Консультация "Здоровьесберегающие технологии"
консультация

Ценность педагогической технологии в том, что она конкретизирует

современные подходы к оценке достижений воспитанников, создаёт

условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического

процесса в форме различных педагогических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_3.docx925.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО

 СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Составила: Логинова С.С.– воспитатель

Тема: Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающая технология

 Цели: здоровьесберегающих образовательных технологий:

-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачами  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Создать оптимальные условия  для  психического и физического развития дошкольников. 

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

 Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры:

 -закаливание

-спортивные праздники;

-спортивные развлечения и досуги;

-недели здоровья;

-соревнования;

-прогулки-походы.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Динамические паузы (физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

7a3a9231-1e49-47a8-8ca1-7e2d9ac670e7.jfifПодвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация        

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)        

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.        

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

86be4a8f-9b72-48db-af39-9e5078bea190.jfifПодвижные игры.
В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию. Именно потому, что этот вид деятельности является важной частью процесса воспитания, каждый родитель должен знать, какие именно подвижные игры интересны дошкольникам. Ведь это поможет использовать их в домашней обстановке.

Хороводные игры.
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни

-физкультурное занятие

-коммуникативные игры

-занятия из серии «Здоровье»   

Массаж

Система здоровьесбережения:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

Физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми; соблюдение требований САНПИНА к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

       Впервые о необходимости привития валеологической культуры и ее сущности заявил крупнейший отечественный  микробиолог, врач  И. И. Мечников. Он считал: «Самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

     Ежедневно воспитатели проводят физкультурные минутки, подвижные игры на свежем  воздухе.

    Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время,  которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

   Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

547edcfb-e707-42de-aa0f-18e2e04c9baf.jfif    В группах поддерживается оптимальный температурный режим, благодаря частому проветриванию. Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго отношения к ней.

Темы занятий: «Мы - семья», «Кто я?», «Я - мальчик» , «Я - девочка» и другие.

Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх: «Дом», «Дочки-матери».

Так же используются разнообразные занятия в виде викторин: «Где живет витаминка?», « Полезное - вредное».

c67a4c76-beb0-418c-b563-61b417eb2e8b.jfif   Для успешного формирования здорового образа жизни важно: проводить беседы по тематике закаливания, правильного питания, проводятся спортивные мероприятия: «День Здоровья», «Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, что вредно?».

   В целом основы здоровья закладываются с самого раннего возраста, поэтому воспитателями прикладываются усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.

 Невозможно  развивать ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей  является создание предметно-развивающей среды. В первую очередь детям нужна наглядность, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни (стенды, схемы, макеты тела человека).

   Особое внимание в режиме дня уделяю  проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаю  основные принципы закаливания:

-осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

-недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

-интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

-систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

-рациональная, не перегревающая одежда детей;

-соблюдение режима прогулок во все времена года;

-гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

41b8e554-1beb-4b87-bba8-9e4b3f9b3d7e.jfif  Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

-чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;

-фитоаэрононизация;

-витаминизация;

-полоскание горла;  

-в зимние месяца лук, чеснок.

   Укрепление здоровья осуществляется через физическое развитие детей. Проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, занятия по ЛФК.

 Важно создавать благоприятные условия для развития здорового ребенка, формировать элементарные знания о своем организме, так же формировать осознанное ведение здорового образа жизни.

 Валеологическое воспитание осуществляется, как во время занятий, так и в свободное время. Ребенок должен  не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек живущий в гармонии с собой ,будет действительно здоров.

Функции валеологической культуры, помочь ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образы социального поведения, ориентировать его ценностях группы, коллектива, общности. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода проявления его индивидуальности.

  Для выявления отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни я использовала игровые ситуации, словесную игру «Закончи предложение»:

13e25788-5eab-420b-b20f-75d4b8efcd6a.jfif 1.Здоровый человек – это….

2.Иногда я болею, потому что…

3.Когда мои друзья болеют, то я…

     Так же применяю метод индивидуального подхода. В беседах стараюсь демонстрировать культуру общения, обращаясь по имени, с уважением: «Илья, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»  «Спасибо за ответ»- спокойный и мягкий голос.

    С уверенностью можно сказать: чтобы ребенок был успешным в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками помоги ему в освоении валеологической культуре. Объяснить ему, что такое здоровье человека, и научи соблюдать правила здоровья в отношении себя и окружающих людей!

Десять золотых правил здоровьесбережения:

1.Соблюдайте режим дня!

2.Обращайте больше внимания на питание!

3.Больше двигайтесь!

4.Спите в прохладной комнате!

5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.Гоните прочь уныние и хандру!

8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10.Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...