Применение компьютерных технологий в инновационной деятельности педагога.
статья

Меньшакова Виктория Владимировна

Компьютерные технологии представляют собой набор инструментов, программного обеспечения и методов, которые используются для обработки, хранения, передачи и управления информацией с помощью компьютеров и других цифровых устройств.

Инновационная деятельность учителя с применением компьютерных информационных технологий – это вопрос, который находит отражение в многочисленных статьях на конференциях, в интернете, методической литературе.

Цель работы: рассмотреть организацию использования ИКТ в деятельности современного учителя, а также изучить влияние компьютерных технологий на инновационную деятельность педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы: Применение компьютерных технологий в инновационной деятельности педагога.

Введение.

Компьютерные технологии представляют собой набор инструментов, программного обеспечения и методов, которые используются для обработки, хранения, передачи и управления информацией с помощью компьютеров и других цифровых устройств.

Информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии за последние два десятка лет оказали существенное влияние на развитие педагогических технологий.

Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в современной школе.

Инновационная деятельность учителя с применением компьютерных информационных технологий – это вопрос, который находит отражение в многочисленных статьях на конференциях, в интернете, методической литературе.

Цель работы: рассмотреть организацию использования ИКТ в деятельности современного учителя, а также изучить влияние компьютерных технологий на инновационную деятельность педагога.

Всё многообразие использования компьютерных ресурсов и информационных технологий, направленных на решение задач учебного процесса и реализации требований ФГОС в данной работе отразить, безусловно, невозможно.

Для достижения поставленной цели можно сформировать следующие задачи:

  • изучение основных компьютерных технологий;
  • анализ примеров применения технологий;
  • выявление преимуществ использования информационных технологий;
  • анализ возможных проблем.

1. Теоретические основы применения компьютерных технологий в образовательной деятельности.

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной компьютеризацией, затронувшей практически все сферы жизнедеятельности общества. Навык работы на персональных компьютерах является условием успешной деятельности людей самых разных профессий, знание информационных технологий перестало быть прерогативой производителей техники и программистов. Сфера образования, являясь подсистемой современного общества, также подвержена упомянутым изменениям.

Инновационная деятельность педагога представляет собой творческий процесс, направленный на разработку, внедрение и использование новых идей, методов, технологий и подходов в обучении и воспитании обучающихся. Это деятельность, которая предполагает активное использование исследовательских и экспериментальных подходов для улучшения образовательного процесса.

Инновационная деятельность включает в себя как внедрение новых образовательных программ и материалов, так и современные методы преподавания, способствующие вовлечённости обучающихся и их активному участию в процессе обучения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – необходимый шаг в развитии современной школы. Компьютерные технологии как инструмент инноваций в образовании имеют огромное значение. Основными компьютерными технологиями, применяемыми в педагогике, являются:

  • мультимедийные технологии;
  • интернет-ресурсы;
  • образовательные платформы;
  • облачные технологии;
  • игровые технологии.

Преимущества использования компьютерных технологий в образовательном процессе заключается в следующем:

  • поддержка разнообразных форм обучения;
  • доступность образовательных ресурсов;
  • персонализация обучения;
  • упрощение административной работы.

Современные средства инновационных и коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Применение компьютерных технологий в образовательной деятельности открывает новые горизонты для инновационной деятельности педагогов. Эти технологии не только способствуют внедрению современных методов обучения, но и помогают создавать более адаптивные и инклюзивные образовательные среды, что, безусловно, способствует повышению качества образовательного процесса. Экспериментирование с новыми подходам и постоянная адаптация технологий к потребностям обучающихся являются ключевыми факторами успешной инновационной деятельности в сфере образования.

2. Применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Мультимедийные технологии играют важную роль в образовательном процессе, предлагая разные форматы для предоставления информации. Основные примеры включают:

  • презентация: использование программ (PowerPoint, Prezi) для создания визуально привлекательных презентаций позволяет структурировать информацию, выделяя ключевые моменты через изображения, схемы и графики. Это улучшает запоминание т понимание материала.
  • видео: включение образовательных видео даёт возможность обучающимся увидеть практические примеры, лучше понять сложные концепции.
  • анимация: использование анимаций и интерактивных моделей в предметах STEM позволяет визуализировать процессы и явления, облегчая их восприятие.

Применение мультимедийных технологий положительно сказывается на мотивации обучающихся, т.к. интерактивный и разнообразный контент делает процесс обучения более увлекательным. Практически все обучающиеся вовлечены в занятия, поскольку мультимедийные элементы помогают удерживать их внимание и интерес к изучаемым темам. Исследования показывают, что использование мультимедия может повысить уровень вовлечённости на 30 – 40%.

Интерактивные обучающие системы существенно трансформируют процесс обучения, делая его более активным и затрагивая разные каналы восприятия информации.

Так, использование интерактивной доски позволяет педагогу отображать мультимедийный контент, проводить интерактивные занятия, где обучающиеся могут напрямую участвовать в обсуждении или решении задач.

Образовательные платформы помогают организовать учебный процесс: учитель может загружать материалы, проводить опросы, вести обсуждения и отслеживать прогресс обучающихся, что улучшает коммуникацию между учителями и обучающимися.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе значительно обогащает образовательный опыт, делает его более интерактивным и адаптивным к потребностям обучающихся. Использование мультимедийных технологий, интерактивных систем и электронных учебников создаёт динамичную и образовательную среду, способствуя лучшему усвоению знаний, повышению мотивации и вовлечённости обучающихся.

3. Использование ИКТ в деятельности современного учителя.

Стратегия внедрения ИКТ в образовании на уровне средней школы зависит от таких глубинных причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится.

Формирование первичных базовых навыков по работе со средствами научно-исследовательских технологий начинает системно закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности российских школ очень важно учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования.

Обучение программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от выбранной программы и квалификации преподавателя, причём в основном в старших классах средней школы. Пока образовательные проекты с использованием средств ИКТ проводятся не во всех российских школах. Но, по мере внедрения новых педагогических технологий и повышения уровня популярности проектной методики обучения число таких школ неуклонно растёт. Разновидность проектов – телекоммуникационные проекты – неизменно сопровождаются активной перепиской участников проектов, осуществляемых по электронной почте.

Интенсивность использования компьютеров учителями в предметном изучении во многом зависит от уровня развития рынка программных средств учебного назначения. Спрос на качественные электронные энциклопедии, учебные тренажёры, симуляции, модели и игры, выполняемые на высоком методическом уровне, возрастает.

Однако недостаточно активное использование программных средств учебного назначения и ресурсов Интернет на уроках объясняется, прежде всего, тем, что учителя-предметники не имеют достаточной подготовки в области использования средств ИКТ в образовании, а также отсутствием должной мотивации по переводу учебного процесса на современный уровень.

Пока ещё недостаточное количество современных учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера и Интернета.

Эффективность подобного обучения, оказывается, велика только в том случае если курсы по основам компьютерных технологий проводится по специальным программам, раскрывающим дидактические свойства данных средств ИКТ, т.е. показывающие учителям конкретные направления применения средств ИКТ в учебном процессе, самообразования учителей и т.д.

В целом современные российские учителя положительно оценивают значение Интернета как средства для поддержания учебного процесса.

4. Проблемы и перспективы использования компьютерных технологий в образовательной деятельности.

При применении компьютерных технологий могут возникнуть трудности и риски. Основными проблемами являются:

  • технические трудности: периодические сбои в работе программного обеспечения, проблемы с Интернет-соединением и несовместимость устройств могут негативно повлиять на ход учебного процесса. Это может привести к потере времени, снижению мотивации обучающихся и трудностям в освоении материала.
  • недостаток подготовки педагогов. Многие учителя не обладают достаточной квалификацией для эффективного использования компьютерных технологий в образовательной практике. Это может быть связано с устаревшими методами обучения, недостатком доступа к обучению и ресурсам, а также с отсутствием поддержки со стороны образовательных учреждений.
  • отсутствие необходимого оборудования. Нехватка современных компьютеров, программного обеспечения и доступа к высокоскоростному интернету в школах затрудняет внедрение цифровых инструментов в учебный процесс.

 Перспективами развития компьютерных технологий в образовании являются:

  • развитие искусственного интеллекта, который будет всё чаще внедряться в образовательные процессы для создания персонализированных учебных маршрутов, автоматизации рутинных задач, таких как оценка знаний и предоставление обратной связи на задания обучающихся.
  • виртуальная и дополнительная реальность (VR/AR). Эти технологии могут превратить образовательный процесс в интерактивный и захватывающий опыт.

Ожидается, что в ближайшие 5 – 10 лет большинство образовательных учреждений начнут активно использовать искусственный интеллект и VR/AR для создания интерактивной среды обучения. Это также будет включать расширение доступа к ресурсам и к курсам через онлайн-платформы и использование технологии «смешанного обучения».

С переходом к цифровым технологиям роль педагога изменится с традиционного источника знаний на фасилитатора учебного процесса. Вместо прямой передачи информации, учителя становятся помощниками в освоении материалов, сопровождая учащихся в их индивидуальных и групповых проектах.

В условиях стремительного изменения технологий учителям нужно регулярно обновлять свои навыки и знания. Это включает участие в тренингах, вебинарах и курсах по внедрению новых технологий, чтобы оставаться в курсе современных образовательных тенденций и инструментов.

Использование компьютерных технологий в образовании предоставляет множество возможностей, но и создаёт определённые трудности и риски. Понимание этих аспектов, а также активное развитие технологий и адаптация педагогов имеют решающее значение для успешной интеграции ИКТ в образовательный процесс. Будущее образования с использованием цифровых технологий зависит не только от развития самой технологии, но и от способности педагогов применять их для повышения качества и доступности образования.

Заключение.

В ходе работы над данной темой были рассмотрены ключевые аспекты использования компьютерных технологий в образовательной деятельности, а также выявлены как проблемы, так и перспективы их внедрения.

Основные выводы:

  1. проблемы внедрения. Использование ИКТ в образовании связано с рядом трудностей, включая технические сбои, недостаток подготовки педагогов, а также нехватку необходимого оборудования.
  2. Риски цифровизации. Чрезмерное использование технологий может привести к цифровой зависимости у обучающихся и снижению качества межличностных взаимодействий.
  3. Перспективы. В то же время, компьютерные технологии открывают новые горизонты для образования, благодаря таким инновациям, как искусственный интеллект и виртуальная реальность, которые могут значительно повысить интерактивность и доступность учебного материала.
  4. Роль педагога. В условиях цифровизации изменяется роль педагога, который становится не только источником знаний, но и фасилитатором, помогающим обучающимся освоить материалы и развивать умения. Педагоги должны адаптироваться к новым требованиям и постоянно обновлять свои профессиональные компетенции.

В заключении можно утверждать, что использование ИКТ современными учителями в общеобразовательных предметах основной школы ведёт к повышению качества образования.

Практика показывает, что обучающиеся с большим успехом, чем взрослые, осваивают компьютер и технологии.

Более значимым становится ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых.

Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний обучающихся.

Список литературы.

  1. Воронов, А.В. Развитие единого информационно-образовательного пространства – залог качества образования/ А.В.Воронов// Столичное образование сегодня.- 2008.- №3.- С.3-8.
  2. Зеков М.Г. Информатизация школьного образования // Минск, 2006. – 288 с.
  3. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования/ под ред. Г.И. Николаенко - Минск: АПО, 2010- 224 с.
  4. Полат, Е. С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  /  под ред.  Е. С.  Полат.  -  М.  2008.
  5. Шевцова, Л. А. Необходимые педагогические условия формирования готовности современного учителя к использованию ИКТ в педагогической деятельности.   http://matrix.e-publish.ru/docs.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования

Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования....

Педагогический опыт "Инновационная деятельность педагога и обучающихся во время выполнения проектов с использованием информационных технологий на занятиях журналистикой"

Сущность представленного педагогического опыта – в описании системы работы по использованию на занятиях журналистикой активного метода проектного обучения, как  наиболее оригинального и эфф...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...

Инновационные здоровьесберегающие технологии в практической деятельности педагоговю

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки направленных на улучшения здоровья обучающихся....

Инновационные здоровьесберегающие технологии в практической деятельности педагогов.

В работе представленыинновационные здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках музыки в общеборазовательной школе....

Применение компьютерных технологий (обучение педагогов работе с интерактивной доской)

Интерактивная доска -  это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор....