Личностно-ориентированная технология, совершенствование личности и его талантов
статья

Горшкова Ольга Ивановна

Путь к успеху-это путь по ступенькам дара к дарению через  рождение,выбор, шанс,успех и восхождение. Дар преподносится ребенку как поле возможностей и его творческого развития. Рождение из зерна сомнения и мгновенных порывов новых чувств, эмоций, смыслов собственного творческого роста. Выбор- самоопределение в многообразии видов тврчества и сотворчества. Шанс-преодаление трудностей и обретение устойчивого успеха и мастерства уже ребенком. Успех-результат собственных творческих усилий и дарение своих талантов, идей, сотворческих дерзаний другим. (Ключи педагогики сотворчества) Личностно-ориетированная технология помогает раскрыть личность, его талант и потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talanty_i_lichno-orientirovannaya_tehnologiya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология и совершенствование личности и его талантов.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение в  современной  школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Механизмом реализации социализации являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения. Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты.


Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе ? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей? Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи.

Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.

Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.

Педагог- защитник интересов ребенка, у которого еще нет признания во взрослом мире, особенно у ребенка нестандартного, непохожего на других, либо своими талантами. Здесь подчеркивается важность быть путеводным светом для ребенка в мире взрослых, а для взрослого в мире детства. Педагог-как Вечный Подросток- хранит тайны и взрослых и детей, бережно приоткрывая каждое свое-заповеданное. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать»- так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Личностно- ориентированный урок

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла-совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя на уроке

с личностно-ориентированной направленностью

1.     Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2.     Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3.     Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4.     Использование проблемных творческих заданий.

5.     Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6.     Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7.     Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8.     Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9.     При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. 

Виды заданий для развития индивидуальной личности

Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

·         аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);

·         выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);

·         задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;

·         задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания)

·         выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);

·         задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;

Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

·         требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);

·         требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);

·         выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.

·         задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);

·         проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) Проектная деятельность развивает творческие способности ребенка, креативное мышление, страноведческие знания, ученик становится эрудированным, общительным и уверенным в себе.

Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

·         совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;

·         «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа;

·         творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе. Работа в группе стимулирует  учеников слабого уровня на достижения лучших результатов с поддержкой  лидеров группы, которые демонстрируют образец научных достижений.

·          творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей);

·         задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств каких – либо объектов;

·         совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);

Вывод:

Урок  в  личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация ,   противоречие. Ученики предлагают свои версии решения  проблемы ,чем больше версий ,тем лучше. Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.

Ситуация успеха- главный акцент на развитие таланта ученика, благоприятные условия на уроке дают шанс раскрыть у ребенка потенциал, невероятные способности, нестандартное мышление. Талант каждого ребенка , связанный с разной сферой деятельности: музыкальной, искусством, граффити, иностранные языки и т.д., направляем на изучение   своего предмета, создаем  творческую атмосферу для развития многосторонней личности.

Заключение:

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. В реализации личностно-ориентированного обучения    важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.

Творянин-ребенок, подросток, юноша или девушка, высокие в творении. Он купается в лучах славы, выданной щедро и сердечно, вносит в мир радость, гармонию, дополнение и изменение, становится еще одной отправной точкой его дальнейшего развития. Творянин созидает сначала себя и в себе, а потом вовне.  Творянин-это призвание, обретаемое и венчающее нелегкий путь освоения философии и практики сотворческого успеха вместе с учителем-мастером и со своими сверстниками, путь по ступенькам от дара к дарованию через рождение, выбор, шанс, успех и восхождение (Ключи педагогики сотворчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспи...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

«Личностно – ориентированное воспитание школьников». Изучение личности классного коллектива.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать  его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических метод...