«МЕТОД ПРОЕКТОВ» — ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья

Снигирёва Наталья Федоровна
 

Статья посвящена «методу проектов» в работе с дошкольниками, как оптимальному, инновационному и перспективному методу, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МЕТОД ПРОЕКТОВ» — ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Н Ф. Снигирёва, Шадринский район, Россия

Статья посвящена «методу проектов» в работе с дошкольниками, как оптимальному, инновационному и перспективному методу, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: метод проектов

В современном обществе традиционное обучение сменяется продуктивным образованием, и перед педагогом ставится цель развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей у детей, формирование интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих, решению данного вопроса, является проектный метод.

Т.А. Данилина, Л.С. Киселева отмечают, что метод проектов понимается как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. [2]

Существует много определений проекта, но мы для своей работы взяли определение, данное в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л.С. Киселева и др.). «Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды». [2]

 В соответствии с ФГОС ДО это определение предполагает развитие интересов детей, их любознательность и познавательную активность, научит планировать свои действия, сформирует готовность к совместной деятельности взрослых и сверстников.

   Мы придерживаемся мнения ученых, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.                

Нами было принято решение об использовании метода проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, что позволило определить пути развития воспитанников, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков. Ведь с младенчества ребенок первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает.

 На данном этапе был реализован комплексный педагогический проект художественно-эстетического развития детей раннего возраста «После трех уже поздно». Целью, которого было создание благоприятных условий для реализации эмоциональных и продуктивных возможностей детей раннего возраста. Выполнение проекта велось по 4 блокам: «Чудесные ладошки» -интеграция познавательной и изобразительной деятельностей, «Разноцветная радуга»- игры на развитие цветового восприятия, «Мир вокруг» -детский и взрослый дизайн в развивающей среде, «Вместе»- взаимодействие с родителями.

Также в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям данного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям, прежде всего, к близким и к своей семье. Поэтому социальный проект «Я и моя семья» – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Дети увлеченно беседовали с педагогом о своей семье, о родных, с большим желанием играли в ролевую игру «Семья». Далее на этой же возрастной ступени был реализован педагогический проект «Книжкина неделя». В ходе реализации проекта у детей формировались представления о книге, как источнике знаний, о ее значимости. Особое внимание было уделено развитию связной речи и, конечно же, творческим способностям воспитанников, которые проявились в постановке пьесы-сказки «Теремок» Самуила  Яковлевича Маршака.

На следующем этапе мы работали над проектом «Леонид Куликов - детям» для детей среднего возраста, который был направлен на формирование у дошкольников знаний о Зауральском поэте, авторе сказочных книг Леониде Ивановиче Куликове и на ценностное отношение к произведениям автора через познавательную и творческую деятельность.

Реализация данного проекта способствовала познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно- эстетическому и физическому развитию детей, а также были сформированы основы читательской культуры, интерес к детской литературе.

Наши дети не имеют возможности часто посещать музеи, так как мы живем в селе.   Поэтому, работая над поиском эффективных технологий, был решено с коллегами  о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды.  Был разработан проект по восстановлению музея "Горница", который когда-то существовал в детском саду. После осуществления задуманного дети, участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, рассматривая экспозиции, усваивают опыт социальных взаимоотношений, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, эмоционально оценивать деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми и с предметным миром.

 «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому на данном этапе нами реализуется социально – образовательный проект по ознакомлению с родным краем, как средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Край, в котором мы живем».

Данный проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

         Мы познакомили воспитанников с героем социалистического труда Григорием Михайловичем  Ефремовым, прославившим наше село. Мама одного из наших воспитанников (учитель географии), рассказала детям о нашем земляке писателе, этнографе, полярном путешественнике Д.К. Носилове.  Проведены беседы по ознакомлению с гербом Шадринского района и Курганской области, с Красной книгой Зауралья.

Полученные знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ,  помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота»  

Едва ли не самым важным событием 2020 года в нашей стране, да и в мире, будет 75-летие Великой Победы! Эта отличная возможность ещё раз вспомнить и почтить памятью и вниманием всех тех, кто причастен к этой знаменательной дате, тем, кто дал нам возможность жить в мире и согласии. Чувствовать себя свободными и счастливыми людьми, гражданами нашей необъятной Родины.

Воспитание у детей благодарности и уважения к ветеранам ВОВ, гордости за своих прадедов защитивших Родину, укрепление семейных ценностей и связи поколений предполагается продолжать  в творческой работе «Наши деды воевали за победу».  Начало проекта было заложено в 2019 году -воспитанники совместно с родителями поднимали домашние фотоархивы, записи ветеранов и изучали историю своей семьи во время ВОВ. Дети знакомились с конкретными фактами из жизни старших членов семьи, участников войны в ходе выполнения творческой работы. Мы предполагаем, что в будущем году откликнется больше семей. Воспитанники  с гордостью будут рассказывать сверстникам о прадедах, защитивших нашу Родину. А также активно выражать свое отношение к войне в рисунках.

В дальнейшем проект обогатит и разнообразит образовательный процесс ДОУ.  Повысит уровень патриотического потенциала детей.

В старшем возрасте познавательная активность у детей возрастает «молниеносно», познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Воспитанники все чаще задают вопросы: «Почему? Зачем? Где?  Как? Кто?». Вот где необходимы мудрость, находчивость и терпение родителей. Для нас, очевидно, что во взаимоотношениях между детьми и родителями произошли большие изменения. Дети стали партнерами по совместной деятельности для своих родителей. Все проекты нами проводились при непосредственном и посильном участии родителей, которые помогали искать материал (книги К.И. Чуковского, С.Я. Маршака и других авторов к проекту «Книжкина неделя», произведение «Северные рассказы» К.Д. Носилова), совместно с детьми оформляли «Книжку-малышку» и заучивали роли к сказке «Белочка - умелочка» в проекте «Леонид Куликов - детям»). Родители творчески подошли к созданию  «генеалогического древа» своей семьи, оформили для ребенка семейный альбом «Моя семья», откликнулись и поучаствовали в семейном спортивном празднике «Папа, мама я дружная семья» (проект «Я и моя семья»).

Как показывает наш опыт, метод проектов очень положительно влияет на воспитанников, приобщая их к социокультурным и патриотическим нормам, традициям семьи, общества и государства.  Мы пришли к выводу, что у сверстников поменялись взаимоотношения друг к другу, дети приобрели умение прислушиваться к мнению другого ребенка и выражать свое отношение к сделанному. А родители, вовлекаясь в общее дело, открывали для себя что-то новое в своем ребенке, превращаясь в активных участников, обогащая себя новыми способами общения с ним и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Соответственно содержание нашей организованной деятельности отражалось и в оформлении группы, тем самым изменялась и пополнялась предметно-пространственная развивающая среда, в соответствии с темой проекта и при активном участии детей и родителей.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

Список использованных источников

  1. Даценко Ю.И. Метод проектов. Проект как один из видов познавательного развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / Ю. Даценко. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/mietod-proiektov-proiekt-kak-odin-iz-vidov-poznavatiel-nogho-razvitiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta.html
  2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2013. – 96 с.
  3. Юдина Д. Н.   Как грамотно разработать проект [Электронный ресурс] / Д. Юдина. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/pedagogika/22191-proekt-kak-osnova-sovremennoiy-doshkolnoiy-obrazovatelnoiy-organizacii.html
  4. http://www.ug.ru/archive/35154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Статья из опыта работы по использованию метода проектов на уроках технологии...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

Метод проектов-один из способов реализации ФГОС"

Что такое метод проектов, Виды учебных проектов, Подробное описание этапов,...

Метод проектов - один из способов реализации ФГОС

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стреми...

Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....