Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа
статья

Бондарева Валентина Викторовна

Выбранный метод, образовательного транзактного анализа,   используется нами как средство психолого-педагогической поддержки учителя и обучения его определенным навыкам, которые могут предотвратить возникновение проблем, и помогают распространить подобную помощь на большие группы в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здорповье поддерживающий ТА57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа.

В.В. Бондарева, к.п.н., педагог-психолог, bond60@mail.ru

Выбранный метод, образовательного транзактного анализа,   используется нами как средство психолого-педагогической поддержки учителя и обучения его определенным навыкам, которые могут предотвратить возникновение проблем, и помогают распространить подобную помощь на большие группы в образовательном процессе. Психообразовательная модель транзактного анализа рассматривает деятельность практического психолога не по схеме: аномалия – диагноз – стратегия лечения – терапия – излечение, а, скорее,  по схеме: неудовлетворенность (трудность) клиента (участника образовательного процесса) -  постановка цели – обучение навыкам – удовлетворенность (достижение цели). И клиент в психообразовательной модели рассматривается не как пациент, а как ученик.

Ключевые слова: образовательный транзактный анализ,  права ребенка в образовательном учреждении,  психообразовательная модель, психолого-педагогическая поддержка, образовательный альянс.    

Как часто школьный психолог сталкивается с позицией учителей, которые склонны обвинять ученика в создании им самим негативной ситуации. На первый взгляд эти обвинения выглядят справедливыми.

Например: «Ученик плохо учится, не посещает школу, поэтому он сам виноват в том, что он неуспешен»; «В. ссорится со сверстниками, игнорирует мнение класса и учителей. Он сам виноват в том, что его не любят»; «А. очень неорганизован и ленив. Он не выполняет домашние задания. Он сам виноват в том, что в его адрес постоянно идут замечания»; «Он сам виноват, что принимает наркотики»; «Он сам виноват, что всем детям интересно, а ему нет» и т. д.

В рамках эксперимента, Михайловой Н.Н. и Юсфиным С.М.  было описано исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. В исследовании принимали участие педагоги и родители. В течение недели они должны были записывать все то, что произносится в адрес конкретного ребенка. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негативные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и только этим отличается от других.

Стоит особо подчеркнуть, что:

- перечисление негативных фактов встречается в педагогической практике гораздо чаще, чем диагностика порождающих их причин;

-   иногда причины известны, и вполне очевидно, что ребенок, по сути, является жертвой обстоятельств. Но взрослые, сами не зная, как ему помочь, продолжают требовать от ребенка «должного»;

-  нередко педагоги отказываются помогать ребенку на том основании, что это «бесполезно», «это ничего не изменит», а потому не стоит тратить время и силы;

-  отсутствие прямых функций, связанных с помощью и поддержкой ребенка в образовании, делает невозможной профессиональную работу педагогов с проблемами ребенка;

-   зачастую сами являясь причиной появления или усугубления проблем ребенка, педагоги направляют его к специалистам (психологам, психоневрологам, юристам и т. д.), чтобы те помогли ребенку избавиться от проблем.

Психолого-педагогическая поддержка рассматривает ситуацию неуспешности ребенка с позиции его права на достойное образование. Эта позиция учитывает следующие вопросы:

  1. Защищены ли права ребенка как ученика? Учитываются ли его
    возрастные и индивидуальные особенности при построении учебного
    процесса? На какую помощь он может рассчитывать со стороны педа-
    гогов? В каких формах он может ее запросить? и т. д.
  2. Защищены ли права ребенка в ситуациях жизнедеятельности
    класса, школы?
    Какова эмоциональная и деловая атмосфера в образовательном учреждении? Каким образом выстраиваются связи и отношения между детьми и взрослыми? На какую помощь и поддержку и от кого ребенок может рассчитывать в ситуации, когда по каким-то причинам он не принимаем сверстниками? и т. д.

3) Созданы ли условия в образовательном учреждении для реализации права ребенка на достойное образование? В чем они заключаются? Каким образом ребенок может ими воспользоваться? Включается ли в понятие «достойное образование» бережное отношение к личному достоинству ребенка? Обеспечен ли он необходимой педагогической поддержкой в ситуациях, угрожающих развитию его достоинства? и т. д.

Если взглянуть на многие проблемы детей с позиции психолого-педагогической поддержки, то становится очевидным, что подавляющая их часть выросла из фактов повседневного и постоянного нарушения прав ребенка взрослыми, в том числе педагогами.

Очевидно, что если мы хотим иметь ученика морально здоровым от негативных внешних посланий, то окружающая его среда должна быть здоровой. Моррилл, Етгинт и Херст (1980) создали модель системных изменений, в которой психотерапевт или школьный психолог может направить свои усилия на достижение организационных изменений. Целью психолога в таких изменениях может быть терапия или консультирование, либо психолого-педагогическое обучение определенным навыкам, которые могут предотвратить возникновение проблем и помогают распространить подобную помощь на большие группы в образовательном процессе. Важно, чтобы выбранный метод и каждая используемая психологом-практиком теория, особым образом способствовала многообразию и интернациональности. При этом появляется поколение новых способов мышления, поведения и принятия решений в отношении к окружающей среде.

Выбранный нами метод, образовательного транзактного анализа (образовательного ТА), использует разработку языковой системы, эффективно коммуницирующей с людьми и не прячется за неясными теоретическими консультациями. В этом направлении практической психологии подчеркивается важность инструктирования клиентов – всех участников образовательного процесса, ориентируя их теоретически и помогая определить личную стратегию, необходимую для действий.

Психообразовательная модель, выдвинутая английским психологом Герни, формулируется так: психолог-практик, работающий по образовательной модели, - это такой психолог, чья деятельность прямо или косвенно вытекает не из желания вылечить неврозы и устранить симптомы и не из заботы об увеличении количества интеллекта на душу населения, а из стремления обучить человека правилам межличностного общения, которые он сможет применять для решения настоящих и будущих психологических задач, тем самым повысив свой уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, психообразовательная модель транзактного анализа рассматривает деятельность практического психолога не по схеме: аномалия – диагноз – стратегия лечения – терапия – излечение, а, скорее,  по схеме: неудовлетворенность (трудность) клиента (участника образовательного процесса) -  постановка цели – обучение навыкам – удовлетворенность (достижение цели). И клиент в психообразовательной модели рассматривается не как пациент, а как ученик.

Основной подход образовательного ТА иллюстрируется хорошо известными состояниями Я  - родителя, взрослого, ребенка. Я – состояния познаются в транзакциях (взаимодействиях) с окружением. Стили транзакций следующие:

1. Я хороший (ОК)  – ты хороший (ОК). Ребенок считает, что он самоценен в этом мире, может формировать концепцию, признается другими как личность и имеет положительную самоидентификацию и положительный образ окружающих.

2. Я хороший (ОК) – ты плохой (не ОК). Ребенок считает, что он самоценная личность, имеет положительный образ себя, но полагает, что мир и окружающие его люди враждебны ему и угрожают его существованию. Ребенок мог быть разлучен с родителями или жестоко наказываем ими. Он мог когда-то воспринимать родителей, как любящих и добрых, но теперь считает их враждебными и жестокими. Наконец, он мог пережить множество других влияний среды.

3. Я не ОК – ты ОК. Ребенок принимает на себя вину за неверный ход событий, является реципиентом негативных сообщений родителей, отягощен чувством вины и т.д. Ребенок полагает, что он плох и не достоин положительной обратной связи со стороны значимых взрослых, членов семьи и прочих. Ребенок такого типа часто совершает правонарушения, проявляет саморазрушающие паттерны поведения и испытывает депрессию.

4. Я не ОК – ты не ОК. Ребенок имеет негативный образ себя и испытывает враждебные чувства по отношению к другим и к окружающему миру. Ребенок получил сообщения, что он не заслуживает похвалы, и не любит тех, кто лишает его внимания и положительного подкрепления. Ребенок такого типа часто мрачен, ироничен, труден в общении как в школе, так и дома, не добр к окружающим.

В «Терапевтическом средстве достижения цели» Гарольд Бойд (1976) показывает, как собственная потребность терапевта об изменении клиента на самом деле мешает или прерывает процесс терапии. Взрослый альянс происходит, когда терапевту не «надо», чтобы клиент изменялся, и он, таким образом, парадоксально обладает большей силой. Мы предполагаем такой же «образовательный альянс» наблюдается, когда учитель приглашает ученика в состояние Взрослого и работает с собственным фасисом ученика, его способностью к росту – развитию автономии, самостоятельному выбору и познанию. Потребность учителя в том, чтобы ученики учились и демонстрировали свой прогресс, на самом деле, приглашает ученика в симбиоз: «Я хочу, чтобы ты делал хорошо» («Достигни этого, чтобы мне было приятно»), доброта и поощрение, как это может казаться, все же является отрицанием автономии ученика.

Подобно развивающему альянсу (Хей, 1995), образовательный альянс - взаимоуважаемый и  выгодный процесс.  Это очевидно, когда каждый, включенный в познавательную ситуацию имеет возможность:

  • осознавать свои собственные мысли и чувства;
  • быть креативным и спонтанным;
  • инициировать действие и право выбора, чтобы способствовать познанию, росту и развитию себя самого, а также других.

В статье журнала «Сценарий» в начале 80 гг. Уильям Крейгер писал, что «психотерапевты похожи на спасателей, вытаскивающих людей из воды; почему не существует какого-нибудь направления, которое учило бы детей плавать?» Мы считаем это сильной метафорой для использования ТА в образовании. Если ученики научатся «плавать» в образовательной среде и в своих личных и социальных отношениях в классе, им потом не понадобится «спасатель».

Труди Ньютон в своей статье «Учим детей плавать»  приводит еще одну метафору в пользу психообразовательной модели: Берн (1971) предполагал, что задача ТА терапевта заключается в том, чтобы удалить занозу из пальца клиента и быть поблизости, пока тот учиться ходить. Если так, то возможно, задачей преподавателя ТА является обучение тому, что есть занозы и как их избежать, как вытащить ту, которую вы неизбежно засадите и куда идти за помощью, чтобы не началась инфекция, если заноза вошла слишком глубоко. Другими словами, образовательный ТА может обладать мощной ролью в поддерживании здоровья и предотвращения личностных патологий.

Литература:

  1. Айви А.Е, Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М., 1999 – 487с

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Екатеринбург, 2001.

  1. Берн Э. ПОЗНАЙ СЕБЯ. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется, Екатеринбург, 2000.
  2. Бондарева В.В. Поддерживающие послания в стилях научения как фактор защиты. Профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении. СПб.: СПбАППО, 2004.
  3. Бондарева В.В. Служба сопровождения школы в условиях модернизации образования. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 8. СПб.: СПбАППО, 2004.
  4. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология.- СПб.: прайм            – ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»)

7. Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный анализ. Издательство     «Социально-психологический центр», СПб. 1996г.

8.  Rosemare Napper & Trudi Newton. Tactics, 2000.

9. Trudi Newton. TEACHING KIDS TO SWIM. Physis and the Educational Alliance. 2004        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающий потенциал современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Применение на уроках химии современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», умение её адаптировать в качестве  здоровьесберегающего потенциала....

"Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы".

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Воспитывающий потенциал образовательной среды современнойшколы: проблемы и пути развития». 1.     Рассмотрены основны...

Старобинский Б.М. «Хватит воспитывать детей! Или современный транзактный анализ»

В этой книге автор приводит свое понимание процесса взаимодействия двух миров: детского и взрослого.Как происходит так называемый процесс воспитания? Можно ли прогнозировать его результат? Как исправи...

Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы

Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....

Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...

Научно-исследовательская работа учащихся как одно из направлений развития инновационного потенциала образовательного учреждения

Статья расскрывает тему значимости научно-исслеловательской работы учащихся в современном образовательном учреждении....