"Общество и человек"
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме
Презентация по обществознанию "Общество и человек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_i_chelovek.pptx | 406.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «общество» Общество В широком смысле слова В узком смысле слова Это обособившаяся от природы , но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса») Все человечество в прошлом, современности и перспективе Определенный этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
Признаки общества по Э.Шилзу (американский философ) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества) Браки заключаются между представителями данного объединения Оно пополняется за счет детей членов этого общества Своя собственная территория Собственное название и своя история Собственная система управления Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида Общая система ценностей (обычаи, традиции, законы, правила, нравы), которые называют культурой
Сохранение международного мира Максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы Возможно бо'льшая индивидуальная свобода Улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами Эмансипация групп, не пользующихся равноправием Главные цели общества по Я. Тинбергену Голландский ученый, лауреат Нобелевской премии
Общественные отношения Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Производственные отношения Экологические отношения Отношения по детопроизводству Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения
Сферы жизни общества Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей Производство, распределение, обмен, потребление и отношения люде в процессе экономической деятельности Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Общество
Представления человека о природе Исторический период Сущность представлений о природе Античность Человек – одна из составных частей природы. Идеал – жизнь в согласии с природой Средневековье Окружающая человека природа – нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом – душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом Природа – источник радости, наслаждения Возрождение
Представления человека о природе Исторический период Сущность представлений о природе Становление промышленного капитализма Природа – объект интенсивной преобразовательной деятельности, кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета Современность Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы
Развитие общества. Прогресс Ученые о развитии общества Гесиод Пять стадий жизни человечества: 1 – «золотой век»: люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости; 2 – «серебряный век»: начались вражда, неисполнение долга и обычая; 3 - «медный век»: грубость, вражда повсюду, насилие; 4 – «героический век»: бедственные войны, кровопролитные битвы; 5 – «железный век»:везде зло, неуважение, бедствия, зависть Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии Платон и Аристотель А. Тюрго, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс Исторический процесс как путь социального прогресса К. Поппер История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек (индивид)
Модели развития общества Социальная статистика (статическая) Социальная динамика Нет движения, нет развития Циклическая (цикличность) Линейная (линеарная) Спираль ( нелинеарная ) Развитие по кругу (простое повторение). Пример: - день – ночь – день - ночь Развитие как сложное повторение (соединение цикличности и линейного прогресса) Прогресс Регресс Движение вперед Движение назад
Прогресс – развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Области прогресса Экономический прогресс Социальный (общественный прогресс) Научно-технический прогресс Формы социального прогресса Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный Революционный, т.е. скачкообразный
Что же считать прогрессом? Каковы критерии прогресса? Ученые о критериях прогресса Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума Вольтер Торжество разума и просвещения Ш. Монтескье Ж. Ламетри , Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Улучшение законодательства Счастье и «разумный порядок» Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком
Ученые о критериях прогресса Ф. Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов Развитие знаний, распространение просвещения К. Маркс Овладение природой, развитие производства (развитие производительных сил)
! Критерий должен быть универсальным, т.е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития. Он должен быть связан с человеком Закономерность развития общества Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую Закон неравномерного (экономического и политического) развития общества Человек есть мера всех вещей. Протагор Все прогрессы – реакционны , если рушится человек. Андрей Вознесенский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).
архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.
разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...
Тесты по обществознанию. Общество и человек. 10 класс.
Проверочная работа по теме "Общество и человек" для учащихся 10 класса. 1, 2 варианты....
Контрольная работа в 10 классе по теме "Общество и человек"
Материал предназначен для использования в 10 классе после прохождения темы "Общество и человек". Задания расчитаны на 1 урок. Контрольная работа имеет структуру заданий ЕГЭ по обществознани...
Тест по теме: "Общество и человек".
Это полностью готовый тест с ответами. Можно использовать для проверки учебного материала....
Развитие общества и человека в современном мире
Работа содержит материал, который поможет учителю провести урок. Материал дополнен презентацией и раздаточным материалом. В работе группируется как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная р...
Социальная структура общества. Положение человека в обществе.
Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....