Социальная структура общества
презентация к уроку обществознания (8 класс) на тему

урок-новый материал. Ознакомление с понятиями социальный статус, социальная роль в обществе.Сформировать умение анализировать поведение людей с точки зрения изученных социалогических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon socialnaya_struktura.ppt640 КБ
Microsoft Office document icon socialnaya_struktura..doc60 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная структура. Урок обществознания 8 класс Учитель Можная Т.А.

Слайд 2

Социальная структура. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов , составляющих внутреннее строение общества.

Слайд 3

Социальный статус. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

Слайд 4

Социальный статус. Статус – это ниша или место человека в социальной структуре обществе(группы).

Слайд 5

Виды социальных статусов. В современном обществе различают следующие виды социальных статусов: Профессиональные; Семейно-брачно-родственные; Политические; Религиозные; Экономические.

Слайд 6

Разъясните статус ваших родителей. Представьте свой статусный портрет. территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...) пол (женщина/мужчина) возраст (ребенок, взрослый, пожилой) раса (негроидная, европеоидная, монголоидная) национальность здоровье (инвалид, здоровый...) профессия политические взгляды религиозные взгляды

Слайд 7

Охарактеризуйте статус лица по нижеприведённым отрывкам. «Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату сообщают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрицианского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного. Юлий Цезарь получил прекрасное образование, которое в те времена заключалось в изучении греческого языка, литературы, философии, истории и в овладении ораторским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии. В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан. Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отождествляться с понятием «император». Позднее все "римские императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали ею своим сыновьям».

Слайд 8

Охарактеризуйте статус лица по нижеприведённым отрывкам. «Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чернигове. В городе на Неве он прошел путь от гимназист (1870—1879) и студента (1879—1882) до профессора академика — главы петербургской школы русских историков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в царскую семью. События 1917 г он воспринял как историческую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не оставались неизменными. До революции Платонов придерживался либеральных буржуазно-монархических позиций. После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуазной демократии».

Слайд 9

Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов.(спец.одежда, стиль одежды и атрибутика, жильё, язык, жесты, манера поведения и т.д.)

Слайд 10

Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж. Имидж –совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Слайд 11

Социальная роль. Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Слайд 12

Заключение. Что такое социальная структура общества? Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своём примере. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры. Что такое социальная роль? Проанализируйте ролевой набор ученика школы.

Слайд 13

Домашнее задание. § 17 Рабочая тетрадь №1,2



Предварительный просмотр:

Глава 3 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Тема:Социальная структура.

Цель:

Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведе ние людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять мане ры своего поведения.

После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое социальный статус личности в обществе; со циальная группа, социальные отношения;

— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;

— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социаль ной ролью. 

План урока:

1. Социальная структура общества — знакомимся с понятием.

2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?

3. Что такое социальная роль?

ф Изучение нового материала целесообразно начать с погру жения учеников в суть рассматриваемой проблемы. Учитель разъясняет сущность понятия «структура» и просит объяс нить, что представляет собой структура обыкновенного кир пичного дома? Ученики понимают, что все составляющие части дома взаимосвязаны между собой. Подобное происходит в об ществе. Ребята зачитывают первый абзац параграфа и записы вают в тетради собственное определение понятия «социальная стратификация».

Уроки 21-22.

Тема:Социальная структура.

Цель:

Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведе ние людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять мане ры своего поведения.

После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое социальный статус личности в обществе; со циальная группа, социальные отношения;

— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;

— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социаль ной ролью.

План урока:

1. Социальная структура общества — знакомимся с понятием.

2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?

3. Что такое социальная роль?

ф Изучение нового материала целесообразно начать с погру жения учеников в суть рассматриваемой проблемы. Учитель

124

® Ученикам следует пояснить, что статус — это социальное положение человека в обществе, которое характеризуется:

— профессией;

— экономическим положением;

— политическими возможностями;

— демографическими свойствами.

Ребятам предлагается выполнить следующее задание (можно предложить коллективную или групповую работу):

1)  Подумайте, чем различаются между собой примитивные общества и современные с точки зрения статусности (количества статусов)? Какой вывод можно сделать?

2) Можно ли утверждать, что структура общества определяет ся общественным разделением труда? Почему? Поясните свои рассуждения. (Ученики должны понять, что в обществе один и тот же человек не может выполнять все функции: быть и врачом, и юристом, и водителем автобуса. В обществе необходима специ ализация, но и важна кооперация, так как эти люди не могут жить друг без друга: юристу нужно лечиться, и он обращается к врачу, а врачу необходима юридическая консультация, и он пой дет к юристу.)

В науке принято считать, что социологическое значение сло ву «статус» придал в конце XIX в. английский историк Г.Д. Мейн.

3)  Охарактеризуйте статус лиц по нижеприведенным от рывкам:

Карточка 1.

«Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату со общают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрициан ского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного.

Юлий Цезарь получил прекрасное образование, кото рое в те времена заключалось в изучении греческого язы ка, литературы, философии, истории и в овладении ора торским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии.

В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию се ната провести в жизнь два аграрных закона в пользу вете ранов и неимущих граждан.

Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отож дествляться с понятием «император». Позднее все "рим ские императоры сами принимали титул «цезарь» и при сваивали ею своим сыновьям».

Источник: Федорова Е В. Люди императорского Рима. М., 1990; Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.

Карточка 2.

«Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чер нигове.

В городе на Неве он прошел путь от гимназист (1870—1879) и студента (1879—1882) до профессора академика — главы петербургской школы русских исто риков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в цар скую семью. События 1917 г он воспринял как историче скую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не остава лись неизменными. До революции Платонов придержи вался либеральных буржуазно-монархических позиций После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуаз ной демократии».

 Источники: Платонов С. Ф Лекции по русской истории. М., 1993.

4) Охарактеризуйте героев известных вам по литературе про изведений с точки зрения их социального положения. Свои дово ды подтвердите ссылками на источники.

5) Разъясните статус ваших родителей, знакомых.

6) Представьте собственный статусный портрет.

При выполнении предложенного выше задания можно вос пользоваться следующей схемой:

территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...)

 пол (женщина/мужчина)

возраст (ребенок, взрослый, пожилой)

раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)

 национальность

 здоровье (инвалид, здоровый...)

 профессия политические взгляды

религиозные взгляды

Для уяснения вопроса о социальной группе ребятам предлага ется выделить любую группу людей по социально значимым критериям (доход, власть, образование, возраст, раса и т. д.).

Учитель после проведенного анализа выполненных выше за даний обращает вниманрге на то, что люди, имеющие разный ста тус, отличаются друг от друга в поведении, внешности. Для под тверждения этой мысли ученикам предлагается обратиться к дополнительному тексту §17 «Одежда и статус» (с. 114). После прочтения отрывка статьи Д. Моррис ребята должны ответить на следующие вопросы:

1) Какие функции выполняет одежда в обществе?

2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?

3)  Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в совре менном обществе. К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.

4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстраци онная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентирует ся очень жестко с позиции статусности?

Ребята должны усвоить, что статус требует от человека опре деленного поведения. Социологи говорят о существовании ста тусных прав и обязанностей.

Ребятам предлагается определить, какими правами и обязан ностями наделены:

— учитель обществознания;

— родитель;

— президент страны;

— ученик.

Отождествление себя с чем-то или кем-то называется статус ной идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции на зывается фамильярностью. В этом случае можно привести при меры того, как ученик непочтительно разговаривает с учителем.

В понимании ребенка необходимо закрепить еще одно поня тие — имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в со ответствии со своим статусом (это определение дано в учебнике).

® Завершение рассмотрения этой темы необходимо осущест вить уяснением еще одного важного понятия — социальная роль. Так называют способ поведения человека в соответствии со статусом.

Ученикам предлагается выписать на листке бумаги полны: набор своих статусов и определить свой главный статус.

Ученикам можно предложить разыграть некоторые статусы показав особенности манеры поведения людей. Так ребята уя< няют смысл социальных ролей в обществе. Например,

группа 1 показывает родителя;

группа 2 — директора школы;

группа 3 — чемпиона мира по боксу;

группа 4 — крупного предпринимателя.

Р. Мертон ввел в науку важное понятие — ролевой набор. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. Ребятам предлагается проанализировать ролевой на бор ученика, крупного бизнесмена и пенсионера.

В 'конце урока следует закрепить изученные новые понятиЯ| подвести итоги. (Социальная структура общества включает в сев бя совокупность статусов, полей, социальных групп.)

Д/з: § 17, вопросы и задания после темы. Выполнение задах №7 следует поручить 5 ребятам индивидуально. Каждый из должен проанализировать любой роман или другое литератур! произведение. В классе, где отдельные ученики не могут ci виться с заданием, лучше организовать работу по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества

Работа содержит полный материал для урока, в ней есть и самостоятельная раборта учащихся и объяснение учителя. Самое важное выделено курсивом и легко читается....

Особенности социальной структуры общества

Общество, являясь цельным организмом, тем не менее распадается на отдельные общественные, или социальные, группы. Их взаимодействие друг с другом определяет жизнь общества, его историю и особенности...

урок в 10 кл. Социальная структура общества.

Урок- исследование с использованием методики проблемного обучения в 10 классе....

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Социальная структура общества

Презентация к уроку обществознания 10 класс  под редакцией Боголюбова....

Социальная структура общества

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Социальная структура общества»...