Проект как одна из форм исследовательской деятельности
методическая разработка

Яркова Светлана Николаевна

Мастер класс учителя по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_proektnoy_deyatelnosti.docx186.58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master_klassu.ppt953.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект как одна из форм исследовательской деятельности.

С. Н. Яркова

Цель мастер-класса: познакомить участников занятия с особенностями исследовательского проекта, повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием "интерактивное обучение”;

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход мастер-класса:

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Сегодня вы познакомитесь с понятием "интерактивные методы обучения”, узнаете, чем они отличаются от пассивных и активных методов.

Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.

С вами будут проведены три интерактивных практических занятия, в процессе которых вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и закрепите полученные знания, выяснив плюсы и минусы проектной деятельности. Кроме того, вы покажете умение работать в команде.

Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность учащихся.

Итак, мы начинаем.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся.

Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Что же такое проект? Сначала я предлагаю вам решить такую задачу. 

• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное. 
В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. При чём вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная технология является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Исследовательский проект имеет свою специфику. Слйды 7-9

Но при ее применении учителя сталкиваются с рядом проблем. В своем мастер-классе я хочу показать, как можно преодолеть некоторые из этих проблем. Слайд 10 Эпиграф: слова Конфуция

1 этап  -определение темы проекта

Первая трудность, с которой сталкивается педагог это выбор темы.  Например, если взять изучение нового материала, то может получиться так, что учащиеся будут разбираться только в той области, которую они исследовали. Поэтому я предлагаю выбирать темы, которые относятся либо к обобщающим, либо темы на которых возможна интеграция с другими областями. Слйды 11-14

Вторая трудность: как сделать так, чтобы учащиеся захотели работать над проектом. Понятно, что необходим какой-то яркий момент. Это может видеоролик, презентация, интересная информация, случай из жизни.

Как вы видите, мы определили 4 группы вопросов, которые помогут нам решить главную проблему.

2 этап – планирующе-подготовительный. Слайды 15-16

На этом этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются гипотеза, цель, задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

Первое, что должны сделать учащимся, это выдвинуть гипотезу.

- что такое гипотеза? Это предположительное знание еще не доказанное и не подтвержденное.

На первое время при работе с проектом можно давать детям подсказки:

Если….то

Использование …. приведет к

Исследовательский проект подразумевает знание методов научного проектирования. Их необходимо донести обучающимся в доступной для их возраста форме. Слйды 18

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Слайд 17-18. Проект – достаточно трудоемкий вид деятельности. Поэтому для него наиболее подходит групповая форма работы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Как показывает практика, наши учащиеся не умеют строить работу в группе и координировать свои действие им  помогает распределение ролей. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Например, если мы составляем альбом-путеводитель по городу, то мы решили искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные городские объекты. Слайд 19

4 этап. Рефлексивно-оценочный. Слайд 20-21

  • Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний,
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  •  умение  отвечать  на  вопросы  оппонентов;

 уровень успешности презентации определяется впечатлением, произведенным на аудиторию. Представляя свои проекты, учащиеся получают ответ на вопрос «как быть Увиденным, Услышанным, Успешным?». Они должны научиться понимать: все, что плохо преподнесено, может быть плохо принято, независимо от значимости содержания. Кроме того, я хочу предложить вашему вниманию информацию о перечне возможных выходов проектной деятельности: сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник и т.д.

  • Видами презентации могут быть: деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, экскурсия и т.д.

Таким образом алгоритм работы над проектом может выглядеть так

Слайд 22


Практическая часть 7 мин

В нашем педагогическом коллективе уже начался процесс введения метода проектов в образовательную деятельность, но не так активно, как хотелось бы. Почему? В этом нам поможет разобраться интерактивное практическое занятие. Эпиграфом к нашему практическому занятию может стать китайская пословица:

"Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда”

Практическое занятие №1

Работа в малых группах по методике "1-2-все вместе”

Обсуждение вопросов:

1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в нашем учреждении условия для создания проектов? Какие?

(Каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса. После чего каждая группа озвучивает ответы на поставленные вопросы)

Практическое занятие №2

Составить алгоритм выполнения проекта  (Приложение 1)
Работа в малых группах по методике "Диалог”

Задание:

Работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов.

(Каждый участник группы играет определённую роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). (Группа ищет согласованное решение а, затем представляют результаты своей работы.)

Ведущий: Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом состоит из:

1. Подготовки к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбора проблемы (использование метода "мозгового штурма”, разговор о каждой проблеме, голосование за проблему)
3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты (юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать. Просчитывается экономическая составляющая).
5. Реализация проекта.
6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).
8. Рефлексия (проводится через неделю после защиты. Ответ на вопрос: "Что дал проект?”) 

А общую схему проекта можно представить следующим образом:

Карточки с этапами помещаются на магнитной доске

Практическое занятие №3
Работа в малых группах по методу "мозгового штурма”

Тема: Плюсы и минусы проектной деятельности

Цель: Участники занятия должны увидеть преимущества метода проектов.

Правила "мозгового штурма”:

1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

(Идёт работа в группах. Выступление от групп. Обсуждение. ) Слайды 23-24

 

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР–КЛАССА: Рефлексия

Вашему вниманию был представлен мастер – класс по теме: " Проект как одна из форм исследовательской деятельности”. Вы познакомились с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с особенностями исследовательского проекта, проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии.  Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас.(метод песочных часов). Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить.

Слайд 25 Выступления гостей. Оценка результативности мастер – класса. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

2.Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Групповая работа

Практическое занятие: по группам

1 группа

1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в нашем учреждении условия для создания проектов? Какие?

2 группа Составить алгоритм выполнения проекта  (Приложение 1)

3 группа Рассмотреть деятельность учителя и ученика при выполнении исследования , плюсы и минусы (Приложение 4)

3.Рефлексия участников.

- Цели прихода на мастер-класс.

- Что взял полезного.

- Хочется ли что-то отметить.

Дополнительно

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это: рефлексивные умения;

поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии:

неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Решить проблему внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе могут: - создание в школах научных обществ учащихся

- введение элективного курса “Исследовательская деятельность учащихся”

- материальное стимулирование педагогов, занятых исследовательской и

                                                                                                                Приложение 1

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение гипотезы, намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Итоги мастер-класса:

Участники мастер-класса отметили:

1. различные подходы в постепенном создании проблемной ситуации;

2. эффективность метода формулирования проблемных и основополагающих вопросов на основе обобщающих ключевых слов, обеспечивающего содержанию вопроса интегрированный характер;

4. большую пользу от анализа примеров образовательных проектов;

5. полезность многих материалов, которые могут быть использованы в работе учителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект как одна из форм организации исследовательской деятельности Мастер-класс

Слайд 2

Актуальность Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение , особое место занимает проектная деятельность

Слайд 3

Этапы Заключение Представление опыта Деятельностный этап Мой опыт работы по теме Практикум Подведение итогов

Слайд 4

Познавательная задача Загадайте число. Прибавьте столько же. Прибавьте 10. Разделите на два. Отнимите задуманное. В результате у всех должно получиться число 5

Слайд 5

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ? Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Слайд 6

Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированные Творческие Игровые Информационные Исследовательские использование исследовательского метода, который основан на развитии умения осваивать окружающий мир на принципах научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Слайд 7

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Слайд 8

С помощью метода проектов возможно обучить:

Слайд 9

Эффекты метода проектов развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления " Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить"

Слайд 10

Эпиграф «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь!»

Слайд 11

1. Формулируем проблему НЕОБХОДИМОСТЬ НАКОПЛЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ВОЗНИКЛА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ЕЩЕ В ДРЕВНОСТИ. ЛЮДИ, ПОЛУЧИВШИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ДЕЙСТВОВАЛИ ОРГАНИЗОВАННО, КОЛЛЕКТИВНО, МОГЛИ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧАЕМЫЕ ЗНАНИЯ, ХРАНИТЬ ИХ И ОБРАБАТЫВАТЬ, СОВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ.

Слайд 12

2. Формулируем тему проекта Информация в жизни человека ? ? 3. Разрабатываем основополагающий вопрос проекта 4. Формулируем вопросы темы

Слайд 13

Основополагающий вопрос – вопрос, ответ на который невозможно списать не имеет однозначного правильного ответа; возникает снова и снова на протяжении обучения; побуждает задавать новые важные вопросы; намеренно провоцирует учащихся и поддерживает интерес.

Слайд 14

Пример Основополагающий вопрос Проблемные вопросы Как информация влияет на развитие общества? Зачем человеку нужна информация? Откуда человек получает информацию? Как человек получает информацию? \

Слайд 15

4. Выдвигаем гипотезы решения проблемы предполагают ответ на проблемный вопрос,требуют доказательства, возникают как возможные варианты решения проблем, в ходе исследований подвергаются проверке \

Слайд 16

5. Ставим цель исследования Цель – отражает конечный результат \

Слайд 17

6.Планируем ход исследования Выбор методов исследования: 2. Составление плана исследования: порядок проведения исследования; основные этапы исследования \

Слайд 18

Классификация методов исследования Методы исследования Эмпирические Методы наблюдения Экспериментальные методы Методы опроса Социальный опрос Интервьюирование Анкетирование Теоретические Анализ и синтез Специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности

Слайд 19

7. Проводим исследование (самостоятельная работа в группах) Поиск информации (литература, Интернет, электронные учебники, энциклопедии, СМИ и др.) Проведение эксперимента, опыта, наблюдения Интервью, опрос Анализ документов и статистических данных \

Слайд 20

8. Оформляем результаты исследования Презентация Публикации (газеты, буклеты, статья) Электронные таблицы Веб-сайт \

Слайд 21

9.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов; уровень успешности презентации определяется впечатлением, произведенным на аудиторию. Представляя свои проекты, учащиеся получают ответ на вопрос «как быть Увиденным, Услышанным, Успешным?». Они должны научиться понимать: все, что плохо преподнесено, может быть плохо принято, независимо от значимости содержания.

Слайд 22

Этапы работы над проектом: Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио. Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта (черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.).

Слайд 23

Алгоритм создания проекта Проблема Тема проекта Основополагающий вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Гипотезы решения проблемы Цель исследования Проведение исследования Составление плана Выбор методов Оформление результатов Защита проекта

Слайд 24

Преимущества МП данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся; реализуются принципы личностно-ориентированного обучения , когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами; она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету; можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе; это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 25

Рефлексия Вопросы «ученикам» 1. С какими трудностями в процессе разработки проекта Вы столкнулись? 2. Достигли ли вы результата? 3. Появился ли у Вас интерес к проектной деятельности? 4. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с учащимися

Слайд 26

Спасибо за внимание! \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Паспорт проекта: «Реферат на билингвальной основе как форма исследовательской деятельности».

Компетентностный подход в обучении учащихся при написании исследовательских работ на билингвальной основе....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Мини-проект как одна из форм деятельности на уроках информатики в 5 классе в условиях ФГОС

Данная презентация рассказывает об использовании мини-проектов на уроках информатики в 5 классе в рамках ФГОС.Представлены примеры проектов, которые можно реализовать на уроке и (или) в качестве домаш...