Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа (обществознание , 10 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе

  1. Федерального компонента Государственного  стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006 г.
  2.  Программы  Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень/ методические рекомендации: пособие для учителя/ под ред. Л.Н. Боголюбов,, - М., Просвещение, 2007
  3. Методического письма Министерства РТ  «Об изучении истории и обществоведческих наук в 2009-2010учебном году» от 16.10.2009 №7831/9

Рабочая программа рассчитана на следующие учебники:

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобраз. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2010
  2. А. И. Кравченко, Е. А.. Певцова. Обществознание. 10 класс. - М.: Русское слово 2009

Рабочая программа разработана на  68 часов (34 учебные недели),  в неделю 2 часа.

Цели и задачи обучения:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 На начало учебного года учащиеся 10класса  знают :характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Умеют описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как  социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия, приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений.

В рабочей программе учитывается региональный компонент, который включен во все разделы. В блоке «Общество» рассматриваются  вопросы модернизации, глобализации, выявляются основные проблемы и тенденции развития современного общества с использованием местного материала, экологические проблемы края,  в блоке «Экономическая сфера» рассматривается вопрос становления рыночного общества в России и Татарстана, разделе «Политика» используются материалы, характеризующие политическую жизнь республики

           

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/ понимать:

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  1. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  2. особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  1.  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
  2. анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объект (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; .
  5.  осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах:
  6. систематизировать, анализировать и обобщать  социальную информацию; различать в ней  факты и мнения, аргументы и выводы;
  7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  8. использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни совершенствования собственной познавательной деятельности

 Применение этнокультурного компонента

Н а основе местного материала предлагаются учащимся вопросы и задания, связанные с историей, культурой родного края. Учащиеся узнают о жизни знаменитых людей Татарстана, прослеживают экономическую и политическую жизнь республики

       В 10 классе проводится промежуточная аттестация по  итогам 1 полугодия в форме зачета, итоговый контроль – в форме экзамена

. Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:

  1. технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  2. технология проблемного обучения;
  3. информационно-коммуникационная технология.

Средства обучения

  1. Печатные пособия (учебники, раздаточный материал)
  2. Электронные образовательные ресурсы\(мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
  3. Аудиовизуальные (презентации, образовательные фильмы)
  4. Наглядные пособия (муляжи, стенды, таблицы, плакаты)

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком пьютера:

  1. Учебное электронное издание «Обществознание» (8-11 класс)
  2. Современная электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2009

Дополнительная литература

  1. А.А.Двигалеева Обществознание – СПб, ООО «Виктория плюс», 2008 г.
  2. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:10, 11 класс. – М.ВАКО, 2009 г ( ориентированы на учебники по обществознанию А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой, Л.Н.Боголюбова)
  3. Обществознание 10 класс.  Методические рекомендации: пособие для учителя (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.), М., Просвещение, 2007 г.
  4. Серия пособий  Баранова П.А. Обществознание: «Право» «Политика», «Экономика», «Познание», «Социальные отношения», «Человек. Духовная жизнь», -М., АСТ «Астрель», 2009 г.
  5. Обществознание в таблицах :  справ. материалы / А.А.Баранов, М. АСТ:, 2007 г. Астрель
  6. А.И. Кравченко  Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское слово, 2001


Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Дата

План

Факт

Человек как творец и творение культуры(14ч.)

1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать понятия:

 человек, индивид, личность

2.09

2

   Мышление и деятельность. Творчество в деятельности.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные черты деятельности, определять мотивы, раскрывать на примерах многообразие видов деятельности,

6.09

3

Потребности, способности и интересы.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы, работа по  таблице

Знать понятия: потребности, деятельность

9.09

4

 Познавательная деятельность человека.  

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать:

-что представляет собой познание и особенности чувственного и рационального познания

13.09

5

Понятие истины и ее критерии

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Объяснять понимание истины в современной науке ее отличие от лжи

16.09

6

Мировоззрение, его место в духовном мире человека

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать философские и научные представления

о социальных качествах человека, Объяснять сущность мировоззрения

20.09

7

Основные особенности научного мышления.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать понятия урока, методы научного познания

23.09

8

Особенности социального познания.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные положения темы

27.09

9

.Культура материальная и духовная

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать понятие культуры, функции , формы культуры,

 объяснять сущность понимания культуры у различных народов

30.09

10

Элитарная, народная, массовая культура

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать о формах культуры

4.10

11

Мораль. Искусство.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать, что такое искусство и как оно соотносится  с художественной культурой

7.10

12

Религия. Свобода совести

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать, что такое религия,  некоторые особенности мировых религий, уметь определять становление нравственного в человека

11.10

13

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Комбинированный урок

Работа с документом

Фронтальный опрос

Определить свободу как условие самореализации личности, понятие выбора  и ответственности

14.10

14

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Человек как творец и творение культуры»

Урок контроля

тест

Уметь:

- анализировать и обобщать основные вопросы темы

18.10

Общество как сложная динамическая система (10ч.)

15

Представление об обществе как сложной системе.

       

     

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Уметь давать определение понятию общество, выделяя характерные признаки, объяснять сущность общественных сфер

21.10

16

 Основные институты общества.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы, работа по таблице

Знать: основные институты общества ,

уметь характеризовать их

25.10

17

Общество и природа.

Семинар

Защита реферата

Уметь:

- характеризовать глобальные проблемы

28.10

18

Многовариантность общественного развития.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные понятия: эволюция, революция

1.11

19

Цивилизация, формация

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Уметь:

- анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации

11.11

20

Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные типы общества ,

-что представляет собой мировая система, из каких частей она состоит.

15.11

21

Особенности современного мира

Комбинированный урок

Фронтальный

опрос

Знать:

- особенности современного общества и его характерные черты

Уметь:

- анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире

18.11

22

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Семинар

Проект

Определить глобальные проблемы человечества,

22.11

23

Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

семинар

проект

Обсудить глобальную проблему

25.11

24

Контрольно-обобщающий урок по теме  «Общество как сложная динамическая система»

Урок контроль

Контрольная работа

Знать изученный материал

29.11

Экономика (29ч)

25

Экономика и экономическая наука

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Усвоить понятие «экономика»

Знать

структуру экономики, определять ее роль, что представляет собой производство, сущность основных факторов экономики,.

2.12

26

Типы экономических систем

Комбинированный урок

Задания на сопоставление

Знать основные типы экономических систем

5.12

27

Экономическое содержание собственности

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать виды собственности

9.12

28

Спрос и предложение

Урок изучения нового материала

Работа с графиком

Уметь: уяснить разницу между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения

13.12

29

Экономическая политика Российской Федерации и Республики Татарстан

семинар

Ответы на вопросы

Знать особенности современной экономики РФ и РТ

16.12

30

Совершенная и несовершенная конкуренция

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать:

- что такое конкуренция, выделять ее виды

20.12

31

Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Знать:

- что такое конкуренция, выделять ее виды

23.12

32

Зачет по итогам 1 полугодия

Контроль качества обученности

тест

Знать изученный материал

27.12

33

Экономика предприятия.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные элементы экономической культуры, уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности, определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения, объяснять сущность и значение  экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике

14.01

34

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать: постоянные и переменные издержки.

Уметь решать задачи

17.01

35

Рыночные структуры

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Знать:

-что такое рынок, признаки, функции и задачи рынков. Виды  рынков: сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика.

21.01

36

Фондовый рынок, его инструменты.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать понятия:

акции, облигации и другие ценные бумаги.

Особенности развития фондового рынка в России

24.01

37

 Банковская система.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Роль ЦБ в банковской системе России

28.01

38

Деньги.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

- что такое деньги, функции денег

31.01

39

Виды, причины и последствия инфляции

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Знать:

 что такое инфляция, причины, виды и последствия инфляции

04.02

40

Рынок труда.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

 -особенности рынка труда

07.02

41

Безработица  и

государственная политика в области занятости в России

Комбинированный урок

Работа по диаграмме

Знать:

- виды безработицы

11.02

42

Роль государства в экономике

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Уметь работать по схеме

14.02

43

Роль государства в экономике

Комбинированный

урок

Фронтальный опрос

Знать:

-  способы воздействия государства на экономику

18.02

44

  Налоговая система в РФ. Виды налогов.      Налоговая система

Комбинированный

урок

Работа по схеме

Знать:

- какова роль налогов в осуществлении экономических задач государства Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями

21.02

45

Государственный

бюджет. Государственный долг.

Комбинированный

урок

Работа по таблице

Знать понятия: дефицит бюджета,  профицит бюджета, государственный долг

25.02

46

Измерители экономической деятельности

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать основные измерители экономической деятельности: ВВП,ЧНП,НД

28.02

47

Экономический рост и развитие

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать основные понятия урока

3.03

48

Экономика потребителя

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

- основные источники доходов

06.03

49

Предпринимательство

и бизнес

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

-каковы основные черты малого бизнеса уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономике

10.03

50

Менеджмент и маркетинг

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать основные понятия:

Менеджмент,маркетинг

13.03

51

Мировая экономика

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Знать :

-основы государственной политики  в области международной торговли Уметь:

- характеризовать глобальные экономические проблемы

17.03

52

Особенности современной экономики России.

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Знать:

-что такое экономическая культура, экономические знания,  роль России в системе экономических связей

20.03

53

Предпринимательство  бизнес в современной России

Семинарское занятие

беседа

- выделить характерные черты российского предпринимательства; раскрыть действие закономерностей рынка;

- развивать умения определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять , оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям; аргументировать свою точку зрения- выделить характерные черты российского предпринимательства; раскрыть действие закономерностей рынка;

03.04

54

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экономика»

Урок обобщения и закрепления знаний

Контрольная работа

Знать:

- основные вопросы темы, уметь:

-анализировать и обобщать полученные знания

07.04

Политика как общественное явление (15ч.)

55

Политическая власть.

     

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

Знать сущность политики и ее характерные черты.

-характеризовать особенности властных отношений,  основные типы власти, -выяснить чем легитимизация отличается от легализации.

- формы влияния в обществе, понятия политика, власть, их виды

Уметь:

- характеризовать особенности властных отношений

10.04

56

Государство как главный институт

политической власти.

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы

.Знать характерные черты государств как политического института общества; выявить основные теории происхождения и сущность государства, функции государства

14.04

57

Политическая система, ее структура и сущность

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать структуру политической системы

17.04

58

Типология политических режимов

Комбинированный

Фронтальный опрос

Знать понятие, типологии. Политических режимов

21.04

59

Демократия, ее основные ценности и признаки

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать основные признаки демократии

24.04

60

Гражданское общество и правовое государство

Комбинированный

тест

Знать особенности гражданского общества и признаки правового государства

28.04

61

Политические партии и движения

Комбинированный

Ответы на вопросы

Уметь:

- давать характеристику политической партии, определять сущность их и функции

01.05

62

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать :основные идейно-политические течения

05.05

63

Политическая элита

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать особенности формирования политической элиты

08.05

64

Политический процесс

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать понятие, сущность политического процесса

12.05

65

Избирательная кампания в Российской Федерации

Комбинированный

Ответы на вопросы

Знать основные типы избирательных систем, законодательство РФ о выборах  

15.05

66

Роль средств массовой информации в политической жизни общества

семинар

Ответы на вопросы

Выявить роль СМИ в политической системе общества

19.05

67

Местное самоуправление

Комбинированный

урок

Ответы на вопросы

Уметь объяснять сущность местного самоуправления, его роль в обществе, особенности истории земства и земского движения в России, охарактеризовать основные функции самоуправления, сопоставить деятельность центральных и местных органов власти

22.05

68

Политическая   общества система

Урок обобщения и закрепления знаний

Ответы на вопросы

Знать изученный материал

22.05

Экзамен по курсу «Обществознание»

экзамен

Согласно графика

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...