Проектно - исследовательская деятельность
статья (10 класс)

Рогова Ирина Викторовна

Стандарты новой школы должны помочь обучающимся развивать способности конструирования и проектирования. Именно на это и направлена моя работа, как учителя информатики.

По моему мнению, одним из важнейших направлений в образовательной системе школы является включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность.

«В России, как и во многих других странах мирового сообщества, всё большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации». (В.В.Путин)

Миссия школы состоит в формировании образовательного пространства, в котором будут созданы условия для системного, комплексного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающие удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса в школе. Современная школа создает все условия для активного использования современных технологий. Применение информационных технологий на уроках позволяет сохранять заинтересованность обучающихся в освоении знаний, удерживать на достаточно высокой отметке показатели мотивации обучения, выявить в какой области знаний учащийся наиболее талантлив.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарты новой школы должны помочь обучающимся развивать способности конструирования и проектирования. Именно на это и направлена моя работа, как учителя информатики.

По моему мнению, одним из важнейших направлений в образовательной системе школы является включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая направлена на формирование:

коммуникативной компетентности;

информационно-технической компетентности;

 исследовательской компетентностей;

 повышение познавательной активности.

Новое – это хорошо забытое старое. Метод проектов появился не сейчас. В России ещё в далеком 1905 г. — группа учителей под руководством Станислава Теофиловича Шацкого предпринимает попытку использовать проектные методики в обучении. Он писал:

«К исследованию ребенка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребенок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые грозят ребенку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления — это его инстинкт исследования». (Шацкий Станислав Теофилович 1878 – 1934 г.г.)

Но основоположником этого метода по праву считают американского философа и педагога Джона Дьюи. ( Джон Дьюи 1859 – 1952 г.г.)

«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительно написанных текстов, замысел для создания реального объекта, он всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Предполагаемым результатом проекта должен быть вещественный результат.»

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В наше время технологии позволяют создавать виртуальные проекты, что привлекает к работе ещё большее количество обучающихся. Создать проект можно быстро и почти бесплатно. Главное – уметь работать с информацией: искать, отбирать, обрабатывать.

Вся работа педагогического коллектива школы должна быть направлена на достижение цели – формирование информационного образовательного пространства с использованием новых средств информационно-компьютерных технологий.

Задачи:

  • Активизация личностного творческого потенциала учащихся;
  • Овладение учителями-предметниками информационными технологиями;
  • Использование учащимися информационных ресурсов, отбор и систематизация необходимого материала по предмету;
  • Создание программно-информационной базы по предметам.

Проект разрабатывается в соответствии с определенными общими требованиями и предполагает работу группы в составе: учитель – предметник, ученик, учитель информатики.

Выделяются основные этапы реализации проекта.

  1. Проблемно-целевой этап. Выбирается проблемная область, формулируется тема, ставятся цели и задачи проекта.
  2. Этап разработки сценария. Определяется содержание, объем проекта, определяются сроки выполнения работ
  3. Этап исследовательской работы. Поиск, подбор, анализ информации. Изучение и систематизация материала
  4. Этап создания электронной версии проекта. Выбор программной среды, стиля и дизайна оформления, выборка материала для представления на экране.
  5. Защита проекта. Производится публичная защита проекта. Учащийся представляет проект и документацию к нему в соответствии с общими требованиями.

 

Применение информационных технологий на уроках позволяет сохранять заинтересованность обучающихся в освоении знаний, удерживать на достаточно высокой отметке показатели мотивации обучения.

Можно сделать вывод, что метод проектов – один из ведущих методов обучения в условиях ФГОС

На современном этапе основами метапредметной деятельности являются проекты. Обучающиеся легко и с удовольствием приступают к работе. Темы для работ обучающиеся выбирают, ориентируясь на предмет, который будет их профильным при сдаче экзаменов. Но, в силу своего юношеского максимализма, чаще всего они выбирают темы, которые не имеют будущего. Важнейшей задачей для преподавателей направить обучающегося по правильному пути.

Проект должен быть рабочим, должен приводить к цели и быть интересен ещё кому – либо. Проект должен следовать принципу ХОЧУ – МОГУ – НАДО.

ХОЧУ

У каждого есть мечта. Мечта должна быть обязательно, но надо понимать, что в реальной жизни для достижения цели, надо иногда, как в сказке пройти огонь, воду и медные трубы.

МОГУ

В современном мире сначала надо заработать средства на свою мечту, а уже потом осуществлять её (пример – Элон Маск – полёт на Марс). Поэтому начальный проект должен быть лаконичным, экономичным. Результат желательно должен достигаться за минимально короткий срок.

НАДО

Автор должен чётко понимать, что не всегда наши мечты совпадают с потребительскими желаниями общества. Если Вы хотите стать успешным, необходимо работать на запросы общества. Продукт нужный здесь и сейчас – принесет прибыль, а значит, приблизит момент достижения мечты.

Учиться, учиться и учиться – Учиться думать, учиться работать, учиться жить, радуясь и радуя других.

Продукт вашего проекта будет востребован, если он будет понятен и экономически выгоден. Очень важно правильно презентовать свой проект.

Все это соответствует основным свойствам алгоритма – основного закона информатики:

Свойства алгоритма:

1. Дискретность - свойство обуславливается пошаговым характером выполнения алгоритма для достижения конечной цели.

2. Массовость - свойство алгоритма использовать в качестве исходных данных различные наборы и решать целые серии однотипных задач.

3. Конечность (результативность) - свойство алгоритма давать результат за конечное число шагов и за конечное время.

4. Понятность - свойство алгоритма означает, что исполнителю ясно, каким образом выполняется алгоритм.

5. Однозначность - свойство алгоритма для многократного применения к одному и тому же набору исходных данных и получение одного и того же результата.

Продукт проекта должен быть разработан по тем же принципам.

В школе для этих целей каждый год создаётся инициативная группа учителей, которые отвечают за проекты обучающихся. Разработано положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся. Защита проектов проходит обязательную апробацию по методическим объединениям, затем обучающиеся допускаются до официальной защиты. Параллельно, свои работу обучающиеся могут демонстрировать на конкурсах различных уровней.

Удачи Вам и вашим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...