Наставничество в школе
консультация

Кудашева Светлана Николаевна

Наставничество в школе (из опыта работы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo_v_shkole_iz_opyta_raboty.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в школе (из опыта работы).

«Нужно развивать движение наставничества.

Знание – важнейшее конкурентное преимущество

и ключ к прорыву в качестве жизни»

Владимир Путин,

Президент РФ

      Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности – это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.

   Цель наставничества модели «Опытный педагог – молодой специалист»: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне (нацпроект «Образование»).

    Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы.

В 2022 г. в МБОУ «Марьяновская СОШ» пришла молодой педагог на должность учителя математики – Ховатова Людмила Владимировна. Окончив МГПИ им. М. Е. Евсевьева, в 2004 году по направлению «Математика», опыта педагогической работы она не имела. Как молодому специалисту, Людмиле Владимировне была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, активизация обучающихся в обучении, формы работы с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении ЭЖ. Приказом по школе я была назначена ее наставником.

Для структурирования всех действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого, была составлена Персонализированная программа наставничества на один учебный год.

Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.

Задачи:

  1. Изучить профессиональные затруднения и потребности молодого специалиста.
  2. Выстроить индивидуальный маршрут, направленный на успешную адаптацию молодого специалиста.
  3. Сформировать комфортные условия труда для молодого специалиста.
  4. Разработать комплекс образовательных событий по демонстрации приобретенных компетенций, обеспечивающих повышение успеваемости обучающихся.

Содержание деятельности:

  1. Выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.
  2. Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы.
  3. Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков.
  4. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности.
  5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Этапы реализации программы наставничества

Этап 1. Подготовка и обсуждение плана наставничества.

На основании анкетирования и личной беседы, выяснили проблемы, которые необходимо устранить и составили совместный план работы на год.

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста

Работа молодого специалиста на данном этапе включает следующие формы:

• самообучение (наставляемый составляет план по самообразованию)

• участие в вебинарах, семинарах, конференциях

• участие в мероприятиях, организованных в ОО

Этап 3. Совместная работа наставника с наставляемым

По мере необходимости педагоги встречаются в свободное от уроков время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится с ним наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушиваются проблемы наставляемого и даются советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.

Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам.

Этап 4. Оценка деятельности наставника

Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне.

Ожидаемые результаты:

  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
  • обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
  • совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;
  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде).

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования (см. Приложение 1), что позволило выявить следующие проблемы:

  • недостаточность владения педагогическими технологиями;
  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;
  • недостаточные навыки работы с нормативной документацией;
  • отсутствие навыков самоанализа;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была проведена совместная работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы; проведены консультации, в ходе которых Людмила Владимировна была ознакомлена с особенностями современного урока: учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

Совместно с молодым педагогом была составлена карта индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 2), куда были включены следующие вопросы:

  • изучение обновленного ФГОС;
  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • участие в заседаниях методического объединения учителей иностранного языка.

Правильно выбранные формы методического сопровождения Ховатовой Л.В. позволили достичь следующих результатов ее деятельности по итогам первого года работы:

  • значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами по работе и администрацией ОУ;
  • сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и КТП);
  • приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, были успешно проведены открытые уроки, положительно оцененные коллегами и администрацией ОУ, в том числе открытый урок в рамках методической недели школы.

Приложение 1

Анкета для начинающего учителя

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
  • да;
  • нет;
  • частично.
  1. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?
  2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:
  • в календарно-тематическом планировании:
  • да;
  • нет;
  • частично.
  • в проведении уроков:
  • да;
  • нет;
  • частично.
  • в проведении внеклассных мероприятий:
  • да;
  • нет;
  • частично.
  • в общении с коллегами, администрацией:
  • да;
  • нет;
  • частично.
  • в общении с учащимися, их родителями:
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • другое (допишите) ___________________________________________________________
  1. Что представляет ли для вас трудность:
  • формулировка целей урока:
  • да;
  • нет;
  • частично.
  • выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока
  • мотивация деятельности учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;

- формулировка вопросов проблемного характера

  • да;
  • нет;
  • частично;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • подготовка для учащихся заданий различной степени трудности
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • активизация учащихся в обучении
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • организация сотрудничества учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • организация само- и взаимоконтроля учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • развитие творческих способностей учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;
  • другое (допишите) _________________________________________________________
  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • cамообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам; – творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • предметным кафедрам;
  • школе начинающего учителя;
  • другое (допишите) ___________________________________________________________
  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • типы уроков, методика их подготовки и проведения;
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
  • приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;
  • учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • формы работы с родителями;
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
  • другое (допишите)___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "К вопросу о наставничестве в школе".

Аннотация: размышления о роли наставника в жизни молодого педагога с позиции последнего. В статье рассматривается, кто такой наставник в современной школе, зачем он нужен молодому специалисту. Автор у...

Организация наставничества в школе.

Положение и организация наставничества в работе с молодыми специалистами по физической культуре в школе....

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя ф...

Как организовать наставничество в школе

Место наставничества в современной школеВ нашем учебном учреждении практикуется наставничество, как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов. Что это такое?В конце 2018 года б...

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе

Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...