Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников
методическая разработка

Кульбака Галина Владимировна

Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

В результате вы сможете организовывать исследовательскую деятельность ребят, и правильно оформлять работу для представления на научно-практических конференциях разного уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА МАСТЕР-КЛАСС

Здравствуйте, меня зовут Кульбака Галина Владимировна, я учитель биологии Дудинской средней школы №3. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников».

Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Моя задача оказать вам методическую помощь.

В результате вы сможете организовывать исследовательскую деятельность ребят, и правильно оформлять работу для представления на научно-практических конференциях разного уровня.

Дело это, прямо скажем, непростое. Многие учителя вообще не хотят этим заниматься по разным причинам. Одна из них – это отсутствие теоретических знаний и практических навыков. Работа эта требует от учителя значительных затрат времени, умения индивидуально работать с учеником, направлять его, стимулировать. Зато результат такой совместной деятельности дает мощный толчок развития и ученика и самого учителя.

Педагог выходит за рамки обыденной учебной деятельности, открывает для себя новые горизонты в предметной и межпредметной сферах. Тем самым становится более интересен для своих учеников. Эта область нашей деятельности включает в себя элементы нескольких педагогических технологий:   исследовательской  и проектной деятельности, Информационно-коммуникационные технологии, Здоровьесбережение,        Социоигровые, и, конечно, технологию Личностно ориентированного обучения.

Каждая из них вносит свой вклад в развитие ребенка, его социализацию, закладывает фундамент его будущего успеха.

У ребят формируются навыки научного познания, общения с научным руководителем  и соавторами проектов. Дети приобретают умение отстаивать свою точку зрения, выражать четко свои мысли, причем делать это в корректной форме, проявляя взаимоуважение и терпимость. У ребят формируются коммуникативные навыки. Они начинают видеть своих одноклассников и учителя другими глазами. Все эти навыки пригодятся им в период обучения в ВУЗах. Уже сейчас я слышу слова благодарности от своих выпускников, которые использовали эти знания и умения при написании курсовых работ в своих учебных заведениях и получали за них высокие оценки.

Первый мой опыт – 4 место на МНПК «Золотое перо» в 2006 году. Тогда я еще мало, что понимала в структуре оформления научно-исследовательской работы и подготовке выступления тоже. Так как не было никаких обучающих семинаров, приходилось самой анализировать, выяснять причины неудач, искать пути решения возникших проблем. Очень помогла при анализе развернутая таблица, в которой отражены баллы жюри по каждому критерию. Сразу видны все слабые места работы. Всего с 2008 года мною было представлено на МНПК  10 исследовательских работ и  проектов. 7 из них   стали призерами, 3 –победителями. Работы были выставлены на сайтах «Педсовет», «Открытый класс», где получили высокую оценку коллег.

Наш исследовательский проект «Цветочный остров»  получил продолжение в совместном городском проекте «Nевечная мерзлота». Заполярный транспортный филиал, студия «Белая птица» и наша школа были соавторами этого проекта. Реализовали его в Доме Милосердия г. Дудинки.

Пять наших работ участвовали во Всероссийских конкурсах. 2 стали Лауреатами, две получили Дипломы I и II степени, и одна стала победителем.

Из поездки в Москву я привезла очень качественный материал от организаторов конкурса с рекомендациями по написанию исследовательских работ и их защите.

Своими наработками и этими материалами я делилась с коллегами. Конечно,  теоретическая подготовка и опыт важны, но, прежде всего, необходима заинтересованность ребенка. Задача педагога заметить, поддержать и направить этот интерес.

            Желаю вам найти такие точки соприкосновения с вашими учениками, и высоких достижений на этом поприще.

        

МАСТЕР-КЛАСС

        Перед началом нашей с вами работы, я попрошу вас ответить на несколько вопросов, приведенных в таблице на желтом листе.

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы и критерии оценивания есть в каждой школе. (У вас они вложены в папку). Руководствуясь этими документами, научные руководители с детьми проводят исследование, оформляют его и готовят выступление.

Чтобы структурировать запланированную работу и выдерживать сроки я придумала   Календарный план (слайд). В нем отражены действия, которые необходимо выполнить в определенные сроки, ожидаемый результат, и распределены обязанности. Пользоваться им удобно, можно корректировать, отмечать выполнение каких-либо этапов, соотносить запланированные действия с результатом.

Для удобства работы, воспользуйтесь листом зеленого цвета, куда вы будете записывать необходимую информацию, которая поможет нам в оформлении работы и подведении итогов.

 У некоторых педагогов затруднение возникает уже на этапе выбора темы научно-исследовательской работы. Прежде чем формулировать тему, нужно вычленить проблему. Для этого нужно с детьми обсудить - какие вопросы их волнуют, т.к. работа должна быть ребенку интересна. Как вариант, представленные на слайде проблемные вопросы.

Например: есть рецепт приготовления какого-либо блюда с использованием сметаны. Мы идем в магазин, в котором большой выбор. Проблема: какую покупать? Чтобы сделать правильный выбор, нужно сравнить сроки годности и  состав продукта. На этикетках обычно состав указан одинаковый. Чтобы сравнить качество предлагаемой сметаны необходимо ... Изучить состав сметаны разных производителей. И на основании результатов исследования, научиться выбирать качественную сметану. Это  будет ваша Цель.

        Теперь нужно сформулировать тему исследования. Тема включает в себя процесс, предмет исследования и объект исследования. Для нашего примера:

Давайте попробуем  сформулировать     тему, предмет и объект исследования в приведенную таблицу на листе  Практикум №1.   Ваша задача - вырезанные части названия тем вклеить в пустую таблицу в правильном порядке: Процесс – предмет – объект. Предлагаю свериться и обсудить результат.

Практикум №2

Я скачала из интернета несколько работ на похожую тему. Попробуем оценить правильность формулировки темы, предмета и объекта исследования. Если надо, то исправить ошибки. Давайте обсудим вместе.

Следующий этап – выдвижение гипотезы.

Предложите свои варианты:

- самая лучшая сметана та, которую чаще покупают

- та, которая дороже

- та, которая имеют больший процент жирности

- та, которая имеет меньший срок хранения … и т.д.

Допустим, мы остановились на гипотезе №1: самая лучшая сметана та, которую чаще покупают.

Давайте мы с вами тоже сейчас проведем маленький опрос – какую сметану вы предпочитаете покупать чаще? Делаем вывод. Вывод №1 (результаты зафиксируем на доске): Чаще всего покупают сметану ...

        Теперь нам нужно определиться с задачами, которые необходимо решить в процессе проверки нашей гипотезы. Т.е. ответить на вопрос: КАК проверить нашу гипотезу и подобрать для этого методы

        Итак, на вашем рабочем листе отражены: Тема, цель, предмет, объект исследования, задачи и методы. Это наиболее сложные моменты оформления работы.

Согласно Календарному плану, нам предстоит работа с источниками информации. Нужно выяснить какие вещества могут добавлять   производители в сметану, и разрешается ли это ГОСТом. У вас на столах есть выдержки из ГОСТа. А также информация о том,  как можно выявить   добавку загустителя крахмала в составе исследуемых образцов сметаны. Вам нужно с ними ознакомиться, чтобы понять, как подготовить и провести само исследование. Например, в нашем случае:

  1. какое вещество нам нужно обнаружить в образцах некачественной сметаны? (крахмал)
  2. при помощи чего можно определить наличие крахмала? (йода)

ГОСТы,  сертификаты, информация о составе, сроках годности и условиях хранения, описание методик исследования – теоретическая часть научно-исследовательской работы.

Далее идет практическая часть. Чтобы провести  эксперимент мы готовим оборудование и реактивы:

  1. Раствор йода
  2. Пипетка
  3. Чашки Петри (по количеству образцов сметаны)
  4. Стеклянные палочки
  5. Лопаточки или ложечки
  6. Номера образцов
  7. Таблица для занесения результатов
  8. Нумеруем образцы сметаны. Накладываем по ложечке сметаны разных производителей в чашки Петри, добавляем по капельке йода, перемешиваем стеклянной палочкой. Наблюдаемый результат фиксируем на видео или фото. Заполняем таблицу результатов.
  9. Сравниваем полученные результаты, делаем вывод.

Вывод №2:  Сметана под №… не содержит крахмал, значит она лучшего качества.

В заключении формулируется общий Вывод, который должен соответствовать гипотезе. Чтобы сделать общий вывод, нужно учитывать результаты опроса, проведенного ранее.  Если данные нашего эксперимента совпали с высоким потребительским спросом сметаны этого производителя, то наша гипотеза подтвердилась. Если нет, то гипотеза опровергнута и есть повод выдвинуть и проверить новую гипотезу.

Гипотеза: самая лучшая сметана та, которую чаще покупают.

             В нашем случае выдвинутая гипотеза опровергнута (подтвердилась). На основании полученных результатов мы можем рекомендовать окружающим покупать данную качественную продукцию – сметану, которая не содержит крахмал.

           Перейдем к   Практикуму №3  

Также в Заключении подводятся итоги работы, можно запланировать дальнейшие исследования. Например: можно проверить другие продукты питания, в которых по ГОСТу не должно быть крахмала, а его добавляют – мед, творог.

В конце работы приводится список  литературы. Специалисты обращают внимание на то, что часто используется материал, который не является первоисточником; неверно делаются ссылки в тексте работы, много ссылок на интернет-ресурсы с непроверенной информацией. (СМ. СЛАЙД)

Осталось оформить работу,  подготовить выступление и презентацию. Московские организаторы Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке» обращают внимание на некоторые типичные ошибки выступающих

  • Не выделяется практическая значимость работ.
  • Превышается допустимое время на доклад.
  • В выступлении не всегда отражается структура исследовательской работы.
  • Выступающий не может ответить на вопросы по работе.

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!!

  • размещать текст доклада на слайдах
  • Текст на слайдах должен быть представлен в виде схем, таблиц, нумерованных списков
  • Фон слайдов светлый
  • Шрифт не менее 24
  • Нет необходимости озвучивать в докладе задачи, актуальность, методы – все это отражено на слайдах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кульбака Галина Владимировна, учитель биологии ТМК ОУ «Дудинская школа №3» Мастер-класс Технология проектирования в системе реализации научно-исследовательской деятельности школьников г. Дудинка 2018 г.

Слайд 2

Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Слайд 3

Задачи: 1 . Помочь приобрести навыки: • формулировать тему, проблему, гипотезу; •различать предмет и объект исследования ; • ставить цель, задачи и подбирать методы исследования; • соотносить поставленную цель и результат исследования; гипотезу и вывод; 2. Отработать полученные навыки на практике. 3. Познакомить с наиболее распространенными ошибками

Слайд 4

Педагогические технологии

Слайд 6

Результаты научно-исследовательской деятельности 1. «Влияние асимметрии головного мозга на выбор профессии» 2. Прививка – «за» и «против» 3. Проект «Цветочный остров» 4. «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях» 5. Проект «Мне нужен друг, и именно собака!» 6. «Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» 7. «Изучение свойств почвенных грунтов и их влияние на рост и развитие комнатных растений» 8. Проект «Собака – друг человека?» 9. «Влияние биологической активности грунтов на развитие комнатных растений» 10. «Изучение зависимости работоспособности человека от изменения газового состава воздуха в помещении»

Слайд 7

Проект «Цветочный остров» призер МНПК «Золотое перо» Проектная деятельность

Слайд 8

Участие в муниципальном проекте « Ne вечная мерзлота » ЗТФ «Дудинский морской порт», студия «Белая птица »

Слайд 9

Результаты научно-исследовательской деятельности конкурсы лауреаты дипломанты призеры победители МНПК «Золотое перо» 7 3 «Обретенное поколение» 1 «АПК - молодежь, наука, инновации» 1 «Первые шаги в науку» 2 1

Слайд 10

«Первые шаги в науке» 2015 год Гран-при

Слайд 11

Тема исследования Гипотеза 1   Цель исследования Задачи исследования Гипотеза 2 Гипотеза n Получение базовых знаний Определение метода исследования Теоретическое исследования Сбор данных Обработка данных Вывод, оформление, защита проекта Получение результата Дальнейшие исследования

Слайд 12

Тема: ___________________________________________________________ Предмет: ________________________________________________________ Объект __________________________________________________________ Цель: ___________________________________________________________ Гипотеза: _______________________________________________________ Вывод №1: _______________________________________________________ Вывод №2: _______________________________________________________ Общий вывод: ____________________________________________________ Рекомендации : ___________________________________________________ Задачи: Методы

Слайд 13

Почему стремятся к свету все растения на свете? Отчего к морям спешит река? Как мы в этот мир приходим? В чём секрет простых мелодий? Почему мостик горбатый? Почему радуга имеет форму дуги? Почему коньки не ездят по стеклу? Почему корабли не тонут? Формулировка проблемы

Слайд 14

Нежнейший сметанник с ягодами

Слайд 15

Проблема

Слайд 16

Анализ содержания этикеток «ПРОСТОКВАШИНО» « ДОМИК В ДЕРЕВНЕ» «БРЕСТ-ЛИТОВСКАЯ»

Слайд 17

Цель: Научиться выбирать качественную сметану

Слайд 18

Формулировка темы. Постановка цели. процесс предмет объект Изучение состав и свойства сметана разных производителей Тема: Изучение состава и свойств сметаны разных производителей

Слайд 19

Практикум 1 процесс предмет объект Изучение состава и свойств сметаны разных производителей в автомобиле влияния биологической добавки морской водоросли хлорелла выделение от освещенности выявление электронных устройств анализ модернизация зависимости скорости роста растений на рост и развитие морских свинок из растений с разной окраской листьев изучение растительных пигментов робототехники в России проблем и развития

Слайд 20

Практикум 1 процесс предмет объект Изучение состава и свойств сметаны разных производителей изучение влияния биологической добавки морской водоросли хлорелла на рост и развитие морских свинок выявление зависимости скорости роста растений от освещенности анализ проблем и развития робототехники в России выделение растительных пигментов из растений с разной окраской листьев модернизация электронных устройств в автомобиле

Слайд 21

Практикум 2 Тема: Проверка качества сметаны в домашних условиях Цель исследования : изучение способов определения оценки качества сметаны. Объектом нашего исследования будет являться молочный продукт сметана, предметом исследования - изучение процесса получения и качества сметаны.

Слайд 22

процесс предмет объект Верно/ не верно Тема Проверка качества сметаны в домашних условиях + предмет Изучение процесса получения и качества сметаны - Правильно качество объект Молочный продукт сметана + цель Изучение способов определения оценки качества сметаны - Правильно Определить качество… Оценить качество…

Слайд 23

Практикум 2 Тема : Определение качества сметаны в домашних условиях цель : определить качество сметаны , продаваемой в нашем городе, в домашних условиях. В качестве объекта для исследовательской работы я взяла кисломолочный продукт, предмета исследования – качество сметаны.

Слайд 24

процесс предмет объект Верно/ не верно Тема Определение качества сметаны в домашних условиях + предмет качества + объект кисломолочный продукт (сметана) +- цель Определить качество сметаны, продаваемой в нашем городе, в домашних условиях + - Правильно Определить качество сметаны в домашних условиях

Слайд 25

Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают

Слайд 26

Задачи и методы: Задачи: Методы

Слайд 27

Задачи и методы: Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - Провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу

Слайд 28

Тема: Изучение состава сметаны разных производителей Предмет: состав сметаны Объект: сметана разных производителей Цель: Научиться выбирать качественную сметану Гипотеза: Самая качественная сметана та, которую чаще покупают Вывод №1: Вывод №2: Общий вывод: Рекомендации : Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу

Слайд 29

Опрос Результаты опроса в % « Сметановна »- …% «Простоквашино»- …% Весовая - …% Вывод №1: Сметана «…» пользуется самым большим спросом

Слайд 30

ГОСТ 31452-2012 Сметана. 5.2.1.1 При производстве продукта не допускается применять стабилизаторы и загустители. Крахмал Определение примеси крахмала В чашку Петри накладывают небольшое количество исследуемой сметаны. К ней добавляют 2-3 капли спиртового раствора йода. Появление темно-синей окраски указывает на наличие крахмала в образце сметаны.

Слайд 31

Эксперимент оборудование и реактивы : Образцы исследуемой сметаны Раствор йода Пипетка Чашка Петри Стеклянная палочка Лопаточка или ложечка Номера образцов Таблица для занесения результатов

Слайд 32

Результаты эксперимента Образец №1 Образец №2 Образец №3 Наличие крахмала в исследуемых образцах сметаны Вывод №2: В образце сметаны под № … не содержится крахмал, значит она лучшего качества

Слайд 33

Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают Общий вывод:

Слайд 34

Гипотеза: самая качественная сметана та, которую чаще покупают Общий вывод: Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Самая качественная сметана …

Слайд 35

Рекомендации Покупайте сметану «…», т.к. она не содержит крахмал

Слайд 36

Практикум 3 Гипотеза: среди часто покупаемой сметаны для нашей семьи, возможно наличие некачественной сметаны. Вывод: только сметана, купленная на рынке у частного хозяйства в поселке Александровка, оказалась качественной и очень вкусной. Гипотеза: если в ходе экспериментов в сметане обнаружится крахмал, и она будет плохо растворяться в воде, то она не натуральна. Вывод: сметана «Домашняя» содержит крахмал. Сметана «Домашняя» некачественная.

Слайд 37

Гипотеза: Если в процессе определения качества сметаны использовать различные методы оценки качества и обнаружения фальсификации, то это позволит защитить потребителя от употребления некачественной продукции. Выводы: 1. Из литературных источников мы установили, что сметана один самых полезных молочных продуктов в нашем рационе. Это истинно русский продукт, нигде за рубежом настоящую сметану делать не умеют. 2. При органолептических исследованиях сметаны отклонений от норм в исследуемых образцах не обнаружено. Экспериментальные исследования показали, что исследуемые образцы сметаны соответствуют требованиям. 3. В целом маркировка исследуемых образцов соответствует требованиям.

Слайд 38

Цель: Научиться выбирать качественную сметану Итог: Цель достигнута. Изучив состав сметаны разных производителей, мы научились выбирать качественную сметану.

Слайд 39

Источники информации. Литература 1. Санитарные нормы для школ, внешкольных и дошкольных образовательных учреждений : полный свод новых нормативов и рекомендаций для всех видов образовательных учреждений. - М.: АСТ: Астрель , 2005. – 268 с. – (Образование в документах и комментариях). 2. Человек: анатомия, физиология, гигиена: рабочая тетрадь для лабораторных и практических занятий/ Сост.: О. И. Пятунина, Ю.А. Гусев, В.М. Кузнецова; Бийский пед . гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 131 с. 3. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека / авт.-сост. Н. А. Степанчук . – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.: ил. 4. Экология. 9 класс: Учеб. для общеобразоват . учеб. заведений / Е.А. Криксунов , В.В. 5. http ://www.cntd.ru/sanpin.html http://oede.by/publication/raznoe/vse_o_smetane_jekspertiza_oedeby/#sthash.58Iw5AXn.dpuf http://kulinarika.ru/ http://lada-stoligvo.narod.ru natural-medicine.ru http://prosimkstoly.ru/2381-vse-o-smetane.html http:// detectivebooks.ru

Слайд 40

Тема: Изучение состава сметаны разных производителей Предмет: состав сметаны Объект: сметана разных производителей Цель: Научиться выбирать качественную сметану Гипотеза: Самая качественная сметана та, которую чаще покупают Вывод №1: Сметана «…» пользуется самым большим спросом Вывод №2: В сметане под № … не содержится крахмал, значит, она лучшего качества Общий вывод: Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Самая качественная сметана … Рекомендации : Покупайте сметану …, т.к. она не содержит крахмал Задачи: Методы - работа с источниками информации Изучение имеющихся сведений - провести опрос опрос, математический - провести исследование Эксперимент и наблюдение - сделать выводы Анализ и систематизация - оформить работу

Слайд 41

Т ипичные ошибки выступающих Не выделяется практическая значимость работ. Превышается допустимое время на доклад. В выступлении не всегда отражается структура исследовательской работы. Выступающий не может ответить на вопросы по работе. КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!! размещать текст доклада на слайдах Текст на слайдах должен быть представлен в виде схем, таблиц, нумерованных списков Фон слайдов светлый Шрифт не менее 24 Нет необходимости озвучивать в докладе задачи, актуальность , методы – все это отражено на слайдах

Слайд 42

Задачи: 1 . Помочь приобрести навыки: • формулировать тему, проблему, гипотезу; •различать предмет и объект исследования ; • ставить цель, задачи и подбирать методы исследования; • соотносить поставленную цель и результат исследования; гипотезу и вывод; 2. Отработать полученные навыки на практике. 3. Познакомить с наиболее распространенными ошибками

Слайд 43

Цель: Приобретение навыков организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Слайд 44

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель  исследования —  создать систему успешной ...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....

Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)

В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия  и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-20...