«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
статья

Абдурешитова Ление Мустафаевна

Аннотация: в данной статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад зам. директора по УВР Абдурешитовой Л.М.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Аннотация: в данной статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно. Здоровье школьников в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук, однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, необходимо считать задачей, равнозначной обучению наукам, обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом. Все мы понимаем, что это важно. Каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует эти методы, хотя порой и не догадывается об этом.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Принципы здоровьесберегающего урока направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья.  

Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения,  новые формы организации урока. 

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке:

  • Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности), пишут, слушают, рисуют и т.д.
  • Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
  • Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д. Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память. Учитель учитывает темперамент каждого ученика.

В качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику детей и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач педагогики сотрудничества – формирование положительной Я-концепции личности  ребенка.

Технология уровневой дифференциации обучения.

У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики  активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом,  решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки.

Дети  входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Малоподвижный образ жизни не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Учителя нашей школы проводят физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнения, чтобы снять усталость.

Учитель должен:

- проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении;

- обладать педагогическим тактом;

- владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;

- знать основы терминологии физических упражнений.

Организация питания школьников.

Существенную роль в оздоровлении детей составляет горячее питание в нашей школе. Полноценное сбалансированное меню.

Здоровьесберегающие технологии на уроках.

От   правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления.

Так, на уроках литературы, учителя предлагают:

- опережающее домашнее задание: подбор литературного материала, биографических сведений, истории создания произведения,  оформление урока иллюстрациями, музыкальным  сопровождением;

- ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли;

- чтение скороговорок хором, выразительное чтение эпизодов, чтение по ролям;

- игровые моменты: «Корректор», «Узнай героя по репликам»;

- создание синквейна, кластера.

Часто на уроках русского языка учителя используют пословицы и поговорки на тему «Здоровье», которые поистине являются кладовой мудрости народа.

-Здоровье за деньги не купишь.

-Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Учащиеся объясняют  написание слов, участвуют в обсуждении  пословиц, после краткого обсуждения повторяют пословицы вслух.

Основной подход в работе учителей математики - личностно-ориентированное  обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровьесбережения детей учителя  стараются решать на каждом этапе урока.

 Чтобы избежать усталости, чередуют формы и виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах,  группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышления, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся  и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Учителя предлагают интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы,  задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку, трансформацию условия  позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории.

Например, вопросы  из «Веселой викторины» на уроке позволяют переключиться  и немного отдохнуть.

1)Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник,  золототысячник).

2)Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби).

3)Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ-  элекТРИчка).

4)Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

5)Назовите музыкальную меру длины. (ми-ля-  МИЛЯ)

6)Какую форму имеют бульонные кубики? (форму параллелепипеда, а   вовсе не куба).

На уроках физики, химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Преподавание физики и химии невозможно себе представить без эксперимента. Это демонстрация опыта, это лабораторные работы (с обязательной постановкой целей работы и записью вывода в конце работы самими учащимися), что обеспечивает понимание и усвоение учебного материала, приобретение жизненно значимых умений и навыков. Урок географии невозможно представить без работы с атласом, контурными картами. Также применяется работа в парах, составляются опорные конспекты, схемы. Учитель предлагает тестовые задания.

В своей работе учителя стараются следовать принципам здоровьесбережения:

- обоснованность использования методов, приёмов, средств обучения и воспитания (они должны быть проверенными на практике и не наносить вреда здоровью учащихся);

- обязательный учёт психологического состояния учащихся на протяжении всего урока;

- систематичность и преемственность (работа проводится не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке);

- соответствие содержания обучения, объёма учебной нагрузки, уровня сложности учебного материала возрасту учащихся;

- активное включение учащихся в процесс обучения, что снижает риск переутомления;

- создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика (необходимо отмечать даже незначительные успехи учащихся, хвалить их).

Учитель биологии, на своих уроках претворяет в жизнь   здоровьесберегающие технологии, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья учащихся, а также воспитывает культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.  Для  этого учитель использует на уроках различные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение биологических задач, выполнение тестов, рассматривание таблиц, рисунков, выполнение лабораторных работ.

Учебная деятельность по биологии связана с таблицами, наглядными пособиями, раздаточным материалом, мультимедийными пособиями и т.д. Таким образом, происходит использование всех каналов восприятия, что позволяет излагать учебный материал просто, доступно, облегчив процесс его запоминания.

Большое внимание здоровьесбережению уделяют на своих уроках учителя начальной школы. Главная цель учителя - сформировать интерес, мотивацию к познанию, обучению, поэтому на уроках используются разнообразные технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологию проектной деятельности, дифференцированного обучения, ИКТ-технологию, разнообразные игровые технологии, которые применяют учителя на своих уроках: «Словарик», «Найди ошибку», «Вопрос-ответ», а также: «Минутка чистописания», «Комментированное письмо», «Устный счет» и т.д.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Учителя начальной школы на своих уроках следят за оптимальной плотностью урока; рациональным чередованием видов учебной деятельности; эмоциональной разрядкой; правильной рабочей позой. На каждом уроке проводят физкультминутки. Это: гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища; гимнастика пальчиковая;  гимнастика дыхательная; гимнастика для глаз.

Применение различных видов преподавания таких как: словесный, наглядный, самостоятельная работа, работа с учебником, практическая работа облегчают  усвоение темы, предупреждают утомление.

На уроках иностранного языка обучающиеся должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учителя уделяют особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Так работа с аудиозаписью позволяет совершенствовать навыки техники чтения. При обучении аудированию: происходит формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста (слушают, переводят, отвечают на вопросы). При обучении говорению: формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр; чтение хором; составление словосочетаний по схеме.

На уроках истории и обществознания здоровьесбережению способствует смена деятельности на уроке: работа в парах, группах, разгадывание кроссвордов, выполнение заданий из дидактического раздаточного материала, работа с иллюстрациями, мини-лекции, составление опорного конспекта, схемы. На уроках  используются кинофрагменты как средство для дискуссии, беседы, обсуждения,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес обучающихся. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Учителя применяют технологию групповой дискуссии: дети начинают говорить, спорить, доказывать свою точку зрения, поправлять других. Казалось бы, в классе должен стоять неимоверный шум, но ведь одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным – умей слушать других». 

Большое внимание уделяется физическому воспитанию школьников, неразрывно связывая это со здоровьем детей. На уроках физической культуры, в связи с большой травмоопасностью, огромное значение учителя уделяют четкой организации учебного труда и поддержанию дисциплины. Уроки всегда начинаются с обязательной физической разминки и измерения пульса; в основной части урока физическая нагрузка чередуется с отдыхом: упражнения на внимательность, дыхательные упражнения, командные спортивные игры и эстафеты.

На уроках музыки учитель использует следующие методы и приемы: музыкальные загадки, мозаика, анализ музыкального произведения по данному алгоритму, сравнительный анализ  двух фрагментов музыкального  произведения по таблице;  практическая работа: составление ассоциационного облака по теме, работа с карточками, работа в парах, работа  в группах (по рядам) по разучиванию песни, анализ и самоанализ ответов, самооценка и взаимное оценивание, прием «Вопрос-ответ», игровые приемы.

На уроках изобразительного искусства учитель  использует различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения. Для развития наблюдательности применяются  следующие методы: беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка, работы; групповые, творческие, дифференцированные виды работы;  парные, индивидуальные, коллективные формы работы.

На уроках технологии постоянно ведется индивидуальная работа с детьми, уроки проходят в благоприятной для детей психологической атмосфере. Учителя используют в своей работе инновационные технологии, различные формы и методы обучения, возможности кабинета для проведения уроков. Работают над развитием каждого ребенка, реализуя дифференцированный подход, используя фронтальную, индивидуальную, групповую форму работы учащихся, контроль качества работ учащихся. На каждом уроке учителями проводится инструктаж по технике безопасности.

Здоровье самого учителя.

Немаловажным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние. 

Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – улыбка. У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

И давайте помнить о том, что  Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также, доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой.

Будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...