урок обществознания "Глобальные вызовы XXI века""
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Козлова Людмила Геннадьевна

Учебное занятие посвящено одной из важнейших тем по обществознанию и географии "Глобальные проблемы современности", которые рассматриваются в курсе 8,10 и 11 классов.

На уроке устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи. Проблемное изложение материала, деятельностный подход, межпредметные связи, групповая работа способствуют достижению современных результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.

Для достижения результатов на уроке используются ИКТ.

Автор данной разработки стала победителем районного конкурса методических материалов с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глобальные вызовы XXI века Козлова Людмила Геннадьевна учитель обществознания высшей категории МОУ СОШ п. Ключи Кирово-Чепецкого района апрель 2010 г.

Слайд 2

И крохотное сердечко останется на ладони …

Слайд 3

Реши тесты:

Слайд 4

Глоссарий Вызов – критическая проблемная ситуация, в которую попадает страна или цивилизация. Её будущее и само существование зависит от того, как она ответит на этот вызов. Угроза – опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести стране существенный ущерб, вплоть до катастрофического. Глобальные проблемы - ?

Слайд 5

Цели урока Научиться формулировать проблемы на основе рассматриваемой ситуации Давать определение понятия «глобальные проблемы человечества», характеризовать их, у станавливать взаимосвязи между ними. Высказывать собственное суждение о путях решения глобальных проблем.

Слайд 6

Отрицательное воздействие производственной деятельности на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей. Причины глобальных проблем Резкое и не всегда оправданное расходование природных ресурсов Усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами. Создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

Слайд 7

Римский клуб о глобальных проблемах Предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов. Преодоление социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами. Регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии) Предотвращение отрицательных последствий технической революции.

Слайд 8

Глобальные проблемы Экологическая Демографическая Севера и Юга Опасность новой войны Ограниченность ресурсов

Слайд 9

Индивидуальные задания группам 1 1. Подготовить выступление по теме «Содержание глобальной проблемы современности» 8 кл . – 3 предложения 9 кл . – 4 предложения 10 кл . – 5 предложений 11 кл . – 7 предложений 2. Заполнить сводную таблицу на доске и в тетради – 1 человек и каждый у себя 3. Обсуди с товарищами в группе, какой группе вы передадите слово и почему. (Цель: показать взаимосвязь глобальных проблем) 4. Нарисуйте эмблему своей проблемы Групповая работа Презентация работы группы. Дополнения, вопросы групп. Кому и почему передаете слово.

Слайд 10

Содержание глобальных проблем Демографический взрыв и демографический кризис. Проблема единства России .

Слайд 11

Содержание глобальных проблем Терроризм, локальные конфликты, сепаратизм, атомное оружие, торговля оружием. Наркомафия. ТНК.

Слайд 12

Содержание глобальных проблем Загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, озоновые дыры, глобальное потепление .

Слайд 13

Содержание глобальных проблем Экономическая и социальная пропасть между развитыми и развивающимися странами. Голод. Детская смертность. Нищета. Эпидемии. Неграмотность. Неизлечимые болезни.

Слайд 14

Содержание глобальных проблем Истощение природных богатств Земли. Ухудшение генофонда человечества. Опустынивание.

Слайд 15

Быть или не быть? Пессимисты: разрешить глобальные проблемы не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Оптимисты: люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации .

Слайд 16

Способы решения проблем признание приоритета общечеловеческих ценностей, -отказ от войны , как средства решения конфликтов, -признание права народов самостоятельно и свободно выбирать свою судьбу, -понимание взаимосвязанности современного мира . - разумная демографическая политика, -сокращение гонки вооружений и направление денежных средств в страны «третьего мира». ? -Развитие природо - восстановительных, экологически сберегающих технологий -Безотходное производство Манифест ЮНЕСКО о принципах культуры мира 2000 г. « Уважать жизнь каждого человека» «Отвергать насилие» «Быть щедрым» «Слушать и стремиться понять» «Оберегать нашу планету» «Укреплять солидарность»

Слайд 17

Проверь себя Впишите внутрь звезды обобщенное название сюжетов, обозначенных по ее внешним краям. Озаглавьте каждый из сюжетов.

Слайд 18

Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но именно от нашего решения зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема» (Л.Браун )

Слайд 19

Источники http://main.isuct.ru/eco/rus/proect.php?op=view&id=1 http://www.bookland.ru/book3854194.htm http://geo.1september.ru/2007/23/17.htm http://thenews.kz/2009/09/23/?page=9 http://www.oplati.ru/index.php?idd=445780

Слайд 20

Это твоя планета «



Предварительный просмотр:

Кировская область

Кирово-Чепецкий районный методический кабинет

Урок обществознания для учащихся 8, 10, 11классов

Козлова Людмила Геннадьевна

учитель обществознания

высшей категории

МОУ СОШ п. Ключи

2009 г.

Предмет: обществознание 8, 10, 11 класс

Тема раздела:  Человечество в XXI веке

Тема урока: Глобальные вызовы XXI века.

Общедидактическая цель: создать условия для формирования ключевых компетентностей личности средствами самостоятельной работы

Тип урока: изучение нового материала

Развивающая цель: способствовать обучению умения  характеризовать основные глобальные проблемы, выявлять взаимосвязи между ними; структурировать материал в виде таблицы, тезисов, презентации. Высказывать собственное мнение о путях решения глобальных проблем.

Обучающая цель: способствовать усвоению знаний об основных глобальных проблемах современности через работу с разными источниками информации.

Воспитательная цель:  Средствами учебного занятия формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного обучения

ФОПД: индивидуальная и групповая самостоятельная работа

Средства обучения: презентация урока, медиаматериалы,  схемы, коллажи, объяснение учителя, раздаточные материалы, отрывки из литературных произведений,   словарь урока, высказывания,  

Учебники и литература:

  1. О.В.Кишенкова,.А.Н.Иоффе. Основы обществознания. Учеб. для 8 кл. общеобразоват.учеб. заведений. – М,: Издательский дом «Новый учебник»., 2001. - 272 с.: ил.
  2. Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: Базовый уровень/ [Л.Н.Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.];под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2005. - 351. - ISBN 5-09-012240-7.
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /В.П.Максаковский. - 12-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 2004. - 400 с.: ил., карт. - (География). -  ISBN 5-09-012114-1
  4. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений /Л.Н.Боголюбов, Л.И.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 414 с. - ISBN - 5-09-010322-4.
  5. Энциклопедия для детей: Т3 (география). - Сост. С.Т.Исмаилова. М.: Аванта+, 1994. - 640 с.: ил. ISBN 5-86529-015-2 (т 3)

ХОД УРОКА

Оргмомент.  Проверка готовности.

Этап 1. Мотивация. Открытое обсуждение новых знаний, обращение к личному опыту учащихся на основе межпредметных связей.

  1. Учитель читает стихотворение, а в это время  проецируют на экран фрагмент фильма, созданного учеником  8 класса. Слайд 1и 2.

И тополя уходят,

Но след их озерный светел.

И тополя уходят,

Но нам оставляют ветер.

И ветер умолкнет ночью,

Обряженный черным крепом.

Но ветер оставит эхо,

Плывущее вниз по рекам.

И мир светляков нахлынет –

И прошлое в нем потонет.

И крохотное сердечко

 Раскроется на ладони.

Федерико  Гарсиа  Лорка

Учащиеся анализируют стихотворение испанского поэта, отвечая на вопросы учителя.

1. Какова основная мысль стихотворения? - (Отторженность человека — пленника механической цивилизации — от природного целого, острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией).

  2. Как вы понимаете мысль испанского поэта Лорки о человеческом сердце на ладони мира?

Учитель: Прелюдия. Вдумайтесь, насколько описанный поэтом мир  светел и совершенен, но как легко его уничтожить. Землю могут поглотить каменные джунгли небоскребов и асфальта, а мир «светляков» канет в прошлое, оставив людям только воспоминание о безвозвратно ушедшей гармонии. А ведь именно в этом мире и отведено место для человека. Он живой, и, следовательно, должен жить среди живого: птиц, зверей, светлячков, тополей и белых берез.

Кадры природы сменяются заводами, фабриками

  1. Работа со СМИ.

Учитель предлагает познакомиться с первыми страницами газет и ответить, о чем пишут сегодня СМИ. Проводится беседа.

  1. О чем пишут СМИ сегодня?
  2. А если бы вы были корреспондентом, то о чем и почему вы бы написали?
  3. Какие из проблем касаются каждого из нас, каждого жителя планеты Земля?
  4. Быть или не быть? В 16 веке этот вопрос решали герои произведений. Можно ли сказать, что он актуален и сегодня?
  5. Как называются эти проблемы, сформулируйте тему урока.

Учащиеся формулируют варианты темы урока и работают с презентацией.

Слайд 1. Глобальные вызовы XXI века. Дети записывают тему в листах контроля.

Слайд 3. Учитель предлагает выполнить тесты в течение непродолжительного времени. Спрашивает о затруднениях.

Этап 2.  Постановка целей и задач урока.

Слайд 4. Глоссарий.

Слайд 5. Цели урока. Знакомит учащихся и говорит, что результатом работы на уроке должна стать заполненная таблица у каждого ученика.

 Предлагает записать свою задачу урока и озвучить её.

  1. узнать, научиться, понять.
  2. Что я хочу получить на уроке?
  3. Мои ожидания.

Слайд6. Причины глобальных проблем комментируются учителем.

Этап 3. Деление на группы. Колесо проблем.

Учитель предлагает ситуации на выбор и просит определить свое место в группе. Приложение 1.

Группа обсуждает ситуации и формулирует название проблемы.

Озвучивание и обсуждение названий, аргументация выбора.

Слайд 7. Римский клуб о глобальных проблемах.

Слайд 8.  Записывают названия глобальных проблем в таблицу.

Результатом работы каждого ученика должна стать таблица на листе контроля, который станет частью портфолио по предмету и по данной теме.

Этап 4. Организация работы групп с целью изучения основной проблемы урока.

Учитель. Чтобы разрешить любую проблему, надо знать, в чем она состоит. Поэтому вам  предлагаются различные источники и задания для группы. Цель: узнать и рассказать о содержании глобальной проблемы. Время работы – 15 минут

Слайд 9. Источники информации для учащихся:

8 кл.  – учебник «География» - 10 класс

9 кл. – учебник «Обществознание» 8 класс

10 кл.- распечатка и учебник «Человек и общество» 10-11 класс

11 кл. – распечатка, энциклопедия

Слайд 9. Индивидуальные задания для участников группы. 

1. Подготовить выступление по теме «Содержание глобальной проблемы современности»

8 кл. – 3 предложения

9 кл. – 4 предложения

10 кл. – 5 предложений

11 кл. – 7 предложений

2. Заполнить сводную таблицу на доске и в тетради – 1 человек и каждый у себя

3. Обсуди с товарищами в группе, какой группе вы передадите слово и почему. (Цель: показать взаимосвязь глобальных проблем)

4. Нарисуйте эмблему своей проблемы

  1. Групповая работа
  2. Презентация работы группы.
  3. Дополнения, вопросы групп.
  4. Кому и почему передаете слово.

Слайд 10 - 14.   Содержание глобальных проблем.

Учащиеся презентуют работу группы, передают слово группе, показывая взаимосвязь глобальных проблем. Аргументируют свой выбор.

Слайд 15.   Быть или не быть?

Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества.

1.Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации.

2. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск  оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации.

Какова ваша точка зрения?

Учитель предлагает  обратиться к прежним источникам и новому материалу: международным документам, речам ученых и политиков, определить возможные пути решения проблемы. Приложение 2.

Работа с источниками в группе, заполнение таблицы, озвучивание.

Слайд 16. Способы решения глобальных проблем.

5 этап. Подведение итогов урока.

Слайд 17. Проверь себя.

Учитель. Проранжируйте глобальные проблемы. Какую вы считаете самой главной и почему? Фронтальная работа.

  1. Сделайте вывод нашего урока, используя материалы таблицы.
  2. Дайте определение основного понятия урока.

Слайд 3. Вернитесь к тестам. На какие вопросы вы сейчас смогли бы ответить?

6 этап. Рефлексия.

Притча. Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный запах, исходивший из этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот все кивал головой и наконец, сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Измени свою жизнь. Обрати внимание на грязь, которую ты разводишь в гнезде. Не гнезда плохи, а твое обращение с ними»

Как эта притча соотносится с темой нашего разговора? – устные выступления.

Слайд 18. 

«Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но именно от нашего решения зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема»

(Л.Браун)

Домашнее задание: написание  эссе.

Приложение №1.

  1. Демографическая проблема. Сформулируйте содержание проблемы.

Согласно прогнозам численность населения к 2010 году должна достигнуть 7,2 млрд. человек, в 2025 г. – 8 млрд., в 2050 г. – 9 млрд.

Рост населения в 1960-е гг. шел со скоростью 8 тыс. чел. В час, в 1980-е – 10 тыс., в 1990-е – 12 тысяч.

10 тыс. лет тому назад на нашей планеты  жило всего 5 млн. человек. К началу нашей эры – 250 млн., столько сколько сейчас живет в СНГ. В США проживает 275 млн. человек.

Население Африканского континента сегодня составляет 12 процентов жителей Земли, к середине XXI века уже превысит 20 процентов.

В России сложная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость. Население составляет 145 млн. человек.

В 2050 году на первое место выйдет Индия, население которой должно возрасти до 1535 млн. чел., тогда как в Китае оно составит 1515 млн.

В мире есть страны, в которых детей больше, чем «работников», или численность тех и других равна: Иордания, Сирия, Алжир, Ливия, Кения, Зимбабве, Бурунди, Мадагаскар, Гондурас, Никарагуа.

  1. Проблема ресурсов.

Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200млрд. т угля, более 100 млрд. т нефти, 50 млрд т железной руды, 300 млрд. т медной руды.

Каждую минуту  на Земле исчезает  14 – 15 га тропических лесов.  

США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ – в Швеции, Нидерланды экспортируют её из Норвегии (по цене примерно равной цене рейнского вина)

Из-за болезней, связанных с недоеданием и голодом, недостатком чистой воды, в развивающихся странах ежегодно умирает 40 млн. человек (что сравнимо с потерями за всю Вторую мировую войну), в том числе 13 млн. детей.

  1. Экологическая проблема.

На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300 – 350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150 – 300 кг, США – 700 кг.

Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» примерно 200 деревьев:  на жилище, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички и т.д.

В начале 1989 г. у южных берегов Аляски наскочил на рифы американский супертанкер «Валдиз», хлынувший поток нефти покрыл пространство в 800 кв. км.

В результате аварии на ЧАЭС в 1986 г. от радиоактивного заржения пострадали 11 областей бывшего СССР снаселением 17 млн человек, общая площадь загрязнения составила 60 тыс. кВ.км.

  1. Проблема здоровья людей.

В 1967 г. оспой во всем мире переболело от 10 до 15 млн человек. Из них 2 млн. умерли, а миллионы выживших оказались обезображенными или ослепли.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире заболевают малярией около 110 млн. чел., от 1 до 2 млн. умирают. В «зоне риска», включающей более 100 стран тропического и субтропического поясов, живет более 2 млрд. человек

Согласно  по подсчетам ныне курят примерно 40% взрослых жителей Земли. По  подсчетам Воз каждый 12-й житель Земли умирает от потребления никотина.

По данным ВОЗ в начале XXIвека общее число инфицированных СПИДом уже превысило 40 млн. чел, а миллионы людей уже погибли от этой болезни.

  1. Продовольственная проблема.

По данным Всемирного банка, в 90-х гг. на доход менее 1 доллара в день  существовали: 85% жителей Замбии, 72% жителей Мадагаскара, от 60 до 70% - Уганды и Нигера, от 50 до 60% Непала, Кении, Сенегала, Гватемалы, Индии, Эфиопии, Зимбабве, Руанды, Гондураса, Никарагуа.

Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец.

Средний американец съедает 174 яйца в год, а индус – всего 25 (или одно яйцо в две недели).

Запасы продовольствия к рекомендованным в США составляют – 136%, РФ -114%, Кипр – 150%,Бурунди- 75%, Мозамбик – 72%, Таджикистан - 55%

В странах Азии, Африки и Латинской Америки в условиях крайнего обнищания живет около 1,2 млрд.человек, или ¼ всего населения этих регионов.

Приложение 2.

Манифест Рассела-Эйнштейна (1955г. Пагуошское движение)

...Тот вопрос, который мы ставим перед вами, - вопрос суровый, ужасный и неизбежный: должны ли мы уничтожить человеческий род, или человечество должно отказаться от войны? Люди не хотят столкнуться с этой альтернативой, так как очень трудно искоренить войну. Искоренение войны потребует мер по ограничению национального суверенитета, которые будут ненавистны чувству национальной гордости. Однако больше, чем что бы то ни было, мешает оценке обстановки понятие “человечество”, которое кажется туманным и абстрактным. Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие “человечество”. Они не могут заставить себя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опасность погибнуть мучительной смертью. И поэтому люди полагают, что войны, вероятно, могут продолжаться при условии, что будет запрещено современное оружие. Это иллюзорная надежда. Какие бы соглашения по запрещению использования водородных бомб не были достигнуты в мирное время, их будут считать необязательными в военное время. И обе стороны немедленно приступят к изготовлению водородных бомб, как только разразится война, потому что, если одна сторона начнет изготовлять водородные бомбы, а другая нет, то та сторона, которая обладает водородными бомбами неизбежно окажется победительницей...

РЕЗОЛЮЦИЯ

Мы призываем этот конгресс, а через него ученых всего мира и мировую общественность подписаться под следующей резолюцией:

“В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие, и поскольку это оружие угрожает существованию человечества, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично признали, что споры между государствами не могут быть разрешены посредством развязывания мировой войны, и мы требуем поэтому, чтобы они находили мирные средства решения всех спорных вопросов”.

Манифест ЮНЕСКО о принципах культуры мира (2000 г.)

«В своей повседневной жизни, дома и на работе, в своем сообществе, в стране и регионе я обязуюсь:

  1. «Уважать жизнь каждого человека».

Уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа без какой бы ни было дискриминации и предубеждения.

  1. «Отвергать насилие»

Настойчиво проводить в жизнь ненасилие – физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное – прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например, детей и подростков.

  1. «Быть щедрым».

Делиться с другими людьми своим временем и материальными ресурсами, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.

  1. «Оберегать нашу планету»

Содействовать разумному потреблению и такому развитию, при котором уважались бы все формы жизни, и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете.

  1. «Укреплять солидарность»

Вносит свой вклад в развитие своего общества, содействовать всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, с тем, чтобы плечом к плечу с другими людьми создавать новые формы солидарности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Идеология национал-социализма: уроки истории и вызовы современности"

Обращение к истории борьбы с режимом фашизма позволит уяснить, что является движущей силой возникновения подобного течения в обществе, при каких исторических условиях он может возникнуть, какие силы м...

Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер XXIвека»

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающи...

Классный час "СПИД-чума XXIвека"

Классный час "СПИД-чума XXIвека"...

Способы мотивирования на уроках истории (стадия вызова)

Способы мотивирования на уроках историиТаблица...

Об организации семинара «Функциональная грамотность на уроках географии: вызовы и эффективные практики»

Об организации семинара «Функциональная грамотность на уроках географии:  вызовы и эффективные практики»...