя жизнь и человек сам выбирает, как он ее проживет.

Стоит ли терпеть обиды? Я думаю, что это дело каждого человека, смотря чего в нем больше: гордости или смирения. Я не смиряюсь с обидами, нужно уметь постоять за себя, за свою честь.

Я считаю, что надежды не бывают напрасными, любая вера человека в себя способна дать ему силы для осуществления своих желаний и планов. Ведь каждый раз, надеясь на лучший результат в чем-то и прилагая все сил, чтобы добиться этого, ты испытываешь чувство неподдельной радости.

Ответственность перед любимым человеком заключается в том, чтобы на регулярной основе заботиться не только о своих интересах, но и об интересах любимого человека.

Обижая, человек демонстрирует пренебрежительное отношение к другому. И это ведет к развитию неуверенности в себе и своих силах, и как следствие, обиженный начинает верить, что у него недостаточно сил, чтобы что-то изменить и сделать этот мир чуточку лучше.

Некоторые обиды не уходят, не забываются. Ждешь, что со временем они отойдут на второй план, отчасти так и происходит, правда остается боль, потому, что очень больно.

Добро и зло такие разные понятия. В нашей жизни добро стало совсем незаметным, люди перестали радоваться самому простому и видят во всем только плохое. Но ведь даже в сказках добро всегда побеждает зло…

Неоправданные надежды нас меняют. Мы либо погружаемся в отчаяние и перестаем верить во что-либо, Либо становимся сильнее и мудрее. Ожидания без стараний никогда не оправдываются, нельзя просто сидеть и ждать чуда…

      Любовь, взросление, ответственность за себя и за все, что ты делаешь, внутренний мир человека... Как часто мы общаемся с учащимися на эти темы? Какие создаем для этого общения условия?

    Личностные результаты являются предметом оценки эффективности деятельности школы, предметом оценки нашей с вами репутации. А значит, формирование и достижение личностных результатов - задача и ответственность всего педколлектива.

     Воспитательное взаимодействие учителя и ученика строится иначе, чем передача знания или формирование учебного умения. Воспитание - это всегда обращение  к мотивационно-ценностной системе личности, оно невозможно без воодушевления, доверия, сотрудничества. Мы, педагоги, должны помочь ребенку не просто  приспособиться к окружающему мир, а личным примером научить его взаимодействовать с окружающими, помогать младшим, сотрудничать с ровесниками, уважать старших, чтобы он мог определяться в жизни самостоятельно. Школа вместе с семьей выступает для ребенка первой  и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) и помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни школы, нормами, по которым она живет. И именно от нас, взрослых, педагогов, зависит, какой опыт ребенок присвоит себе.

   Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?

Группе №3 предлагалось закончить предложение, опираясь на тему нашего педсовета

•      Мой ученик - ……

•      Родители моих учеников - …..

•      Мой коллега - …..

  Начнем  с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.

Важный фактор в социализации личности школьников  играет педагогический коллектив. Каким, по- вашему мнению, он должен быть?

 А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?

( члены группы прикрепляют яблоки на дерево)

     Я уверена, что мы способны заложить прочный  фундамент, состоящий из личностных качеств, необходимых ребенку для уверенности в себе, для полноценной жизни в обществе, используя весь потенциал школы.

          Вы спросите, а есть ли у нас для этого ресурсы? Мой ответ: да. Наши ресурсы: Его Величество урок! Большую часть школьной жизни ребенок проживает на уроке. Главная задача учителя- понимать, какой результат он формирует, и уметь управлять этим процессом! Все элементы урока: актуальное и современное содержание учебного материала, активные формы работы на уроке, продуктивные методы обучения – всё это инструменты, с помощью которых учитель повышает мотивацию учения школьника, учит его учиться, а значит, формирует его личность.

       Обучение на современном уроке должно делать голову ученика не только хорошо наполненной, главное - хорошо устроенной! По мнению известного педагога Виноградовой, овладение только «знаниевой» стороной процесса обучения ведет к надкусыванию яблока только с одного бока. Учебный процесс должен научить детей применять полученные знания, владеть способами добывания новых знаний, умением находить свои ошибки и устанавливать их причины. На  каждом из этапов урока мы формируем и развиваем какое-то личностное умение.

На этапе подготовки- социализацию и нравственность

На этапе проверки домашнего задания- компетентность, долг и труд

На этапе актуализации – формирование научного мировоззрения

На этапе усвоения новых знаний – взаимопонимание, сотрудничество и социализацию

На этапе первичной проверки и применения знаний – умение общаться и учиться

На этапе рефлексии – самооценку, компетентность и нравственность.

 Очень важны формы и методы, которые мы используем на уроке. И здесь я хочу обратиться к словам классика. Л.Н.Толстой сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно:

1)чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях»

 А какие условия наши ученики считают для себя выгодными и комфортными на уроке? Когда у них возникает желание учиться? Учащиеся нашей школы ответили на этот вопрос так:

  • Использование видеоматериалов. презентаций
  • Объяснение нового материала доступным языком
  • Содержание задач и вопросов для урока взято из жизни
  • Изучение нового материала с реальными примерами, которые легко представить
  • Выполнение творческих работ
  • Должны быть исследования, опыты, эксперименты
  • Коллективная и групповая работа
  • Сохранение личного пространства ученика, доброжелательное отношение учителя
  • Помощь со стороны учителя, если ученик испытывает трудности
  • Выполненная работа справедливо уценивается учителем
  • Учитель может пошутить и посмеяться вместе с нами

Есть в педагогике один принцип, принцип педагогического оптимизма. Авторство этого принципа принадлежит А.С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех воспитательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к каждому воспитаннику, как говорил А.С. Макаренко, с «оптимистической гипотезой», то есть доверие ему, несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение.

Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, «перевоспитывать», а искать достоинства, давать ребенка пережить радость, пусть маленького, но успеха, удовлетворение собой, гордости. Настоящее воспитание - это «культивирование» достоинств, а не «выкорчевывание» недостатков.

В-третьих, смысл этого принципа указывает на необходимость создавать в процессе воспитания особый (как его называл А.С. Макаренко «мажорный») оптимистический климат: настроение радости, подъема, жизнелюбия и вместе с тем веселого добродушия, юмора и увлеченности  

Настоящее воспитание – это культивирование достоинств, а не выкорчевывание недостатков. Если вы учите ребенка и у него возникают проблемы, а вместо поддержки он слышит ваше неодобрение (лентяй, глупый, когда ты поумнеешь), будьте уверены, при таком подходе он никогда не достигнет успехов в вашем предмете. Более того, он его возненавидит, а себя станет считать неспособным и глупым. И с этим ему предстоит жить. Даже если во взрослой жизни такой человек проявит недюжинные способности в чем-то другом и добьется высокого положения, ему будет очень трудно справиться с неуверенностью в себе, заложенной нами, педагогами в детстве. Вспомните, когда вы в последний раз разговаривали с  таким ребенком по душам. Не на уровне «Ты выполнил Д\з, а с настоящим интересом к его мыслям, его проблемам. Сколько раз похвалили его или поддержали, если у него что-то не получается. Сколько раз сказали, как верите в его успех. Ведь самые лучшие педагоги добивались блестящих результатов в обучении не только из-за новаторских методик, а благодаря безусловной любви и чуткости к детям.

«Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» Писал Л.Н.Толстой.

Без любви – все ничто.

     Личностный результат, на мой взгляд, -это самый главный результат, который должен быть сформирован в школе. Если мы сделаем ставку на формирование личностного результата, обязательно повысится и качество образования в целом.

    А теперь я хочу вернуться к тому, с чего начинала, к Баранкину. Помните, чем закончился мультфильм? «Мы хотим навеки стать человеком!»- сказали герои мультфильма. Человек станет человеком только с помощью человека. А наша с вами задача-помочь маленькому человеку  в этом.  

  От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким о станет человеком. (В .Сухомлинский)

Подводя итог нашего педсовета  можно сделать следующие выводы:

  • - Мы  определили роль учителя в формировании личностных результатов.
  • - Учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
  •     Хотела завершить свое выступление словами  В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку  в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким он станет человеком».