Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья

Лимонт Елена Александровна

Обобщение опыта по теме 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности через  использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Эта тема сейчас звучит более чем актуально, так как ежегодно проводятся мониторинги формирования функциональной грамотности , в ом числе исследования PISA

Я заметила, что учащиеся не всегда могут проанализировать прочитанный текст. Задумавшись о причинах затруднений, я стала ежегодно изучать данные входного мониторинга сформированности читательской грамотности.

Результаты входного мониторинга обучающихся 5х классов представлены на слайде.

Мы видим, что низкий уровень сформированности читательской грамотности у 35 % обучающихся . На мой взгляд, это достаточно большая цифра!

Но я обратила внимание, что многие ребята на переменах читают. Мне стало интересно, что они читают и в каком объеме.

С этой целью я провела анкетирование в пятых классах. Проанализировав результаты, пришла к выводу: общественное мнение о том, что современные дети мало читают, неверное. Они читают много, большинство читают более двух часов в день, отдают предпочтение художественной литературе и выбор многих обучающихся основывается на школьной программе. Но работа на уроках русского языка и литературы показывает, что читают вдумчиво и осознано далеко не все, ведь уметь читать и уметь читать грамотно –это не одно и то же

Мы с вами  понимаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности, которая является не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способности понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст.

О том, как сформировать читательскую грамотность, задумывались и педагоги прошлых столетий. Так, известный российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал в своей статье «Воскресные школы»: «Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»

Перенимая опыт педагогов 19 -20 веков, я как педагог 21 века, использую в своей практике наиболее действенные методики и технологии для повышения уровня читательской грамотности.

Методик и приемов много, но я расскажу лишь о тех, которые активно применяю в практике

Прием «Словарики» использую при первичном  знакомстве с произведением,  предлагаю обучающимся  читать текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем прошу встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и предлагаю им  разъяснить непонятные слова. При необходимости помогаю.

Этот Данный прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу при первичном знакомстве с любым текстом.

«Прием Верите ли вы, что...»(+ -) может

стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или  параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Иногда этот прием использую при актуализации полученных знаний

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании использую Приём «Лови ошибку»: предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который  передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Этот прием универсален, развивает аналитические способности.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста я использую метод «Письмо с пробелами».. Он подходит в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Например, при знакомстве с порядком морфологического разбора имени существительного  или после первичного знакомства с причастием

Данную методику также целесообразно использовать при составлении характеристики героя

Более глубоко понять характер героя помогает творческая работа «Создание сайта или странички в соцсетях персонажа произведения» или  «Досье на персонажа» Интервью. Например, на уроке литературы в 10 классе я даю задание придумать страничку в соцсети персонажа романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Выполнить данный вид творческой работы невозможно без знания сюжета романа, и учащиеся для оформления страницы в соцсети героя произведения снова обращаются к содержанию романа, чтобы уточнить какие-либо факты. Многие учащиеся креативно подходят к выполнению работы.  

И, конечно, в формировании читательской грамотности на уроках русского языка и литературы мне помогает прием Кластера -графической систематизации текстового материала. Практика показывает, что достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным

Использование этих приемов позволило мне повысить у пятиклассников уровень сформированности читательской грамотности , что доказывает итоговый мониторинг в конце учебного года. Диаграмма результатов показывает, что наблюдается положительная динамика роста.

Для повышения уровня сформированности читательской грамотности необходима  систематическая и целенаправленная работа, но в то же время следует понимать, что методы и приемы не должны делать скучной и навязчивой работу с текстом.

Те знания, которые я формирую на своих уроках русского языка и литературы, пригодятся моим ученикам как на других уроках, так и в дальнейшей жизни

Коллеги, впереди нас ждут следующие конкурсные испытания, и я планирую  на практике поделиться с вами опытом.

Если у вас есть вопросы, постараюсь на них ответить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...