Рабочая программа по обществознанию 8 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме

Казакова Татьяна Николаевна

       Курс «Обществознания» разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму  
       знаний  в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования
       Российской Федерации.  Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин
       социально – гуманитарного цикла.

Данное тематическое планирование разработано и ориентировано на базовый  учебник  по обществознанию под редакцией   А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-тематическое планирование
курса «Обществознание. 8 класс» (34 часа)

Пояснительная записка

       Курс «Обществознания» разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму  

       знаний  в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования

       Российской Федерации.  Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин

       социально – гуманитарного цикла.

Данное тематическое планирование разработано и ориентировано на базовый  учебник  по обществознанию под редакцией   А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

      Используемая литература:

       1. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / А. И. Кравченко.

            6–е изд. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2004г.

       2. Программа курса для 8 – 9 и 10 – 11 классов. Обществознание. Автор: А. И. Кравченко. –

           3 –е изд. –    М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004г. Допущено Министерством образования  

           Российской Федерации.

       3.Тематическое планирование курса обществознание (с региональным компонентом) 8 – 11 классы.

            / Черных Р. М. – Пособие для учителя.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

       4.. Тесты по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. – М.: ООО

            «ТИД  Русское слово – РС», 2009.

      5. Е.А.Певцова. Обществознание 8 класс, книга для учителя. Методическое пособие к учебнику

          А.И.Кравченко «Обществознание 8 класс» М., 2000

       Данная дисциплина, призвана не только формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме передать ему свод фундаментальных знаний в данной области.

Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические правовые, этические, социально – психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему.

Он содержит обусловленные рамки учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

      Основная цель курса – привить навыки самостоятельного принятия решений и чувство ответственности  за них российским школьникам и способствовать формированию социальной ответственной и компетентной личности современных подростков, познакомить учащихся с реальной жизнью в существующем обществе, обеспечить разностороннее развитие детей и формирование у них навыков самообразования и самореализации.

     Цели курса:

  1. способствование успешной социализации учащихся;
  2. формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения     свободного человека свободного общества;
  3. формирование потребностей в получении новых знаний;
  4. осознание учащимися необходимости личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор;
  5. формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.

Задачи курса:

- формирование навыков аналитического мышления, позитивного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения, сознательного отношения к себе и своим поступкам;

- формирование умения ответственно относиться к принятию решений;

- обучение учащихся технологии  осознанного выбора при решении социальных, нравственно - правовых проблем в современном обществе.

Требования к уровню подготовки

        Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение; проводить собственные исследования, приводить конкретные примеры; разъяснять сущность  основных наук; уважительно относиться к обычаям и традициям.

        Знать основные термины и понятие, характеризовать черты современного общества.

Владеть основами культуры диалога, анализировать роль страны в мировой системе.

Анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества.

        Знать роль бюджета в функционировании государства, долги и дефицит бюджета, контроль за расходами правительства.

        Характеризовать современную систему налогообложения. Знать сущность понятия «семья», структуры семьи, её функции и формы

Программа курса

(34 часа)

РАЗДЕЛ I   Общество и человек.

Раздел призван сформировать целостное представление о том, каково внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество, куда включены отдельные страны, как связаны между собой (противостояние и мирное сосущест вование) общество и природа. Важное место занимают пробле мы социального прогресса и сменяющие друг друга во времени исторические типы общества. Среди предложенных видов и ти пов общества главными являются три: первоначальным типом выступает доиндустриальное (традиционное, аграрное), его сменяет индустриальное, на смену которому приходит постин дустриальное.

Общество в данном разделе выступает фоном и средой, в ко торой происходит становление и развитие самого человека. Че ловек как существо общественное, социальное формируется под определяющим влиянием окружающих людей и обществен ных институтов, в частности, семьи, школы, производства, госу дарства, культуры. Освещение проблемы взаимодействия чело века и среды логически выводит на две другие темы — внутренний мир человека, прежде всего потребности, которые движут человеческими поступками и поведением, и социализа ция, т.е. врастание индивида в общество, овладение социаль ными ролями и культурными нормами. Завершением сложного процесса социализации и воспитания как его частного вида вы ступает человеческая личность.

Только став полноценной личностью, т.е. социально и творче ски активным субъектом действий, человек способен общаться, взаимодействовать и сотрудничать с другими личностями. Про цесс общения, раскрывающий процесс динамического сущест вования человека в социальном пространстве, завершает дан ный раздел.

Опорные понятия и термины: общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и слож ные общества, общественно-экономическая формация, доин дустриальное, индустриальное и постиндустриальное общест ва, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание.

Рекомендуется: использовать политическую карту современ ного мира для раскрытия темы «мировое сообщество» и для раз личения терминов «страна», «государство», «общество».

Тема 1   Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.

Общество в узком и широком смысле. Общество как соци альная организация страны. Основные признаки общества. Вза имосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 2    Взаимосвязь природы и общества.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-техниче ского прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 3    Типология обществ.

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменно сти, городов и возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа про изводства, форм собственности, социальной структуры обще ства, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общест ва в России.

Тема 4    Социальный прогресс и развитие общества.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и послед ствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерно го развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в раз витии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных ре форм. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5     Личность и социальная среда.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представле ние о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в раз витии личности.

Тема 6    Потребности человека.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожден ные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс воз вышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духов ной культуре.

Тема 7    Социализация и воспитание.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой лично сти. Воспитание и социализация, сходство и различия. Состав ные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подро стковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8     Социально-психологический процесс общения.

Общение как социально-психологический процесс. Виды об щения: речевое и неречевое. Основные формы общения: слу жебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.

РАЗДЕЛ II     Экономическая сфера.

В этом разделе рассматривается экономический базис ры ночного общества. Его основу составляет материальное произ водство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Вначале необходимо раскрыть ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление), после чего можно переходить к структуре экономики, которая подразумевает взаимосвязанную совокуп ность основных агентов и институтов, действующих в четырех ключевых сферах экономики. Речь идет о рынке, бирже, банках, налоговой службе, а также основе материального производства — промышленности, и составляющих ее компонентах, а именно отраслях, предприятиях, фирмах, цехах. В конце раздела рас сматриваются вопросы, касающиеся работы и безработицы, оп латы и организации труда.

Опорные понятия и термины: рыночная экономика, конку ренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распре деление, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, нало ги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, заработная плата, безработица, малый бизнес, предпринимательство, капитал, потребители, спрос и предло жение, рабочая сила, доходы и расходы, государственный бюд жет, бюджет семьи.

Рекомендуется: провести «круглый стол», на котором мож но обсудить то, с какими понятиями и явлениями рыночной эко номики мы сталкиваемся в повседневной жизни и быту, совер шая покупки, просматривая телепередачи, взаимодействуя с другими людьми.

Тема 9     Сущность и структура экономики.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Поня тие инвестирования капитала. Представление об информацион ных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Ос новные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10    Товар и деньги.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общест ва. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продук тов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Ос новной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 11    Спрос и предложение.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. По нятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плано вая и рыночная экономика.

Тема 12     Рынок, цена и конкуренция.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Истори ческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Коле бания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Иде альная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 13     Предпринимательство.

Экономическое содержание и функции предпринимательст ва. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприни матель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы россий ских «челноков».

Тема 14    Роль государства в экономике.

Экономическая роль государства. Поддержание государст вом общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.

Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подо ходный и прогрессивный налог.

Тема 15    Бюджет государства и семьи.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефи цита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бю джетных расходов и его социальные последствия.

Тема 16    Труд, занятость, безработица.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаг раждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безра ботным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

РАЗДЕЛ III      Социальная сфера.

Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или ду ховной деятельности. Здесь формируется социальная и классо вая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижа ются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна обществен ных движений.

Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, уча щиеся получают возможность освоить не только новые катего рии и научные концепции, но и с их помощью анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном прост ранстве «значимых других».

Опорные понятия и термины: статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и межличностные от ношения, класс, социальная стратификация, социальное нера венство, доход, власть, образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак и семья, конфликты.

Рекомендуется: провести «круглый стол», посвященный об суждению социальных и межличностных конфликтов на знако мых для подростков примерах из своего окружения.

Тема 17     Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимо связь статуса и роли. Влияние социального положения на пове дение и образ жизни человека. Определение и значение соци альной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 18      Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. По нятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социаль ное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Рос сийская интеллигенция и средний класс.

Тема 19—20    Богатые и бедные.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измере ние богатства. Расточительный образ жизни. Источники дохо дов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явле ние. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Ко лебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожи точный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Тема 21     Этнос: нации и народности.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и ми грация. Семья, род и клан как разновидности кровнородствен ных групп. Племена, народности и нации, их историческая эво люция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Тема 22    Межнациональные отношения.

Отношения между разными национальностями внутри одно го государства. Отношения между разными нациями-государ ствами. Отношения между национальным большинством и на циональными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Ис тория этнических конфликтов, причины их возникновения и со временные проявления.

Тема 23        Конфликты в обществе.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб кон фликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по спо собам его протекания. Наиболее типичные конфликты и проти воречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы реше ния конфликтов.

Тема 24    Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удов летворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. По следствия развода, его социальная роль.

Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.

Календарно-тематический план

Уроки

§ - §

                        Темы

недели

Фактич.

дата

1 урок

Повторение.

1

2 урок

Вводный урок. Наука о человеческой вселенной.

Элементы  минимального  содержания  образования

Науки, которые изучают общество. Обществознание в школе. Учебник обществознания как источник знаний, его специфика.

Понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;

– характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.

Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание.

Домашнее задание

Для всех учащихся: с. 4–8, основные понятия

2

Общество и человек.  ( 10 часов)

3 урок

§ 1

Что такое общество.

Элементы  минимального  содержания  образования

Понятие общества и его основные признаки.

Понятия, термины: общество, социальная организация страны.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять понятия: общество, государство, страна.

Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны.

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 1, в. 1–4, 7, основные понятия.

Конструктивный уровень: таблица «Элементы страны, государства, общества»

3

4 урок

§ 1

Сферы общества.

Элементы  минимального  содержания  образования

Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество.

Понятия, термины: сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть основные сферы жизни общества;

– характеризовать их;

– приводить примеры многообразия и единства мира.

Знать понятия и термины: сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация

Домашнее задание

С.17 в 5,6, проблема, практикум.

4

5 урок

§ 2

Человек, природа, общество.

Элементы  минимального  содержания  образования

Природа как основа возникновения  и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения человека и природы.  Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.

Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять взаимосвязь природы и общества;

– характеризовать экологические проблемы.

Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;

знать понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 2, основные понятия.

Репродуктивный уровень: практикум, с. 25.

Творческий уровень: мини-исследование  о воздействии человека на природу

5

6 урок

§ 3

Типология обществ.

Элементы  минимального  содержания  образования

Типы обществ.  Особенности хозяйства и образа жизни охотников и собирателей, зарождение производящего хозяйства. 

Понятия, термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество

Традиционные, индустриальные и информационные общества. Движущие силы общественного развития

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Знать разные подходы к типологии обществ;

сравнивать различные типы обществ.

Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;  давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.

Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 3, в. 1–3, основные понятия.

Творческий уровень: мини-сочинение «Труд и историческая эпоха»

6

7 урок

§ 4

Социальный прогресс и развитие общества.

Элементы  минимального  содержания  образования

Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история?

Закон неравномерного развития народов и наций мира.

Социальный прогресс. Реформы и революции

Понятия, термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы. Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;  объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;  пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 4, в. 1–3, основные понятия.

Репродуктивный уровень: практикум, с. 39.

Конструктивный уровень: схема «Социальный прогресс».

Творческий уровень: в. 7

7

8 урок

Взаимодействие общества и природы.  Экологические проблемы республики.

Элементы  минимального  содержания  образования

Взаимосвязь природы и общества  Экологическая ситуация в нашем крае. Природоохранная деятельность государственных органов и общественных организаций.

Понятия, термины: влияние природно-климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять (интерпретировать) взаимосвязь природы и общества в регионе;

– характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области.

Знать понятия и термины: влияние природно-климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы

Домашнее задание

Творческий уровень: мини-исследование «Экологические проблемы Якутии и Дальнего Востока» (работа по группам)

8

9 урок

§ 5

Личность и социальная среда.

Элементы  минимального  содержания  образования

Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Человеческая личность. Роль семьи и социальной среды в воспитании личности. Личность. Индивидуальность. Человек.

Понятия, термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность; противоречия становления, моральные нормы, духовные ценности

Социализация индивида. Факторы  формирования личности.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать понятия: человек, личность;

– объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.

Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.

Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности.  Таблица «Человек, индивид, личность»

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 5, в. 1–3, основные понятия.

Конструктивный уровень: таблица «Человек, индивид, личность».

Творческий уровень: завершите фразу «Личность подразумевает способность человека к …»

9

10 урок

§ 6

Потребности человека.

Элементы  минимального  содержания  образования

Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Процесс возвышения потребностей.

Свобода выбора  и приобщение к духовной культуре.

Понятия, термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Приводить примеры потребностей человека;

объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;

приводить примеры проявления ответственности.

Знать понятия и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 6,  в. 1–4, основные понятия.

Конструктивный уровень: изобразить уровни потребностей по теории Маслоу.

Творческий уровень: мини-сочинение  «Сможет ли удовлетворение всех потребностей человека сделать его счастливым?»

10

11 урок

§ 7

Социализация и воспитание.

Элементы  минимального  содержания  образования

Социализация: содержание и стадии процесса.

Воспитание и социализация, сходство и различия.

Воспитание в семье.

Понятия, термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека Социализация индивида. Факторы формирования личности

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание;

объяснять их значение в развитии личности.

Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 7, основные понятия. Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Творческий уровень: в. 6 на  с. 58

11

12 урок

§ 8

Общение.

Элементы  минимального  содержания  образования

Понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения.  Проблемы общения.

Понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение Самопознание. Познание мира и самого себя.

Пути познания. Ограниченность человеческого знания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений;  анализировать различные формы общения; иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.

Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение.

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 8, основные понятия.

Конструктивный  уровень: в. 3.

Творческий уровень: сформулировать несколько «золотых правил»

12

13 урок

Обобщающий урок по теме «Человек в обществе и общество и человек».

Элементы  минимального  содержания  образования

Уникальность человеческой личности.

Воспитание и социализация.  Проблемы общения и пути их решения.

Понятия, термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность

Домашнее задание

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий

13

Экономическая сфера.  ( 10 часов)

14 урок

§ 9

Что такое экономика.

Элементы  минимального  содержания  образования

Что такое экономическая наука и зачем ее изучают

в школе?  Основные ресурсы экономики и их роль.

Структура экономики.

Понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать понятия;

– объяснять роль экономики в жизни общества;

– разъяснять структуру экономики.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 9, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–5.

Конструктивный уровень: таблица на с. 70.

Творческий уровень: в. 6

14

15 урок

§ 10

Товар и деньги.

Элементы  минимального  содержания  образования

Товар и его свойства. Деньги, их функции и формы. Начальная цена и прибыль в бизнесе

Понятия, термины: товар, услуги, деньги, цена Инфляция. Обменные курсы валют. Формы сбережений граждан  (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги)

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– сравнивать понятия: товар и услуги;

– называть функции денег и их исторические формы;

– характеризовать прибыль.

Знать понятия и термины: товар, услуги, деньги, цена

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 10, основные понятия. Репродуктивный уровень:  в. 1- 4.

Конструктивный уровень: сообщение на тему «Функции денег».

Творческий уровень: мини - исследование «Сколько «стоит» новорожденный ребенок?»

15

16 урок

§ 11

Спрос и предложение.

Элементы  минимального  содержания  образования

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики.

Роль маркетинга  в рыночной экономике.  Цена как регулятор спроса и предложения.

Понятия, термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять связь спроса и предложения;

– называть факторы рыночной экономики;

– сравнивать рыночную экономику с планово-директивной;

– характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 11, основные понятия.

Репродуктивный уровень:  в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения».

Опережающее задание: подготовить сообщение о влиянии спроса и предложения на конкуренцию.

16

17 урок

§ 12

Рынок, цена, конкуренция.

Элементы  минимального  содержания  образования

Рынок, его формы, виды, эволюция.  Основные функции цены.  Рынок, конкуренция, монополия.

Понятия, термины: рынок, биржа,

банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия.  Альтернативная стоимость (цена выбора)

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Характеризовать рынок, рыночную экономику;

– называть основные функции цены;

– сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия.

Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 12, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–6.

Творческий уровень: в каких литературных произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)

17

18 урок

§ 13

Предпринимательство.

Элементы  минимального  содержания  образования

Содержание  и функции предпринимательства.

Предприниматель: экономический статус, поведение, функции.  Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство.

Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки».  Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательская этика

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– приводить примеры предпринимательской деятельности;

– характеризовать предпринимательскую этику;

– высказывать суждения о роли малого бизнеса.

Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск  в бизнесе, «челноки»

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 13, основные понятия.

Репродуктивный уровень:  в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема на с. 87.

Творческий уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»

18

19 урок

§ 14

Роль государства в экономике.

Элементы  минимального  содержания  образования

Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем:

а) традиционная;       б) командная;       в) рыночная.

Налоги, их виды, значение налогов.

Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть способы воздействия государства на экономику;

– сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 14, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–5.

Конструктивный уровень: работа с документом «Налоги и восстания», с. 95.

Творческий уровень: эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»

19

20 урок

§ 15

Бюджет государства и семьи.

Элементы  минимального  содержания  образования

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит.  Дефицит бюджета  и социальные программы.

Понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Страховые услуги и их роль в домашнем хозяйстве

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Характеризовать бюджет семьи.

Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 15, основные понятия. Репродуктивный уровень: в. 1–5.

Конструктивный уровень: схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102.

Творческий уровень: проблемное задание «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета»

20

21 урок

§ 16

Труд.

Элементы  минимального  содержания  образования

Труд: сущность, виды труда, значение труда.

Рабочая сила и рынок труда. Почему люди теряют работу и что следует знать безработному?

Понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы Факторы, влияющие на производительность труда. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

– объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 16, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1- 4.

Творческий уровень: мини исследование «Причины безработицы»

21

22 урок

Структура экономики республики. 

Элементы  минимального  содержания  образования

Роль региона в экономической системе России.

Современное состояние экономической структуры нашего края.

Перспективы экономического развития края.

Понятия, термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать перспективы экономического развития области;

– показывать  роль региона  в экономике России;

– давать оценку современному состоянию экономической ситуации в республике.

Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование

Домашнее задание

Для всех учащихся: повторение основных понятий.

Конструктивный уровень: схема «Направления

развития экономики родного края».

Творческий уровень: мини-исследование: сопоставить развитие экономики республики в настоящее время и в начале XX века

22

23 урок

Обобщающий урок по теме «Экономическая сфера».

Элементы  минимального  содержания  образования

Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике.

Труд, занятость, безработица.

Понятия, термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять роль экономики в жизни общества;

– характеризовать сущность  и структуру экономики;

– приводить примеры действия государства на экономику.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы

Домашнее задание

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий

23

Социальная сфера.  ( 12 часов)

24 урок

§ 17

Социальная структура.

Элементы  минимального  содержания  образования

Строение общества.  Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа.

Понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность Большие  и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– объяснять сущность социальной структуры;

– характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;

– выделять  в тексте оценочные суждения

о социальном статусе.

Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 17, основные понятия.

Репродуктивный уровень:  в. 1–4.

Конструктивный уровень: таблица «Статусы и роли детей и взрослых».

Творческий уровень: мини-исследование «Нужны ли статусные символы и статусный имидж в современном обществе?»

24

25 урок

§ 18

Социальная стратификация.

Элементы  минимального  содержания  образования

Социальная стратификация и ее критерии.

Классы как основа стратификации.  Социальная дифференциация.

Понятия, термины: стратификация, социальное неравенство,  социальная роль и социальный статус

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать социальную дифференциацию;

– выделять в тексте оценочные суждения

о социальной  дифференциации.

Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 18, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1, 2.

Конструктивный уровень: построить шкалу престижа профессий в современном обществе (в. 4).

Творческий уровень: в. 5

25

26 урок

§ 19

Богатые.

Элементы  минимального  содержания  образования

Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства.

Понятия, термины: неравенство, богатство, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, Социальная мобильность.

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать социальные отношения, социальный статус;

– соотносить образ жизни со способом достижения богатства;

Знать понятия термины: неравенство, богатство, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни.

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 19, основные понятия.

Репродуктивный уровень: перечислить основные способы получения богатства.

Конструктивный уровень: таблица «Уровень жизни» на

с. 129.

26

27 урок

§ 20

Бедные.

Элементы  минимального  содержания  образования

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. 

Понятия, термины: бедность, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность. Социальное страхование

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, бедности;

– формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.

Знать понятия термины: бедность, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 20, основные понятия.

Репродуктивный уровень: Рассказать об образе жизни бедных людей.

Творческий уровень: сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам)

27

28 урок

§ 21

Этнос: нации и народности.

Элементы  минимального  содержания  образования

Этнос. Понятие, признаки.  Кровнородственные группы и их разновидности.  Племена, народности, нации.

Понятия, термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;

– находить  в учебной литературе оценочные суждения

о национальных проблемах.

Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 21, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема «Этнос».

Творческий  уровень: мини-исследование

«В чем различие между нацией и народностью».

Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Проблемы межнациональных отношений в современном мире»

28

29 урок

§ 22

Межнациональные отношения.

Элементы  минимального  содержания  образования

Национальные отношения: внутренние и межгосударственные. Формирование многонационального государства.  Этнические конфликты.

Понятия, термины: национальность, национальное большинство  и меньшинство, взаимодействие

народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать межнациональное сотрудничество;

– объяснять причины национальных конфликтов.

Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 22, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Творческий уровень: подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему.

29

30 урок

§ 23

Конфликты в обществе.

Элементы  минимального  содержания  образования

Конфликт и его составляющие.  Классификация конфликтов. Способы решения конфликтов.

Понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб,  формы конфликта, типичный конфликт

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть основные социальные нормы;

– сравнивать пути решения социальных конфликтов;

– классифицировать конфликты.

Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 23, основные понятия.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов».

Творческий уровень: сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война», «турнир», «побоище». Обобщить в виде таблицы

30

31 урок

§ 24

Семья.

Элементы  минимального  содержания  образования

Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Жизненный цикл семьи.

Развод: причины, повод, мотивы, последствия.

Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа.  Брак и развод. Неполная семья

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– характеризовать основные нормы правовых основ брака;

– называть основные нормы этики семейных отношений;

– характеризовать семью как малую группу.

Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа

Домашнее задание

Для всех учащихся: § 24, основные понятия.

Репродуктивный уровень:  в. 1–3.

Творческий уровень: ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника», «Наши имена и фамилии»

(работа по творческим группам)

31

32 урок

Социальная структура общества в регионе.

Элементы  минимального  содержания  образования

Характеристика современной социально-демографической структуры общества в своем регионе. Этнические общности края. Областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области.

Понятия, термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Характеризовать социальную структуру общества в крае;

– называть основные социальные группы;

– приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции.

Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе

Домашнее задание

Для всех учащихся: основные понятия.

Конструктивный уровень: схема «Этнический состав населения нашей области  (края, региона и т. п.)».

Творческий уровень: подготовить сообщения об этнических общностях края (работа по группам)

32

33 урок

Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства

Повторительно-обобщающий урок

Элементы  минимального  содержания  образования

Основные понятия по разделу «Социальная сфера»

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Уметь:

– называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества;

– характеризовать социальные отношения

Домашнее задание

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий. Ответы на вопросы на с. 164–165.

Подготовка  к итоговой контрольной работе

33

34 урок

с. 164-165

с. 166-188

Итоговые вопросы по обществознанию.

Обобщающий урок по курсу обществознания  за 8 класс.

Элементы  минимального  содержания  образования

Основные понятия по разделам курса

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...