Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер XXIвека»
рабочая программа по теме

Ермагамбетова Светлана Кувандыковна

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и

самоопределения в этом возрасте.

Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_liderov_ermagambetova_fevral_redaktsiya.doc597 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования администрации Ясненский  городской округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

               «СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим советом

МБУ ДО  «ДЮЦ»

Протокол  № 4

от  «29»  августа  2016г.

                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО  «ДЮЦ»

____________   Р.Л. Неприна

Приказ  № 4  от  12.09.2016г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Школа «Лидер ХХI века»

Уровень освоения: базовый

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 2 года

Автор:

Ермагамбетова Светлана

Кувандыковна, методист

МБУ ДО «ДЮЦ»

Ясный, 2016г.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность (профиль) программы

3

1.1.2

Актуальность  программы

4

1.1.3

Педагогическая целесообразность

4

1.1.4

Отличительные особенности программы

5

1.1.5

Адресат программы

6

1.1.6

Объем и срок освоения программы

6

1.1.7

Формы обучения

6

1.1.8

Особенности организации образовательного процесса

7

1.1.9

Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

7

1.2

Цель и задачи программы

8

1.3

Содержание программы

9

1.3.1

Учебный план

9

1.3.2

Содержание учебного плана

13

1.4

Планируемые результаты

23

1.4.1

Личностные результаты

23

1.4.2

Предметные результаты

23

1.4.3

Метапредметные результаты

23

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

24

2.1

Календарный учебный график

24

2.2

Условия реализации программы

36

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

36

2.2.2

Информационное обеспечение

36

2.2.3

Кадровое обеспечение

36

2.3

Формы аттестации

38

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

38

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

38

2.4

Оценочные материалы

39

2.5

Методические материалы

40

2.6

Список литературы

46

2.6.1

Основная и дополнительная

46

2.6.2

Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

48

2.6.3

Интернет источники  

48

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

I.  Комплекс основных характеристик программы

  1.  Пояснительная записка

           Потенциал  организации  зависит  от  постоянного роста  лидера, которые  в  ней  работают. Чем больше лидеров и чем они  сильнее, тем выше шансы на успех  всей организации

    1.1.1 Направленность (профиль) программы 

           Программа социализации и развития личности обучающихся имеет социально-педагогическую направленность.

  Уровень программы: базовый.

            Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273;

- Приказ МО и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам» от 29.08.2013 № 1008;

- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660);

- Письмо Минобразования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 о  «Примерных требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Программа  развития  МБУ ДО «ДЮЦ» на период с 2015 – 2018  учебные годы от 23.12.2014 № 2; 

- Устав МБУ ДО «ДЮЦ» от  22.03.2016г. 

         1.1.2 Актуальность  программы

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества.            

             Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д. Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств обучающихся, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).

           

              1.1.3 Педагогическая целесообразность

              Важно осознать, что сегодняшние подростки - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся» - сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школьном возрасте. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь  обучающимся  в самосовершенствовании, улучшении жизни своей детской организации, жизни своего города и села.

            Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста.  Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и  самоопределения в этом возрасте.

           Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся  в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению  педагогических целей за счет  приобретения  участниками  собственного опыта в игровых  и  тренинговых  формах  работы.

           1.1.4 Отличительные особенности программы

            Анализ  программ педагогов  Банко А.А «Школа лидера», Павловой К.И. «Школа Лидера», Рябовой С.В. «Программа актива «Школа Лидер» и других авторов позволяет в качестве отличительных особенностей  данной программы выделить следующее: программа «Лидер XXI века » дает ребятам знания и умения, необходимые для успешной социализации и конкурентоспособности в обществе.  Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям: правовое, экологическое, волонтерское, гражданско-патриотическое, лидерское, творческое, а также включает социальное проектирование и региональный компонент, содержащий конкурсную деятельность ОООО «Федерация детских организаций».

        Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

            1.1.5 Адресат программы

             В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

             1.1.6 Объем и срок освоения программы

          Срок реализации программы – 2 года.  Данная программа рассчитана на 216  часов для старшеклассников (занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа).  В соответствии с целями и основными задачами Программы предусмотрен рабочий план реализации программы на  2 года.
          1.1.7   Формы обучения

           Программа реализуется в очной форме учебного занятия. Входящие   в   программу   занятия   проводятся   преимущественно   в интерактивной   форме   и   включают   в   себя   социально-психологические тренинги,    психологические    и    деловые    игры,    дискуссии,    конкурсы, проектирование. Запланированы праздники, экскурсии, а также участие в работе выездных профильных лагерей. Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим ребятам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

тренинги общения как вид групповой работы; дискуссии; упражнения на взаимодействие в группах; диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние; деловые игры; игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания; сборы, театрализованные выступления, экскурсии, вечера.

         1.1.8 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в группах постоянного состава  одного возраста (группы 12-13 лет, группы 14-15 лет). Индивидуальные занятия проводятся во время подготовки к конкурсам.  

Очно  обучающиеся занимаются на занятиях согласно расписанию.

Дистанционно  занимаются  дети, которые получают задания по электронной почте для  выполнения  каких- либо творческих  заданий  или участия в заочных конкурсах.

В  условиях  сетевого взаимодействия   в социальной сети «Вконтакте» создана группа «Новое поколение»  для быстрого и мобильного общения, где все учащиеся Ясненского городского округа получают новости о жизни детской организации. Конкретно для обучающихся объединения создана беседа «Дела детской организации», где идет обсуждение в режиме «онлайн».

         1.1.9 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год- 216; количество часов и занятий в неделю в одной группе – 6 часов; периодичность и продолжительность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа.

Занятия учебных групп проводятся:

1-й год – 3 занятия в неделю по 2  часа.

2-й год - 3 занятия в неделю по 2  часа.

 

          1.2. Цель и задачи Программы

            Цель:  формирование  лидерского потенциала подростков через активное включение их в общественно полезную деятельность

           Задачи:

 образовательные:

- обучать приемам и методам организации и планирования деятельности;

- обучать навыкам социальной активности;

- способствовать приобретению конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой;

 развивающие:

- развивать умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

- способствовать определению  в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- развивать  навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки  разрешения проблем;

воспитательные:

- развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;

- формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;

- формировать навыки работы руководителя и умение работать в команде;

- развивать творческие способности;

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план

1-й год обучения (12-13 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Раздел 1. Лидерство   - 16

1.1

Формула успеха

4

2

2

Тестирование

1.2

Организаторская техника лидера

8

2

6

Тренинг

1.3

Портфолио лидера

4

2

2

Самопрезентация

Раздел 2.  Команда и командообразование - 30

2.1

Основные приемы формирования команды.

12

4

8

Тренинги, игровые технологии

2.2

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности.

4

2

2

Тренинги, игровые технологии

2.3

Психология общения.

6

2

4

Тренинги, игровые технологии

2.4

Игровое моделирование деятельности

8

2

6

Тренинги, игровые технологии

Раздел 3. Волонтерство - 50

3.1

Здоровым быть модно!

10

2

8

Викторина

3.2

«Нам жить и помнить!»

18

6

12

Зачетное занятие

3.3

«Мы в ответе за нашу планету»

10

2

8

Олимпиада

3.4

На службе ГИБДД

12

2

10

Акция

Раздел 4. «Я и закон» - 12

4.1

Зачем нам необходим закон?

4

2

2

Опрос

4.2

Что такое ответственность?

4

2

2

Тест

4.3

Конвенция о правах ребенка

4

2

2

Круглый стол

Раздел 5. Арт-блокнот «Свободное творчество» - 14

5.1

Правополушарное рисование. Рисуем гуашью. Знакомство с техникой.

2

2

0

Творческое задание

5.2

Мир вокруг нас

12

0

12

Творческое задание

Раздел 6. Конкурсная и проектная деятельность - 92

6.1

Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «ФДО»

58

5

53

Результативность за участие

6.2

«За новые горизонты!» - создание социальных проектов.

20

8

12

Защита проектов

6.3

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

10

5

5

Викторина. Рефлексия

6.4

Итоговое занятие

4

-

4

Тестирование

Итого часов:

216

57

159

Учебный план 2-го года  обучения (14-17 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

Игра

Раздел 1. Лидер и команда - 8

1.1

Теория лидерства

4

2

2

Тренинг

1.2

Личность и коллектив

4

2

2

Работа в группах

Раздел 2. Дорога общения - 12

2.1

Общение как одна из основных ценностей человека

4

2

2

Игра

2.2

Конфликты и пути их разрешения

4

2

2

Проблемная ситуация

2.3

Этика и культура делового общения

4

2

2

Ситуация

Раздел 3. Основы организаторской деятельности - 18

3.1

Основы публичного выступления

4

2

2

Опрос

3.2

КТД: методика  организации и проведение

4

2

2

3.3

Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик»

6

4

2

Творческое задание

3.4

Стенгазета

4

2

2

Творческое задание

Раздел 4. Я и закон - 26

4.1

Государственная символика страны

4

4

0

Опрос

4.2

Избирательное право

12

8

4

Тестирование

4.3

Закон о защите прав детей

4

2

2

Опрос

4.4

Детская правовая палата

6

0

6

Сбор

Раздел 5. Волонтерство - 46

5.1

Развитие волонтерского движения

4

4

0

Фронтальный опрос

5.2

Здоровым быть модно!

10

2

8

Фотоотчет

5.3

«Нам жить и помнить!»

18

6

12

Фотоотчет

5.4

«Мы в ответе за нашу планету»

8

2

6

Фотоотчет

5.5

На службе ГИБДД

6

0

6

Фотоотчет

Раздел 6. Арт-блокнот «Свободное творчество» - 12

6.1

Правополушарное рисование. Рисуем гуашью. Знакомство с техникой.

2

2

0

Творческое задание

6.2

Мир вокруг нас

10

0

10

Творческое задание

Раздел 7. Конкурсная и проектная деятельность- 92

7.1

Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «Федерация детских организаций»

58

5

53

Результативность за участие

7.2

«За новые горизонты!» - создание социальных проектов.

20

8

12

Защита проектов

7.3

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

10

5

5

Викторина. Рефлексия

7.4

Итоговое занятие

4

-

4

Посиделки

Итого часов:

216

71

145

1.3.2 Содержание учебного плана

1-й год обучения (12-13 лет)

Вводное занятие

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием).

Раздел. 1. Лидерство

1.1 Формула успеха

Теория:  Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практика: Практикумы «Чемодан лидера», «Кто я?», «Голосуй за меня»

Форма контроля: Тест на выявление лидерских качеств. Работа с результатами теста.

1.2 Организаторская техника лидера

Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практика: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

Форма контроля: Практикум «Я и мы, Кто я?»- тренинговое занятие.

1.3 Портфолио лидера

Теория:  Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: Игры на взаимодействие, сплочение: «Матрешка», «Подготовка своего портфолио.

Форма контроля: Создание портфолио. Упражнения «Ты и твое имя», «Лидер – это…», «Гений маркетинга».

Раздел 2. Команда и командообразование

2.1. Основные приемы формирования команды

Теория: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практика: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: «Без командира»,  «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня», «Кто быстрее». Лидерство в детской организации. 

Форма контроля: Упражнения «Говорящие руки». «Если команда, это..»

2.2. Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

Теория:  Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.

Практика: Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям.

Форма контроля: Упражнение «Пикассо», «IT-тренинг»

2.3. Психология общения

Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.

Практика: беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды. 

Форма контроля: Упражнение «Коллаж»

2.4. Игровое моделирование действительности

Теория:  Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.

Практика:  Практикум «Игры, в которые мы играем».

Форма контроля: Проведение игр с младшими школьниками.

Раздел 3. Волонтерство

3.1. Здоровым быть модно!

Теория: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.

Практика: Игры и конкурсы. Дни здоровья. Флешмобы.  Составление «рейтинга» своих вредных привычек. Подвижные игры. Акции.

Форма контроля: Организация акций по ЗОЖ силами ребят, например: Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду»

3.2. «Нам жить и помнить»

Теория:  Добровольчество в России. Изучение отечественной истории, национальной культуры своему народа, традиций  своей страны.

Практика: Акции «Открытка Ветерану», «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», Операция «Рассвет», «Свеча Памяти».

Форма контроля: Викторина «По страницам истории»

3.3.  «Мы в ответе за нашу планету»

Теория : Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры.

Практика: Озеленение прилегающей территории, участие в экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая аллея», «Родник».

Форма контроля: Проект «Дуб» , Экологическая викторина».

3.4. На службе ГИБДД.

Теория: «Правовые вопросы  инспектору», изготовление листовок

Практика: Акции по ПДД: «По дороге в детский сад», «Внимание-Дети», «Автокресло детям».

Форма контроля: Организация урока для младших школьников «Веселый светофор».

Раздел 4. «Я и Закон»

4.1 Зачем нам необходим закон? 

Теория: Закон – один для всех. Роль права в жизни человека и общества.

Практика: Дискуссия «Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать»

Форма контроля: Карточки с правовыми ситуациями.

4.2. Что такое ответственность?

Теория: Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. Правонарушения и преступления.

Практика: Встреча с инспектором ПДН, «Беседа о правонарушениях и подростковой преступности в Ясненском городском округе»

Форма контроля: Карточки с правовыми ситуациями.

4.3 Конвенция о правах ребенка.

Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции  ООН о правах ребенка).

Практика: Экскурсия в Ясненский суд. Акция «Пост прав ребенка». Участие в сборах правовой палаты.

Форма контроля: Викторина «Знаете, ли Вы законы?»

Раздел 5.  Арт-блокнот «Свободное творчество»

Теория: Правополушарное рисование. Рисуем гуашью. Знакомство с техникой.

Практика: Мир вокруг нас. Времена года. Осенний пейзаж. Зимняя ночь. Весенние цветы. Яркое лето.Космос.

Форма контроля: Самостоятельное задание. Конкурсы.

Раздел 6.  Конкурсная и проектная деятельность

6.1.  Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «Федерация детских организаций».

Теория: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Практика: участие в заочных этапах конкурсов, создание видеороликов, подготовка эссе, интерактивных конкурсах.

Форма контроля: Результативность по итогам конкурсов.

6.2. «За новые горизонты!» - создание социальных проектов.

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта. Работа в группах.

Форма контроля: Защита.

6.3. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

6.4 Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Коллективно-творческое дело.

Форма контроля: Итоговое тестирование, анкетирование.

Содержание учебного плана 2-й год обучения (14-15 лет)

Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Практика: Игры на знакомство (ознакомление с программой, темами, расписанием).

Раздел 1. Лидер и команда

  1. Теория лидерства

Теория: Понятия «лидер», «команда». Основные качества лидера. Работа в группе. Практика: Работа с методической и справочной литературой, тренинги.

Форма контроля: Игра

  1. Личность и коллектив

Теория: Взаимоотношения лидера и его команды.

Практика: Занятия по темам: «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер – человек действия», «Лидер и доверие», «Ключи к успеху: стремление к самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия и исполнения решений».

Форма контроля: Проведение КТД

Раздел 2. Дорога общения

2.1 Общение как одна из основных ценностей человека

Теория: Понятия «общение», «собеседник». Виды общения. Занятия по темам: «Культура речи и правила русской орфоэпии», «Виды общения».

Практика: Практическая работа в группах.

Форма контроля: проведение КТД

2.2. Конфликты и пути их разрешения

Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения.

Практика: Занятия по темам: «Барьеры в общении», «Искусство спора», «Виды конфликтов», «Стили разрешения конфликтов».

Форма контроля: Проведение КТД.

2.3. Этика и культура делового общения

Теория: Понятия «этика», «деловое общение». Специфика и требования к форме делового общения.

Практика: Подбор необходимого материла по теме «Я – будущий президент».

Форма контроля: проведение КТД.

Раздел 3. Основы организаторской деятельности

3.1 Основы публичного выступления.

Теория: Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства.

Практика:  импровизация, аксессуары актера.

Форма контроля: ролевые игры

3.2 КТД: методика  организации и проведение

Теория: Я – актер: основы актерского мастерства.

Практика: Выбор амплуа, компоненты поведения: интонация, мимика, жесты, «Проявление характера персонажа в общении»,

Форма контроля: «Импровизация».

3.3 Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик»

Теория: Основы журналистики. Права и обязанности журналистов.

Практика: Сочинение для газеты. Подготовка  статей.

Форма контроля: Статьи. Фоторепортажи. Видеоролики.

3.4 Стенгазета.

Теория: Правила оформления, подбор информации.

Практика: Составление и художественное оформление газеты

Форма контроля: выпуск мини стенгазеты

Раздел 4. Я и закон

4.1. Государственная символика страны.

Теория: Устный журнал по главным государственным символам РФ.

Практика: Деловая игра. Экскурсия

Форма контроля: Викторина

4.2. Избирательное право

Теория: Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии.

Практика: Занятия по темам: «Законы о выборах», «Мы выбираем, нас выбирают», «Работа избирательной комиссии», «Агитационная кампания кандидата: победит лучший!»,»Избирательная комиссия: должности и обязанности», «Кандидат и его команда».

Форма контроля: Тестирование

4.3. Закон о защите прав детей

Теория: Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции».

Практика: Импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита прав детей в России».

Форма контроля: Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы «Я – гражданин России».

Раздел 5. Волонтерство

5.1. Здоровым быть модно!

Теория: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.

Практика: Игры и конкурсы. Дни здоровья. Флешмобы.  Составление «рейтинга» своих вредных привычек. Подвижные игры. Акции.

Форма контроля: Организация акций по ЗОЖ силами ребят, например: Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду»

5.2. «Нам жить и помнить»

Теория:  Добровольчество в России. Изучение отечественной истории, национальной культуры своему народа, традиций  своей страны.

Практика: Акции «Открытка Ветерану», «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», Операция «Рассвет», «Свеча Памяти».

Форма контроля: Викторина «По страницам истории»

5.3.  «Мы в ответе за нашу планету»

Теория: Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры.

Практика: Озеленение прилегающей территории, участие в экологических акциях «Покормите птиц», «Зеленая аллея», «Родник».

Форма контроля: Проект «Дуб» , Экологическая викторина».

5.4. На службе ГИБДД.

Теория: «Правовые вопросы  инспектору», изготовление листовок

Практика: Акции по ПДД: «По дороге в детский сад», «Внимание – Дети!», «Автокресло детям».

Форма контроля: Организация урока для младших школьников «Веселый светофор».

Раздел 6.  Арт-блокнот «Свободное творчество»

Теория: Правополушарное рисование. Рисуем гуашью. Знакомство с техникой.

Практика: Мир вокруг нас.  Времена года. Осенний пейзаж. Зимняя ночь. Весенние цветы. Яркое лето. Космос.

Форма контроля: Самостоятельное задание. Конкурсы.

Раздел 7. Конкурсная и проектная деятельность

7.1. Подготовка и участие в конкурсах в Программах деятельности ОООО «Федерация детских организаций».

Теория: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Практика: участие в заочных этапах конкурсов, создание видеороликов, подготовка эссе, интерактивных конкурсах.

Форма контроля: Результативность по итогам конкурсов.

7.2. «За новые горизонты!» - создание социальных проектов.

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта. Работа в группах.

Форма контроля: Защита.

7.3 Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

7.4 Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Коллективно-творческое дело.

Форма контроля: Итоговое тестирование, анкетирование.

1.4 Планируемые результаты

            Организация  деятельности по программе «Школа лидеров» создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.4.1 Личностные результаты

- развитие лидерских качеств;

- развитие  самостоятельности, творческого подхода к заданиям;

- Умение работать в команде

- Освоение активного стиля общения

1.4.2 Предметные результаты

- Освоение приемов  и методов организации и планирования деятельности;

- Приобретение  навыков социальной активности;

- Получение  конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой;

1.4.3 Метапредметные результаты

- Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

- Определение в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- Овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

1 –й год обучения (12-13 лет)

№ п/п

Дата проведения

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

14.00

Тренинг. Беседа

2

Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Каб № 7

Рефлексия

16

Лидерство

14.00

Лекция

2

Кто такой Лидер?

Каб № 7

Тест

14.00

Тренинг

2

«Чемодан Лидера»

Каб № 7

Упражнение

14.00

Тестирование

2

Готов ли ты стать лидером?

Каб № 7

Тест

14.00

Лекция

2

Стиль работы лидера

Каб № 7

Рефлексия

14.00

Тренинг

2

«Я и мы. Кто я?»

Каб № 7

Самопрезентация

14.00

Игра

2

Деловая игра «Выборы»

Каб № 7

Рефлексия

14.00

Рассказ

2

Портфолио Лидера

Каб № 7

Творч. Задание

14.00

Практикум

2

Портрет Лидера

Каб № 7

Самоконтроль

30

Команда и командообразование

14.00

Лекция

2

Основные приемы формирования команды. Я и моя команда

Каб № 7

Игра

14.00

Лекция

2

Уровни развития коллектива. Игра «Без командира»

Каб № 7

Игра

14.00

Игра

2

Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Игра «Смысл моего имени»

Каб № 7

Рефлексия

14.00

Игра

2

Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Игра «Вавилонская башня»

Каб № 7

Игра

14.00

Тренинг

2

Упражнение «Говорящие руки»

Каб № 7

Упражнение

14.00

Тренинг

2

«Если команда- это…»

Каб № 7

Тренинг

14.00

Лекция

2

Коллективно-творческое дело. Виды КТД.

Каб № 7

Упражнение

14.00

Лекция

2

Стратегия, тактика и технология КТД.

Каб № 7

Опрос

14.00

Игра

2

Упражнение «Пикассо»

Каб № 7

Рефлексия

14.00

2

Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения.

Каб № 7

Опрос

14.00

Практикум

2

«Коллаж»

Каб № 7

Самоконтроль

14.00

Тренинг

2

«Гений маркетинга»

Каб № 7

Упражнение

14.00

Игра

2

Виды, типы игр и их значение.

Каб № 7

Опрос

14.00

Игра

2

Классификация игр

Каб № 7

Игра

14.00

Игра

2

Игра

Каб № 7

50

Волонтерство

14.00

Лекция

2

Понятие «здоровый образ жизни». Пагубность вредных привычек

Каб № 7

Опрос

14.00

Акция

2

Акция «Чистые ладошки»

Школы

Фотоотчет

14.00

Экскурсия

2

В здоровом теле здоровый дух! Консультирование с врачами ЯРБ

ЯРБ

Фотоотчет

14.00

Тренинг

2

Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.

Каб № 7

Опрос

14.00

Акция

2

Зарядка «Будь здоров»

Актовый зал

Рефлексия

14.00

Устный журнал

2

Добровольчество в России

Каб № 7

Опрос

14.00

Акция

2

Акция «Обелиск» - 1 этап

Мемориал

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Обелиск» - 2 этап

Мемориал

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Лес победы»

Мемориал

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Операция «Рассвет»

Мемориал

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Георгиевская ленточка»

Площадь ДК «Заря»

Фотоотчет

14.00

Урок с просмотром фильмов

2

День героев Отечества

Каб № 7

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Голубь мира» - изготовление бумажных голубей.

Двор ДЮЦ

Фотоотчет

14.00

Устный журнал

2

Час мужества, посвященный Дню героя-антифашиста.

Каб № 7

Опрос

14.00

Викторина

2

Интерактивная олимпиада «Экотур»

Каб № 7

14.00

Акция

2

Акция «Покормите птиц»

Двор ДЮЦ

Фотоотчет

14.00

Круглый стол

2

Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?

Каб № 7

Опрос

14.00

Акция

2

Акция «Родник»

Родник

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Зеленая аллея» или «Посади дерево»

Двор ДЮЦ

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Внимание-Дети»

Ул. Ленина

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Автокресло-детям»

Ул. Ленина

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Горка»

Дорога

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «По дороге в детский сад»

Ул. Ленина

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция «Ребенок на дороге»

Ул. Ленина

Фотоотчет

14.00

Акция

2

Акция « Велосипедист на дороге»

Ул. Ленина

Фотоотчет

12

Я и Закон

14.00

Лекция

2

Закон один для всех. Конституция РФ.

Каб № 7

Опрос

14.00

Дискуссия

2

Роль права в жизни человека и общества. Дискуссия « Лучше молчать, нежели лгать»

Каб № 7

Беседа

14.00

Тренинг

2

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности

Каб № 7

Тест

14.00

Встреча-беседа

2

Правонарушения и преступления. Встреча с инспектором ПДН

Каб № 7

Беседа

14.00

Беседа

2

Конвенция о правах ребенка.

Каб № 7

Беседа

14.00

Экскурсия

2

Встать! Суд идет!» Экскурсия

Суд

Опрос

14

Арт-блокнот «Свободное творчество»

14.00

Творческое занятие

2

Осенний пейзаж

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

«Рассвет»

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

Русские березы

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

Весенние тюльпаны

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

Подсолнухи

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

Закат

Каб № 7

Выставка

14.00

Творческое занятие

2

Космос

Каб № 7

Выставка

92

Конкурсная и проектная деятельность

14.00

Устный журнал

2

Обзор по программам ОООО «ФДО». История детского движения

Каб № 7

Опрос

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»- 1 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»-2 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»-3 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Творческий конкурс «Мир без границ»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Презентация

2

Областная программа «Наследники». Знакомство с программой

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс эссе «Гражданин России»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «История детского движения»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Репетиция

2

Подготовка к Единому дню открытых дверей «Будь с нами»

Каб № 7

Репетиция

14.00

Конференция

2

Единый день открытых дверей «Будь с нами»

Актовый зал

Слет

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный этап игры «Мы команда» - 1 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный этап игры «Мы команда» - 2 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный этап игры «Мы команда» - 3 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Заочный этап игры «Мы команда» - 4 задание

Каб № 7

Конкурс

14.00

Презентация

2

Областная программа «Сами». Знакомство с программой

Каб № 7

Опрос

14.00

Презентация

2

Областная программа «Это наше право». Знакомство с программой

Каб № 7

Опрос

14.00

Сбор

2

Областная программа «Свой голос» и «Зеленый щит».  Знакомство с программами

Каб № 7

Опрос

14.00

Сбор

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 1 этап

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 2 этап

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 3 этап

Каб № 7

Конкурс

14.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 4 этап

Каб № 7

Конкурс

14.00

Съемка

2

Конкурс видеороликов «#Я_Федерация»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Съемка

2

Конкурс видеороликов «#Я_Федерация»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Круглый стол

2

Пост прав ребенка

Актовый зал

Репетиция

14.00

Сбор

2

Муниципальный сбор лидеров

Актовый зал

Репетиция

14.00

Сбор

2

Муниципальный сбор лидеров

Актовый зал

Репетиция

14.00

Сбор

2

Сбор правовой палаты

Актовый зал

Репетиция

14.00

Индивидуальное занятие

2

Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Индивидуальное занятие

2

Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века»

Каб № 7

Конкурс

14.00

Лекция

2

Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы.

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Мозговая атака

2

Выбор темы проекта

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Мозговая атака

2

Цель и задачи проекта

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Работа в группах

2

Гипотеза проекта

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Работа в группах

2

Теоретические аспекты проекта

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Работа в группах

2

Практическая часть проекта. 1 этап

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Работа в группах

2

Практическая часть проекта 2 этап

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Работа в группах

2

Выводы по проекту

Каб № 7

Выполнение задания

14.00

Защита

2

Защита  проекта.

Каб № 7

Самопрезентация

14.00

Защита

2

Защита проекта.

Каб № 7

Самопрезентация

14.00

10

Мероприятия воспитательного и познавательного характера

Каб № 7

14.00

Посиделки. Чаепитие.

4

Итоговое занятие

Каб № 7

Рефлексия

216ч.

  1. год обучения (14-17 лет).

п/п

Дата проведения

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

16.00

Беседа. Тренинг

2

Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Каб № 7

Опрос

8

Лидер и команда

2

16.00

Рассказ

2

Понятия «лидер», «команда».

Каб № 7

Опрос

16.00

Практикум

2

Основные качества лидера

Каб № 7

Опрос

16.00

Тренинг

2

Понятия «лидер», «команда». Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды.

Каб № 7

Игра

16.00

Практикум

2

Понятие «лидер»», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер – человек действия».

Каб № 7

Игра

12

Дорога общения

16.00

Тренинг

2

Понятия «общение», «собеседник». Виды общения.

Каб № 7

Опрос

16.00

Игра

2

«Культура речи и правила русской орфоэпии», Виды общения.

Каб № 7

Опрос

16.00

Дискуссия

2

Конфликты и пути их разрешения

Каб № 7

Решение проблемы

16.00

Тренинг

2

Барьеры в общении, «Искусство спора», Виды конфликтов, Стили разрешения конфликтов.

Каб № 7

Опрос

16.00

Тренинг

2

Понятия «этика», «деловое общение». Специфика и требования к форме делового общения.

Каб № 7

Решение проблемы

16.00

Тренинг

2

Я – будущий президент

Каб № 7

Самопрезентация

16.00

18

Основы организаторской деятельности

Каб № 7

16.00

Тренинг

2

Основы публичного выступления.  Ораторское искусство

Каб № 7

Решение проблемы

16.00

Ролевая игра

2

Основы актерского мастерства.  Импровизация, аксессуары актера

Каб № 7

Самопрезентация

16.00

Ролевая игра

2

Я – актер: основы актерского мастерства

Каб № 7

Самопрезентация

16.00

Тренинг

2

Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты, Проявление характера персонажа в общении.

Каб № 7

Игра

16.00

Презентация

2

Основы журналистского мастерства. Газета «Грузовик»

Каб № 7

Опрос

16.00

Презентация

2

 Основы журналистики.

Каб № 7

Опрос

16.00

Лекторий

2

Права и обязанности журналистов.

Каб № 7

Опрос

16.00

Практикум

2

Стенгазета. Правила оформления

Каб № 7

Творческое задание

16.00

Практикум

2

Стенд «Моя детская организация»

Каб № 7

Творческое заание

26

Я и Закон

16.00

Лекторий

2

Государственная символика страны.

Каб № 7

Тест

16.00

Презентация

2

Устный журнал по главным государственным символам РФ.

Каб № 7

Тест

16.00

Лекторий. Тестирование

2

Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии,

Каб № 7

Тест

16.00

Лекторий. Тестирование

2

Права и обязанности членов избирательной комиссии.

Каб № 7

Тестирование

16.00

Лекторий. Тестирование

2

Законы о выборах, «Мы выбираем, нас выбирают»

Каб № 7

Викторина

16.00

Лекторий. Тестирование

2

Работа избирательной комиссии.

Каб № 7

Викторина

16.00

Деловая игра

2

Агитационная кампания кандидата: «Победит лучший!»

Каб № 7

Решение задач

16.00

Лекторий. Тестирование

2

Избирательная комиссия: должности и обязанности, «Кандидат и его команда»

Каб № 7

Решение задач

16.00

Презентация

2

Закон о защите прав детей

Каб № 7

Опрос

16.00

Доклад

2

Знакомство с законами по защите прав детей в РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции»

Каб № 7

Решение проблемы

16.00

Экскурсия

2

Импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита прав детей в России».

Суд

Опрос

16.00

Сбор

2

Сбор правовой палаты

Актовый зал

Рефлексия

16.00

Акция

2

Пост прав ребенка

Актовый зал

Рефлексия

46

Волонтерство

16.00

Презентация

2

Развитие волонтерского движения в России

Каб № 7

Опрос

16.00

Презентация

2

Развитие волонтерского движения за рубежом

Каб № 7

Опрос

16.00

Лекция. Видеофильм

2

Понятие «здоровый образ жизни». Пагубность вредных привычек

Каб № 7

Беседа

16.00

Акция

2

Акция «Чистые ладошки»

Школа

Фототчет

16.00

Экскурсия

2

В здоровом теле здоровый дух! Консультирование с врачами ЯРБ

ГБУЗ ЯРБ

Фототчет

16.00

Тренинг

2

Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.

Каб № 7

Беседа

16.00

Акция

2

Зарядка «Будь здоров»

Актовый зал

Фототчет

16.00

Презентация

2

Добровольчество в России

Каб № 7

16.00

Акция

2

Акция «Обелиск» - 1 этап

Мемориал

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Обелиск» - 2 этап

Мемориал

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Лес победы»

Мемориал

Фототчет

16.00

Акция

2

Операция «Рассвет»

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Георгиевская ленточка»

ДК Заря

Фототчет

16.00

Урок с просмотров фильмов

2

День героев Отечества

Каб № 7

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Голубь мира» - изготовление бумажных голубей.

Двор ДЮЦ

Фототчет

16.00

Урок-сообщение

2

Час мужества, посвященный Дню героя-антифашиста.

Каб № 7

Опрос

16.00

Викторина

2

Интерактивная олимпиада «Экотур»

Каб № 7

Викторина

16.00

Акция

2

Акция «Покормите птиц»

Двор ДЮЦ

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Родник»

Родник

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Зеленая аллея» или «Посади дерево»

Двор ДЮЦ

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Внимание-Дети»

Улица

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Автокресло-детям»

Улица

Фототчет

16.00

Акция

2

Акция «Горка»

Улица

Фотоотчет

12

Арт-блокнот «Свободное творчество»

16.00

Презентация

2

Правополушарное рисование.

Каб № 7

Выставка

16.00

Творческое занятие

2

Зимний вечер

Каб № 7

Выставка

16.00

Творческое занятие

2

Русские березы

Каб № 7

Выставка

16.00

Творческое занятие

2

Весенние тюльпаны

Каб № 7

Выставка

16.00

Творческое занятие

2

Подсолнухи

Каб № 7

Выставка

16.00

Творческое занятие

2

Космос

Каб № 7

Выставка

92

Конкурсная и проектная деятельность

16.00

Устный журнал

2

Обзор по программам ОООО «ФДО». История детского движения

Каб № 7

Опрос

16.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»- 1 задание

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»-2 задание

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»-3 задание

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс «Позитивный контент»- 4задание

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Творческий конкурс «Мир без границ»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Презентация

2

Областная программа «Наследники». Знакомство с программой

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Заочный конкурс эссе «Гражданин России»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Репетиция

2

Подготовка к Единому дню открытых дверей «Будь с нами»

Каб № 7

Репетиция

16.00

Конференция

2

Единый день открытых дверей «Будь с нами»

Актовый зал

Слет

16.00

Презентация

2

Областная программа «Команда». Знакомство с программой

Каб № 7

Конкурс

16.00

Презентация

2

Областная программа «Сами». Знакомство с программой

Каб № 7

Опрос

16.00

Презентация

2

Областная программа «Это наше право». Знакомство с программой

Каб № 7

Опрос

16.00

Сбор

2

Областная программа «Зеленый щит». Знакомство с программой

Каб № 7

Опрос

16.00

Сбор

2

Областная программа «Свой голос» и «Зеленый щит».  Знакомство с программами

Каб № 7

Опрос

16.00

Сбор

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 1 этап

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 2 этап

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 3 этап

Каб № 7

Конкурс

16.00

Самостоятельная работа

2

Интерактивная игра «Будь готов!» - 4 этап

Каб № 7

Конкурс

16.00

Съемка

2

Конкурс видеороликов «#Я_Федерация»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Съемка

2

Конкурс видеороликов «#Я_Федерация»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Съемка

2

Конкурс видеороликов «#Я_Федерация»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Круглый стол

2

Пост прав ребенка

Актовый зал

Сбор

16.00

Сбор

2

Муниципальный сбор лидеров

Актовый зал

Сбор

16.00

Сбор

2

Муниципальный сбор лидеров

Актовый зал

Сбор

16.00

Сбор

2

Сбор правовой палаты

Актовый зал

Сбор

16.00

Индивидуальное занятие

2

Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Индивидуальное занятие

2

Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Индивидуальное занятие

2

Подготовка к конкурсу «Лидер XXI века»

Каб № 7

Конкурс

16.00

Лекция

2

Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы.

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Мозговая атака

2

Выбор темы проекта

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Мозговая атака

2

Цель и задачи проекта

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Работа в группах

2

Гипотеза проекта

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Работа в группах

2

Теоретические аспекты проекта

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Работа в группах

2

Практическая часть проекта. 1 этап

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Работа в группах

2

Практическая часть проекта 2 этап

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Работа в группах

2

Выводы по проекту

Каб № 7

Выполнение задания

16.00

Защита

2

Защита  проекта.

Каб № 7

Самопрезентация

16.00

Защита

2

Защита проекта.

Каб № 7

Самопрезентация

10

Мероприятия познавательного и воспитательного характера

Каб № 7

16.00

Посиделки.

Чаепитие

4

Итоговое занятие

Каб № 7

Выставка


2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

           Занятия объединения «Школы лидеров» проходят в Штаб-квартире Детской и молодежной организации Ясненского городского округа «Новое поколение»  - кабинете № 7, расположенного в МБУ ДО «ДЮЦ» на 2 этаже. Для реализации программы имеется:

учебно-методическая литература, диски с мультимедийным материалом, флипчарт, проектор,  пионерская атрибутик,  ноутбук,  принтер.

           В кабинет требуется цифровая фото и видеокамера для создания  презентаций и видеороликов.

2.2.2. Информационное обеспечение

           Информационными источниками служат «Аптечки ДИМО», разработанные главным специалистом ОООО «Федерация детских организаций» Пуговкиным А.А. В данных аптечках содержится аудио и видео материал, сценарии, музыкальные композиции и презентации, необходимые для проведения различных тематических мероприятий.

             Также в работе используются видеоролики с видеохостингов YouTube и RuTube.

Имеются все необходимые фонограммы и аудиозаписи для проведения занятий и мероприятий, социальные видеоролики, иллюстрации.

              Интернет-источники, необходимые для работы: сайт СПО-ФДО, РДШ, ФДО56, группа в контакте.

2.2.3 Кадровое обеспечение

           Руководитель объединения (методист по детскому движению, педагог дополнительного образования) – Ермагамбетова Светлана Кувандыковна

          Образование высшее – ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», квалификация «учитель биологии». Педагогический стаж работы – 3 года, стаж в занимаемой должности – полтора года. Квалификационная категория – первая.

Имеются документы о повышении квалификации:

- Сертификат о обучении в рамках областного семинара «Современные технологии управления детской общественной организацией» в объеме 18 часов (Департамент молодежной политики Оренбургской области, Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»).

- Удостоверение о повышении квалификации по курсу «Подготовка работников учреждений образования к оказанию первой помощи детям при несчастных случаях и состояниях, угрожающих жизни и здоровью» в объеме 16 часов (ГБУЗ «Оренбургский областной центр медицины катастроф»).

- Сертификат о обучении в рамках областного семинара «Ресурсная поддержка детского и молодежного движения» в объеме 18 часов (Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»).

- Сертификат о обучении в рамках «Первого областного профессионального Слета педагогических работников сферы детского движения» в объеме 24 часов (Министерство образования Оренбургской области, Департамент молодежной политики Оренбургской области, Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»).

- Сертификат о обучении в рамках  областного семинара  «Лучшие практики духовно-нравственного воспитания учащихся в организациях дополнительного образования» (ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко).

            Также для реализации данной программы привлекаются педагоги-организаторы детских организаций школ Ясненского городского округа.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

          Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал  анкетирования  и  тестирования,   методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство (сертификат), статья.

2.3.2  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

            Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:  аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, портфолио, праздник, слет, фестиваль.

2.4 Оценочные материалы

           Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Школа лидеров» используются различные формы диагностики:

- Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

- Экспресс-тест «Лидер ли я?».

- Тест «Лидеры бывают разные»

- Стена гласности
- Экран соревнования (Пирамида личностного роста лидера).
          По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.

  1.  Методические материалы

  Методы обучения:

- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

  • методы практической работы;
  •  метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Методы  воспитания 

         Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.

        Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника;

 

   Формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная,  индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия.

         Традиционные формы занятий

  • Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
  • Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
  • Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
  • Конференция -  собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
  • Экскурсия  - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
  • Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
  • Слет, фестиваль, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

         Нетрадиционные  формы занятий

  • Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
  • Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
  • Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей.
  • Круглый или философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.
  • «Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
  • Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
  •  Тренинг- проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
  • Акция, рейд.

Педагогические технологии 

- технология индивидуализации обучения - форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или  один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы  деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

-  технология  группового  обучения - при групповой форме деятельности обучающиеся  делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

- технология  проблемного  обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

             

           Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов)

         Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

         Структура учебного занятия в УДО

1. этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной  деятельности.

Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная  задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступить следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную

деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание: пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснований.

3. Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение условия новых знаний и способов действий. Содержание: тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание: беседа и практические задания.

5. этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6. этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят за учебную работу.

7. этап: рефлективный

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание:   оценивается    работоспособность,    психологическое    состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8. этап: информационный

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж  по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

         Дидактические  материалы  применятся в зависимости от вида учебного занятия – это  могут быть раздаточные  материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная  литература

1.Закон РФ «Об образовании», 2012.

2.Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

3. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.

4. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000.

5. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.

6. «Вестник» Практическое руководство для придумывающих каникулы. - М., 2001.

7. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря: сборник материалов, ВДЦ «Орленок», 2000.

8. Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. - М., 2000.

9. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.

10. Куприянов Б.В. Организация и проведение игр с подростками. - М., 2001.

11. Кипнис Михаил. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с. (Действенный тренинг)

12. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001

13.Прутченков А.С. Школа жизни. - М., 2000.

Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

14. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002.

15. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2001.

16. Фришман И.И. Форум юных граждан. - М., 2001.

17.Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».

Дополнительная литература

1.Левина О.Г. Сборник социально - педагогических задач - проб. - Я., 1998.

2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.

3. Развитие, социализация и воспитание личности. Выпуск 1,2,3. - Ставрополь, 1993.

Литература, рекомендуемая подросткам:

1. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.

2. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.

3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995.

4. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.

5. Афанасьев С. Сто отрядных дел. - К., 2000.

6. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.

7. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. - М., 2002.

8. Григоренко Ю.Н. Коллективно - творческие дела. - М., 1999.

9. Жуков И.Н. Игра и детское движение. - М., 1992.

10. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. - М., 2001.

11. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1997.

12. Программа «Лидер» СПО - ФДО. - М., 1993.

13. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. - М., 2001.

14. Рожков М.И. Познай себя. - М., 1992.

15. Сделай правильный выбор. - Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.

16. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. - М., 2001.

17. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. - М., 2000.

18. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».

2.6.2 Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

  1. Атлас «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина»
  2. Атлас детского движения ОООО «ФДО»
  3. Детская областная газета

2.6.3 Интернет-ресурсы:

1. https://vk.com/fdo56

2. https://vk.com/club114141843

3. http://fdo56.ru/

4. http://upo-fco.ru/

5. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna

6. http://planeta-kids.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Лидер"

Наличие лидерских качеств  с большой долей вероятности поможет человеку стать успешным в различных областях своей жизнедеятельности. Не все лидеры имеют врожденные лидерские качества, ведь этому ...