Право женщин
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс) по теме

Теоретический спор о равноправии мужчин и женщин в различных областях и сферах общественной жизни, начавшийся в XVII в., продолжается до настоящего времени. Наиболее острые дискуссии в этом аспекте вызывает проблема политического представительства женщин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

25.02.2011


Избирательное право в России - институт относительно молодой, несмотря на то, что деятельность таких органов «народоправства», как  вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию рос сийского избирательного права.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура фор мирования государственного органа или наделения полномочиями должно стного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регу лирующих общественные отношения, связанные с выборами органов госу дарства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регу лирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом изби рательного права считаются связанные с выборами общественные отноше ния, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов ме стного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избира тельное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Основные принципы избирательного права:

- всеобщее избирательное право;

- прямое и косвенное избирательное право;

- равное избирательное право;

- тайное голосование;

Во многих странах право голоса (активное избирательное право) и тем более право быть избранным (пассивное избирательное право) представляется не всем гражданам, а только тем, кто удовлетворяет избирательным "Цензам, т.е. ограниченным условиям, с которыми связывает представление избира тельных прав.

Совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом го лоса, составляет избирательный корпус страны или, как это принято в поли тической науке, электорат. В XIX в. во многих странах рамки избирательного корпуса были очень узкими, потому что в избирательном праве очень важ ную роль играл имущественный ценз, требующий от избирателя определен ного уровня избирательной обеспеченности. Показателем такой обеспечен ности закон в одних странах признавал обладание на праве собственности или аренды определенным недвижимым имуществом, а других - уплату оп ределенной суммы подоходного налога. В настоящее время активное избира тельное право не обуславливается имущественным цензом ни в одной разви той стране Запада, но пассивное избирательное право иногда еще связыва ется с ним.

В настоящее время наряду с имущественным цензом стал историей и ценз пола. Он заключается в недопущении к выборам женщин. Он являлся тради ционным для избирательных систем XIX в.

Теоретический спор о равноправии мужчин и женщин в различных областях и сферах общественной жизни, начавшийся в XVII в., продолжается до настоящего времени. Наиболее острые дискуссии в этом аспекте вызывает проблема политического представительства женщин.

В России при выборах в губернские и уездные земские учреждения, а затем в Государственную думу женщины не принимали участие непосредственно. За них в выборах участвовали лица, снабженные доверенностями, которые были подписаны самой верительницей и двумя свидетелями с удостоверением подписей полицией.

Вообще передача права на участие в выборах - явление, достаточно редко встречающееся в избирательном праве других государств, так как оно проти воречит основному принципу выборов, заключающемуся в личном волеизъ явлении гражданина - была характерна для избирательной системы Россий ской Империи.

Помимо этого, лица женского пола могли уполномочивать на участие в вы борах своих отцов, мужей, сыновей и родных братьев даже в тех случаях, ко гда они не соответствовали установленным имущественным цензам. Это оз начало, что женщины могли предоставлять свои имущественные цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим близким родственни кам мужского пола.

История участия женщин в высших органах правительства России и СССР бедна событиями. Графиня Панина возглавляла вопросы социального при зрения во Временном правительстве недолгое время с февраля 1917 г.

Первая же Конституция РСФСР 1918 г. отменяла эту дискриминацию и уста навливала, что избирательными правами пользуются лица обоего пола, дос тигшие 18 лет.

В первом советском правительстве из 67 занимавших различные посты на родных комиссаров, была единственная и первая женщина – член правитель ства революционной России – Александра Коллонтай.

Всего полгода она возглавляла Народный комиссариат государственного призрения. Не намного более активно управляли женщины советским госу дарством и с 1922 по 1991 гг. Всего лишь двум женщинам было доверено управлять наркоматом рыбной промышленности и министерством культуры – Полине Жемчужиной и Екатерине Фурцевой.

Получается, что среди министров советские женщины составляли 0,5%.

При этом даже в Политбюро и других органах ЦК КПСС женщины появля лись чаще – их было в общей сложности 3% за все время существования этих органов.

На международной арене главный шаг в достижении целей равноправия для женщин был сделан 18 декабря 1979 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию.

Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году. Однако при реализации Конвенции на на циональном и региональном уровне возникают очень серьезные проблемы, связанные с очень низкой правовой грамотностью самих женщин в отноше нии своих прав, с недостаточным контролем со стороны гражданского обще ства, с недостаточным взаимодействием между государственными структу рами, выполняющими международные соглашения через исполнение “На ционального плана по улучшению положения женщин в Российской Федера ции и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы” с неправительст венными и некоммерческими женскими организациями.

В советское время включить женщин в активную политическую жизнь было просто. На места рассылалась разнарядка, по которой в список кандидатов в депутаты трудящихся предписывалось включить не менее 30% женщин в ор ганы законодательной власти. Но ни для кого не секрет, что эти органы не обладали реальной властью. Власть была у КПСС. В общем составе населе ния было 45,8% мужчин и 54,2% женщин, в составе партии соответственно 79,1% и 20,9%, в составе ЦК партии – 97,2% и 2,8%, в Политбюро и секрета риате ЦК партии – 100% мужчин. Поэтому, когда начались нынешние ре формы, и пошел процесс приватизации, власть и собственность в стране по лучили тоже только мужчины – те, кто был во власти или около власти, вла дел информацией об истинном положении дел. Всегда мужчины боялись до верять высокие посты представительницам “слабого пола”, ссылаясь на их эмоциональность и чувствительность. Но мы помним Нефертити, Аспазию, Клеопатру, Екатерину II и многих других прекрасных дам, которым при шлось взваливать на себя груз ответственности за дела в государстве. Жен щины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те про блемы и трудности, которые считаются привилегиями мужчин. Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вер теться в кругах интеллектуалов, работать на самых высоких должностях в политической сфере, стал извечным. Но до сих пор женщина – политический руководитель – скорее исключение из правил, чем норма.

Действующая Конституция, закрепившая положение,  о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы национально сти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, А часть 3 ст. 19 Конституции специально устанавливает, что мужчина и жен щина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализа ции.

Но все же, несмотря на то, что женщины без каких-либо ограничений поль зуются пассивным избирательным правом, процент представительства жен щин в органах государственной власти оставляет желать лучшего.

Об этом на пресс-конференции для журналистов в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сообщил Генеральный секретарь Межпарламентского союза Ан дерс Джонсон. Он представил «карту» участия женщин в политике, отра жающую их представленность в парламентах. (03.03.2010)

В настоящее время женщины занимают около 19% всех депутатских мест в мире. Среди глав государств их всего девять. В России среди парламентариев 14% женщин, в Узбекистане — 22%, а в Беларуси почти 32%.

В политике на уровне принятия решений в большинстве стран мира сохраня ется существенный дисбаланс мужчин и женщин. В представленной таблице видно количество женщин-глав государств и правительств.

От 3 ноября 2010

Список женщин-глав государств и правительств

2005-

Эллен Джонсон-Серлиф

Президент

Либерия

2005-

Ангела Меркель

федеральный канцлер

ФРГ

2005-2010

Мишель Жан

генерал-губерна тор

Канада

2006-2010

Мишель Бачелет

Президент

Чили

2006-2007

Хан Мун Сук

премьер-министр

Южная Корея

2007

Мишлин Кальми-Рей

Президент

Швейцария

2007-

Пратибха Патил

Президент

Индия

2007-

Луиза Лейк-Тэк

генерал-губерна тор

Антигуа и Бар буда

2007-

Кристина Фер нандес де Кирш нер

Президент

Аргентина

2007-2010

Юлия Тимо шенко

премьер-министр

Украина

2008-2009

Зинаида Гречаная

премьер-министр

Молдавия

2008-

Антонелла Мул ларони

Глава Государст венного кон гресса

Сан-Марино

2008-

Мишель Пьер-Луи

премьер-министр

Гаити

2008-

Квентин Брайс

генерал-губерна тор

Австралия

2009

Дорис Лойтхард

вице-президент

Швейцария

2009-

Шейх Хасина Ва зед

премьер-министр

Бангладеш

2009-

Йоханна Сигур дардоттир

премьер-министр

Исландия

2009-

Даля Грибау скайте

Президент

Литва

2009-

Ядранка Косор

премьер-министр

Хорватия

2010

Дорис Лойтхард

президент

Швейцария

2010

Роза Отунбаева

президент и глава Временного пра вительства

Киргизия

2010

Ивета Радичова

премьер-министр

Словакия

2010

Джулия Гиллард

премьер-министр

Австралия

2005-

Эллен Джонсон-Серлиф

Президент

Либерия

2005-

Ангела Меркель

федеральный канцлер

ФРГ

2005-2010

Мишель Жан

генерал-губернатор

Канада

2006-2010

Мишель Бачелет

Президент

Чили

2006-2007

Хан Мун Сук

премьер-министр

Южная Корея

2007

Мишлин Кальми-Рей

Президент

Швейцария

2007-

Пратибха Патил

Президент

Индия

2007-

Луиза Лейк-Тэк

генерал-губернатор

Антигуа и Барбуда

2007-

Кристина Фернандес де Киршнер

Президент

Аргентина

2007-2010

Юлия Тимошенко

премьер-министр

Украина

2008-2009

Зинаида Гречаная

премьер-министр

Молдавия

2008-

Антонелла Мулларони

Глава Государственного конгресса

Сан-Марино

2008-

Мишель Пьер-Луи

премьер-министр

Гаити

2008-

Квентин Брайс

генерал-губернатор

Австралия

2009

Дорис Лойтхард

вице-президент

Швейцария

2009-

Шейх Хасина Вазед

премьер-министр

Бангладеш

2009-

Йоханна Сигурдардоттир

премьер-министр

Исландия

2009-

Даля Грибаускайте

Президент

Литва

2009-

Ядранка Косор

премьер-министр

Хорватия

2010

Дорис Лойтхард

президент

Швейцария

2010

Роза Отунбаева

президент и глава Временного правительства

Киргизия

2010

Ивета Радичова

премьер-министр

Словакия

2010

Джулия Гиллард

премьер-министр

Австралия

Представленность женщин в  Государственной Думе  Р.Ф.созыва 2008-2011 гг. на 1 января 2010 г.

Человек

Распределение

по полу, %

женщины

мужчины

женщины

мужчины

Всего

65

385

14

86

в том числе:

По фракциям

«Единая Россия»

46

269

15

85

Коммунистическая партия Российской Федерации»

4

53

7

93

«Либерально-демократическая партия России»

4

36

10

90

«Справедливая Россия:

Родина/Пенсионеры/Жизнь»

11

27

29

71

Данные статистики свидетельствуют о том, что положение женщин в политической сфере ещѐ не достаточно укрепилось и не может на данный момент составить конкуренцию мужчинам-политикам. В идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны. Наукой выявлен и минимум, необходимый для того, чтобы та или иная группа лиц, входящих в состав какого-либо органа или организации, могла реально оказывать влияние на его работу. Это 33% всего состава органа (организации). К сожалению, во всем мире в целом женщины составляют лишь немногим более 10% депутатов парламентов. Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В России представительство женщин в парламентах существенно низкое, как и их политическая активность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что за последние годы сложилось понимание наличия проблем с представленностью женщин в органах власти как у самой власти, женщин в российской элите, лидеров женского движения, и даже в массовом сознании. Однако,  реальных практических мер направленных на преодоление дискриминации в отношении женщин принято не было. Исключение может представлять создание властью возможностей для формирования избирательного объединения, заявляющего в своих программных целях ликвидацию дискриминации в отношении женщин. Хотя в некоторых государственных документах сформулированы основы перспективной политики изменения дискриминации женщин в сфере политики. Проанализировав полученные статистические данные, мы пришли к неутешительным выводам, что при провозглашенном равноправии в России в системе государственной службы женщины в основном занимают те должности, на которых ответственные решения принимать не приходится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Классный час «Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках!»

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов, посвященная "Дню матери"...

Методическая разработка классного часа "Ты - женщина, и этим ты права"

Методическая разработка классного часа "Ты женщина и этим ты права" предназначена для проведения мероприятия посвященному празднованию Международного женского дня 8 марта. Реализоывается в начальном п...