Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Лидер"
рабочая программа

Калентьева Екатерина Евгеньевна

Наличие лидерских качеств  с большой долей вероятности поможет человеку стать успешным в различных областях своей жизнедеятельности. Не все лидеры имеют врожденные лидерские качества, ведь этому можно научиться подобно тому, как мы учимся читать, писать, считать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lider.docx59.43 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Дивеевского муниципального округа

Нижегородской области

МБОУ ДО «Дом творчества»

Согласована                                                                        Утверждена

на заседании педсовета МБОУ ДО                                 приказом и.о. директора МБОУ ДО

 «Дом творчества»                                                            «Дом творчества»

Протокол №___от ______________г.                              № ____от ___________________г.

                                                                                            И.о. директора _____ С.С. Шимарова

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Лидер»

Нормативный срок реализации – 1 год

Возраст – с  лет

Педагог-составитель – Калентьева Е.Е.

                                     Село Дивеево, 2021 год

Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер» социально-педагогической направленности. По уровню освоения программа общекультурная, по форме организации содержания и педагогической деятельности – комплексная, уровень сложности программного материала – базовый, по форме реализации – дистанционная, с применением ЭОР.

Актуальность программы.

В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным. Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Со стороны государства на сегодняшний день развитию и поддержке лидерства уделяется особое внимание. Так, в созданном по инициативе президента РФ Путина В. В. образовательном центре «Сириус» г. Сочи, лидерство является одним из основных принципов. С 2018 года в стране стартовал Всероссийский конкурс «Лидеры России». Кроме того, созданная по указу президента РФ от 29 октября 2015 г. общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», стать членом которой может любой желающий в возрасте с 8 лет, предоставляет каждому ребенку условия для творческой самореализации, развития индивидуальности, личностного самоопределения, а также развития навыков работы в команде. Страна нуждается в новом поколении активистов, людей обладающих уверенностью в успехе, неординарным мышлением. Таким образом, подготовка лидеров, стимулирование их организаторской деятельности приобрела на сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.

Педагогическая целесообразность программы.

 Данная программа нацелена на воспитание лидеров, обладающих потенциалом,  стремящихся к саморазвитию и самореализации, ориентирует на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Занятия способствуют социальной адаптации, целенаправленной организации свободного времени, позволяют создать условия для творческого самовыражения.

Отличительные особенности программы и новизна программы.

Программа составлена с учетом особенностей дистанционного обучения, возможности обучения разновозрастного состава учащихся, что и отличает ее от уже существующих программ. Обучение по данной программе не ограничивается учебными занятиями, рассчитано на творческую коллективную деятельность, организацию и участие в мероприятиях различной направленности (конкурсы, фестивали, акции, выставки и др.). Программа предоставляет возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В ходе составления программы учитывались следующие принципы: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, учет объема и степени разнообразия материала.

Цель программы – создание условий для развития лидерских качеств и организаторских способностей, для реализации лидерского потенциала.

Задачи программы:

Развивающие:

- создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально-значимой деятельности;

- формировать культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания;

- содействовать формированию активной гражданской позиции обучающихся;

Воспитательные:

- развивать навыки организаторской деятельности; управленческой культуры, навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;

- развивать аналитическое и критическое мышление, самооценку, творческие и интеллектуальные способности; эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость.

Обучающие:

- формировать лидерские и коммуникативные качества, способность к рефлексии, самооценке;

- обучить умению публичных выступлений, ораторскому искусству, навыкам делового общения, умению самостоятельно оценивать ситуацию, отстаивать собственную точку зрения;

- способствовать расширению интересов, увлечений детей с целью их личностного развития.

Адресат программы -  обучающиеся 11-14 лет. Это подростковый период, который имеет свои характерные особенности. Ведущим видом деятельности подростков является общение со сверстниками, которое в рамках реализации программы будет осуществляться дистанционно, на базе группы в социальной сети «В контакте», посредством мессенджеров, с помощью электронной почты. Также подростков отличает стремление к лидерству, в этот период дети делают первые шаги в профориентации. Подростковый возраст – период количественного и качественного изменения психики и личности молодого человека. Он является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия значимых решений. Характерным новообразованием подростка является «чувство взрослости», а также развитие самооценки, осознание себя личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности, осознание самого себя и переоценка своих качеств. На формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья, сверстники, школа, СМИ и другие многие факторы. Также в подростковом возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, желание не быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток на развитие лидерских качеств. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Состав учебной группы – постоянный на протяжении одного учебного года.

Форма обучения – дистанционная.

Количество обучающихся в группе – от 15 до 30 человек.

Набор в группу – свободный, по желанию обучающихся.

Объем программы и режим занятий.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся дистанционно из расчета 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). Дистанционный формат дает участникам преимущество в том, что они могут зайти в группу в свободное время, изучить материал и выполнить задания. Формой обратной связи служат личные сообщения, комментарии, электронная почта, мессенджеры.

Формы и методы организации образовательного процесса.

Доминирующим является репродуктивный способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Исследовательским методом достигается творческое саморазвитие.

Достигаемый уровень подготовки: подготовительный, начальный, освоения деятельности, совершенствования деятельности, мастерства.

Ожидаемые результаты.

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

- технологии игровой деятельности;

- основы общения;

- основы социального проектирования;

- правила оформления проектов;

- правила оформления презентаций;

- основы организаторской деятельности;

- методику работы над устным выступлением.

Обучающиеся должны уметь:

- регулировать свое внутреннее состояние;

- сотрудничать с каждым членом коллектива;

- владеть активными формами общения, навыками самооценки, анализа различных ситуаций;

- бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками;

- иметь навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- иметь навыки командной творческой работы;

- иметь навыки публичного выступления.

Ожидаемый результат:

- Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется навыками самопрезентации, его уровень тревожности снижается.

- Ребенок-лидер осознает свою индивидуальность, у него повышается представление о собственной значимости, приобретает навыки уверенного поведения.

- У ребенка формируется устойчивая положительная самооценка.

В результате реализации данной программы у обучающихся формируются следующие ключевые навыки и умения:

- аналитические – умение мыслить критически, анализировать, оценивать информацию, систематизировать, обобщать, отбирать необходимую, делать выводы, собственные умозаключения;

- коммуникативные – умение работать в команде, общаться, решать коммуникативные проблемы;

- исследовательские – умение выделить проблему, найти способы и методы ее решения;

- проектировочные – умение планировать свою деятельность и деятельность команды, четко определять цель, выбирать механизмы ее достижения;

- рефлексивные – умение себя контролировать, заниматься саморазвитием, осуществлять самонаблюдение, самокоррекцию.

Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер»

Диагностика сформированности компетентностей обучающихся

- способность работать в группе;

- способность высказывать свое мнение;

- способность к самоконтролю и рефлексии;

- способность управлять своим эмоциональным состоянием.

- умение публично выступать;

- способность работать в группе;

- проявление социальной активности;

- стремление к конечному результату;

- умение отстаивать свои взгляды и убеждения, аргументировано и грамотно вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

- проявление организаторских способностей;

- умение успешно выполнять задания;

- умение своевременно разрешать конфликтные ситуации.

- проявление организаторских способностей, управленческой культуры;

- проявление толерантности;

- умение договариваться в конфликтной ситуации;

- эмоциональная устойчивость;

- умение сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения.

- знания лидерской терминологии;

- основ толерантного общения;

- основных качеств лидера;

- умение контактировать с аудиторией;

- проводить различные игры, КТД, акции.

- знания: правил составления проекта, особенностей работы в команде, основ психологии общения;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках, планировать и проводить массовое мероприятие.

Формы и методы контроля.

В рамках реализации программы по итогам изучения каждого раздела предусмотрено итоговое занятие для текущего контроля успеваемости. Формами их проведения служат беседы, тестирование, анкетирование, проведение игры, КТД. По итогам реализации учебного модуля первого полугодия учащиеся проходят промежуточную аттестацию в форме создания проекта, дебатов, упражнений, тренингов. Промежуточная аттестация по итогам реализации программы предусматривает составление электронного портфолио лидера.

Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план

Наименование учебного модуля

Количество часов

всего

теория

практика

Формы и методы контроля

1

Учебный модуль 1 полугодия

70

30

40

промежуточная аттестация в форме создания проекта, дебатов, упражнений, тренингов

2

Учебный модуль 2 полугодия

74

37

37

 составление электронного портфолио лидера.

Итого часов по программе

144

67

70

Рабочая программа учебного модуля 1 полугодия

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Как стать лидером

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Регистрация в сети Вк.

26

2

12

1

14

1

Онлайн-беседа «Хочу быть лидером»

2

1

1

Азбука лидера

12

6

6

Портрет лидера.

8

4

4

Итоговое занятие. Тестирование «Лидер ли ты?»

2

-

2

2

Взлетная полоса

20

6

14

Детское общественное движение – стартовая площадка лидеров.

4

2

2

Молодежное общественное движение. Традиции и преемственность

4

2

2

Российское движение школьников.

6

2

4

От идеи к действию

4

-

4

Итоговое занятие. Текущий контроль. Квиз «В теме»

2

-

2

3

Самоуправление

24

12

12

Поговорим о самоуправлении

6

3

3

Деловая онлайн-игра «Выборы»

4

2

2

Лидер и команда

2

1

1

Основные приемы формирования команды

4

2

2

Организаторская техника лидера

4

2

2

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

1

1

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого

70

30

40

Рабочая программа учебного модуля 2 полугодия

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Мастерство общения – секрет лидерства

20

10

10

Психология общения

6

3

3

Навыки ораторского искусства

6

3

3

Онлайн-тренинг «Искусный оратор»

2

1

1

Публичное выступление

2

1

1

Исследование «Уровень удовлетворенности общением»

2

1

1

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

1

1

2

Конфликтология

16

8

8

Конфликты и их разновидности

4

2

2

Причины возникновения конфликтов

4

2

2

Способы разрешения конфликтов

4

2

2

Роль лидера в разрешении конфликтов

2

1

1

Итоговое занятие. Текущий контроль. Онлайн-дебаты.

2

1

1

3

Виды деятельности лидера

16

8

8

Игра – инструмент лидера

4

2

2

Организация и проведение игр онлайн

4

2

2

Волонтерство

4

2

2

Мозговой штурм.

2

1

1

Итоговое занятие. Организация и проведение онлайн-акций

2

1

1

4

Имею право

22

11

11

Права и свободы человека

2

1

1

Онлайн круглый стол

2

1

1

Сегодня ученик, завтра - избиратель

2

1

1

Здоровый образ жизни как ресурс лидера

2

1

1

Составляющие ЗОЖ

2

1

1

Вожатское мастерство

2

1

1

Что должен знать начинающий вожатый

2

1

1

Формы работы вожатого

2

1

1

Портфолио лидера

2

1

1

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

1

1

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого

74

37

37

Содержание программы модуля 1 полугодия.

Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Практика: регистрация в сети «В контакте»

Азбука лидера

Портрет лидера

Теория: Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера.

Практика: Тест по выявлению лидерских качеств «Я - лидер», работа с результатами теста. Составление рейтинга качеств лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Тренинги "Маски", «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников».

Детское и молодежное движение. РДШ.

Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Детские организации Нижегородской области, Дивеевского муниципального района. Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).

Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры.

Поговорим о самоуправлении

Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое самоуправление.

Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая игра.

Лидер и команда

Основные приемы формирования команды. Организаторская техника лидера

Теория: Понятие «команда Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор». Тренинг командообразования. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум «Чемодан лидера».

Содержание учебного модуля 2 полугодия.

Мастерство общения – секрет лидерства.

Психология общения. Навыки ораторского искусства.

Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу. Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления.

Практика: Тест «Умею ли я общаться». Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Круглый стол на заданную тему.

Конфликтология

Теория: Понятие конфликта, виды конфликтов, пути их решения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.

Виды деятельности лидера

Игра - инструмент лидера

Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр.

Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.

Волонтерство

Теория: История становления и развития волонтерского движения. Содержание и направления деятельности. Волонтерское движение в Новосибирской области, Здвинском районе, с. Петраки. Планирование и подготовка волонтерской акции. Коллективный анализ проделанной работы, выработка плана дальнейших действий.

Практика: Идеи для разработки программы деятельности волонтёрской организации (отряда). Организация и проведение волонтёрских акций.

Имею право

Права и свободы человека, сходства и различия

Теория: Классификация прав человека. Поколения прав человека. Коллективные и «солидарные права».

Практика: Круглый стол «Мир наших прав». Викторина «Знаешь ли ты?».

Сегодня - ученик, завтра - избиратель

Теория: Демократические традиции в России. Понятие элективное право. Процесс и процедуры выборов, их соответствие историческим традициям страны.

Практика: Анкетирование. Деловая игра «Послание президенту».

Здоровый образ жизни как ресурс лидера

Составляющие ЗОЖ

Теория: Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, физическое, социальное здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание. Система организации направления «ЗОЖ» в детской организации.

Практика: Составление рейтинга своих вредных привычек. Игра «Что такое здоровье?». Организация и проведение агитбригад, акций по пропаганде ЗОЖ.

Вожатское мастерство

Что должен знать начинающий вожатый.

Теория: Введение понятия «вожатый». Имидж современного вожатого. Кратко из истории профессии. Алгоритм успеха вожатого. Оформление отрядного уголка. Типы уголков, способы их оформления. Возможные рубрики. Чередование творческих поручений. Виды творческих поручений. Распределение обязанностей среди членов коллектива. Возрастные особенности детей. Особенности работы с детьми разного возраста.

Практика: Разбор педагогических ситуаций «Взрослый – ребенок».

Формы работы вожатого.

Теория: Разнообразие форм работы вожатого. Организация работы творческих площадок: участники площадок, временные рамки работы, подготовка раздаточных материалов. Технология проведения мастер-классов: история, понятие, разновидности. Танцевальные интерактивы: понятие, история возникновения, разновидности, участники. Современные командные игры: понятие «командная игра», история возникновения, современные виды командных игр, Квест-игра.

Практика: Разработка сценария, организация и проведение квест-игры.

Портфолио лидера

Портфолио лидера. Виды портфолио

Теория: Понятие термина «портфолио». Виды портфолио. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: подготовка собственного портфолио.

                                                                           

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Дистанционные занятия проводятся в учебном кабинете МБОУ ДО «Дом творчества», оснащенном ноутбуком с выходом в Интернет.

Информационно-методическое обеспечение: вспомогательная литература, тесты и тестовые методики, анкеты, диагностический материал, разработки игр, тренингов, подборка игр и игровых упражнений, раздаточный материал.

Интернет источники:

http://www.vozhatiy.ru

http://forum.planerochka.org

https://summercamp.ru/Очумелые_ручки

https://infourok.ru

Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Оценочные материалы

Методы диагностики результатов работы:

- Метод опроса (беседа, анкетирование);

- Метод тестов (методика «КОС», тест-опросник «Могу ли я быть лидером?» Е. Жариков, методика самооценки лидерских качеств А. Н. Лутошкина);

- Проективная методика «Автопортрет» Е. С. Романовой, С. Ф. Потемкиной (цель – диагностика свойств личности);

- Диагностика «Психологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы» Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов, П. Н. Фетиский (с целью оценки организаторских способностей);

- Метод статистического анализа полученных данных (наблюдение – в ходе занятий, эксперимент – в ходе тренингов, игровой деятельности, общения со сверстниками);

– Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки.

Список литературы

Литература для педагога

Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. Наук, 1990. – с. 54 – 64

Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 120

Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М.: «Просвещение» , 1986. – 206 с.

Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.- 4 изд.-М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- Н. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- с. 227 – 255.

Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: 1995. – с. 25 – 32

Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. Пед. Наук / О. О. Папир. – М.: 1993. – с. 15 – 17

Маркеева М. В., Исайчева А. В. Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 109-111.

Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие / М. Ю. Савченко/ под ред. Л. А. Обуховой. – М.: «ВАКО», 2008. – 240 с.

Литература для обучающихся

Зинченко, В. П. Как построить свое «Я»/ под ред. В. П. Зинченко. - М.: «Педагогика». 1991. – 136 с.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день/ Н. И. Козлов. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 1999. – 336 с.

Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

Селевко Г.К. Управляй собой – сборник развивающих занятий для учащихся 10 классов/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. -112 с.

Селевко Г.К. Познай себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. – 96 с.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2000. – 112 с..

Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2007.

Селевко Г.К. Найди себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2003.

Селевко Г.К. Сделай себя сам/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2004.

Петровский А.В. Быть личностью/А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г. А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

Честных Ю. Н. Открыть себя/ Ю. Н. Честных. - М.: Просвещение, 2000.

Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1.

Акция «Знакомство онлайн»

Сентябрь 2021 г

2.

Творческий марафон «Кто я среди великих людей»

Октябрь 2021 г.

3.

Онлайн-кинотеатр «Спартак»

Ноябрь 2021 года

4.

Марафон желаний и поздравлений

Декабрь 2021 г.

5.

Фотоконкурс «В объективе событий»

Январь 2022 г.

6.

Челлендж «Сильные духом»

Февраль 2022 г.

7.

Онлайн-квиз «Сильные мира»

Март 2022 г.

8.

Конкурс постов «Обратите внимание»

Апрель 2022 г.

9.

Акция «Замыкая круг»

Май 2022 г.

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Входящий контроль

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(разработана Байбородовой Л.В.)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход изучения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

 привлекает очень сильно;

 привлекает в значительной степени;

 привлекает слабо;

0  не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

Интересное дело.

Возможность общения с разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Приложение 2

ЛИДЕР ЛИ ТЫ?

(Методика самооценки лидерских качеств)

Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать.

Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

Я хорошо планирую свое время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда все получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

Не существует проблемы, которую я не могу решить.

Принимая решения, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.

Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.

Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие.

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

Никто и никогда не испортит мне настроения.

Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.

Решая проблемы, использую опыт других.

Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Я умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.

Ключ

Сосчитай сумму баллов по каждой строке:

1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).

2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).

Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),

Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).

Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).

Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).

Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).

Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).

Шкала искренности (№> 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество

развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.

Приложение 3

Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

1.Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

2.Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

21. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли Вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30.Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

31. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

32.Какой из следующих «портретов» больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Приложение 4

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет». Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание».

Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?

Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?

Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?

Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей  по формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...