Полезные игры во внеурочной деятельности.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

Материал содержит информацию о разных видах игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные игры во внеурочной деятельности и достижение метапредметных результатов по ФГОС

Полезные игры во внеурочной деятельности и достижение метапредметных результатов по ФГОС

Обновлённые ФГОС содержат целый спектр требований к планируемым результатам, и не все из них встраиваются в традиционные форматы учебного процесса. Внеурочная деятельность, в свою очередь, даёт учителю более широкий простор для творчества. О преимуществах геймификации во внеурочных активностях с точки зрения требований ФГОС — игропрактик Анна Петровна Иофина. 

Учим работать с целью

Ещё в начальной школе учителя сталкиваются с проблемой — у ребят не получается держать в голове основную цель. Игра же помогает школьникам потренироваться в достижении цели и при этом продолжить выполнять другие задания подготовительных этапов. 

Экспертное решение. Квест «Весёлые монстрики в Древнем замке». В ходе квеста участники должны попасть в картинную галерею, где находится основной реквизит,  хранящий тайну. Реквизит, в зависимости от цели квеста, может различаться. Универсальный вариант — бутафория для тематической фотосессии (тема может быть приурочена к празднику или тематической неделе в школе). Путь к финальной цели включает несколько (не менее 3) этапов, объединённых общей идеей. За выполнение каждого задания участники получают «старинные монеты». Время прохождения всего квеста строго определено в самом начале. Поэтому чем быстрее участники выполняют предварительные задания, тем больше времени у них остаётся на главный (и самый интересный) зал. Достигнув главного зала, участники должны выкупать право «покупки картины» (для фотосессии) с учётом полученных монет и оставшегося времени квеста.  

Содержание. Игра может быть связана с предметной темой (например, по курсу истории, ИЗО, МХК, литературы) или приурочена к глобальным праздникам (ко Дню музеев, Дню детской книги и другим). Главный приз может включать возможность сделать фото в необычной локации, с уникальным реквизитом или с интересным человеком и т. п. Ценность финального зала квеста может быть изменена под любую другую задачу, но необходимо сохранить ограниченность финансовых и временных ресурсов для развития умения выбирать. 

Какие планируемые результаты развиваем. Умение работать с главной целью; умение действовать в ситуации неопределённости (как компонент функциональной грамотности); навыки коммуникации и кооперации (особенно если участие в квесте будет командным, а также если к цели будут одновременно двигаться несколько команд соперников); финансовая грамотность (умение заработать игровую валюту и потратить её с максимальной пользой), навыки тайм-менеджмента.

Развиваем креативное мышление

Не на каждом уроке у учителя есть возможность, оставаясь в рамках изучаемой темы, развивать креативное мышление учеников. Тем более что в заданиях по многим дисциплинам есть чёткий и конкретный верный ответ. Но умение придумывать, нестандартно мыслить во многих профессиональных областях может рассматриваться как конкурентное преимущество. Поэтому работа в этом направлении важна не только с точки зрения требований ФГОС, но и в рамках будущего профессионального самоопределения школьников и их реализации в профессии.

Экспертное решение. Игра для подростковой группы «Твой стартап и Голубой океан». Игровой формат предполагает работу в группах, которые формируются случайным образом; оптимально, если в команду попадают малознакомые или совсем незнакомые участники. Желательно предусмотреть, чтобы у модератора игры была возможность периодически менять состав групп, в том числе для максимального проявления каждого участника. Вплоть до того, чтобы в одну группу собирать наименее активных подростков, самых активных участников и т. п. 

Содержание. Организуются команды, которые должны предложить и презентовать идею стартапа. Затем участникам даются изменённые условия функционирования их стартапа, и они коллективным решением должны найти выход из сложившейся ситуации, предложив, как именно они будут действовать, в том числе меняя идею стартапа или особенности её реализации в других обстоятельствах. На этапе подготовки к этой активности модератор должен сформулировать ряд внешних факторов, которые будут оказывать влияние на стартап. В зависимости от опыта самого модератора и команд-участников меняющиеся условия могут выпадать рандомно (через использование Шляпы перемен, Руки Провидения и т. п.) или выбираться для каждой команды самим модератором (что может рассматриваться как более сложный вариант для хорошо подготовленных команд). Особый интерес у ребят к участию в таком игровом кейсе будет определяться желанием многих из них развивать свой бизнес в будущем.

Какие планируемые результаты развиваем. Креативное мышление; навыки  коммуникации и кооперации (при работе в команде); умение действовать в ситуации неопределённости (как компонент функциональной грамотности); навыки проектной деятельности.

Также по теме: «Что такое креативное мышление и как его развивать?», «Нестандартные педагогические приёмы и повышение мотивации учащихся».   

Непривычные роли в команде и развитие компетенций

В любом классе есть ученики, не расположенные к активной деятельности в команде или других формах активности. Класс по своей сути уже является устоявшимся коллективом, где каждый играет свою привычную роль и выходить из неё не очень хочет. Но нередко в общении с родителями или самими учениками мы узнаём, что за пределами школы такие ребята более активны и креативны. Это говорит о том, что в стенах школы и/или конкретного класса для них не созданы условия, в которых они могут выйти за привычные рамки. В числе прочего, задача учителей и школы — помочь ребёнку проявить себя в разных ситуациях.

Экспертное решение. Инструментов развития таких навыков множество. Например, при формировании команд можно объединять участников со схожими ролями (например, в одну — явных лидеров, в другую — любителей отмалчиваться, в третью — мастеров презентации). По законам существования самой команды участникам придётся взять на себя непривычные роли. Так, лидеры, привыкшие выдвигать свою идею, столкнутся с достойными соперниками с не менее интересными предложениями. В сложившейся ситуации им предстоит научиться договариваться (что лидерам бывает крайне сложно делать). Молчунам и тихоням придётся что-то придумывать, а также выступать перед публикой. Выход из зоны комфорта помогает развитию необходимых навыков и компетенций, даёт возможность лучше понять себя, оценить свои сильные и слабые стороны, найти точки роста. 

Навыки коммуникации и кооперации

Командная работа помогает развитию навыков коммуникации и кооперации.

Экспертное решение. Нужно практиковать формирование команд разными способами. 

  • По выбору самих участников: школьники выбирают тех, с кем им комфортно, с кем проще распределить обязанности внутри группы. Интересно наблюдать, как образуются такие группы, как ребята в игровом формате (особенно если знают, какие задачи предстоит решать) подбирают себе команду участников с разными сильными сторонами, как на практике применяются навыки самооценки и взаимооценки. 
  • Случайным образом: в одну команду попадают участники, выбравшие тот или иной цвет, объект, предмет, или участники с фрагментами одной картинки. 
  • Команды формирует педагог: учитель подбирает разноплановых участников с учётом задачи, которую предстоит решать. 

Посмотреть на свои компетенции со стороны помогает и ещё один приём. В рамках организованной командной работы на этапе окончательной или промежуточной рефлексии командам-соперницам предлагается проанализировать свои компетенции и компетенции противников, сформулировать конкурентные преимущества и слабые стороны. Важно, чтобы ребята называли и сами навыки, компетенции, давали им оценку, имели возможность поразмышлять, кто является носителем этой компетенции (вся команда соперников, её лидер или один из участников). Время от времени можно практиковать ротацию состава команды после этапа промежуточной рефлексии. 

Какие планируемые результаты развиваем. Коммуникативные навыки; навыки кооперации, самооценки и взаимооценки.

 

Также по теме: вебинар «Навыки 4К в современной школе: как формировать и оценивать».

Навыки презентации

Проектная деятельность — одно из важных направлений, с которыми мы должны познакомить школьников. И если сам процесс работы над проектом и его продуктом ребятам более или менее понятен, то формат презентации результатов проектной деятельности часто становится для них «моментом истины». Как показывает практика, к публичной презентации большинство школьников оказываются не готовы. В рамках игры развивать такие навыки значительно легче.

Экспертное решение. При формировании команд каждой из них предлагается презентовать себя — придумать и обосновать название, девиз. При необходимости можно на каждом этапе игры или иной образовательной активности практиковать презентацию результатов этого этапа. Если игровой формат является частью проектной деятельности, то и презентацию своего продукта, идеи, разработки также можно планировать. Если нужно активизировать готовность каждого участника к презентации, можно поставить условие, что презентующего за 1 минуту до начала будет выбирать модератор или команды-соперники (а не сама команда). 

Также идею с презентацией можно встроить практически в любую активность. Тема активности — «Достопримечательности разных стран» (и, может быть, даже разных эпох)? Пусть каждая команда анонсирует свои преимущества, а другие участники голосуют игровой валютой. Нужно выбрать самую успешную идею стартапа? Все команды презентуют, а условные инвесторы выбирают проект для финансирования.  

 

Также по теме: вебинары «Качественное сопровождение школьных проектов в рамках учебной нагрузки учителя-предметника», «Проектная и исследовательская деятельность в школе: требования ФГОС и цифровые решения»; статьи «ЯКлассные идеи для школьных весенних проектов» и «Игра сквозь призму ФГОС: экспертное мнение и образовательный результат».  

 

Предлагаемые подходы можно использовать для любых форм образовательных активностей. Игровой компонент может стать и частью урока, и ключевой идеей общешкольного мероприятия. Соблюдение требований ФГОС на самом деле не главная цель. Ведь для каждого педагога самое важное — это его ученики. Игровой подход помогает нам раскрыть в ребятах скрытые таланты, помочь им почувствовать себя увереннее и подготовить их к жизни. Играйте и выигрывайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные игры во внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС 2-го поколения во всех  5 классах России с сентября 2015 года вводитятся часы внеурочной деятельности. Одной из форм,проведения внеурочной деятельности являются познав...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО ФГОС КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Краткое описание серии внеурочных занятий, направленных  на формирование универсальных учебных действий, необходимых для гармоничного развития личности ребенка, ориентации его в современной инфор...

Настольная квест- игра по внеурочной деятельности

Методическая разработка внеурочного мероприятия по финансовой грамотности настольная квест – игра «Богатыри на ярмарке»методическая разработка внеурочного мероприятия по финансовой г...

Роль дидактической игры во внеурочной деятельности по астрономии

В статье приводятся примеры дидактических игр, используемых на занятиях внеурочной деятельности по астрономии...

Лингвистическая игра во внеурочной деятельности обучающихся (научная статья)

В данной статье рассматривается значение, роль, критерии успешности и место игры в учебно-воспитательном процессе, обосновывается её важность как одного из педагогических феноменов. В ней также показа...