урок по обществознанию в 11 классе "Школа будущег"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Черепанова Ирина Анатольевна

Урок "Школа будущего" является составной частью работы над темой "Духовные ценности современной цивилизации" В творческих группах учащиеся разрабатывают проект школы будущего, работают над внешним и внутренним содержанием школы. На уроке применяется проектная образовательная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_obrazovatelnaya_tehnologiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная образовательная технология

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал урока с применением метода проектного обучения.

Метод проектного обучения я наиболее широко использую при изучении, закреплении материала по предмету обществознание. По данному методу разработаны и апробированы алгоритмы уроков по темам:

1. «Проект малого предприятия» - тема: «Экономическое развитие современной цивилизации». Учащиеся, работая в группах, создают свои частные предприятия, разрабатывают проект развития предприятия, проходят экспертную защиту

2. «Школа будущего» - тема:  «Духовные ценности современных цивилизаций». В творческих группах учащиеся разрабатывают проект школы будущего, работают над   внешним и внутренним содержанием школы: уроки, правила поведения, структура управления и т.д.

Предмет: Обществознание

Учитель: Черепанова И.А.

Класс: 11

Раздел предмета  «Духовные ценности современной цивилизации»

Тема урока: Образование (2 часа)

Форма урока: Защита творческих проектов «Школа будущего»

Тип урока: повторительно – обобщающий урок (систематизация и обобщение полученных знаний на преобразующем и творческом уровнях).

Цели занятия:

  1. Формирование обществоведческого мышления, способности самостоятельно интерпретировать факты на основе рассмотрения изменений социальной роли образования в условиях  НТР.
  2. Проанализировать результативность реформирования российского образования, предложить свои модели модернизации Российского образования.
  3. Продолжить развивать  у  учащихся умение работать в группе, выражать свои собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.
  4. Учитель должен определить точки соприкосновения и разногласий  по вопросам модернизации образования между Министерством образования РФ и современным учеником.

Ход урока:

Вводное слово учителя.

Экспресс – опрос:

  1. Как вы представляете себе жизнь без школы?
  2. Необходима ли школа лично тебе?
  3. Что дала тебе школа за время обучения?

В процессе экспресс – опроса учитель акцентирует внимание учащихся на возрастающей роли образования в  постиндустриальном обществе, роли государства и особенностях осуществления национального проекта «Образование», целью которого является модернизация современного образования. Учащимся предлагается выступить в роли экспертов школьного образовательного пространства и создать свой проект «Школы будущего».

Класс разбивается на творческие мини-группы. Каждая группа получает план разработки проекта. Создание и защита проекта – форма групповой деятельности детей. В ней школьник – выпускник проявляет себя, как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и переоценивать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Много в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фактического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности. В проекте ученик выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных школьных проблем.

План разработки проекта «Школа будущего»:

  1. Проект предполагает наличие наглядного оформления и письменного содержания.
  2. В проекте должны быть освещены следующие направления:
  1. Модель ученика
  2. Модель учителя
  3.  Атмосфера в школе, психологический климат отношений, законы, дисциплина и т.д.
  4. Перечень предметов, изучаемых в Школе будущего
  5. Досуговая деятельность
  6. Уникальность школы
  7. Условия необходимые  для создания такой школы.

Учитель проводит консультацию по оформлению проекта и его защиты.

Работа в группах:

В течение 30 минут идет процесс создания проекта. Учитель выступает в роли консультанта.

Презентация проекта:

Задача группы выступить коллективно, показать наглядное оформление проекта, раскрыть основные элементы проекта.  Критерии оценки проекта:

  1. грамотность;
  2.  четкость изложения;
  3. эмоциональность и оригинальность выступления;
  4.  реалистичность проекта;
  5. социальная значимость проекта для государства, частных лиц, социальных групп;
  6. соответствие современным требованиям постиндустриального общества.

Обсуждение и оценка проекта:

После защиты проекта идет совместное обсуждение «сильных и слабых сторон» проекта, его оценка другими творческими группами. По окончанию обсуждения идет индивидуальное заполнение сводных листов оценок

№  группы

Критерии оценивания

Общее

кол-во баллов

Грамотность

Четкость

 изложения

Эмоциональ

ность,

оригинальность

Реалистич

ность

Социальная значимость

Соответствие совр. требованиям

Итог урока: 

Подведение итогов можно провести в форме ранжирования на основе сводных листов оценок. Подсчитав общую сумму баллов, определяется  группа-проект победитель, второе, третье места. Возможна оценка по разным номинациям: «За самый смелый проект», «За самый обоснованный проект», «За самый оригинальный проект» и т.д.

Учитель, подводя итог, акцентирует внимание учащихся – выпускников на том, что современная школа на данный момент не соответствует требованиям постиндустриального общества. Исходя из этого, задача Министерства образования РФ и будущих граждан государства - продолжить работу  по модернизации  российского образования  в соответствии с запросами социума.