Урок "Семья как социальный институт"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Урок и слайдовая презентация "Семья как социальный институт", 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мареева Алла Михайловна,

учитель обществознания

МОУ «СОШ № 13»

г. Нефтеюганска

Урок обществознания

Тема: Семья как социальный институт (2 ч.)

Класс: 10 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс, листы заданий, презентация «Семья как социальный институт»

Цель: дать понятие об основных этапах  становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития через работу с документами; охарактеризовать политику государства в сфере семейно-брачных отношений; воспитывать чувство ответственности перед семьёй и правильные взаимоотношения в семье. Учащиеся должны уметь анализировать источники, развивать опыт выступлений.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  1. Изучение нового материала. (слайд 1)

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Цель урока – охарактеризовать  основные этапы  становления семьи как социального института; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития.

(слайд 2)

Задание: Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и её нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

  1. Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
  2. Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.

К концу урока определите, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте. (работа в группах)

  1. Что такое семья:

а) Семья является важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом.

Вопросы: Что такое социальный институт? Что такое семья?

Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(слайд 3)

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Брак («брачити» - отбирать, выбирать хорошее) – это надлежащим образом оформленный добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Заключение брака рождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

Это интересно: В Бельгии, России, Франции, Швеции, Японии признаётся только светский брак. В Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак. В Израиле, Иране, Ираке -  только церковный брак.

б) Развитие семейных отношений:

Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

(слайды 4-6)

Задание: По рассказу ученика (опережающее задание) составить логическую цепочку «Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану)»:

  1. Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи – не существовало ограничений, но могли быть временные супружеские пары);
  2. Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми – «браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно»);
  3. Парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие – возникает между дикостью и варварством)

патриархальная традиционная       парная демократическая

  1. Виды семей:

а) Патриархальная семья. (слайд 7)

Задание: На основании анализа источников (документ 1) определите основные черты патриархальной семьи

  1. Однокарьерная семья;
  2. Многопоколенная семья;
  3. Главенство мужчины в доме;
  4. Зависимость жены от мужа, младших от старших;
  5. Роль женщины – рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел (Пример – семья Фёдора и Дарьи Васильевых, XVIII в. – 69 детей).

б) Причины возникновения патриархальной семьи:

  1. Естественное неравенство полов.
  2. Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.

Вопрос: Какое объяснение появления патриархальной семьи вам кажется более убедительным? Что ещё, на ваш взгляд, могло повлиять на этот процесс?

в) Современная семья – демократическая, партнёрская (слайд 8):

  1. Двухкарьерная семья;
  2. Нуклеарная семья (родители и дети);
  3. Равноправие всех членов семьи;
  4. Равное распределение домашних обязанностей;
  5. Совместное принятие решений;
  6. Взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.

г) Вопрос: Какие причины возникновения демократической семьи вы можете назвать?

  1. Функции семьи:

Являясь важнейшим социальным институтом, семья выполняет ряд основных функций в обществе.

Задание: Какие функции выполняет семья в обществе? Пользуясь текстом (учебник, с. 197-198), заполнить схему (слайд 9):

Функции семьи

Репродуктивная

Хозяйственная

Эмоциональная

Воспитательная

Первичный социальный контроль

Социально-статусная

Экономическая

Духовного общения и досуга

Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.

  1. Семья в современном обществе:

Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Задание: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г.  (документ 2) и текст (документ 3) и сделайте вывод:

  1. В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях? (кризис - уменьшение количества зарегистрированных и рост количества незарегистрированных браков, рост количества разводов, увеличение количества детей, рождённых вне брака).
  2. Каковы причины этого кризиса? (вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни, уменьшение числа детей, взаимное отчуждение членов семьи, ослабление воспитательного воздействия родителей на детей).

(слайды 10-11)

  1. Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса? (государственная поддержка семьи)

(слайды 12-13)

  1. Закрепление: (слайд 14)Выполнение задания, поставленного в начале урока. Класс делится на две подгруппы. Одна подгруппа аргументирует 1 точку зрения, другая – 2. Необходимо использовать серьёзные доводы и аргументы, в т.ч. на примере своей семьи.

  1. Домашнее задание: п. 18. Выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулировать и записать чёткие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, принимающие участие в воспитании ребёнка в семье.

Приложения.

Основные черты патриархальной семьи. (Документ 1)

  1. «Песнь о Нибелунгах» (Германия):

Героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

  1. «Домострой» (Россия)
  1. «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрёт, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».
  2. «Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

Современная семья. (Документ 2)

Всероссийская перепись населения

Население по состоянию в браке

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Численность населения

в том числе:

147,0 млн.

145,2 млн.

 

142,9 млн.

 

16 лет и более:

состоящие в браке

никогда не состоявшие в браке

вдовые

разошедшиеся

111,0 млн.

72,4 млн.

17,8 млн.

12,2 млн.

7,9 млн.

118,7 млн.

67,9 млн.

24,9 млн.

13,5 млн.

11,2 млн.

119,7 млн.

66,5 млн.

24,0 млн.

13,8 млн.

11,6 млн.

моложе 16 лет:

состоящие в браке

в зарегистрированном браке

в незарегистрированном браке

3,7 тыс.

1,5 тыс.

2,2 тыс.

1,8 тыс.

0,7 тыс.

1,1 тыс.

Документ 3.

Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом, и в слаборазвитом мире, так же, как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные экономические отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.                                                         

Л.Туроу

  1. В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях?
  2. Каковы причины этого кризиса?
  3. Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные институты.

11 класс, обществознание....

семья и брак как социальные институты

На классном часе в 10 классе дается понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Во все времена для человека главной ценностью было его здоровье. Но понятие «здоровье» не имеет однозначного определения, существуют разные подходы к его определению. В данной работе я пос...