Конспект урока по обществознанию
план-конспект по обществознанию на тему

материалы к уроку

Политические партии и движения

Политическая партия— это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая целью завоевание государственной власти или участие в её осуществлении.

Признаки партии:

  1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

  2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

  3) фиксированное членство;

  4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Функции партии:

- выявление и выражение интересов различных групп общества

- посредничество между государством и обществом

- участие в борьбе за политическую власть

- стабилизация политической системы (или ее перестройка)

- выражение определенной идеологии

- теоретическая разработка программы развития общества

- формирование политической элиты, выявление политических лидеров

- социализация личности

Виды партий:

·      кадровые и массовые.Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

·      правящие и оппозиционные– в зависимости от участия в осуществлении политической власти.  Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

·      открытые (со свободным членством) и закрытые(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

·      революционные(выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя),  реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные(выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений

левые(коммунистические, социалистические, социал-демократические и   другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);

правые(партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);

центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

 

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

 

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13).Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать  о стабильности партийной системы.

 Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

 

Типы партийных систем

 

Однопартийная система

- в обществе функционирует одна  партия;

- формируется при авторитарных и тоталитарных режимах;

- идеологическая жизнь зависит от одной партии, она целиком определяет деятельность и политическую активность партий (народных фронтов национальных и других общностей)

Двухпартийная

- в обществе существует две сильные партии, которые периодически приходят к власти (в результате выборов, например, республиканская и демократическая партии в США);

- другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти;

- формируется в экономически развитых странах и базируется на мажоритарной избирательной системе

Многопартийная

- в обществе существует конкуренция между многими партиями, не имеющими достаточных преимуществ перед другими;

- из-за раздробленности политических сил образуются партийные блоки (Франция) и партийные блоки (Нидерланды, Финляндия);

- формируется в развитых демократических обществах, где высокий уровень экономического развития, соблюдение прав и свобод граждан, наличие мощного среднего класса;

- складывается при пропорциональной избирательной системе;

- В Японии, Швеции, Дании установилась многопартийная система с одной доминирующей партией (в выборах принимают участие 4 – 5 партий, где 1 – доминирующая – 30 – 50 % голосов)

 

Политические движения– добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.

В современном мире существуют разные демократические движения:


·      за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

·      за землю и социальные права крестьян;

·      антивоенные, антиядерные;

·      за новый экономический порядок (антиглобализм);

·      экологические;

·      против расовой и национальной дискриминации;

·      молодежные, женские, студенческие.


Отличительные признаки политических движений:

1.      стремление  к воздействию на власть в нужном для них направлении;

2.      добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;

3.      не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;

4.      ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.

     Виды  движений: социально-политические, экологические, экономические, антивоенные, революционные, реформистские, консервативные, левые, правые, центристские.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekzamenacionnye_bilety_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Б. – 1  Гражданское общество

Идея гражданского общества возникла в новое время в противовес всевластию государства. Существуют различные взгляды на сущность гражданского общества.

Мыслитель

Основные идеи

Т.Гобсс

(англ. философ)

Гражданское общество – союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство – над гражданским обществом

Дж. Локк

(англ. философ)

Гражданское общество – это общество политическое, государство имеет свои интересы

Ш. Монтескье

(франц. философ)

Гражданское общество – это общество вражды людей друг с другом, оно преобразуется в государстве

Т.Пейн

(америк.просветитель)

Гражданское общество – благо, а государство – неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется, тем менее нуждается в регулировании государством

Г. Гегель

(немец. философ)

Гражданское общество – это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет. Само общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству.

К. Маркс, Ф. Энгельс

(нем. экономисты, социологи)

Гражданское общество – это сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Оно является первичным по отношению к государству. Гражданская жизнь скрепляет государство.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений.

 В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона.

Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая.

Важнейшая основа гражданского общества -  самостоятельный и полноправный гражданин.

Предпосылки функционирования  гражданского общества:

  1. экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);
  1. социальные (большой удельный вес в обществе среднего класса)
  2. политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм)
  3. культурные (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

Этапы   формирования   гражданского  общества:

XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии.

XVIII–конец XIX в. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.

XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства.

Структура гражданского общества

  1. общности людей:
  1. политические партии и организации, создаваемые при органах власти (комитеты, комиссии, советы);
  2. общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  3. союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, акционерные общества и др.;
  4. научные и культурные организации, спортивные общества;
  5. независимые СМИ;
  6. церковь;
  7. семья
  1. отношения между компонентами общества;
  2. особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил

Главные принципы гражданского общества:

  1. свобода члена общества как человека
  2. равенство его с другими как подданного
  3. самостоятельность члена общества как гражданина

Условия развития гражданского общества:

  1. Равенство в нем прав, свобод и обязанностей.
  2. Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства.
  3. Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество.

Функции гражданского общества

  1. Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы для социализации и воспитания граждан.
  2. Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов.
  3. Защищает права и свободы личности.
  4. Определяет границы политики.
  5. Способствует формированию органов государства и политической системы общества.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии.

Причины отставания:

  1. многовековая феодальная эксплуатация народа,
  2. самодержавно-крепостнический общественный строй,
  3. подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей
  4.  влияние отдельных личностей и групп: Ленина, Троцкого, Сталина и т. д.
  5. в России переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития начался с большим опозданием (в 1861 г).
  6. отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось,
  7.  Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества,
  8.  самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил,
  9. сельская община недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество,  чинопочитание.

         В первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления.

Для создания гражданского общества в современной России необходимо:

  1. в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;
  2. в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;
  3. в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;
  4. в духовной сфере: различное заимствование зарубежного опыта, развитие образования, культуры, науки.

Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.

Таким образом, гражданское общество – определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Б. – 2 Правовое государство

История хранит немало идей о совместимости государства с правом. Множество мыслителей, начиная с античности и до наших дней, занимаются проблемой создания государства, которое отвечало бы их представлениям о свободе, равенстве, законности, демократии. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа        Канта, французского просветителя и правоведа Монтескье и других философов.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли российские правоведы конца XIX–начала XX в. Русский ученый-юрист Н. М. Коркунов развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление различных ветвей власти друг от друга, а их взаимное сдерживание, которое можно достичь тремя путями:

– разделением функций между различными органами;

– совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами;

– выполнением разных функций одним и тем же органом, но различными способами.

Одним из последователей Коркунова был С. А. Котляревский, который считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. Выдвинутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства.

Правовое государство – такое государство, которое по своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Правовое государство – это государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти;

– государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом;

– государство, призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности.

Признаки правового государства:

  1. верховенство закона – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
  2. соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
  3.  разделение властей – наличие законодательной, исполнительной, судебной властей, существует взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти;
  4. взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя.

Все признаки тесно взаимосвязаны между собой.

Правовое государство

  1. основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами;
  2. обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества;
  3. предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства.

Главная цель правового государства – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

  1. многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность индивида;
  2. режим демократии, суверенитета народа;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества;
  4. создание единой системы законодательства, которая обеспечит действительное уважение закона;
  5. гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет медленно и противоречиво. В Российской Федерации не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается принцип верховенства закона; принимаются законы, противоречащие Конституции; значительная часть норм не реализуется, действует формально; часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд; государство не способно обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения; принцип разделения властей закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

Что нужно для построения правового государства в РФ:

– привести в соответствие с Конституцией РФ все нормативно-правовые акты;

–достижение такого состояния, когда соблюдать закон выгоднее, чем его нарушать; повышение правовой культуры населения;

– усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

– устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты;

- превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, содействующий становлению правопорядка

В Конституции РФ сказано, что Россия – правовое государство.

Б. – 3   Политическая система, её структура и функции

Политическая система – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

        Выделяется 5 структурных элементов, которые называются подсистемами.

Структуры политической системы:

  1. институциональная подсистема;
  2. нормативная подсистема;
  3. культурно-идеологическая подсистема;
  4. функциональная подсистема;
  5. коммуникативная  подсистема

Наименование подсистемы

Её сущность

Институциональная

Включает:

  1. государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Это главный институт политической системы.

  1. политические партии – это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти, участие в её осуществлении);
  2. общественно-политические движения – это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединится на основе общности своих интересов;
  3. иные политические институты

Нормативная

Включает:

  1. политические принципы;
  2. политические традиции;
  3. нормы морали.

Воплощены в различных источниках (конституциях, законах, партийных программах, уставах политических объединений.

Культурно-идеологическая

Охватывает:

  1. политическую психологию – совокупность представлений, чувств, эмоций, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
  2. политическую идеологию – систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентация на те или иные политические явления, процессы, структуры;
  3. политическую культуру- система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы.

коммуникативная

Совокупность связей и взаимодействий:

- между подсистемами политической системы;

- между политической системой и другими подсистемами;

- между политическими системами различных стран.

функциональная

Охватывает:

  1. формы;
  2. направления политической деятельности;
  3. методы осуществления власти (авторитет, право и насилие)

Функции политической системы

  1. определение целей, задач, путей развития общества;
  2. организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  3. распределение материальных и духовных ценностей;
  4. формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  5. согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  6. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  7. разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  8. контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Механизм формирования и функционирования власти в обществе

Взаимодействие политической системы со средой

  1. воздействие общества на политическую систему  через импульсы, побуждающие политическую систему реагировать на них

  1. воздействие политической системы на общество  через     решения, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Б. – 4   Молодежь как социальная группа, особенности

молодежной субкультуры

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.

В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально-ответственного поведения.

Особенности социального положения молодежи:

  1. переходность положения;
  2. высокий уровень мобильности;
  3. освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
  4. активный поиск своего места в жизни;
  5. перспективы в профессиональном и карьерном плане;
  6. формирование устойчивой системы ценностей;
  7. становление самосознания и формирование социального статуса личности;
  8. критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения;
  9. стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него;
  10. неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности;
  11. стремление выделиться, отличаться от остальных;
  12. существование молодежной субкультуры.

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодёжных организаций и стихийных групп.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, для которых характерно:

  1. возникают на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
  2. самоорганизация и независимость от официальных структур;
  3. обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, нацеленные на самоутверждение, обретение социального статуса, защищенности, престижной самооценки;
  4. относительная устойчивость, иерархия среди членов группы;
  5. атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (на основе их самодеятельности)

Наименование типа

Характеристика

Агрессивная самодеятельность

- примитивные представления об иерархии ценностей, основанные на культе лиц;

- примитивизм и наглядность самоутверждения;

- популярна среди подростов и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития

Эпатажная самодеятельность

- базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям в материальной и духовной сфере;

- вызов агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы заметили (панкстиль)

Альтернативная самодеятельность

- базируется на выработке противоречащих общепринятым моделям поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и др.)

Социальная  самодеятельность

- направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и др.)

Политическая самодеятельность

- направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обуславливают возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и совершенствуется сама.

(субкультуры) на отдельном листе

 

Б. – 5      Понятие истины, ее критерии

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?»

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:

  1.  соответствие мыслей, знаний человека окружающей действительности;
  1. соответствие полученных знаний содержанию объекта познания;
  2. полезность полученного знания для практики;
  3. то, что подтверждено опытом

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Характерной чертой истины является наличие в ней субъективной и объективной сторон.

 Объективная сторона показывает нам истину там, где содержание от нас не зависит, т. к. оно существует в объективной реальности.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т. к. при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Виды истин: 

  1. Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
  2.  Относительная истина – это неполное, неточное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития.
  3. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Философы выделяют другие виды   истин:

  1. обыденную (повседневную);
  2. научную;
  3. нравственную;
  4. художественную и др.

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии   истины:

  1. ясность и отчетливость представления;
  2. внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;
  3. простота, полезность;
  4. чувства;
  5. общезначимость и общепризнанность;
  6. практика, т.е. активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Истина как процесс  находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая является надежным критерием установления истины.

Б. 6             Культура и духовная жизнь

Культура (в широком смысле) - исторически обусловленный комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура (в узком смысле) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

                                                    Культура  (деление условно)

Материальная культура

Духовная культура

связана с производством и освоением предметов и явлений мира, с изменением физической природы человека:

  1. материально-технические средства труда;
  2. коммуникация;
  3. культурно-бытовые сооружения;
  4. производственный опыт;
  5. умения и навыки людей…

совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению:

  1. наука;
  2. искусство;
  3. религия;
  4. мораль;
  5. политика;
  6. право…

-возникает на основе практической деятельности

зависят от потребностей общества и человека.

Основные функции культуры

Наименование функции

Её содержание

Познавательная

формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

дифференциация ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная)

формирование системы норм и требований общества ко всем людям во всех сферах жизни общества (нормы морали, права, поведения)

Информативная

передача и обмен знаниями, ценностями, опытом поколений

Коммуникативная

сохранение, передача, тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение

Социализация

усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению; самосовершенствование

Элементы духовной сферы  жизни общества

Мораль

Наука

Искусство

Религия

Право

Духовная жизнь охватывает нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое и правовое сознание

Структура духовной жизни общества

духовные потребности

духовная деятельность

(духовное производство)

духовные ценности

(блага)

объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

производство сознания в особой форме, осуществляемое специализированными группами, занятыми квалифицированным трудом

- идеи, теории, духовные ценности;

- духовные общественные связи;

- сам человек как существо духовное

Социализация личности

Цель: воспроизводство общественного сознания в его целостности

(наука, искусство, религия)

Особенности:

- продукт: реальные образования;

- всеобщий характер потребления

Основные формы

Элитарная

Народная

Массовая

создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами

создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

концертная, эстрадная музыка, поп-культура, китч без различения классов, наций…

Разновидности культуры

Субкультура

Контркультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе:

  1. женская
  2.  детская
  3.  молодежная

профессиональные:

  1. научное сообщество
  2. современный бизнес и др.

досуговые:

  1. по предпочитаемым занятиям в свободное время

религиозные

этнические

криминальные

-оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре:

  1. панки;
  2. битники;
  3. хиппи;
  4. левые радикалы;
  5. андеграунд…

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

  1. утверждает простые и понятные представления о мире людей, взаимоотношениях, образе жизни;
  2. позволяет лучше ориентироваться в современном мире;
  3. её произведения обращены непосредственно у читателю, слушателям, зрителю;
  4. учитывают запросы, потребности многих людей;
  5. отличительная черта – демократичность;
  6. имеет свои вершины (высокое искусство): литературные, музыкальные, кинематографические и т.д.

  1. снижает общую планку духовной культуры общества, т.к.потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;
  2. ведет к стандартизации образа жизни, образа мыслей миллионов людей;
  3. рассчитана на пассивное потребление;
  4. насаждает мифы в сознании людей (миф простого парня, миф Золушки);
  5. формирует искусственные потребности через массовую рекламу;
  6. навязывает представления и предпочтения через современные СМИ

Б.  -  7    Социальные институты общества

Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Характерные черты социального института:

  1. организуют человеческую деятельность, в которой существует набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения (школа: роли учителя и ученика, семья: родители и дети);
  2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;
  3. институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;
  4. социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания более или менее успешно выполняются;
  5. обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Каждый социальный  институт   имеет:

  1. более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;
  2. набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;
  3. систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;
  4. конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Виды институтов:

  1. Экономические институты (направлены на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества, процесса производства и распределения благ и услуг)

- промышленные предприятия, фирмы,  объединения и организации;

- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.

  1. Институты семьи и образования 

(обеспечивают воспроизводство и развитие членов  общества);

           - семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;

            - образовательные учреждения разных типов (ясли и детские сады, школы,

             колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения    

             дополнительного образования и т.д.)

  1. Политические институты (установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами)

     - органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…

  1. Культурные институты (обеспечивают сохранение духовных ценностей)

            - дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные

              организации о движения.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.

В социологии выделяют формальные и неформальные институты.

Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.  

Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).

В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.

Таким образом, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Б. – 8   Виды человеческих знаний. Научное познание

Знание – это результат познания  действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Знание употребляется в разных смыслах:

  1. как способности, умения, навыки;
  2. как познавательно значимая информация;
  3. как особая познавательная единица.

Виды знания

Житейское

- носит эмпирический характер;

- основан на здравом смысле и обыденном сознании;

- является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений

Научное

- основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем;

- достоверное обобщение фактов;

- предвидение различных явлений

Практическое

- овладение вещами;

- преобразование мира

Художественное

- целостное отображение мира и человека в нем;

- строится на образе, а не на понятиях

Рациональное

- отражение реальности в логических понятиях и категориях;

- связано с рациональным мышлением

Иррациональное

- предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 Особенности научного познания:

  1. объективность получаемого знания;
  2. развитость понятийного аппарата (научные категории);
  3. рациональность (связь с непротиворечивостью, доказательностью, системностью);
  4. проверяемость;
  5. высокий уровень обобщения знаний;
  6. универсальность;
  7. использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания

Эмпирический уровень – описание предметов и явлений, выявление объективных фактов со стороны их очевидных связей.

Теоретический уровень – выявление фундаментальных закономерностей, выявление скрытых, внутренних связей и отношений, объяснение изучаемых явлений

Формы научного познания

на  эмпирическом уровне: эмпирический факт, эмпирический закон

на теоретическом уровне: проблемы, гипотезы, научные теории, законы, принципы, идеи, концепции

Методы научного познания

наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, изменение, классификация, сравнение

метод гипотезы, формулирование научной теории

универсальные методы

анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Ф. Бэкон утверждал: «наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом»

Теория относительности Эйнштейна, разработка проблем, связанных с использованием лазера (Прохоров А.М., Басов Н.Г.),

исследование проблем атомной энергии (Курчатовский институт)

Б. – 9   Правоотношения

Люди вступают в многообразные  общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т.д.). Многие из них регулируются нормами права.

Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права. Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Признаки правоотношений:

  1. участники имеют взаимные права и обязанности. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого;

  1. индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, определение границ их прав и обязанностей;

  1. сознательно-волевой характер отношений. Они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства и часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;

  1. гарантируются государством и охраняются его принудительной силой.

Правоотношения обладают сложной структурой.

Структура правоотношений:

  1. субъект правоотношения – участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями;
  2. объект правоотношения – это то, по поводу чего возникают правоотношения: вещи, ценные бумаги, иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага;
  3. содержание правоотношения:

- конкретные действия по реализации прав и обязанностей участников;

-юридическая обязанность – необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе это требовать;

- субъективное право – возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах.

В любом правоотношении должно быть не менее 2 субъектов. Условно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов правоотношения

Индивидуальные субъекты

Коллективные субъекты

- иностранцы;

- лица без гражданства;

- лица с двойным гражданством

- государство;

- государственные образования;

- территориальные единицы;

- государственные органы и учреждения;

- негосударственные организации

Основными субъектами правоотношений являются: физические лица и организации (юридические лица).

Чтобы стать участниками правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты правоотношений

Юридические качества, необходимые для субъектов правоотношений

Субъекты правоотношений

Физические лица

Юридические лица

- граждане;

- иностранцы;

- лица без гражданства

- государство;

- государственные органы;

- общественные организации;

- хозяйственные объединения

Правоспособность – способность обладать правами и нести юридические обязанности

возникает с момента рождения и заканчивается со смертью

возникает с момента их образования (регистрации либо утверждения положения о них)

Дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности

возникает с момента достижения определенного возраста:

- полная дееспособность – с 18 лет. Исключение:

- привлечение гражданина к уголовной ответственности с 16 лет, по некоторым видам преступлений – с 14 лет;

- нарушение психического состояния

возникает с момента их образования (регистрации)

Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений могут быть связаны как с юридическими предпосылками, так и с юридическими фактами.

Юридический факт – обстоятельства, служащие основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений.

        Выделят 2 группы, с которыми закон связывает наступление юридических последствий:

  1. События -  юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека (естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством).
  2. Действия -   юридически  факты, наступление которых зависит от воли человека:

- правомерные действия – не нарушают правовых норм и предписаний (договор купли-продажи);

- неправомерные действия – нарушают закон (уголовные преступления).

Б. – 10   Правонарушения

Правонарушения - это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам  права и наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Основные признаки правонарушения:
 1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

  1. в действии (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
  2. в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд, неоказание своевременной помощи).

2)  это такое поведение человека, которое противоречит нормам права.  Правонарушение посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой;

3)  это виновное деяние субъектов права в виде умысла либо неосторожности.

4)  это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций;

5) это общественно опасное деяние, так как ставит под угрозу нормальное развитие и функционирование отношений в обществе;

6) правонарушение всегда порождает вредоносные последствия, т.к. наносит вред интересам личности, общества и государства.

Правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида:

  1. проступки;
  2. преступления.

Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе.

Они бывают: 

  1. дисциплинарные;
  2.  административные;
  3.  гражданские правонарушения.    

Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Признаки преступления:

  1. противоправность деяния,
  2. особая общественная опасность,
  3. виновность и наказуемость.

Виды преступления:

  1. преступления против личности (убийство, побои, клевета, истязание, вовлечение несовершеннолетних в преступление и др.),
  2. преступление в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, контрабанда,  вымогательство и др.),
  3. преступления против общественной безопасности и порядка (терроризм, массовые беспорядки, пиратство, вандализм и др.),
  4. преступления против государственной власти.

Самостоятельный вид правонарушений образуют действия гос. органов , уполномоченных  на издание правовых актов, когда они противоречат требованиям закона.

Б. – 11 Политические партии и движения

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая целью завоевание государственной власти или участие в её осуществлении.

Признаки партии:

  1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

  2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

  3) фиксированное членство;

  4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Функции партии:

- выявление и выражение интересов различных групп общества

- посредничество между государством и обществом

- участие в борьбе за политическую власть

- стабилизация политической системы (или ее перестройка)

- выражение определенной идеологии

- теоретическая разработка программы развития общества

- формирование политической элиты, выявление политических лидеров

- социализация личности

Виды партий:

  1. кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
  2. правящие и оппозиционные – в зависимости от участия в осуществлении политической власти.  Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
  3. открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
  4. революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя),  реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений

левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и   другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);

правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);

центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать  о стабильности партийной системы.

 Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийных систем

Однопартийная система

- в обществе функционирует одна  партия;

- формируется при авторитарных и тоталитарных режимах;

- идеологическая жизнь зависит от одной партии, она целиком определяет деятельность и политическую активность партий (народных фронтов национальных и других общностей)

Двухпартийная

- в обществе существует две сильные партии, которые периодически приходят к власти (в результате выборов, например, республиканская и демократическая партии в США);

- другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти;

- формируется в экономически развитых странах и базируется на мажоритарной избирательной системе

Многопартийная

- в обществе существует конкуренция между многими партиями, не имеющими достаточных преимуществ перед другими;

- из-за раздробленности политических сил образуются партийные блоки (Франция) и партийные блоки (Нидерланды, Финляндия);

- формируется в развитых демократических обществах, где высокий уровень экономического развития, соблюдение прав и свобод граждан, наличие мощного среднего класса;

- складывается при пропорциональной избирательной системе;

- В Японии, Швеции, Дании установилась многопартийная система с одной доминирующей партией (в выборах принимают участие 4 – 5 партий, где 1 – доминирующая – 30 – 50 % голосов)

Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.

В современном мире существуют разные демократические движения:

  1. за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
  2. за землю и социальные права крестьян;
  3. антивоенные, антиядерные;
  4. за новый экономический порядок (антиглобализм);
  5. экологические;
  6. против расовой и национальной дискриминации;
  7. молодежные, женские, студенческие.

Отличительные признаки политических движений:

  1. стремление  к воздействию на власть в нужном для них направлении;
  2. добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;
  3. не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;
  4. ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.

        Виды  движений: социально-политические, экологические, экономические, антивоенные, революционные, реформистские, консервативные, левые, правые, центристские.

Б. – 12   Источники права. Правовые акты.

Для того чтобы правило поведения  стало юридической нормой, оно должно быть облачено в определенную правовую форму. Это происходит с помощью законодательства, выражается в том или ином правовом акте, который становится обязательным для исполнения.

Источник права – это внешние официально - документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Виды источников права:

правовой обычай

- нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение;

-  обычай становится правовым после официального одобрения государства в качестве источника права

- пример: Русская Правда, Салическая Правда

судебный прецедент

- правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел;

-  был распространен в эпоху средневековья, утратил значение в Новое время, имеет  важное значение в наши дни в Великобритании и англоязычных странах

Правовая доктрина

- изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики;

- придается общеобязательное значение;

- в настоящее время это относится к мусульманскому праву;

- отражено в законодательстве стран Арабского Востока

Священные книги

- священные тексты, излагающие религиозные нормы;

- имеют общеобязательный статус, приданный государством;

- например: Библия, Коран и другие

Нормативно-правовой акт

- официальный письменный документ, который содержит нормы права;

- конституция государства, иные законы, подзаконные акты

Нормативно-правовой договор

- юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей;

- например: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и  органами государственной власти её субъектов, договоры между органами государственной власти  субъектов РФ

Международно-правовые акты

- официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права;

- например: международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций

Иерархия нормативно-правовых актов:

      Законы:

  1. Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ;
  2. Федеральные законы:

- федеральные конституционные законы (о конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и др.)

- текущие федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.)

-  законы субъектов федерации (закон Саратовской области о муниципальной службе, о социальных гарантиях и др.);

       Подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления Правительства РФ;
  3. Нормативные акты министерств и ведомств;
  4. Решения и постановления местных органов государственной власти;
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти;
  6. Нормативные акты муниципальных органов власти;
  7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка)

     Особую группу составляют:

  1. Международные договоры РФ;
  2. Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.

Б. – 13   Демократические выборы. Избирательные системы

        Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

Избирательная  система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы

Избирательное право

Комплекс правовых норм о порядке выборов

Избирательный процесс

Комплекс действий в процессе выборов

В узком смысле – политическое право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное право)

В широком смысле – избирательные законы и иные акты (инструкции, разъяснения)

Стадии

1. подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

2. выдвижение регистрации кандидатов;

3. предвыборная агитация и финансирование выборов;

4. голосование и подведение итогов выборов.

Принципы демократического избирательного права

Принцип равенства

- кандидаты имеют равные права;

- каждый депутат представляет равное число граждан;

- равные финансовые и прочие возможности кандидатов;

- одинаковая степень влияния избирателей на общий результат выборов

Принцип всеобщности

- любой дееспособный гражданин имеет право быть избранным и избираемым;

- 2 основных ценза: возраст и гражданство (только граждане РФ)

Принцип тайного голосования

- тайна голосования;

- исключение возможности давления на избирателя

Принцип непосредственности

- голосование непосредственно за депутата

Принцип состязательности

- выборы проводятся на альтернативной основе (существует возможность выбора);

- в России введен лишь в 1993 году

Принцип гласности

- общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых  наблюдателей на избирательном участке

Принцип свободы выборов

- любой гражданин участвует в выборах добровольно;

- никто не вправе оказывать давление

Принцип ограничения срока выборов

- выборы нельзя откладывать или переносить без веских причин, предусмотренных законодательством

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная система

- кандидат считается избранным, если он набрал  установленное законом большинство голосов.

Относительное большинство: победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Число набранных голосов может быть менее 50 %

- применяется в Индии, Канаде, США.

Абсолютное большинство:

- Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50 % +1 голос;

- применяется при выборах Президента в России, Франции.

- устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа;

- обеспечивает партии – победителю значительное большинство мест в парламенте, что позволяет формировать устойчивое правительство

- получившие незначительное меньшинство,  могут быть не представлены во властных структурах;

- нерезультативность выборов может привести к повторным выборам;

- практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии

Пропорциональ-

ная система

- система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах;

- применяется при выборах депутатов гос. думы, при выборах в Израиле, Италии и др.

- представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства;

- является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий

- избранные по партийным спискам депутаты ответственны перед самой партией;

- избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве им не знакомы;

- появление в парламенте множества мелких партий, которые могут препятствовать принятию нужных решений

Мажоритарно-пропорциональ-

ная система

- часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, другая часть – пропорциональной системой;

- введение нижнего предела препятствует прохождению в парламент мелких партий;

- выборы в РФ проходят по мажоритарной системе:  выборы Президента РФ и по пропорциональной системе:  выборы в гос. Думу

- формируется представительный парламент

- благоприятна  для крупных столичных партий;

- партии в полном объеме не отражают интересы своих избирателей

Избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Б. – 14          Право в системе социальных норм

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм.

Социальные  нормы – это правила и образцы поведения людей в обществе, установленные и одобряемые всем обществом.

Существуют различные квалификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм:

  1. нормы морали
  2. нормы обычаев
  3. корпоративные нормы
  4. религиозные нормы
  5. правовые нормы

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные. В отличие от иных социальных норм, нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Нормы права становятся обязательными и формально определёнными только в результате деятельности государства. Государство гарантирует  реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

  1. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.
  2. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.
  3. В-третьих, государство само создавало право путём издания специальных нормативных актов.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.

Функции права:

  1. право оформляет структуру государства;
  2.  регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме;
  3.  закрепляет форму правления государства, форму государственного устройства и политический режим;
  4.  определяет организацию госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.
  5.  регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;
  6. право закрепляет интересы наций и народностей;
  7.  право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом;

ни одна из внутренних и внешних функций государства (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права.  (Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена);

  1. право воздействует на государство и отдельные личности, а  государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований.
  2. посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
  3. право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения.

Прежде всего, эти права и интересы  закреплены в законе.

В правовом государстве универсальный способ защиты прав личности – обращение в суд. Конституция РФ гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и права на образование.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Исторический опыт убеждает, что отказ от использования права всегда влечет за собой серьезные экономические, политические и нравственные последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

  1. В юридической науке понятие «право» используется в двух значениях: объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм;
  2. субъективное право – право, принадлежащее конкретному лицу.

Признаки   права

1. Общеобязательность - право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории данного государства. Это положение закреплено в Конституции РФ (п. 2 ст. 15): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

2. Формальная определенность – правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Конституция РФ (п. 3 ст. 15) устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы специально для всеобщего сведения».

3. Обеспечение выполнения норм права принудительной силой государства. Если требования правовых норм не выполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их исполнения. При этом к нарушителям норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) и обеспечить таким образом исполнение требований, установленных нормами права.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения.

В практической деятельности государственных органов право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы  поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. Право, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Б. – 15    

Политические режимы: демократия, тоталитаризм

 Политический режим – способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и человека.

 Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления

 государственной власти, зависящая от типа государственного устройства общества.

Политический режим

определяется

обеспечивает

- уровнем развития общественно-политических процессов;

- структурой правящей элиты;

- состоянием отношений с бюрократическим аппаратом;

- уровнем развития общественно-политических традиций;

- существующим политическим  сознанием

в обществе и поведением

- стабильность политической власти;

- достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты;

- управляемость обществом;

- направленность политических отношений

Виды политических режимов:

  1. демократический,
  1. авторитарный,
  2. тоталитарный.

Демократия – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел, наделение его многими правами и свободами.

Признаки демократии:

  1. народовластие,
  2. правило большинства (решения принимаются большинством голосов),
  3. гарантии основных прав и свобод человека;
  4. многопартийность, права меньшинств, легальность оппозиций; политический плюрализм
  5. свободные и честные выборы,
  6. равенство всех перед законом,
  7. справедливое судопроизводство, разрешено все, что не противоречит закону
  8. конституционные ограничения правительства,
  9. терпимость, сотрудничество, компромисс,
  10. правовое государство, принцип разделения властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения
  11. смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер.

 

 Формы демократии: прямая, представительная, государственная, негосударственная (трудовые коллективы, партии…)

          Тоталитаризм – политический режим, который стремится  к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества.

          Признаки тоталитарного режима:

  1. единая массовая партия;
  2. культ вождя (Сталин, Гитлер);
  3. отсутствие разделения властей;
  4. единственная, обязательная, официальная разделяемая всеми идеология;
  5. монополия на СМИ;
  6. осуществление тайного политического сыска;
  7. опора власти на карательные органы, репрессии;
  8. запрет оппозиции, запрещено все, что не разрешено законом;
  9. внешнеполитическая агрессивность;
  10. тоталитарный (абсолютный) контроль над всеми сторонами жизни;
  11. степень свободы крайне низкая; люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;
  12. жесткая производственная дисциплина, государственное планирование в сфере экономики

Примеры: германский фашизм, итальянский национализм, большевизм до сер. 50-х годов, кампучийский коммунизм Пол-Пота, китайский маоизм.

Авторитарный политический режим – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но предоставляющая автономию личности.

Признаки авторитарного режима:

  1. неограниченность власти;
  2. минимальная система законов; права и свободы граждан ограничены;
  3. опора на силу,  на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь;   преследование инакомыслящих;
  4. общественный порядок поддерживается путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни
  5. политическая элита назначается сверху, полномочия местных органов власти минимальны; происходящие в политической жизни процессы регламентированы властью. Отстаиваются интересы государства, а не личности;
  6. население – объект политических манипуляций;
  7. выборы проводятся нерегулярно, часто фальсифицируются;
  8. СМИ отражает идеологию правящей верхушки;
  9. государственный сектор уживается с рыночной экономикой;
  10. доминирует официальная идеология

         Авторитарные режимы могут существовать в форме: монархий, диктаторских режимов, военных  хунт. К авторитарным относятся режимы, существующие сейчас в Ираке, Иране, Индонезии и других странах.

Б. 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...


 

Комментарии