Развитие универсальных учебных действий на уроках математики через подпрограмму «Мир деятельности»
статья

Ерохина Елизавета Ивановна

Статья.Обмен опытомю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ерохина Елизавета Ивановна,

учитель математики,

МАОУ   «Агинская средняя

общеобразовательная  школа №4»  

Забайкальский край,

ГО «Поселок Агинское»

                                                 

Развитие универсальных учебных действий на уроках математики через подпрограмму «Мир деятельности»

В современной ситуации в образовании ФГОСы явились мощными мотиваторами учителя для поиска новых форм работы с учащимися, т.к. ищущему педагогу стало понятно, что традиционными методами, используемыми в школе, трудно достичь результатов, которые обозначили стандарты второго поколения.           

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи требуется обновление содержания предмета и методов преподавания, а для этого ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

 С этой целью при создании рабочей программы по математике была разработана встроенная подпрограмма по  развитию УУД под названием «Мир деятельности», где в каждом классе были запланированы нестандартные уроки, в зависимости от возраста.

Данная программа содержит три блока:        

  1. блок -  нестандартные уроки, направленные на развитие конкретных УУД + связь с экологией попредмету
  2. блок – межпредметные пересечения на формирование целой группы связанных друг с другом УУД (межпредметные проектные задачи или интегрированные уроки)
  3. блок – событийная деятельность, направленная на проявление способности учащихся применять УУД в деятельности

При разработке  подпрограммы  основное внимание уделяется взаимосвязи формируемых УУД с видами деятельности, формами взаимодействия участников образовательного процесса, подходами к организации учебной деятельности.

Таким образом, деятельность учащихся была распределена по возрастным группам. Так основным видом деятельности на данных уроках в 5-6 классах определена - игровая деятельность. В данном возрасте учащиеся быстро утомляются от однообразной и скучной работы. Поэтому содержание деятельности требует зрелищности, игровой стихии.  Внеаудиторные часы,как мы их называем, по математике проводятся в виде дидактических, интеллектуальных, деловых игр, уроков- путешествий. В ходе занятий учащиеся знакомятся с историческими местами, связанными с различными событиями, имевшими большое значение в истории нашей страны. Это расширяет кругозор и развивает личностные качества учащихся. В нашей школе приоритетным является экологическое направление, поэтому в программу включены интегрированные уроки: математика + экология,  математика +география, математика + биология. Системно организуется событийная деятельность, направленная  на выявление способностей учащихся применять УУД в деятельности (решение проектных задач, квест- игры).

В 7-8 классах – учебное сотрудничество. Даниил Борисович Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Поэтому здесь планируется работа в группах над проектами, решение практико-ориентированных задач, образовательные события. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Например, при изучении темы площади  учащиеся работали над проектом «Ремонт квартиры», «Цветник в школьном дворе» и т.д.

Решение практико-ориентированных задач планируется почти на каждом уроке, развивает не только коммуникативные способности, но и готовит учащихся к реальной жизни.           

Образовательное событие – способ  позволяющий учащимся проявлять активность, деятельностной  включение в различные формы образовательной коммуникации, интерес к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Я участвовала в разработке и проведении образовательного события: «Путешествие на озеро Байкал , пресс- конференции, посвященной 10-летию образования Забайкальского края «Отчет экспедиций по рекам Забайкальского края» ит.д

В 9-11классах - самостоятельная деятельность. Для приобретения практических навыков контрольно-оценочной самостоятельной деятельности,  которая необходима при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Для этого  на старшей ступени используется технология «Перевёрнутый урок». Суть этой модели заключается  в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не к скучному записыванию лекций. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео  или  другой электронный образовательный ресурс для самостоятельного изучения нового материала. Это можно сделать в любое удобное время, просмотрев необходимое количество раз сложные теоретические блоки. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы. На уроке разбираются проблемные вопросы по теории,  практическое применение отрабатывается в классе при поддержке учителя. Для закрепления учебного материала, учитель имеет возможность организовать занятия на уроке в различных формах,таких как урок-семинар,урок –зачёт. Данная технология успешно применяется при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной реализации подпрограммы «Мир деятельности» необходимо учесть ряд условий:

1)При разработке содержания подпрограммы учитель заведомо должен  определить: какие темы лучше всего подойдут для интеграции с другими предметами, на каком учебном материале построить образовательное событие, проектную задачу и т.д.

2)В связи с тем, что содержание программы «Мир деятельности»  рассчитана на систему уроков, интеграцию предметов в школе работает нелинейное расписание

2)Для разработки программы и занятий создаются временные творческие группы учителей.

Таким образом, подпрограмма «Мир деятельности» прокладывает новый путь к формированию универсальных учебных действий умения учиться, а также позволяет придать процессу целостность  и системность. Повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными Федеральным Государственным стандартом на всех ступенях образования.

Доклад

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи требуется обновление содержания предмета и методов преподавания, а для этого ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

 С этой целью при создании рабочей программы по математике была разработана встроенная подпрограмма по  развитию УУД под названием «Мир деятельности»,

Алгоритм  составления подпрограммы метапредметных занятий

  • определяем планируемые результаты (что хотим получить)
  • определяем цель и задачи подпрограммы
  • выбираем вид деятельности, учитывая возрастные особенности основным видом деятельности на данных уроках в 5-6 классах определена - игровая деятельность. В 7-8 классах – учебное сотрудничество. ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Поэтому здесь планируется работа в группах над проектами, решение практико-ориентированных задач, образовательные события. В 9-11классах - самостоятельная деятельность. Для приобретения практических навыков контрольно-оценочной самостоятельной деятельности,  которая необходима при подготовке к ЕГЭ и ГИА Для этого  на старшей ступени используется технология «Перевёрнутый урок».
  • При разработке содержания подпрограммы учитель заведомо должен  определить: какие темы лучше всего подойдут для интеграции с другими предметами, на каком учебном материале построить образовательное событие, проектную задачу и т.д.
  • Выбираем форму проведения
  • Для эффективной реализации подпрограммы «Мир деятельности» необходимо учесть ряд условий:
  • 1)содержание подпрограммы
  • 2)В связи с тем, что содержание программы «Мир деятельности»  рассчитана на систему уроков, интеграцию предметов в школе работает нелинейное расписание
  • 2)Для разработки программы и занятий создаются временные творческие группы учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики

В настоящее время универсально учебные действия являются одним из условий реализации ФГОС.В данной статья я попыталась показать  примеры для формирования и развития универсальных учебн...

«Формирование у учащихся умения учиться через развитие универсальных учебных действий на уроках биологии.»

Материалы  выступления на методическом  совещании учителей  биологии «Формирование   у учащихся умения учиться через развитиеуниверсальных учебных действийна ур...

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики....

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики.

Выступление на городском заседании ГМО учителей математики....