Главные вкладки

    Рабочая программа по дисциплине обществознание по специальности тракторист-машинаст с/х для учреждений НПО
    рабочая программа по обществознанию по теме

    Солтанова Регина Рашитовна

    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):

    110800.02 -  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

     

    Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».

    Разработчик:

    Солтанова Регина Рашитовна,  преподаватель обществознания   

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pasport_120-121.doc159 КБ

    Предварительный просмотр:

    государственное автономное образовательное учреждение начального проффесионального образования «Проффесиональный лицей №80»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании МС

    Протокол №1 от «__»________2012 г.

    Руководитель МО _________ /Амирова Г.Я./

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор ГАОУ НПО ПЛ-80 ____________/К.Р. Валиева/

     «____» ________ 2012 г.

    ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    обществознание

    Актаныш 2012 г.

    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):

    110800.02 -  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

    Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».

    Разработчик:

    Солтанова Регина Рашитовна,  преподаватель обществознания    

    Рекомендована методической комиссией по профессиональному образованию Министерства образования и науки Республики Татарстан.

    Протокол №____________  от «____»__________20__ г.

                                                      номер

    ©

    ©

    ©

    ©

    ©


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    4

    1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    1. условия реализации  учебной дисциплины

    12

    1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

    14


    1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    1.1. Область применения программы

    Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110300 Агроинженерия:

    110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

             

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
    3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
    4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
    5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
    6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
    8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
    9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
    2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
    3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
    4. особенности социально-гуманитарного познания;

    1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    По специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства с  максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов,

    консультационные занятия 4 часа, экзамен 4 часа.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    96

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    88

    в том числе:

         самостоятельные работы

    13

         практические занятия

    2

         тестовые работы

    8

          реферат

    2

    Консультационные занятия

    4

    Экзамен

    4

    Итоговая аттестация в форме экзамена  

     

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины обществознание

                            

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Введение

    Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

    1

    1

    Раздел I.

    Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

    20

    Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

    Философские представления о социальных качествах человека.

    Человек, индивид, личность.

    12

    1

    Деятельность и мышление.

    Виды деятельности. Творчество.

    2

    Формирование характера. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности.

    Потребности, способности и интересы. Социализация личности.

    1

    Самосознание и социальное поведение

    Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления

    2

    Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия.

    Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.

    2

    Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи

    Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.

    3

    Самостоятельная работа по теме 1.1

    Тема 1. 2. Общество как сложная система

    Представления об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.

    Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

    8



    2

    Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

    Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

    3

    Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, информационное.

    Особенности современного мира. Процессы глобализации.

    2

    Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

    3

    Самостоятельная работа по теме 1.2.

    Раздел 2.

    Основы знаний о духовной культуре человека и общества

    20

    Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

    Культура народная, массовая, элитарная. Особенности молодежной субкультуры

    Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям

    6




    4

    2

    Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

    Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

    Значимость труда ученного, его особенности. Ответственность ученного перед обществом.

    2

    Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в РФ.

    Государственные гарантии на получение образования. Профессиональное образование.

    2

    Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

    Мораль. Основные принципы и нормы морали.

    Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.

    Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

    10

    2

    Самостоятельная работа по разделу 2.

    Раздел 3.

    Социальные отношения

    20

    Тема 3.1. Социальная роль и стратификация

    Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах

    Социальная стратификация. Социальная мобильность.

    6






    3

    Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли в семье и трудовом коллективе. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

    Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

    3


    Самостоятельная работа по теме 3.1.

    Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты

    Социальный контроль. Виды социальных норм и санкции. Самоконтроль.

    Девиантное поведение, его формы и проявление

    6

    2

    Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

    Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути решения социальных конфликтов.

    1

    Самостоятельная работа по теме 3.2.

    Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

    Особенности социальной стратификации в современной России.

    Демографические, профессиональные, поселенческие  группы

    8

    1

    Молодёжь как социальная группа.

    Этнические общности. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

    2

    Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения.

    Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения. Семья и брак.

    2

    Самостоятельная работа по разделу 3.

    Раздел 4

    Политика как общественное явление

    24

    Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

    Понятие  власти. Типы общественной власти.

    Политическая система, ее структура. Признаки государства.

    12

    1

    Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

    Межгосударственная интеграция, формирование негосударственных институтов.

    2

    Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство.

    Типология политических режимов.

    3


    3

    Демократия, ее признаки и ценности. Условия формирования демократических институтов и традиций.

    Правовое государство, понятие и признаки

    2

    4.2. Участники политического процесса

    Личность и государство. Политический статус личности.

    Политическое участие и его типы. Политическое лидерство.

    12

    2

    Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

    Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

    1

    Отличительные  черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в РФ.

    Политические партии и движения, их классификация.

    1

    Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, коммунизм.

    Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

    2

    Роль СМИ в политической жизни общества.

    Повторительно-обобщающий урок по разделу

    Итоговое повторение и контроль ЗУН

    3

    Повторительно-обобщающий урок по всему курсу.

    Контрольная работа по всему курсу.

    Всего:

    88

    3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

    Оборудование учебного кабинета:

    - посадочные места по количеству обучающихся;

    - рабочее место преподавателя;

    - комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;

    Объекты и средства материально-технического обеспечения:

    - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

    - экспозиционный экран;

    - стандарт основного общего образования по обществознанию;

    - стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень);

    - примерная программа основного общего образования по обществоведению;

    - примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению;

    - авторские рабочие программы по курсам обществоведения;

    - учебник для 10 класса (базовый);

    - учебник для 11 класса (базовый);

    - справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии);

    - методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков);

    - таблицы по основным разделам курса;

    - комплект «Государственные символы РФ»;

    - хрестоматия для 10 класса;

    - хрестоматия для 11 класса;

    - научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература;

    -

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    Обществознание. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2009 год.
    Обществознание. Учебник для 11 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2008 год.
    Обществознание. Учебник для 10 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Русское слово. 2010 год.
    Обществознание. Базовый уровень. А. Ф. Никитин. 10 класс. Дрофа, 2008 год.

    Дополнительные источники:

    В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;
    Я.В.Соколов, А.Б.ДрахлерГраждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2004;
    А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2004
    Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2006
    Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин  Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007
    А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2004
    А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 2002
    Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе №№ 2006 -2007

    4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Умения:

    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    Фронтальный опрос

    анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    Поиск информации в других источниках и обоснование своей точки зрения

    объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    Высказывать и обосновывать точку зрения

    раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    Участие в дискусии

    осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    Поиск информации в различных источниках, ее анализ

    оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    Эссе

    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    Высказывать и обосновывать точку зрения

     подготавливать устное выступление, творческую   работу по социальной проблематике;

    Выступления с докладами

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    Участие в дискуссии, фронтальный опрос

    Знания:


    биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;



    Высказывать  и обосновывать свою точку зрения

    тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    Поиск информации в различных источниках, ее анализ

    необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    особенности социально-гуманитарного познания;

    Выступления с докладами

    Разработчики:         

    Государственное Автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей 80» преподаватель обществознания Солтанова Р.Р.

                       

    Эксперты:

    ____________________            ___________________          _________________________

        (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

    ____________________            ___________________          _________________________

       (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ВОКАЛ" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень) 2010г.

    Модифицированная программа содержит два новых раздела: теоретические основы вокала и развитие творческого потенциала студента. Помимо пояснительной записки, тематического плана и содержания учебной ди...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    Рабочая программа по дисциплине "Информатика" для специальности 280703 Пожарная безопасность

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  280703 Пожарная безопасность....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

    Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

    Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...