Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа (обществознание , 10 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006 г.
- Программы Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень/ методические рекомендации: пособие для учителя/ под ред. Л.Н. Боголюбов,, - М., Просвещение, 2007
- Методического письма Министерства РТ «Об изучении истории и обществоведческих наук в 2009-2010учебном году» от 16.10.2009 №7831/9
Рабочая программа рассчитана на следующие учебники:
- Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобраз. учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2010
- А. И. Кравченко, Е. А.. Певцова. Обществознание. 10 класс. - М.: Русское слово 2009
Рабочая программа разработана на 68 часов (34 учебные недели), в неделю 2 часа.
Цели и задачи обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
На начало учебного года учащиеся 10класса знают :характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Умеют описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия, приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений.
В рабочей программе учитывается региональный компонент, который включен во все разделы. В блоке «Общество» рассматриваются вопросы модернизации, глобализации, выявляются основные проблемы и тенденции развития современного общества с использованием местного материала, экологические проблемы края, в блоке «Экономическая сфера» рассматривается вопрос становления рыночного общества в России и Татарстана, разделе «Политика» используются материалы, характеризующие политическую жизнь республики
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/ понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объект (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; .
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах:
- систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни совершенствования собственной познавательной деятельности
Применение этнокультурного компонента
Н а основе местного материала предлагаются учащимся вопросы и задания, связанные с историей, культурой родного края. Учащиеся узнают о жизни знаменитых людей Татарстана, прослеживают экономическую и политическую жизнь республики
В 10 классе проводится промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия в форме зачета, итоговый контроль – в форме экзамена
. Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
Средства обучения
- Печатные пособия (учебники, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы\(мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- Аудиовизуальные (презентации, образовательные фильмы)
- Наглядные пособия (муляжи, стенды, таблицы, плакаты)
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком пьютера:
- Учебное электронное издание «Обществознание» (8-11 класс)
- Современная электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2009
Дополнительная литература
- А.А.Двигалеева Обществознание – СПб, ООО «Виктория плюс», 2008 г.
- Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:10, 11 класс. – М.ВАКО, 2009 г ( ориентированы на учебники по обществознанию А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой, Л.Н.Боголюбова)
- Обществознание 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.), М., Просвещение, 2007 г.
- Серия пособий Баранова П.А. Обществознание: «Право» «Политика», «Экономика», «Познание», «Социальные отношения», «Человек. Духовная жизнь», -М., АСТ «Астрель», 2009 г.
- Обществознание в таблицах : справ. материалы / А.А.Баранов, М. АСТ:, 2007 г. Астрель
- А.И. Кравченко Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. - М.: Русское слово, 2001
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата | ||
План | Факт | ||||||
Человек как творец и творение культуры(14ч.) | |||||||
1 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать понятия: человек, индивид, личность | 2.09 | ||
2 | Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать основные черты деятельности, определять мотивы, раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, | 6.09 | ||
3 | Потребности, способности и интересы. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, работа по таблице | Знать понятия: потребности, деятельность | 9.09 | ||
4 | Познавательная деятельность человека. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Знать: -что представляет собой познание и особенности чувственного и рационального познания | 13.09 | ||
5 | Понятие истины и ее критерии | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Объяснять понимание истины в современной науке ее отличие от лжи | 16.09 | ||
6 | Мировоззрение, его место в духовном мире человека | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать философские и научные представления о социальных качествах человека, Объяснять сущность мировоззрения | 20.09 | ||
7 | Основные особенности научного мышления. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать понятия урока, методы научного познания | 23.09 | ||
8 | Особенности социального познания. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать основные положения темы | 27.09 | ||
9 | .Культура материальная и духовная | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать понятие культуры, функции , формы культуры, объяснять сущность понимания культуры у различных народов | 30.09 | ||
10 | Элитарная, народная, массовая культура | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать о формах культуры | 4.10 | ||
11 | Мораль. Искусство. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой | 7.10 | ||
12 | Религия. Свобода совести | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать, что такое религия, некоторые особенности мировых религий, уметь определять становление нравственного в человека | 11.10 | ||
13 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | Комбинированный урок | Работа с документом Фронтальный опрос | Определить свободу как условие самореализации личности, понятие выбора и ответственности | 14.10 | ||
14 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Человек как творец и творение культуры» | Урок контроля | тест | Уметь: - анализировать и обобщать основные вопросы темы | 18.10 | ||
Общество как сложная динамическая система (10ч.) | |||||||
15 | Представление об обществе как сложной системе.
| Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Уметь давать определение понятию общество, выделяя характерные признаки, объяснять сущность общественных сфер | 21.10 | ||
16 | Основные институты общества. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, работа по таблице | Знать: основные институты общества , уметь характеризовать их | 25.10 | ||
17 | Общество и природа. | Семинар | Защита реферата | Уметь: - характеризовать глобальные проблемы | 28.10 | ||
18 | Многовариантность общественного развития. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать основные понятия: эволюция, революция | 1.11 | ||
19 | Цивилизация, формация | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Уметь: - анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации | 11.11 | ||
20 | Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать основные типы общества , -что представляет собой мировая система, из каких частей она состоит. | 15.11 | ||
21 | Особенности современного мира | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Знать: - особенности современного общества и его характерные черты Уметь: - анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире | 18.11 | ||
22 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | Семинар | Проект | Определить глобальные проблемы человечества, | 22.11 | ||
23 | Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | семинар | проект | Обсудить глобальную проблему | 25.11 | ||
24 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Общество как сложная динамическая система» | Урок контроль | Контрольная работа | Знать изученный материал | 29.11 | ||
Экономика (29ч) | |||||||
25 | Экономика и экономическая наука | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Усвоить понятие «экономика» Знать структуру экономики, определять ее роль, что представляет собой производство, сущность основных факторов экономики,. | 2.12 | ||
26 | Типы экономических систем | Комбинированный урок | Задания на сопоставление | Знать основные типы экономических систем | 5.12 | ||
27 | Экономическое содержание собственности | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать виды собственности | 9.12 | ||
28 | Спрос и предложение | Урок изучения нового материала | Работа с графиком | Уметь: уяснить разницу между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения | 13.12 | ||
29 | Экономическая политика Российской Федерации и Республики Татарстан | семинар | Ответы на вопросы | Знать особенности современной экономики РФ и РТ | 16.12 | ||
30 | Совершенная и несовершенная конкуренция | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать: - что такое конкуренция, выделять ее виды | 20.12 | ||
31 | Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: - что такое конкуренция, выделять ее виды | 23.12 | ||
32 | Зачет по итогам 1 полугодия | Контроль качества обученности | тест | Знать изученный материал | 27.12 | ||
33 | Экономика предприятия. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать основные элементы экономической культуры, уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности, определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения, объяснять сущность и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | 14.01 | ||
34 | Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать: постоянные и переменные издержки. Уметь решать задачи | 17.01 | ||
35 | Рыночные структуры | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: -что такое рынок, признаки, функции и задачи рынков. Виды рынков: сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. | 21.01 | ||
36 | Фондовый рынок, его инструменты. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать понятия: акции, облигации и другие ценные бумаги. Особенности развития фондового рынка в России | 24.01 | ||
37 | Банковская система. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Роль ЦБ в банковской системе России | 28.01 | ||
38 | Деньги. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: - что такое деньги, функции денег | 31.01 | ||
39 | Виды, причины и последствия инфляции | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: что такое инфляция, причины, виды и последствия инфляции | 04.02 | ||
40 | Рынок труда. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: -особенности рынка труда | 07.02 | ||
41 | Безработица и государственная политика в области занятости в России | Комбинированный урок | Работа по диаграмме | Знать: - виды безработицы | 11.02 | ||
42 | Роль государства в экономике | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Уметь работать по схеме | 14.02 | ||
43 | Роль государства в экономике | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Знать: - способы воздействия государства на экономику | 18.02 | ||
44 | Налоговая система в РФ. Виды налогов. Налоговая система | Комбинированный урок | Работа по схеме | Знать: - какова роль налогов в осуществлении экономических задач государства Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями | 21.02 | ||
45 | Государственный бюджет. Государственный долг. | Комбинированный урок | Работа по таблице | Знать понятия: дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг | 25.02 | ||
46 | Измерители экономической деятельности | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать основные измерители экономической деятельности: ВВП,ЧНП,НД | 28.02 | ||
47 | Экономический рост и развитие | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать основные понятия урока | 3.03 | ||
48 | Экономика потребителя | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: - основные источники доходов | 06.03 | ||
49 | Предпринимательство и бизнес | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: -каковы основные черты малого бизнеса уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономике | 10.03 | ||
50 | Менеджмент и маркетинг | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать основные понятия: Менеджмент,маркетинг | 13.03 | ||
51 | Мировая экономика | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать : -основы государственной политики в области международной торговли Уметь: - характеризовать глобальные экономические проблемы | 17.03 | ||
52 | Особенности современной экономики России. | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Знать: -что такое экономическая культура, экономические знания, роль России в системе экономических связей | 20.03 | ||
53 | Предпринимательство бизнес в современной России | Семинарское занятие | беседа | - выделить характерные черты российского предпринимательства; раскрыть действие закономерностей рынка; - развивать умения определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять , оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям; аргументировать свою точку зрения- выделить характерные черты российского предпринимательства; раскрыть действие закономерностей рынка; | 03.04 | ||
54 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Экономика» | Урок обобщения и закрепления знаний | Контрольная работа | Знать: - основные вопросы темы, уметь: -анализировать и обобщать полученные знания | 07.04 | ||
Политика как общественное явление (15ч.) | |||||||
55 | Политическая власть.
| Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | Знать сущность политики и ее характерные черты. -характеризовать особенности властных отношений, основные типы власти, -выяснить чем легитимизация отличается от легализации. - формы влияния в обществе, понятия политика, власть, их виды Уметь: - характеризовать особенности властных отношений | 10.04 | ||
56 | Государство как главный институт политической власти. | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы | .Знать характерные черты государств как политического института общества; выявить основные теории происхождения и сущность государства, функции государства | 14.04 | ||
57 | Политическая система, ее структура и сущность | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать структуру политической системы | 17.04 | ||
58 | Типология политических режимов | Комбинированный | Фронтальный опрос | Знать понятие, типологии. Политических режимов | 21.04 | ||
59 | Демократия, ее основные ценности и признаки | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать основные признаки демократии | 24.04 | ||
60 | Гражданское общество и правовое государство | Комбинированный | тест | Знать особенности гражданского общества и признаки правового государства | 28.04 | ||
61 | Политические партии и движения | Комбинированный | Ответы на вопросы | Уметь: - давать характеристику политической партии, определять сущность их и функции | 01.05 | ||
62 | Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать :основные идейно-политические течения | 05.05 | ||
63 | Политическая элита | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать особенности формирования политической элиты | 08.05 | ||
64 | Политический процесс | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать понятие, сущность политического процесса | 12.05 | ||
65 | Избирательная кампания в Российской Федерации | Комбинированный | Ответы на вопросы | Знать основные типы избирательных систем, законодательство РФ о выборах | 15.05 | ||
66 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества | семинар | Ответы на вопросы | Выявить роль СМИ в политической системе общества | 19.05 | ||
67 | Местное самоуправление | Комбинированный урок | Ответы на вопросы | Уметь объяснять сущность местного самоуправления, его роль в обществе, особенности истории земства и земского движения в России, охарактеризовать основные функции самоуправления, сопоставить деятельность центральных и местных органов власти | 22.05 | ||
68 | Политическая общества система | Урок обобщения и закрепления знаний | Ответы на вопросы | Знать изученный материал | 22.05 | ||
Экзамен по курсу «Обществознание» | экзамен | Согласно графика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...