"Технология УДЕ"
учебно-методический материал

Чилданова Ольга Александровна

Технология УДЕ – это системная технология, в основе которой лежит идея подачи обучающемуся знаний крупными блоками. При этом центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие», «свойство» или «закон», вокруг которого, как на столбик пирамиды, нанизываются сходные понятия, действия, операции взаимосвязанных тем, разделов учебной программы. Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, что позволяет формировать у обучающихся ключевые компетенции. Основные концептуальные положения технологии:

- совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции;

- рассматривать во взаимопревращениях определенные и неопределенные задания;

- достигать системности знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ude.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

      Чилданова О.А., учитель химии МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

Одним из факторов повышения качества образования является технология укрупнения дидактических единиц - УДЕ. Использование ее элементов при изучении отдельных тем и разделов помогает нам высвободить время для отработки практических навыков во время практических занятий, при решении задач и изучении нового материала.

Технология УДЕ – это системная технология, в основе которой лежит идея подачи обучающемуся знаний крупными блоками. При этом центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие», «свойство» или «закон», вокруг которого, как на столбик пирамиды, нанизываются сходные понятия, действия, операции взаимосвязанных тем, разделов учебной программы.

Такой подход при изучении тем или даже целых разделов дает возможность устанавливать зависимость между составом, строением и свойством веществ. Обучающиеся учатся делать прогнозы на основе знаний теоретического материала. Применение технологии УДЕ высвобождает время для многократного повторения с обучающимися изученного материала и дает возможность   во время занятий рассмотреть не только стандартные задания, но и решать нестандартные задачи повышенного уровня. Элементы технологии УДЕ также хорошо работают при групповой форме проведения теоретического или практического занятия.

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации, что позволяет формировать у обучающихся ключевые компетенции. Основные концептуальные положения технологии:

- совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции;

- рассматривать во взаимопревращениях определенные и неопределенные задания;

- достигать системности знаний.

Преобладающей дидактической моделью обучения является поисковая, исследовательская, эвристическая. Укрупнение дидактических единиц по П.М. Эрдниеву позволяет:

- применять обобщения на каждом занятии;

- устанавливать логические связи в материале;

- выделять главное и существенное в большом объёме материала;

- понимать значение материала в общей системе знаний, умений, навыков;

- выявлять межпредметные связи;

- сделать более эффективным закрепление материала [5].

Структура и содержание разработанной системы усвоения укрупненного материала с элементами обобщения позволяет установить связь между классами неорганических веществ, формируются обобщенные понятия о связи между составом и свойством вещества. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выданной информации, а именно наличием связей - взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных аналогичных, деформированных и трансформированных задач.

За счет использования идеи укрупнения дидактических единиц, структурно сходных понятий и закономерностей у обучающихся формируются целостные системные знания. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на обучающегося. Я считаю, что УДЕ развивает логическое мышление обучающихся, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно выделять главное, ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Как говорил основатель технологии УДЕ, академик П.М. Эрдниев, «…красной нитью урока, построенного в системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знания видоизмененной. Изучить не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом».

Я реализую элементы данной технологии при изучении разделов органической химии (химия 10 класс). По традиционной системе отдельно рассматриваются классы органических веществ, причём подход к изучению один и тот же: состав, строение, свойства, получение применение. Поэтому можно разные классы углеводородов объединить и рассматривать параллельно, выявляя сходство и различие.

Виды работы на учебных занятиях химии с применением УДЕ

Я полагаю, что, данная технология всецело направлена на достижение основной задачи ФГОС ООО - переход на системно-деятельностный подход в обучении.

Учителя, работающий по ФГОС ООО должен организовывать деятельность учащихся:

  • По поиску и обработке информации
  • По обобщению способов деятельности
  • По постановке учебной задачи

      И деятельность учащихся определяется через формулировку заданий, например, проанализируйте, докажите (объясните), сравните, создайте схему, обобщите (сделайте вывод), выберите способ решения, оцените, придумайте…

И если самостоятельная деятельность учащихся должна занимать 60-70% времени урока, то использование приемов УДЕ дает эту возможность в полной мере.

Исходя из принципа УДЕ: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, например, изучение веществ, которые имеют как сходство, так и различия, т.е. вещества, которые можно сравнивать. В 10 классе различные классы углеводородов рассматриваются отдельно. На изучение каждой группы отводится 7-8 часов, причем подход к изучению один и тот же: состав, строение, свойства, получение, применение. Приступая к изучению Алкенов, и пытаясь сравнить алкены с ранее изученными алканами, обучающиеся затрудняются, так как ранее изученный материал уже забыли. При одновременном изучении всех углеводородов, качество знаний учащихся повышается. Имея такую учебную информацию в виде матрицы, обучающиеся наглядно представляют строение, свойства всех углеводородов, видят взаимосвязь между составом, строением и свойствами, различие и сходство как в строении, так и свойствах и могут аргументировать причинно-следственные связи. Такая наглядная информация учит выделять главное и существенное в большом объёме материала, дает возможность сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, что способствует более глубокому развитию логическому мышлению обучающихся

Раздел химии 10 класса «Углеводороды»  

1 вариант.

Матрица 1. Сравнительная   характеристика   основных   классов   углеводородов

Элементы характеристики

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Циклоалканы

Арены

1

2

3

4

5

6

7

Общая формула

Представители

Нахождение в природе

Тип   гибридизации

ключевых атомов углерода

Отличительный признак

Типы связи

Характерные типы изомерии

Типичные химические свойства

Отношение к раствору

KMnO4 (окисление)

Отношение к бромной воде

Br2 (H2O)

Взаимодействие  с

галогенами (Cl2, Br2)

Каталитическое

гидрирование

Нитрование

(HO-NO2)

Горение

Гидрогалогенирование

(HCl, HBr)

Гидратация

(+ Н2О)

Полимеризация

Применение

,

2 вариант. А) Одновременное изучение непредельных углеводородов; б) одновременное изучение циклоалканов и аренов. При повторении и обобщении всех углеводородов, ученики самостоятельно заполняют таблицу из первого варианта. В любом случае устраняется дефицит времени в отработке сложных заданий и решении задач.

Матрица 2.

Элементы характеристики

Непредельные углеводороды

Алкены

Алкадиены

Алкины

1

2

3

4

Общая формула

Представители

Нахождение в

природе

Тип   гибридизации

ключевых атомов углерода

Отличительный признак

Типы связи

Характерные типы изомерии

Типичные химические свойства

Отношение к раствору

KMnO4 (окисление)

Отношение к бромной воде

Br2 (H2O)

Взаимодействие  с

галогенами (Cl2, Br2)

Каталитическое

гидрирование

Нитрование

(HO-NO2)

Горение

Гидрогалогенирование

(HCl, HBr)

Гидратация

(+ Н2О)

Полимеризация

Применение

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 2, п.29.

2.Кислякова Ю.Г., Мохначев С.А., Сачкова О.А., Симакова У.Ф. Качество образования – объект комплексного мониторинга // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-3. – С. 567-571; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36152 (дата обращения: 12.01.2023).

3.Приказ Минпросвещения России от 13.07.2021 N 449 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64689).

4.Сосина И. Н. Система качества образования в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 315–318. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56309.htm.

5.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения, ч.1. -  М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...