Формирующее оценивание - актуальная образовательная стратегия
статья

Федорова Светлана Александровна

Статья о принципах и приёмах формирующего оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание – актуальная образовательная стратегия

Важной проблемой образовательного процесса является система оценивания результатов деятельности учащихся. Организовать учебно-познавательную деятельность  без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности - её регулятором, показателем результативности.

Введение ФГОС, предъявляющего новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы, повлекло за собой изменения подходов к оцениванию учебных результатов школьников. Это изменение подходов заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты обучающихся на различных этапах образовательного процесса и, следовательно, педагоги должны владеть такими методами и приемами, которые позволяют это сделать. Оценивание должно проводиться как с целью фиксации итоговых достижений обучающихся, так и с целью формирования у них предметных и метапредметных навыков и умений. Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Таким образом, в образовательных организациях актуальной задачей становится  разработка системы оценивания, основанной на комплексном сочетании двух видов оценивания – формирующего и суммативного.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь об успехах и дефицитах обучающегося. Формирующее оценивание проводится не только по итогам прохождения определенного блока (темы), но и в процессе обучения. Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям стандарта и констатирует факт обученности обучающегося. Суммативное оценивание связано с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь учащийся в курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). 

В центре формирующего оценивания — ученик. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующая оценка – это «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов. Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика, улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

Применение формирующего оценивания предполагает  высокий профессионализм учителя:

  • учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Хорошей иллюстрацией основных стратегий формирующего оценивания можно считать программу «Удовлетворение и радость», распространённую в английских школах. Основные идеи данной программы предполагают необходимость: установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе; установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом; организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие; наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями; делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения; развивать общие учебные умения и личностные качества.

Этапы технологии формирующего оценивания

  1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам на этапе разработки рабочей программы.
  2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся. Для того, чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, например: «Ученик должен объяснять причины, итоги и последствия распространения христианства в Европе». Учитель может сформулировать две цели урока: для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке, для учеников – цель, к которой будут стремиться они.
  3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся. Пример: цель урока английского языка: «Научить обучающихся использовать простые времена глагола в устной и письменной речи»; задачи (шаги деятельности ученика): а) изучить структуру простых времен глагола; б) определить особенности данных времен; в) повторить слова, указывающие на необходимость использования простых времен глагола;
  4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке (могут быть сформулированы совместно с обучающимися). Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. При выборе критериев необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками: быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого; быть понятными не только учителю, но и ученикам, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ; быть конкретными, чтобы дать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика, например, «Ученик привел пять примеров использования….».
  5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями. Необходимо оценивать деятельность учеников строго по критериям.
  6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику). Важным условием при организации обратной связи является получение отклика от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения ученика. Цель этого механизма – осмысление ошибок обучающихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
  7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
  8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
  9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося (происходит после рефлексии за счет вариативности домашних заданий, различного темпа выполнения заданий, выбора внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д.)

Методы и приёмы формирующего оценивания

Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

  • «Составление тестов» – универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной, так и в старшей школе. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет его знания, подготовленность. Задачи этой методики можно определить так:  повысить качество выполнения домашнего задания, выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме; развивать критическое мышление; строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
  • «Одноминутное эссе». Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам. Например: 1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке? 2. Какой материал остался для тебя непонятным? Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
  • «Поиск ошибок». Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
  • «Перевод информации». Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой. Например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
  •  «Две звезды и желание». Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
  •  «Если бы я был учителем» Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания.

Список литературы

  1. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе //Человек и образование. – 2014. -№1(38).
  2. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
  3. Водянкина С.С. Приемы технологии формирующего оценивания при подготовке к контрольной работе // Из опыта работы педагогов-инноваторов Тоской области. – Томск, 2015.
  4. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
  5. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....

ПРИМЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Феномен одаренности по-прежнему остается загадкой. Но наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления,...

Формирующее оценивание: актуальные проблемы реализации (выступление на заседании ШМО)

В выступлении автор приводит примеры инструментов, методик формирующего оценивания....

Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка

Данная статья представляет собой материал к теоретическому семинару о техниках формирующего оценивания и скаффолдинга на уроках английского языка....

"Стратегии технологии формирующего оценивания"

Проектирование урока с применением технологии формирующего оценивания...

Формирующее оценивание в образовательном процессе

Формирующее оценивание определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка...

№15 Доклад «Формирующее оценивание и его стратегии»

Уильям Джеймс, (кто такой) однажды сказал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Применительно к образовательному...