Консультация "Групповые технологии"
консультация

В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека.

Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции – соперничества по врожденным программам самоутверждения личности.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_tehn.docx467.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО

 СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Составила: Логинова С.С.– воспитатель

Тема: Технология группового взаимодействия и воспитания

   Содержание:

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

• подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

• психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

• содержательная (предметная) деятельность;

• завершение (рефлексия);

• проекция на будущее.

Цели групповой технологии:

Обеспечение активности воспитательного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания, развитие мышления воспитанников.

Концептуальные позиции:

В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека.

Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции – соперничества по врожденным программам самоутверждения личности.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

 Разработка новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов. Создание коллектива, способного к сотрудничеству и взаимопомощи.

     Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной

деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

-взаимное обогащение детей в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных

процессов;

-распределение начальных действий и операций (задается системой заданий,

обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и

взаимопонимание;

-обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения

проблемы;

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм:

- группа делится на несколько для решения конкретных задач;

- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные и воспитательные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Безусловно,  групповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:

1.     Повышается познавательная мотивация.

2.     Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.     В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.     Улучшается психологический климат в группе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы.

1.       Групповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия  групповая работа бывает неэффективна.

2.     Организация  групповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.

3.     При непродуманном комплектовании  групп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.

4.     Разделение на  группы может проходить непросто, даже драматично.

5.     В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.

1853e6d9-da15-4dbe-b937-005983475817.jfifРуководители групп и их состав подбираются по принципу:

- объединения воспитанников разного уровня  обученности;

-информированности по данному вопросу;

- совместимости детей, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Во время групповой работы воспитатель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным детям или группе в целом.

 Однородная групповая работа – предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания.

Дифференцированная – выполнение различных заданий

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы возрастает и индивидуальная помощь каждому

нуждающемуся в ней воспитанников как со стороны воспитателей, так и своих товарищей.

При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

(по теории Г.К.Селевко):

1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

3. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи,

Способы деления воспитанников на группы

Делить  на группы можно разными способами. Например: посадить детей в группе таким образом, чтобы хорошо формировались четвёрки из детей, сидящих по соседству, а можно использовать элементы занимательности. Один и тот же способ деления на группы становится детям не интересным уже при использовании его в третий раз. Планируя групповую работу, воспитатель  составляет список каждой группы, заготавливает соответствующие карточки. На занятиях  развития речи - это рисунок пунктуационного знака, на занятии  окружающего мира -  рисунок зависит от времени года и изучаемой темы. Также можно использовать геометрические фигуры или карточки разного цвета. Воспитатель заготовит  столько комплектов карточек, сколько групп он хочет получить. В соответствии со списком каждой группы к спинкам стульев крепятся карточки с рисунками. Затем воспитатель  просит посмотреть на рисунок на стуле и сесть за тот стол, где стоит карточка с таким же изображением. Далее проводится работа в полученных группах:

Используя групповую работу на занятиях  регулярно,  мы поможем  детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать.

         Во время групповой работы воспитатель выполняет разнообразные функции:

-контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок

-работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным детям и группе в целом.

    Разновидности групповых технологий применяемых в работе

c9fbb4d3-ba1d-4d53-a3f2-2fe2704e898d.jfifДиспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений,- сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом зависит от темы, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Педагог продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и  главное, выводы, к которым дети должны прийти в результате обсуждения. Ведущий обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность и заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Цель диспута - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать истинность той или иной позиции (занятие с элементами диспута: «Источники доходов семьи», «Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга? «Планирование семейного бюджета.», «Моя семья»).

Работа мини-групп при подготовке к внеклассным мероприятиям, семейным праздникам («День рождения», «Новый год»); оформление группы.

b376fc04-8107-4493-a82e-e42f29e26177.jfifПри подготовке к занятиям – путешествиям, презентациям. («9 мая - День Победы», «Об армии с гордостью» к (дню защитников Отечества), «Международный женский день», «День Конституции», «День космонавтики» , «День пограничника», «Пасха» , «День защиты детей» и др.

Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы. В процессе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом к друг к другу.

Фундаментальный подход; метод поиска противоречий; метод достижения последовательности выводов;
Метод «да…»но», метод игнорирования; метод видимой поддержки.

 Примеры: конференция, занятие-путешествие.

Результативность группового взаимодействия:

-возрастает глубина понимания учебного материал;

-познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность);

-сплоченность группы резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

-растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

-учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. 

-сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения;

-формируется собственная точка зрения, они учатся ее

аргументировать, отстаивать свое мнение;

     - начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания;;

-общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи;

исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность.

      Не все дети готовы задать вопрос воспитателю, если они не знают чего-то, а при работе в группе дети выясняют друг у друга все, что им не понятно. Или все вместе не боятся обратиться за помощью к педагогу.

Групповые технологии применяются мною во время самоподготовки. Иногда

целесообразно разделить детей на группы и совместно готовить домашнее задание.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...