Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский
проект

Лодягина Ирина Владимировна

Описание модели внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский. Внутренняя система оценки качества образования Гимназии представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, оценочных процедур, обеспечивающих на единой методологической основе оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными потребностями всех участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия г. Советский

КОНКУРСНАЯ РАБОТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

«Лучшие педагогические практики муниципальной системы образования»

Описание

модели внутренней системы оценки качества образования

МБОУ гимназии г. Советский

Лодягина Ирина Владимировна,  

учитель истории, обществознания,

заместитель директора по УВР

МБОУ гимназии г. Советский ХМАО-Югры

Содержание работы

Ведение

  1. Цель и задачи внутренней системы оценки качества образования.
  2. Принципы функционирования ВСОКО.
  3. Подходы к разработке и функционированию внутренней системы оценки качества образования.
  4. Организационная структура внутренней системы оценки качества образования.
  5. Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский.
  6. Организация мониторинга оценки качества образования в Гимназии.
  7. Результативность и эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский.

   

  1. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) является одной из компетенций образовательной организации, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Система призвана обеспечить всех заинтересованных лиц объективной, достоверной информацией о качестве образования в отдельной образовательной организации, создать условия для прогнозирования ее развития и принятия необходимых управленческих решений.

Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки. Законом определены разнообразные формы оценки качества образования, а ее регулярное проведение введено в норму функционирования системы образования. Следовательно - качество есть соответствие заданным стандартам, управление качеством - не что иное, как приведение системы к стандарту.

 Модель внутренней системы оценки качества образования в МБОУ гимназии г. Советский определена «Положением о внутренней системе оценки качества образования» и отражает степень соответствия достигаемых образовательных результатов в сравнении с внешней оценкой качества образования, а также социальным и личностным ожиданиям участников образовательных отношений.

ВСОКО МБОУ гимназии г. Советский (далее – Гимназия) разработана и функционирует в соответствии с нормативными актами:

  • пп.13 п.3 ст.28, п. 2ст. 29, ст. 35, п.5 ст.97 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от  31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 15.02.2017 №136);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. №590, приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. №955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» (в ред. Приказа Рособрнадзора №1684, Минпросвещения России №694, Минобрнауки России №1377 от 18.12.2019);
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

нормативными актами регионального уровня:

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 марта 2019 г. №289 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию и развитию региональной системы оценки качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2019-2021 годы»;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 декабря 2019 г. №1632 «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

локальными актами МБОУ гимназии г. Советский:

  • Устав МБОУ гимназии г. Советский;
  • Программа развития МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2023 г.г.;
  • Основная образовательная программа начального общего образования;
  • Основная образовательная программа основного общего образования;
  • Основная образовательная программа среднего общего образования;
  • Документы, регламентирующие ВСОКО: Положение о ВСОКО, Положение о ВШК, Программа ВСОКО МБОУ гимназии г. Советский;
  • План внутренней системы оценки качества на учебный год;
  • Документы, фиксирующие управленческие решения по итогам анализа мониторинговых и контрольных процедур (в приложении);
  • Аналитические материалы ВСОКО: самообследование, публичные доклады (на сайте -https://86gmz-sov.edusite.ru/p72aa1.html);
  • Утвержденный фонд оценочных средств: оценочные материалы и инструменты для определения уровня достижения обучающимися предметных, метапредметных, личностных результатов ВСОКО (на сайте https://86gmz-sov.edusite.ru/p298aa1.html).

1.        ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВСОКО

Внутренняя система оценки качества образования Гимназии представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, оценочных процедур, обеспечивающих на единой методологической основе оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными потребностями всех участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации.

Основная цель ВСОКО – получение и предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности объективной и достоверной информации о состоянии и образовательной деятельности Гимназии, о тенденциях изменения качества общего образования, о причинах, влияющих на его уровень для обеспечения контроля и принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию качества образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

Задачами внутренней системы оценки качества образования являются:

а) на первом организационно-подготовительном этапе:

  • формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей образовательных услуг и эффективном функционировании образовательной организации;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной
    образовательной статистики;
  • осуществление самообследования состояния развития и результативности
    образовательной деятельности гимназии;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательной
    деятельности установленным требованиям;
  • определение степени соответствия основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • определение в рамках исследований степени соответствия качества начального общего, основного общего и среднего общего образования положениям образовательных стандартов общего образования;
  • повышение доступности, объективности мониторинга оценки качества образования;

б) на втором деятельностном этапе:

  выявление факторов, влияющих на качество образования;

  • содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах внутренней системы оценки качества образования; определение перспективных направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
  • отбор вариативных оценочных процедур; создание технологичных оценочных
    инструментов;
  • отбор средств, обеспечивающих информирование участников образовательных
    отношений и широкой общественности о состоянии и тенденциях качества образования в МБОУ гимназии г. Советский;

в) на третьем продуктивно-рефлексивном этапе:

  • применение и совершенствование эффективных методических и технологических
    средств для проведения процедур оценки качества образования, в том числе вариативных, способствующих повышению точности измерений;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в МБОУ гимназии г. Советский;
  • повышение информированности участников образовательных отношений и широкой общественности о результатах оценки качества образования в гимназии.

Ожидаемые результаты:

  • разработка и внедрение системы статистики и мониторинга в Гимназии;
  • применение в образовательном процессе инновационных технологий, организация методического сопровождения по внедрению ВСОКО;
  • достижение качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;
  • прозрачность и открытость системы образования для всех категорий пользователей образовательными услугами;
  • использование результатов системного мониторинга как фактора влияния на эффективность Гимназии для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития;
  • прогнозирование развития образовательной системы Гимназии;
  • стимулирование деятельности педагогических работников по результатам оценки качества образования.

Основная стратегия создания Модели ВСОКО Гимназии реализуется в системе сочетания принципов внешней независимой оценки, внутренней независимой оценки и самоаудита, диалогового формирования путей улучшения.

  1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСОКО

В основу внутренней системы оценки качества образования положены следующие
принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
    образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их образования;
  • открытости и прозрачности процедур оценки качества образования;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
    потребителей;
  • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
  • повышения потенциала внутренней системы оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения
    показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
    многократного использования);
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
    существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
  • сопоставимости системы показателей с муниципальными аналогами;
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
    образования в МБОУ гимназии г. Советский.

  1. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ВСОКО

        Методология ВСОКО представлена в единстве нормативного, критериально-ориентированного, комплексного, деятельностного, информационного подходов.

ВСОКО в Гимназии реализуется в соответствии с вертикалью исполнения полномочий по оценке качества образования на всех уровнях управления образованием. Соответственно, нормативный подход отражается в локальном нормативном акте – Положение о ВСОКО, в котором учитывается преемственность и подчиненность оценочных процедур, проводимых выше стоящими органами управления образования.

  • соответствии с критериально-ориентированным подходом оценивание результатов осуществляется по выделенным критериям, в качестве которых выступают требования к освоению обучающимися основных образовательных программ общего образования.

Использование в качестве методологического основания ВСОКО комплексного подхода нашло свое отражение в формировании совокупности показателей оценки, которые включают в себя как показатели, используемые в других системах оценки (федеральной, региональной, муниципальной), взаимно дополняющих друг друга, обеспечивающих возможность интеграции результатов оценки разных уровней в единые показатели, позволяющие получить точные характеристики оценки качества образования в Гимназии.

Деятельностный подход позволяет представить процесс формирования, развития и совершенствования ВСОКО в динамике, выделить этапность использования механизмов и процедур оценки качества образования.

Информационный подход позволяет изучить результаты и условия образования с единых позиций, исследовать объекты оценивания как единую систему, способствует качественно воспринимать, хранить и передавать информацию, являющуюся основанием для принятия решений о совершенствовании образовательной деятельности Гимназии.

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСОКО

Необходимым условием осуществления ВСОКО является наличие организационной структуры, обеспечивающей на соответствующих уровнях образовательной деятельности Гимназии. Выполняемые функции всех лиц и подразделений, входящих в организационную структуру ВСОКО, подчинены одной общей цели – обеспечению гарантии качества образования. А управление ВСОКО обеспечивается четким распределением ответственности, полномочий и взаимосвязи выполняемых функций.

Управление в Гимназии осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности.  В  Программе  развития  разработана  линейно-функциональная  модель  с элементами матричной структуры организационной административно-педагогической управляющей системы Гимназии.

Система управления и развития в Гимназии образована следующими объединениями, советами и органами: Управляющий совет, Педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, Методический совет, предметные кафедры, Родительский комитет. Система управления является открытой, в ней задействованы не только школьная администрация, но и общественные организации. Эта система прозрачна, понятна для родителей и общества. Система управления выполняет не только контролирующие функции, но и обучающие. Система управления выстроена как вертикально (принцип иерархического соподчинения), но и горизонтально (наличие элементов сетевого управления) в модели, с привлечением коллегиальных органов управления.

Организационная структура, занимающаяся внутренней системой оценки
качества образования включает в себя: руководителей (директор и заместители),
педагогический совет, методический совет, предметные кафедры, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии др.).

Руководители (директор и заместители):

  • формируют, утверждают приказом и контролируют исполнение блока локальных
    нормативных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки
    качества образования;
  • разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на
    совершенствование внутренней системы оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
  • обеспечивают на основе реализации основных образовательных программ начального
    общего, основного общего и среднего общего образования проведение в МБОУ гимназии г. Советский контрольно-оценочных процедур, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организуют систему качества образования в МБОУ гимназии г. Советский, осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития;
  • анализируют результаты оценки качества образования на уровне МБОУ гимназии г. Советский ;
  • организуют изучение информационных запросов основных пользователей внутренней
    системы оценки качества образования;
  • обеспечивают условия для подготовки педагогов к
    осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивают предоставление информации о качестве образования учредителю
    МБОУ гимназии г. Советский;
  • формируют информационно-аналитические материалы по результатам внутренней
    системы оценки качества образования (анализ работы за учебный год; отчет по результатам самообследования и др.);
  • принимают управленческие решения по развитию качества образования на основе
    анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы оценки
    качества образования.

Педагогический совет МБОУ гимназии г. Советский:

  • содействует определению стратегических направлений развития гимназии;
  • содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в гимназии;
  • инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
    по вопросам образования и воспитания учащихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности.

Методический совет, предметные кафедры:

  • участвуют в разработке методик внутренней системы оценки качества образования;
    системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития гимназии;
    критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;
  • содействуют подготовке педагогов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • проводят экспертизу организации, содержания и результатов промежуточной
    аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
  • готовят предложения для руководителя (заместителей) по выработке управленческих
    решений по результатам внутренней системы оценки качества образования на уровне
    гимназии;
  • принимают участие в формировании информационных запросов основных
    пользователей внутренней системы оценки качества образования;
  • принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
    динамику развития гимназии;
  • участвуют в экспертизе качества планируемых результатов; условий организации
    образовательного процесса, соответствия содержания основных образовательных
    программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (и
    вносимых в них изменений, дополнений и уточнений) установленным требованиям;
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
    работников, развитию их творческих инициатив.

Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса, определения технологии и инструментария оценки качества образования. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования могут проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО основным объектом внутренней системы оценки качества образования, её содержательной и критериальной базой являются планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии г. Советский.

Основным объектом оценки личностных результатов служит уровень сформированности универсальных учебных действий, включаемых в три основные блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки сформированности внутренней позиции обучающегося, самооценки, мотивации учебной деятельности, знания моральных норм.

Личностные результаты выпускников основного общего образования не подлежат итоговой оценке.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит уровень сформированности у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг оценки умения учиться.

Оценка достижений метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по предмету и комплексных проверочных работ на межпредметной основе.

Основным объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, соответствующих содержанию учебных предметов.

Оценка достижений предметных результатов проводится в ходе текущего и промежуточного оценивания, итоговых проверочных работ.

Предметами внутренней системы оценки качества образования являются:

–        качество планируемых результатов обучающихся по освоению основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

–        качество реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

–        качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

5.МОДЕЛЬ ВСОКО МБОУ ГИМНАЗИИ Г. СОВЕТСКИЙ

Описание модели. При формировании модели ВСОКО основываемся на положениях Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором дается определение термину "качество образования", под которым понимается "комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающаяся степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т.ч. степень достижения планируемых результатов освоения ООП" (ст.2 гл. II).

Следовательно, внутренняя система оценки качества образования должна осуществляться по следующим направлениям: оценка качества образовательных результатов, оценка качества условий, обеспечивающих образовательный процесс, оценка качества условий, обеспечивающих образовательный процесс. Данное триединство и есть функциональное ядро параметров модели ВСОКО.

Определение этих направлений диктуется, прежде всего, содержанием п.3 статьи 11 Федерального закона, в котором говорится о том, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Исходя из этих положений, модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский включает совокупность структурных компонентов:

  • целевого, который включает цель и этапы реализации модели ВСОКО;
  • содержательного   и   процессуального,   описывающего   принципы,   формы, инструментарий, методики оценки качества образования;
  • результативного, отражающего информацию о результативных продуктах ВСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг.

В основу содержания и структуры ВСОКО положены следующие основные понятия:

  • «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»1;
  • «образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ»2;
  • «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»3.

_________________________________

  1. Пункт 29 статья 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Пункт 17 статья 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Пункт 9 статья 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

Внутренняя система оценки качества образования как совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, направленных на обеспечение оценки качества образования, обладает сложной структурой, которую можно представить в виде модели (упрощенном представлении о реальном объекте), отражающей все ключевые элементы системы и наполненной соответствующим содержанием (рисунок 1).

Рис. 1. Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии г. Советский

Одним из главных элементов, обеспечивающих образовательный процесс, качество которого задает функционирование всей ВСОКО, является образовательная программа.

Таким образом, содержательную основу ВСОКО составляет оценка качества деятельности Гимназии по:

  • оценке условий образовательного процесса;
  • оценке качества реализации образовательного процесса;
  • оценке результатов образовательного процесса.

Функциональным ядром модели ВСОКО является триединство параметров оценки: качества образовательных результатов, качества образовательных программ, качества условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ. Набор этих параметров определяется содержанием пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится о том, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Модель ВСОКО Гимназии – это совокупность структурных компонентов:

  • целевого, который включает цель, этапы и задачи этапов реализации модели ВСОКО;
  • содержательного и процессуального, описывающего формы, процедуры, инструментарий, методики оценки качества образования;
  • результативного, отражающего информацию о результативных продуктах ВСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг. Результативный компонент определяет результаты трех видов, относящиеся к:

а) развитию самой системы оценивания;

б) изменениям в образовательной системе и результатам образования Гимназии;

в) сформированном общественном мнении о Гимназии.

Рис.2. Модель ВСОКО МБОУ гимназии г. Советский – совокупность структурных компонентов

6. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИИ.

Внутренняя система оценки качества образования в Гимназии осуществляется в форме внутришкольного контроля (далее - ВШК), мониторинга образовательной деятельности и условий ее осуществления. Внутришкольный контроль является формой эффективного управления качеством образования в образовательной организации, основной функцией которого является обеспечение жизнеспособности и конкурентоспособности образовательной организации. Одним из инструментов ВШК является оценка, понимаемая как процедура установления соответствия фактических и планируемых результатов. Материалы ВШК используются в рамках ВСОКО в части контроля образовательных достижений обучающихся. К примеру, это результаты итоговой аттестации обучающихся, результаты текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающихся, результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др., состояние материально-технической базы, в том числе оснащенность кабинетов и мастерских, состояние кадрового ресурса Гимназии и др.

            В Гимназии планируются и проводятся все виды контроля учебных достижений обучающихся, осуществляется комплексный подход к выявлению результатов освоения образовательных программ путем проведения диагностических, социально-педагогических исследований, мониторинговые исследования, проведения экспертизы достижений обучающихся и др.

Информационную основу ВСОКО составляет всесторонний мониторинг, а также аудиты условий и состояния образовательного процесса в Гимназии.

Цель мониторинга и аудитов – оценка (самооценка) состояния и тенденций образовательного процесса, выявление отклонений в области качества подготовки обучающихся, анализ причин отклонений. На основе полученной информации осуществляется выработка предложений        для        реализации        на        всех        уровнях управления корректирующих действий.

Мониторинг        и        аудиты        состояния        и        качества        подготовки        организуются        по

распоряжению директора и проводятся руководством Гимназии совместно с разными структурными подразделениями и службами, а также методическим советом.

Основные методы мониторинга - анкетирование, тестирование, контент-анализ документации, самооценка, выборочный опрос и др.

Изучаются и анализируются внешние условия образовательной деятельности (требования и ожидания государства и общества, запросы потребителей образовательных услуг, а также требования к качеству обучения и к качеству подготовки.

Оценочные процедуры мониторинга представлены в соответствии с требованиями. В каждом из документов описаны цель процедуры, ключевые вопросы, участники, инструментарий, результаты оценки, кто анализирует, кто использует результаты, кто принимает решения, виды решений, риски, проблемы.

Используемый инструментарий, который является совокупностью методических (описание технологии, методов, форм, приемов оценки) и технических средств для проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой мониторинга, ее целями и задачами представлен в приложении. План-график проводимых оценочных процедур представлении в приложении.

Рассмотрение вопросов функционирования системы оценки качества образования проводится на заседаниях Управляющего совета, публикуется на сайте Гимназии.

Организация и содержание оценочных процедур ВСОКО

Основными пользователями результатов внутренней системы оценки качества образования гимназии являются:

  • обучающиеся и их родители (законные представители);
  • администрация гимназии;
  • учредитель;
  • Управляющий совет гимназии;
  • Органы государственно-общественного управления.

Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования, в т.ч. готовность к обучению в школе. Проводится педагогами и педагогом - психологом в начале каждого уровня и выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений конкретного учащегося.

Объектом оценки являются: структура, мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями.

Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки рабочих программ и индивидуализации учебного процесса.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической – способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении.

Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, освоения которых зафиксированы в рабочих программах. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само - и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя.

Текущий контроль осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.

Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах.

Тематическая оценка может проводиться как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них.

Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.

Портфолио   представляет   собой   процедуру   оценки   динамики   учебной, интеллектуальной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся.

Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:

- оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;

 - оценки уровня достижения той части личностных результатов,

- оценки уровня профессионального мастерства учителя,

Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя.

Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Проводится в конце учебного года по предметам обязательной части учебного плана Гимназии.

Оценка в рамках промежуточной аттестации, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) является обязательной процедурой,

завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации. Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений выпускников.

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается:

на  уровне  начального  общего  образования  из  результатов  промежуточной        аттестации  и

результатов выполнения учащимися метапредметной работы на основе единого текста, на уровне основного общего образования из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам        внешней        оценки        относятся        результаты        ГИА.        

К результатам        внутренней оценки относятся предметные результаты, результаты промежуточной аттестации по предмету по итогам учебного года. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки; на уровне среднего общего образования из результатов промежуточной аттестации за каждый учебный год.

Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца – аттестате об основном общем образовании, аттестате о среднем общем образовании.

Объективность и легитимность оценки качества образования обеспечивается нормативно-правовой базой, сформированной в Гимназии.

Полученные на основе мониторинга и информационных отчетов подразделений данные о состоянии деятельности Гимназии в области обеспечения качества образования обобщаются и рассматриваются методическим советом Гимназии, после чего отчет о самооценке представляется на рассмотрение Управляющему Совету Гимназии. После рассмотрения на Управляющем совете отчет о деятельности Гимназии  в области обеспечения качества образования публикуется на официальном сайте Гимназии для информирования педагогических работников, обучающихся, родителей.

Результаты ВСОКО - основа отчета о самообследовании, размещаются на сайте Гимназии, а результаты самообследования являются материалов к внутреннему управлению качеством.

7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Функционирование внутренней системы управления качеством образования в Гимназии позволяет достичь следующих эффектов:

  1. Повысить эффективность и результативность управленческой деятельности за счет распределения функций и делегирования полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности Гимназии; за счет создания единой системы диагностики и контроля качества образования, позволяющей принимать управленческие решения, основываясь на фактах; за счет совершенствования системы оценки эффективности управления качеством образования в Гимназии.
  2. Повысить открытость Гимназии: за счет реализации принципов государственно-общественного управления образованием, активного включения органов самоуправления Гимназии в управление качеством образования; за счет создания сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства, адресности информационных потоков.
  3. Повысить качество образования в целом, в том числе: за счет выявления и учета факторов, влияющих на качество образования; за счет создания в Гимназии инновационной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства.

Эффективность и результативность внутренней системы оценки качества образования оценивается по результатам ежегодных мониторингов, проводимых один раз в полгода. Система оценки включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю оценку деятельности Гимназии.

Показатели эффективности проводимых изменений: результаты мониторинговых исследований; результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования и управления качеством образования; результаты самооценки деятельности Гимназии; степень удовлетворенности участников образовательного процесса; количество проектов, реализованных совместно с социальными партнерами; число педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах.

Косвенные показатели, которые возможно проявляются с отсроченным эффектом: повышение результативности и эффективности управленческой деятельности за счет делегирования полномочий и ответственности предметным кафедрам; оптимизация информационных потоков в Гимназии; профессиональная компетентность педагогов в сфере качества образования, готовность решать задачи по непрерывному совершенствованию качества образования; разработка и реализация проектов и программ на основе тенденций развития Гимназии с учетом потребностей участников образовательного процесса, социальных партнеров; конкурентоспособность Гимназии на рынке образовательных услуг; степень востребованности инновационного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

              Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной ...

Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.

В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....

Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области

Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Положение о внутренней системе оценки качества образования

1.1.          Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Поло­жение) муниципального бюджетного общеобразовательного учрежден...

Модель внутренней системы оценки качества образования обучающихся в общеобразовательной организации

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций с целью организации и осуществления эффективного управления по достижению стабильных положительных р...