«Мир юного обществоведа»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Шепелева Лариса Владимировна

 Программа данного курса «Мир юного обществоведа» представляет собой изложение систематизированных знаний по обществознанию для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Будущим бизнесменам, политикам, государственным деятелям или просто гражданам необходимы знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики, культурологии и философии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования город Краснодар

муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 23

                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                 директор МОУ

                                                                                                гимназия № 23

                                                                                                     Позднякова О. Ф.

                                                                                                                                                             

                                                                                      Протокол педагогического

                                                                                       совета № 1 от 30.08.2012 г.

                           

ПРОГРАММА

курса «Мир юного обществоведа»

Программа рассчитана на 2 года обучения

Вид программы: модифицированная, авторская

Возрастной диапазон: 15 – 16 лет

Педагог дополнительного образования: Шепелева Л. В.

Краснодар

2012

Пояснительная записка.

 Программа данного курса «Мир юного обществоведа» представляет собой изложение систематизированных знаний по обществознанию для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Будущим бизнесменам, политикам, государственным деятелям или просто гражданам необходимы знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики, культурологии и философии.

Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство постепенно переходит к социальным наукам, поэтому данная  программа построена по принципу дополнения и углубления школьного курса обществознания. Программа предполагает систематизированное и серьезное познание основ конкретных наук – социологии, права, экономики, философии, политологии, психологии, культурологии, этики. Углубленное изучение обществознания позволяет узнать специфику социальных профессий, решать чисто нравственные и житейские проблемы на основе полученных научных и практических знаний. В результате изучения основ обществознания обучаемые знакомятся с научной литературой и нормативными актами, что позволяет им овладевать разнообразными концептуальными подходами и формулировать собственные оценочные суждения о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации. Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуациях из реальной жизни, выполнение творческих работ по обществоведческой тематике приучает обучаемых осознанно существовать в мире людей и оценивать собственные действия и поступки других людей с точки зрения социальных норм, норм нравственности, права и экономической рациональности. Совместная деятельность приучает ребят конструктивно разрешать конфликтные ситуации в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни, что обеспечивает адаптацию обучаемых в конкретной среде обитания, а также в системе многообразных социальных связей внешнего мира субъекта.

Для целенаправленной подготовки юных обществоведов к олимпиадам и интеллектуальным играм  применяются  различные формы интерактивного обучения: проведение деловых игр, диспутов, различных дискуссий, тренингов и практикумов.

Цели обществоведческой подготовки в курсе «Мир юного обществоведа» состоят в том, чтобы, используя широкие возможности интегрированного курса, способствовать:    

   

        -овладению учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира

          и жизнь человека, а также навыками, обеспечиваемыми адаптацию к условиям

          динамично развивающегося современного общества;

  -развитию у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с

   использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать собственное    

   отношение к актуальным проблемам современного мира;

  -усвоению учащимися широко применяемого в средствах массовой информации              

   категориального аппарата наук об обществе, приобретению ими навыков свободного    

   оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

  -овладению старшеклассниками ключевыми социальными понятиями, подготовке их к  

   сознательному участию в гражданской жизни;  

  -практическая часть занятий должна приучать обучаемых подходить творчески к решению  

   сложных теоретических заданий и отрабатывать навыки и умения для того, чтобы  

   научиться дискутировать, выражать собственное мнение, доказывать личную точку

   зрения.

Задачи курса «Мир юного обществоведа»

Обучающие:

а) создать у  учащихся целостное, обобщенное представление об обществе

посредством поэтапного знакомства с основами различных наук и ведущими  сферами  

общества;

б) формировать у ребят эвристическое и абстрактно-логическое мышление,

способствуя активизации познавательной деятельности, творческого подхода в

решении традиционных и нестандартных  задач.

Воспитательные:

а) разъяснять учащимся основные подходы к строению общества, функции и структурные элементы основных институтов общества, приучать анализировать формы организации совместной деятельности людей, уважительно относиться к обычаям, традициям, нормам, которые они регулируют;

б) способствовать развитию эмоциональной сферы личности обучаемых, воспитывать чувство жалости и сострадания через погружение в эпоху социальных конфликтов и войн, осознанно формируя стремление сопротивляться насилию, противостоять бесчеловечности и защищать идеи гуманизма.

Развивающие:

а) на основе опыта взаимодействия людей в коллективной деятельности приучать ребят осваивать навыки толерантности, умение вести диалог и конструктивно решать конфликтные ситуации цивилизованными способами;

б) содействовать развитию социальной активности обучаемых, вырабатывать нетерпимое отношение к проявлению в современной молодежной среде ксенофобии, этнофобии, шовинизма.

Продолжительность программы

Программа курса «Мир юного обществоведа» рассчитана на два года обучения при школе дополнительного платного образования МОУ гимназии № 23 города Краснодара. Объем программы – 136 часов. Программа делится на 2 части: 35 часов преподается в 10 классе, вторая часть программы в 35 часов изучается в 11 классе. Продолжительность обучения школьников по курсу «Мир юного обществоведа»: с 1 сентября 2010 года по 25 мая 2011 года. Программа включает в свою структуру  две основные части: теоретическую - 118 часов и практическую - 26 часов.

Возраст обучающихся – 15-16 лет, это учащиеся  10 классов.

Наполняемость групп – 7 человек.

Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. Индивидуальная работа выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей. Групповая предполагает сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в такой группе строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании работы преподаватель ее оценивает. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей различный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе ребята изучают общую тему, но при этом выполняют разнообразные по степени сложности и объему задания. Парная форма организации познавательной деятельности целесообразна в том случае, когда старший учащийся выполняет функцию учителя и основательно проверяет и закрепляет имеющиеся знания у младшего по возрасту школьника.

Педагогические принципы обучения учащихся:

- личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту обучаемого, признание

  самобытности и уникальности личности каждого ученика);

- психологический подход (опора на возрастные особенности и уровень интеллектуальной

  подготовки обучаемого);

- ценностно-гуманистический подход (объяснение поведения отдельного человека в обществе с

  описанием мотивов его нравственной позиции);

-социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников    

  (предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта, вырабатывает способность  

  вести диалог и конструктивно решать спорные ситуации  за счет развития чувства терпимости

  к культурно-национальному своеобразию каждого народа);

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

- сотрудничества и ответственности.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной, групповой форм учебной работы, применение практической, самостоятельной работы и дифференцированных заданий.

По окончании изучения курса «Мир юного обществоведа» обучающиеся должны знать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и  

  гуманитарного познания.

Обучаемые должны уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,  

  процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;  

  проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной

  информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов

  (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в

  различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

  переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия: устанавливать

  соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и

  обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)

  изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,

  общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов

  социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-

  экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные

  суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных

  наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной

  проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

  познавательных или практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни

  человека и общества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

  повседневной жизни.

ПРОГРАММА  КУРСА «МИР ЮНОГО ОБЩЕСТВОВЕДА»

Раздел I. Общество. Основные сферы жизни общества (18 ч)

Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь природы и общества. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Раздел II. Человек (18 ч)

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Раздел III. Духовная жизнь общества (20 ч)

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали, высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Основные мировые религии, их характеристики. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

Раздел IV. Экономика (25 ч)

Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки.

Собственность, многообразие ее форм. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Издержки производства.

Предпринимательство: сущность, функции, виды. Малый бизнес.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Экономические реформы в Российской Федерации.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государственное регулирование рыночной экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Человек в системе экономических отношений. Права потребителя их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Социальная защита населения.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

Раздел V. Социальные отношения (20 ч)

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. Большие и малые группы.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.

 Раздел VI. Политика (16 ч)

Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Раздел VII. Право (22 ч)

Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества и государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источник права.

Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Федерация и ее субъекты. Гражданин, гражданство и государство.

Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Правовая культура.

 Основные признаки и значение юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

 Гражданское право. Отношение собственности и право собственности. Субъекты права собственности. Договор в гражданском праве: понятие и виды.

Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Основания уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность и преступления против личности.

Правоохранительные органы. Право и его функции в обществе.

СПИСОК     ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С.С. Право. Пособие для школьников. М., 1999.
  2. Человек и общество. Уч. пособие для 10-11 кл. Изд. 8-е /Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю.  

       Лазебниковой. М., 2002. Т.1-2.

  1. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. I. Общество. М., 1998.
  2. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. II. Общество. М., 1998.
  3. История. Цивилизация. М., 1998.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих
  5. в юридические вузы. М., 1996.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М., 2009.
  7. Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов н/Д., 2007.
  8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1997.
  9. Обществознание: 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д: Март, 2008.
  10. Обществознание: Учебное пособие для поступающих в вузы РФ /Под ред. проф. М.П.

       Марченко. - М.: Зерцало, 2000.

  1. Обществознание: Уч. пособие/Под ред.Ю.Г. Волкова.М., 2001.
  2. Основные сферы бытия.- М., 1997.
  3. Основы государства и права /Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2005.
  4. Основы государства и права в вопросах и ответах: Пособие для поступающих в
  5. юридические вузы / Под ред. П.Ф. Лунгу. М., 1997.
  6. Соколова В.А., Колесникова Е.И. Обществознание в вопросах и ответах. М., 2008.
  7. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения РФ. М., 2000.
  8. Человек и общество: Словарь-справочник/ Под ред. Ю.С. Борщова. М. 1999.
  9. Экономическая теория в вопросах и ответах /Под ред. В.М. Белоусова. Ростов н/Д., 1998.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1.  Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2.  Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда

     народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1991.-№52.

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I (принята 30 ноября 1994г.); Ч. 2 (принята

     30 января 1996 г.).

4.  Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой РФ 24 мая

    1996 г., с изменениями и дополнениями).

5. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении

     несовершеннолетних. М.. 1998.

6.  Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

7.  Трудовой кодекс Российской Федерации (26 декабря 2001 г.)

8.  Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды". М., 1991.

9.  Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июня 1994 г. //  

     Собрание законодательства РФ. 1994. № 13.

Таблица тематического распределения часов

для учащихся 10-х классов на первый год обучения

п/п

Содержание программы

Всего

часов

теория

практика

1.

Общество. Основные сферы жизни общества.

16

14

2

2.

Человек.

15

12

3

3.

Духовная жизнь общества.

27

24

3

4.

Экономика.

10

8

2

9.

Всего:

68

58

10

Календарно-тематическое планирование

 курса «Мир юного обществоведа» для учащихся 10-х классов

урока

Содержание программы

Кол-во

часов

Дата

Проведения

Оборудо-

вание

занятия

план

факт

Раздел I. Общество. Основные сферы жизни общества

16 ч.

1.

Общество как сложная динамическая система.

1 ч.

07.09.10

Схема

2.

Причинные и функциональные связи в обществе.

1 ч.

07.09.10

Таблица

3.

Факторы развития общества.

1 ч.

14.09.10

Таблица

4.

Эволюция и революция.

1 ч.

21.09.10

Таблица

5.

Культура и цивилизация.

1 ч.

21.09.10

Таблица

6.

Многообразие, взаимосвязь и целостность современного мира.

1 ч.

28.09.10

Таблица

7.

Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества.

1 ч.

28.09.10

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

8.

Человек – биосоциокультурное существо

1 ч.

05.10.10

Таблица

9.

Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

1 ч.

05.10.10

Таблица

10.

Творческая природа человека.

1 ч.

12.10.10

Таблица

11.

Личность как субъект общественной жизни.

1 ч.

12.10.10

Схема

12.

Свобода и ответственность личности.

1 ч.

19.10.10

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

13.

Межличностные отношения.

1 ч.

19.10.10

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

14.

Мировоззрение человека.

1 ч.

26.10.10

Таблица

15.

Духовная культура

1 ч.

26.10.10

Тесты

16.

Формы и разновидности культуры.

1 ч.

02.11.10

Схема

17.

Народная, массовая, элитарная культуры

1 ч.

02.11.10

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

18.

Средства массовой информации.

1 ч.

16.11.10

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

19.

Наука и общество.

1 ч.

23.11.10

Таблица

20.

Мораль как регулятор социального поведения.

1 ч.

23.11.10

Схема

21.

Категории морали.

1 ч.

30.11.10

Схема

22.

Религия как феномен культуры.

1 ч.

30.11.10

Схема

23.

Функции религии.

1 ч.

07.12.10

Схема

24.

Искусство как вид духовного производства.

1 ч.

07.12.10

Таблица

25.

 Сущность искусства, его происхождение и основные формы.

1 ч.

14.12.10

Таблица

26.

Деловая игра: «Конфликтные ситуации и способы их разрешения».

1 ч.

14.12.10

Таблица

27.

Образование в системе духовного производства.

1 ч.

21.12.10

Таблица

28.

Цели и функции образования в современном мире.

1 ч.

21.12.10

Таблица

29.

Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества.

1 ч.

11.01.11

Тесты

30.

«Типы экономических систем, их отличительные признаки».

1 ч.

11.01.11

Схема

31.

Производство: структура, факторы, виды. Издержки производства.

1 ч.

18.01.11

Таблица

32.

Предпринимательство: сущность, функции, виды. Малый бизнес.

1 ч.

18.01.11

Схема

35.

1 ч.

25.01.11

Схема

36.

Средства массовой информации.

1 ч.

25.01.11

Таблица

37.

Тенденции духовной жизни современной России.

1 ч.

01.02.11

Таблица

38.

Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

1 ч.

01.02.11

Таблица

39.

Наука как часть культуры.

1 ч.

08.02.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

40.

1 ч.

08.02.11

Таблица

41.

Особенности современной науки.

1 ч.

15.02.11

Таблица

42.

Возрастание роли науки в условиях НТР.

1 ч.

15.02.11

Таблица 

43.

Сущность морали.

1 ч.

22.02.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

44.

1 ч.

22.02.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

45.

1 ч.

01.03.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

46.

Высшие духовные ценности.

1 ч.

01.03.11

Схема

47.

Нравственная оценка деятельности.

1 ч.

09.03.11

Таблица

48.

1 ч.

09.03.11

Таблица

49.

1 ч.

15.03.11

Таблица

50.

Религиозное сознание. Религиозный культ.

1 ч.

15.03.11

Схема

51.

Практикум: «Основные мировые религии, их характеристики. Религиозные организации».

1 ч.

22.03.11

Таблица

52.

Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

1 ч.

22.03.11

Таблица

53.

1 ч.

05.04.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

54.

Дискуссия: «Искусство как эстетическая деятельность».

1 ч.

05.04.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

55.

Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

1 ч.

12.04.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

56.

Образование в системе духовного производства.

1 ч.

12.04.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

57.

Основные элементы системы образования. Образование как ценность.

1 ч.

19.04.11

Таблица

58.

Практическая работа: «Самообразование. Значение образования для самореализации»

1 ч.

19.04.11

Таблица

Раздел IV. Экономика.

10 ч.

59.

1 ч.

26.04.11

Схема

60.

Практикум: «Типы экономических систем, их отличительные признаки».

1 ч.

26.04.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

61.

Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

1 ч.

03.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

62.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг.

1 ч.

03.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

63.

1 ч.

10.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

64.

1 ч.

10.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

65.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков.

1 ч.

17.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

66.

Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Обмен. Специализация.

1 ч.

17.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)

67.

Деловая игра: «Экономические реформы в Российской Федерации».

1 ч.

24.05.11

Таблица

68.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

1 ч.

24.05.11

Интеракти

вная доска

(ПНПО 2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная учебная игра "Обществовед".

Правила игры находятся в самой презентации....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Программа кружка «Юный обществовед»

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).      Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и инфо...

Презентация по обществознанию к итоговому уроку-игре «Обществовед» (5класс)

Урок-игра «Обществовед» для учащихся 5 классов. Вопросы составлены по пройденному  материалу первой главы учебника обществознания 5 класса. К уроку составлена красочная презентация, которая содер...

Мультимедийный урок : "Кто хочет стать обществоведом?"

Вашему вниманию я представляю мастер класс урока с использованием  компьютерной и игровой технологии. В рамках него я хотела бы подчеркнуть, как порой уместно, актуально и продуктивно можно прове...

Рабочая программа кружка "Обществовед"

Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «П...

Игра (викторина) "Обществовед"

Игра (викторина) "Обществовед" (для 8 кл)Бобкова Ирина Евгеньевна, учитель истории и обществознания ГБОУ лицей № 572 Невского райна Санкт-ПетербургаВ последнее время обществознание становитс...