Маршрут индивидуального роста (МИР)
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Леонова И.А.

Практика по построению образовательной среды для выявления и индивидуального опровождения высокомотивированных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Локшинская СОШ»

2021 год

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Наименование Проекта

Маршрут индивидуального роста (МИР)

Направление,

по которому заявляется Проект

Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников

Продолжительность,

сроки реализации Проекта

Продолжительность проекта: 2 года

1 этап: 1 сентября 2021 г. - 30 июня 2022 г.

2 этап: 1 сентября 2022 г. - 30 июня 2023 г.

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема

С открытием «Точки роста» в 2021 году появились условия для проведения исследовательской деятельности: современное оборудование, проученные педагоги, сетевые партнеры, научное сопровождение со стороны ВУЗа. В 2020 году были проведены мероприятия, мотивирующие на исследовательскую деятельность («Путешествие в научную лабораторию», «В мире естественных наук», «Гениальное рядом» и др.). Мероприятиями охвачены обучающиеся, начиная от воспитанников дошкольных групп до учащихся 11 классов. На базе Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» организованы курсы, программа которых включает проведение исследований и экспериментов (ЭксперитентУМ, Зелёная лаборатория, Юный исследователь, Химия для любознательных, Удивительный микромир и др. ). Школой заключен договор с КрасГАУ о научном сопровождении. Сетевым партнером по программе «Экомониторинг» является Ужурский ЦДО.

Между тем, исследовательская деятельность не пользуется популярностью среди подростков, т.к. выбор направления и темы исследования остается за педагогом. Учитель-предметник или педагог дополнительного образования по-прежнему остаются инициатором исследования, не предоставляя подростку возможность сделать выбор, проявить самостоятельность.

Необходимо сделать так, чтобы существующие условия трансформировались в реальные возможности ребёнка. Чтобы обучающийся проявил инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности: сам выбрал направление исследования, ресурсы для проведения исследования, выбрал наставника, научного руководителя, место предъявления результата исследования и т.д.

Цели и задачи Проекта

Цель: организация возможностей для проведения исследовательской деятельности через разработку и реализацию ИОТ (индивидуальная образовательная траектория)

Задачи

  • Организовать место для осознанного выбора обучающимся направления исследования и ресурсов для исследовательской деятельности.
  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся.
  • Организовать научное сопровождение исследовательской деятельности обучающегося.
  • Обеспечить сопровождение выбора обучающимся мест предъявления результатов исследования.
  • Способствовать результативному участию обучающегося в мастер-классах, конкурсах.

Адресная направленность Проекта

обучающиеся 5-9 классов

Авторы и реализаторы Проекта

Леонова Ирина Алексеевна- директор МБОУ «Локшинская СОШ», учитель математики

Новикова Юлия Васильевна - зам.директора по УВР МБОУ «Локшинская СОШ»,

Мингалеева Елена Николаевна – учитель биологии и химии МБОУ «Локшинская СОШ»,

Владимирова Екатерина Константиновна – учитель географии МБОУ «Локшинская СОШ»

Турцук Анастасия Александровна – учитель физики МБОУ «Локшинская СОШ»

Партнеры

Педагоги Ужурского ЦДО, преподаватели КрасГАУ

Содержание Проекта

Базовый принцип Проекта: обучающийся имеет право выбора маршрута своего личностного роста.

Суть Проекта: через совместную разработку и реализацию ИОТ добиться максимальной инициативности и самостоятельности ребенка в исследовательской деятельности.

Основная идея Проекта.

Для обучающегося организуется ситуация, когда он имеет возможность выбрать: направления исследовательской деятельности; научного руководителя из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ИОТ; места для исследовательской деятельности (курсы при школе, ДЦО, ВУЗе); места для предъявления результата. Результаты выбора фиксируются в ИОТ. При участии тьютора обучающийся проектирует и реализует ИОТ, анализирует результат. При сопровождении научного руководителя осуществляет исследовательскую деятельность, оформляет результаты исследования, представляет исследовательскую работу на конкурсах.

Описание основных мероприятий Проекта

#1040;нкетирование учащихся 5-9 классов на предмет актуальности Проекта.

#1055;ривлечение в разработческую команду и рабочую группу по реализации Проекта педагогов, учащихся, родителей, партнеров.

3. Проведение Мероприятий на выявление интересов и способностей обучающегося в исследовательской деятельности.

4. Презентация для обучающихся направлений исследовательской деятельности; научных руководителей из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ИОТ; мест для исследовательской деятельности (курсы при школе,

ДЦО, ВУЗе), мест для предъявления результата.

5. Создание проблемной ситуации - мозговой штурм «Банк идей» по выбору направления исследования.

6. Разработка ИОТ обучающимся при участии тьютора.

7. Проведение семинаров и мастер-классов для педагогов.

#1056;еализация ИОТ (осуществление исследовательской деятельности в выбранном направлении, оформление результатов исследования, представление исследовательской работы на конкурсах).

9. Анализ реализации ИОТ.

10. Анкетирование участников Проекта (обучающихся, педагогов школы, партнеров) на предмет результативности реализации проекта.

Описание технологий, моделей, методик, применяемых в рамках Проекта

Рефлексивно-деятельностный подход: главными моментами в практике являются организация самостоятельной деятельности ученика по исследовательской деятельности, а также рефлексии этой деятельности.

Создание проблемой ситуации – как ресурса развития. Ресурсной для развития проблемную ситуацию делает то, что, став объектом анализа и рефлексии, она дает возможность каждому ее участнику продвинуться в понимании себя.

Метод мозгового штурма – как способ генерации максимального количества идей.

Методики креативности – с целью четкой формулировки задачи, ускорения процесса нахождения идей.

Дистанционные технологии: видеоконференции, вебинары, занятия в чате, видеолекции

Методы исследования: наблюдение, эксперимент,

Метод анкетирования - с целью прогнозирования действий

Ожидаемые результаты

Проекта

Рост инициативы и самостоятельности обучающегося в исследовательской деятельности.

Рост результативности исследовательской деятельности обучающихся школы на региональном и всероссийском уровнях.

Рост популярности исследовательской деятельности среди подростков.

Показатели ожидаемой эффективности реализации Проекта

1) число детей, охваченных Проектом - не менее 5 человек;

2) количество разработанных и реализованных ИОТ – не менее 5;

3) количество проведенных методических мероприятий для педагогов –не менее 2;

4) количество исследовательских работ учащихся - не менее 5;

5) количество конкурсных мероприятий регионального и всероссийского уровней, где представлены исследовательские работы учащихся – не менее 1.

Ресурсное обеспечение

Проекта

Кадровые ресурсы:

консультант проекта - Далисова Наталья Анатольевна,

Леонова И.А. - директор

Новикова Ю.В.– зам.директора по УВР

Мингалеева Е.Н. – учитель биологии и химии

Владимирова Е.К. – учитель географии

Турцук А.А. – учитель физики и информатики

Управление и контроль

за реализацией Проекта

Руководство и координация деятельности исполнителей проекта будет директором МБОУ «Локшинская СОШ» через совещания, планёрки, телефонную связь. Обратная связь с участниками Проекта будет осуществляться через анкетирование.

Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА 1 ЭТАПЕ

№№

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Отчетные документы и материалы

1

Анкетирование учащихся 5-9 классов на предмет актуальности Проекта.

Сентябрь 2021

Мотивация участников Проекта

Данные результатов анкетирования

2

Привлечение в разработческую команду и рабочую группу по реализации Проекта педагогов, учащихся, родителей, партнеров.

Сентябрь 2021

Создание рабочей группы по разработке и реализации Проекта

Приказ о создании рабочей группы

3

Проведение Мероприятий на выявление интересов и способностей обучающегося в исследовательской деятельности.

Октябрь 2021

Выявление интересов и способностей обучающегося

Карта интересов

4

Презентация для обучающихся направлений исследовательской деятельности; научных руководителей из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ТИР; мест для исследовательской деятельности (курсы при школе, ДЦО, ВУЗе), мест для предъявления результата.

Октябрь 2021

Выявление направлений исследовательской деятельности

Ресурсная карта

5

Мозговой штурм «Банк идей» по выбору обучающимися направлений исследовательской деятельности; научных руководителей из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ТИР; мест для исследовательской деятельности (курсы при школе, ДЦО, ВУЗе), мест для предъявления результата.

Октябрь 2021

Выбор обучающимися направлений исследовательской деятельности

Список направлений исследования - на сайте

6

Разработка ИОТ обучающимся при участии тьютора.

Октябрь-ноябрь 2021

Подготовленные ИОТ

Шаблон ИОТ- на сайте

7

Проведение Дней открытых дверей для педагогов.

Март 2022

Повышение квалификации педагогов

Отчет о мероприятиях – на сайте

8

Проведение мастер-классов для родителей

Сентябрь 2021, май 2022

Мотивация родителей

Отчет о мероприятиях – на сайте

9

Осуществление исследовательской деятельности в выбранном направлении, оформление результатов исследования, представление исследовательской работы на конкурсах.

Ноябрь 2021 - май 2022

Реализация ИОТ

Исследовательские работы – на сайте

Результаты участия в конкурсах– на сайте

10

Анкетирование участников Проекта (обучающихся, педагогов школы, партнеров) на предмет результативности 1 этапа реализации Проекта.

Июнь 2022

Рефлексия всех участников Проекта

Данные результатов анкетирования

11

Представление опыта работы

Август 2022 г

Презентация опыта «От практики – к исследованию»

Презентация выступления – на сайте

МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА 2 ЭТАПЕ

№№

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Отчетные документы и материалы

1

Проведение Мероприятий на выявление интересов и способностей обучающегося в исследовательской деятельности.

Сентябрь 2022

Выявление интересов и способностей обучающегося

Карта интересов

2

Презентация для обучающихся направлений исследовательской деятельности; научных руководителей из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ТИР; мест для исследовательской деятельности (курсы при школе, ДЦО, ВУЗе), мест для предъявления результата.

Сентябрь 2022

Выявление направлений исследовательской деятельности

Ресурсная карта

3

Мозговой штурм «Банк идей» по выбору обучающимися направлений исследовательской деятельности; научных руководителей из числа педагогов своей школы или преподавателей ВУЗа, ЦДО; тьютора для совместной разработки ТИР; мест для исследовательской деятельности (курсы при школе, ДЦО, ВУЗе), мест для предъявления результата.

Октябрь 2022

Выбор обучающимися направлений исследовательской деятельности

Список направлений исследования - на сайте

4

Разработка ИОТ или корректировка ИОТ обучающимся при участии тьютора.

Октябрь-ноябрь 2022

Подготовленные ИОТ

Пример ИОТ- на сайте

5

Проведение мастер-классов для педагогов.

Февраль 2023

Повышение квалификации педагогов

Отчет о мероприятиях – на сайте

6

Проведение мастер-классов для родителей

Март 2023

Мотивация родителей

Отчет о мероприятиях – на сайте

7

Осуществление исследовательской деятельности в выбранном направлении, оформление результатов исследования, представление исследовательской работы на конкурсах.

Октябрь 2022 - май 2023

Реализация ИОТ

Исследовательские работы – на сайте

Результаты участия в конкурсах– на сайте

8

Анкетирование участников Проекта (обучающихся, педагогов школы, партнеров) на предмет результативности реализации 2 этапа Проекта.

Май 2023

Рефлексия всех участников Проекта

Данные результатов анкетирования

9

Подготовка анализа реализации Проекта

Июнь 2023

Анализ Проекта

Аналитический материал – на сайте

10

Представление опыта работы

Август 2023 г

Презентация опыта «От практики – к исследованию»

Презентация выступления –

на сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут индивидуального сопровождения ребенка, имеющего ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания.

Данная работа прдставляет собой перспективное  и календарно-тематическое планирование индивидуальной работы по развитию речи с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания...

Самообразование-маршрут профессионального роста педагога

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»

Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...

План индивидуального роста

Тема самообразования:   “Развитие познавательной активности  и воспитание духовных качеств личностей на уроках  родного (татарского)  языка и литературы – осн...