Структура учебной игры и ее классификация.
статья

Даманина Анна Владимировна

В статье представлены особенности структуры учебной игры и ее классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_uchebnoy_igry.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Структура учебной игры и ее классификация.

Игра как форма человеческой деятельности – явление сложное и многоплановое. Дидактические и методические исследования способствуют пониманию роли игры в учебно-воспитательном процессе школы, условий и механизма наиболее эффективного его применения.

В структуру игры входят такие элементы как, игровая задача, содержание, сюжет, роль, игровые правила и игровые действия. Однако учебная игра – это особая конструкция, созданная с педагогическими целями и предполагающая педагогические результаты. Это предполагает наличие дополнительных (к вышеперечисленным) структурных элементов: учебная цель, педагогические результаты и механизм ее функционирования.

Особенностью учебной цели игры является то, что она присутствует в игре в скрытом виде, формулируется педагогом и включает предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития учащихся, достигаемые посредством игры. Педагогические результаты могут быть зафиксированы с помощью различных видов «измерителей». Механизм функционирования игры оформляется в виде сценария игры и представляет совокупность целей, приемов обучения, совместных игровых действий педагога и игроков. Учебной игре также присуще наличие воображаемой ситуации, в рамках которой она моделируются эпизоды общественной жизни. Последнее выражается в том, что реально протекавшие в истории годы и десятилетия в учебной игре могут быть представлены минутами учебного времени.

Поскольку учебная игра принадлежит двум мета системам – учебной и игровой, - в ее структуру входят такие составляющие эти мета системы компоненты, как: учебная цель и игровая задача, содержание, сюжет (игровое поле), игровые правила, роли, игровые действия, механизм игры, игровые и педагогические результаты.

Существует множество оснований для классификации учебных игр. В данной статье в качестве основания для классификации предлагается степень преобладания в учебной игре того или иного структурного элемента игровой деятельности. Таким образом можно выделить

- сюжетно-ролевые игры

- игровые задания

- игры с правилами

Безусловно, данная типология учебных игр должна быть конкретизирована применительно к предмету «История» с учетом его специфики, способов и средств изучения. Приведенная выше классификация, как и всякая классификация условна. Однако она научно обоснована, внутренне не противоречива. Не менее важной проблемой для учителя-практика является определение целостности механизма применения учебных исторических игр различного класса и вида, методические рекомендации по их конструированию и использованию в собственной практике.

Даманина А.В.

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №307 г. Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком

Статья "Структура учебной деятельности в процессе овладения английским языком"...

Эффективность структуры учебного занятия

Дана схема определения эффективности учебного занятия...

Инструкция «Заполнение структуры учебных предметов» по работе в системе LMS «Школа» для преподавателей ОД МСВУ

Инструкция  «Заполнение структуры учебных  предметов»  по работе в системе LMS «Школа»  для преподавателей ОД МСВУ...

Эссе по теме: «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии»

Эссе по теме:«Система и структура учебной деятельностив контексте современной методологии»...

Использование учебной игры «Символы Рождества» для знакомства учащихся со структурой словарной статьи и приемами работы с толковым словарем на английском языке.

Перед  Рождеством в группах учащихся 6-х классов была проведена учебная  игра, посвященная символам этого замечательного праздника. Опытом этой работы мне бы хотелось поделиться. Целью игров...

Комплексное учебно-методическое обеспечение занятия "Классификация продуктов питания"

Уважаемые коллеги! Данное занятие является проектным. Представленный материал содержит как подробные рекоммендации так и свободное пространство для Ваших творческих решений. Желаю всем успешного сотру...