Устный журнал "Мои права"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия по  обществознанию для учащихся 5-6 классов. Формирует уважительное отношение школьников к правам и свободам человека. Закрепляет знания о правовом статусе личности в РФ и правовую компетентность учащиихся .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал  «Мои права» (5-6 класс)

Цели:
-  довести  до  сознания  детей  мысли  о  том,  что  каждый  человек  от  рождения  наделен  личными  неотъемлемыми  правами, познакомить их с основными документами о правах человека;

- сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
- закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность учащихся в части защиты основных прав и свобод личности;

- сформировать уважительное отношение к закону.

-развить у учащихся чувства человеческого достоинства, толерантности, взаимопонимания;

 

Звучит музыка «Прекрасное далёко …»

Ведущий:         Добрый  день, ребята и уважаемые гости!

(Слайд № 1) Сегодня мы собрались для того, чтобы провести

устный журнал «Мои права». Известно ли вам, что вы, дети, обладаете теми же основными правами и свободами, что и взрослые люди? (Ответы детей) Так какими же правами вы обладаете? (Ответы детей) Ребята, перед началом просмотра нашего журнала, я обращаю ваше внимание на это дерево. (На доске нарисовано дерево). Я предлагаю вам при помощи стикеров-«листочков»  «украсить»  его. Прикрепите «листочки» к корням – если вы ни чего не знаете о своих правах, к стволу – если вы уже кое-что знаете о своих правах, и к кроне дерева – если вы абсолютно всё знаете о своих правах. (Действия детей) А в конце нашей встречи мы посмотрим, как это дерево изменится.

- Ребята, ваши права требуют особой правовой защиты, поскольку вы имеете меньше возможности, чтобы защищать себя самостоятельно.

(появляется Незнайка)

Незнайка: Вот те, на! А я и не знал, что у детей есть свои права!

Ведущий: Незнайка, ты появился так неожиданно и даже не поздоровался.

Незнайка: Ах да, я забыл! Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Ну, расскажите  мне,  какие же права есть у детей!

Ведущий: Хорошо, присаживайся к ребятам смотри и слушай. Мы сейчас как раз начнем знакомство с журналом «Мои права». Ребята, как и любой другой журнал, наш журнал будет не только информационным, но и познавательным, с красочными иллюстрациями, и даже конкурсами. Самые активные из вас  могут получить звание «Знатоки своих прав». Задания в нашем журнале  для вас будут несложные, и мы надеемся, что вы справитесь с ними, поэтому будьте очень внимательны, это поможет вам одержать победу в наших конкурсах.

- Открываем  первую страницу нашего журнала.

Слайд 2.

- Незнайка, отвечаю на первый твой вопрос. Самые главные  права перечислены в основном законе нашего государства Конституции РФ.

Слайд 3 (читать)

Ведущий: Слайд 4.  Права детей записаны в Декларации прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Цель этого документа – «обеспечить детям счастливое детство».  Слайд 5-6.  В Декларации прав ребенка 1959 года провозглашены 10 принципов; вот некоторые  из них .. .

  1. Ребенку необходимо обеспечить специальную защиту для физического, умственного, нравственного и духовного развития.
  2. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, правом на получение образования. И быть среди тех, кто получит защиту и помощь.
  3. Дети должны быть защищены от всех форм жестокости, эксплуатации, от любой практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Слайд 7. Данные принципы были положены в  другом международном документе – Конвенции о правах ребенка. Конвенция (от латинского «соглашение») – один из видов международных договоров. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989 года. В Конвенции о правах ребенка выделяют четыре требования: выживание, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.

Незнайка:

Значит, достаточно ребенку иметь при себе экземпляр Конвенции и, в случае нарушения его права, доставать и заявлять: «Не имеете права! Вот почитайте статью такую-то …» Так вот ребята, например, посылает вас мама в магазин за хлебом, а вы не зевайте, тут же читайте (слайд 8)  «Статья 36. Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации». А если папа не разрешает рисовать на обоях картины и стихи собственного сочинения,  тут же цитируйте статью 13: (слайд 9)  «Ребенок имеет право получать, предавать информацию и идеи любого рода в устной и письменной форме, а также в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Так-то! А если учитель выгонит из класса  (слайд 10)  статья 28: «Ребенок имеет право на образование…» А если …

Ведущий: А если ты попросишь маму испечь яблочный пирог, что она по твоей теории, должна отвечать?

(Незнайка недоуменно пожимает плечами)

Ведущий:

Незнайка, ты понимаешь Конвенцию как-то однобоко. Все дело в том, что (11 слайд) нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Конечно, согласно статье 28, учитель не имеет права выгнать ученика из класса, если тот не нарушает правила поведения на уроке. Но, если он мешает другим ученикам получать знания, пренебрегая законами школьной жизни, изволь удалиться и задуматься о своём поведении.

        Получается, что недостаточно иметь при себе Конвенцию и предъявлять её взрослым при каждом удобном случае. Необходимо научиться пользоваться этим документом. Каждый ребёнок должен знать, о чем говориться в Конвенции, для того чтобы правильно поступать в той или иной ситуации или помочь себе и своим друзьям в беде. Итак, ребята, чем лучше вы будете знать свои права и обязанности, тем легче и радостнее будете шагать по жизни.

Незнайка: А давайте шагать вместе – и по жизни, и по страницам Конвенции.

Ведущий: Ребята, а сейчас мы познакомим вас с правами, о которых идет речь в Конвенции.

Слайды с комментариями.

 (Слайд 12) Главное право каждого человека – право на жизнь. Разумеется. Маленький человек тоже имеет это право. Каждая страна – так написано в конвенции – должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам. 

- Статья 1 гласит … (слайд 13)

В Конвенции говорится, (слайд 14) что каждый имеет право на имя, на гражданство и право знать своих родителей.  У каждого из нас есть имя! (Слайд 15) Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же  пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из нас! Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления  на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами,  какой страны мы являемся? (Ребята отвечают)

(Слайд 16)

Благополучие ребенка во многом зависит от родителей. Конвенция подчеркивает, что родители первыми несут ответственность за ребенка. Они берегут и защищают его.

(Слайд  17)

- В Конвенции говорится, что ребенок имеет право на образование. В нашей стране каждый ребенок может получить бесплатное основное общее образование. ( Слайд 18)  Но, не все время нужно учиться – возразить вы. Надо когда-нибудь и отдыхать!.. 

 Да, вы имеете право на отдых, раз об этом говорится в таком серьезном документе.

(Слайд19)

- В Конвенции говорится, что ребенок имеет право на собственное мнение и на доступ к информации, об этом гласит ст. 17. Ребёнок  может думать совсем не так, как взрослый, и все что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале.

(Слайды 20-24)

- Познакомьтесь с другими страницами журнала.

(статья 27 - заключительная)

- На этом знакомство с информационными страничками нашего журнала закончилось. И впереди вас ждут конкурсы.

Ведущий: (слайд 25-33) 

Ребята, вы знаете сказки? (Ответы учащихся). Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе,  который называется «Сказка ложь, да в ней намёк». Вам будут предложены иллюстрации из сказок, а вы должны будете подобрать смысловую часть, связанную с правами детей, а так же можете предложить свой вариант ответа, так как  вы же уже познакомились со своими правами. С помощью этого конкурса и предложенных сказок вы продемонстрируете нам как, вы ребята,  сможете применить свои права в реальной жизни.

 (От каждого класса 6 человек, жюри формируется из числа гостей)

Уважаемое жюри, за каждый верный ответ, команда получает один балл.

Слайды

(Ответы  детей)

Подведение итога конкурса «Сказка ложь, да в ней намёк»

Ведущий: Ребята, кому из вас известно, когда отмечают День защиты детей? (Ответы учащихся). (Слайд 34)  Международный день защиты детей – один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Оно и понятно: вы дети – наше будущее.

(Слайд 35)       Но не всё в мире обстоит благополучно. По данным, собранным Детским фондом ООН следует, что около половины детей в мире живут в семьях, где физическое и психическое насилие – повседневная реальность. Каждый десятый ребенок в мире становится жертвой агрессивного поведения взрослых. К сожалению, факты нарушения прав детей встречаются и в нашей стране. И очень горько, что нарушаются права детей в семье, самыми близкими для ребенка людьми – родителями. Все вы, ребята, станете взрослыми, у всех вас будут семьи, дети. Подумайте, что вы дадите своим детям – счастье, радость или боль и слёзы. Запомните, пожалуйста, «плохих детей не бывает!». Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям.

Ведущий: А сейчас ребята, я хочу предложить вам ещё один конкурс.  В этом году вы изучаете новый для вас предмет историю Древнего мира.

(слайд  36) Я предлагаю вам конкурс, который называется  «По страничкам истории». В этом конкурсе могут принимать участие все. Ребята, подумайте и в течение 3-х минут назовите древние государства, в которых нарушали права детей, и какие права были нарушены. Свои ответы подтвердите историческими фактами. Уважаемое жюри, за каждый верный  ответ  классу  присуждается два балла,  если будет названо только название государства -  один балл

(слайд 37-озвучить)  (Ответы детей)

 1. Государство Спарта (право на жизнь), которое славилось своими непобедимыми воинами – выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим детям? Как  только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабый, больной – он не нужен Спарте … сбросить его со скалы! … а ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким; он может стать большим ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или прекрасным педагогом!

(слайд 38-озвучить)  

2. Египет (право на образование). Не все египетские дети ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

(слайд 39-озвучить)

3. Междуречье (право на защиту от всех форм жестокости). В школе для обучения писцов одного из работников школы называли «человек с палкой» - он следил за дисциплиной.  Нарушители дисциплины соответственно подвергались физическому наказанию).

Подведение итога конкурса «По страничкам истории.

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам ещё одним конкурсом напомнить нам взрослым о своих правах. И чтобы и нам и вам было легче их запомнить и понять смысл некоторых статей мы организаторы этого мероприятия предложили вам обыграть одну из статей Декларации прав ребенка. Уважаемое жюри, в этом конкурсе вы оцениваете актерские данные команды, наличие театральных  атрибутов. Максимальное количество баллов – 5.

Сценка 1. 

Красная Шапочка идёт, поёт, подбегает Волк.

Волк. Красная Шапочка, я тебя съем! Иди сюда поближе!

Красная Шапочка. Ой, ой, волк, помогите, спасите!

Волк (берет её за шиворот).

Красная Шапочка. Не ешь меня, пожалуйста, Волк!

Волк. Ха, пожалуйста, вот ещё чего, эти слова не для меня, конечно съем!

Мальчик. Нет, ты её не будешь есть.

Волк. Это еще почему?

Мальчик. Да, потому, что она не зайчик, а человек! Ребёнок! И у нее есть право! Право на жизнь!

Мальчик. Статья 6-я гласит: «Государство признаёт, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, личную неприкосновенность, право на защиту своих прав.

Сценка 2.  

Дюймовочка сидит, в руках у нее цветок.

Жаба. Ага, вот и ты, красавица, пошли со мной.

Дюймовочка. Зачем?

Жаба. Будешь женой моего сына!

Дюймовочка. Но я не хочу!

Жаба. Хочешь, хочешь! Ты будешь счастлива!

Дюймовочка. Да, нет, я не хочу замуж!

Жаба. Пошли, говорю!

Дюймовочка. Нет!

Жаба. Ну, тогда я тебя украду!

Мальчик. Не смей! Статья 36-я гласит: «Государство принимает все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли или контрабанды в любых целях и в любой форме».

Ведущий: пока жюри подводит итоги, уважаемые участники ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

(слайд 40)  

(обращается к Незнайке) 

Незнайка, что в нашем устном журнале было наиболее запоминающим и интересным? А вам ребята?

Незнайка: Появилось ли у вас желание больше узнать о своих правах, прочитать дополнительную литературу, добыть новую информацию?

Ведущий: Имеется  ли у вас желание участвовать в следующем подобном мероприятии?

Ведущий: Ребята, а сейчас давай посмотрим, как изменилось наше дерево ожидания - прикрепите «листочки» к корням – если вы ни чего не узнали нового о своих правах, к стволу – если вы считаете, что получили достаточно информации о своих правах и к кроне дерева – если вы  хотите узнать ещё больше о своих правах.

Подведение итогов. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.

Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры...

Устный журнал в начальной школе «Правила дорожные знать каждому положено»

Цели: Знакомство и закрепление полученных ранее знаний о правилах дорожного движения;развитие внимания, памяти, мышления учащихся;развитие умения вести себя в коллективе....

Устный журнал по профилактике детского травматизма на железной дороге на тему "Безопасное поведение на железной дороге. «Правила соблюдать – беду миновать!".

В начале каждого учебного года мы, педагоги совместно с сотрудниками железной дороги проводим встречи с воспитанниками по профилактике детского травматизма на железной дороге. Для этого проводятся инс...

Устный журнал "Этикет. Правила поведения в общественных местах"

Груповой урок культуры. Цель которого прививать воспитанникам навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами....

10 правил красивой устной речи

Как научиться красиво говорить...

Устное собеседование по теме: "Право. Система права". 10 класс

Устное собеседование "Право. Система права". 10 классКласс: 10 класс.Год: 2020 г....


 

Комментарии

Данное мероприятие поможет учителю довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами, познакомить их с основными документами о правах человека;