Урок "Семья как социальный институт"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Урок и слайдовая презентация "Семья как социальный институт", 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semya_kak_soc.inst_..doc | 67 КБ |
prezentaciya_k_uroku_semya_kak_soc_institut.ppt | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мареева Алла Михайловна,
учитель обществознания
МОУ «СОШ № 13»
г. Нефтеюганска
Урок обществознания
Тема: Семья как социальный институт (2 ч.)
Класс: 10 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс, листы заданий, презентация «Семья как социальный институт»
Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития через работу с документами; охарактеризовать политику государства в сфере семейно-брачных отношений; воспитывать чувство ответственности перед семьёй и правильные взаимоотношения в семье. Учащиеся должны уметь анализировать источники, развивать опыт выступлений.
Ход урока:
- Организация класса.
- Изучение нового материала. (слайд 1)
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.
Цель урока – охарактеризовать основные этапы становления семьи как социального института; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития.
(слайд 2)
Задание: Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и её нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:
- Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
- Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.
К концу урока определите, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте. (работа в группах)
- Что такое семья:
а) Семья является важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом.
Вопросы: Что такое социальный институт? Что такое семья?
Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
(слайд 3)
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Брак («брачити» - отбирать, выбирать хорошее) – это надлежащим образом оформленный добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Заключение брака рождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.
Это интересно: В Бельгии, России, Франции, Швеции, Японии признаётся только светский брак. В Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак. В Израиле, Иране, Ираке - только церковный брак.
б) Развитие семейных отношений:
Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
(слайды 4-6)
Задание: По рассказу ученика (опережающее задание) составить логическую цепочку «Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану)»:
- Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи – не существовало ограничений, но могли быть временные супружеские пары);
- Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми – «браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно»);
- Парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие – возникает между дикостью и варварством)
патриархальная традиционная парная демократическая
- Виды семей:
а) Патриархальная семья. (слайд 7)
Задание: На основании анализа источников (документ 1) определите основные черты патриархальной семьи
- Однокарьерная семья;
- Многопоколенная семья;
- Главенство мужчины в доме;
- Зависимость жены от мужа, младших от старших;
- Роль женщины – рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел (Пример – семья Фёдора и Дарьи Васильевых, XVIII в. – 69 детей).
б) Причины возникновения патриархальной семьи:
- Естественное неравенство полов.
- Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.
Вопрос: Какое объяснение появления патриархальной семьи вам кажется более убедительным? Что ещё, на ваш взгляд, могло повлиять на этот процесс?
в) Современная семья – демократическая, партнёрская (слайд 8):
- Двухкарьерная семья;
- Нуклеарная семья (родители и дети);
- Равноправие всех членов семьи;
- Равное распределение домашних обязанностей;
- Совместное принятие решений;
- Взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.
г) Вопрос: Какие причины возникновения демократической семьи вы можете назвать?
- Функции семьи:
Являясь важнейшим социальным институтом, семья выполняет ряд основных функций в обществе.
Задание: Какие функции выполняет семья в обществе? Пользуясь текстом (учебник, с. 197-198), заполнить схему (слайд 9):
Функции семьи
Репродуктивная
Хозяйственная
Эмоциональная
Воспитательная
Первичный социальный контроль
Социально-статусная
Экономическая
Духовного общения и досуга
Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.
- Семья в современном обществе:
Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.
Задание: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г. (документ 2) и текст (документ 3) и сделайте вывод:
- В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях? (кризис - уменьшение количества зарегистрированных и рост количества незарегистрированных браков, рост количества разводов, увеличение количества детей, рождённых вне брака).
- Каковы причины этого кризиса? (вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни, уменьшение числа детей, взаимное отчуждение членов семьи, ослабление воспитательного воздействия родителей на детей).
(слайды 10-11)
- Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса? (государственная поддержка семьи)
(слайды 12-13)
- Закрепление: (слайд 14)Выполнение задания, поставленного в начале урока. Класс делится на две подгруппы. Одна подгруппа аргументирует 1 точку зрения, другая – 2. Необходимо использовать серьёзные доводы и аргументы, в т.ч. на примере своей семьи.
- Домашнее задание: п. 18. Выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулировать и записать чёткие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, принимающие участие в воспитании ребёнка в семье.
Приложения.
Основные черты патриархальной семьи. (Документ 1)
- «Песнь о Нибелунгах» (Германия):
Героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
- «Домострой» (Россия)
- «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрёт, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».
- «Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Современная семья. (Документ 2)
Всероссийская перепись населения
Население по состоянию в браке | 1989 г. | 2002 г. | 2010 г. |
Численность населения в том числе: | 147,0 млн. | 145,2 млн.
| 142,9 млн.
|
16 лет и более: состоящие в браке никогда не состоявшие в браке вдовые разошедшиеся | 111,0 млн. 72,4 млн. 17,8 млн. 12,2 млн. 7,9 млн. | 118,7 млн. 67,9 млн. 24,9 млн. 13,5 млн. 11,2 млн. | 119,7 млн. 66,5 млн. 24,0 млн. 13,8 млн. 11,6 млн. |
моложе 16 лет: состоящие в браке в зарегистрированном браке в незарегистрированном браке | 3,7 тыс. 1,5 тыс. 2,2 тыс. | 1,8 тыс. 0,7 тыс. 1,1 тыс. |
Документ 3.
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом, и в слаборазвитом мире, так же, как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные экономические отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л.Туроу
- В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях?
- Каковы причины этого кризиса?
- Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные институты.
11 класс, обществознание....
Семья как социальный институт и малая социальная группа
Презентация к уроку обществознания....
семья и брак как социальные институты
На классном часе в 10 классе дается понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...
Установление социального партнерства спортивной школы с прочими социальными институтами (на примере ДЮСШ «Юность» г.Шелехова)
Интеграция общего и дополнительного образования...
Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.
Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра" Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Во все времена для человека главной ценностью было его здоровье. Но понятие «здоровье» не имеет однозначного определения, существуют разные подходы к его определению. В данной работе я пос...