Рабочая программа по дисциплине обществознание по специальности тракторист-машинаст с/х для учреждений НПО
рабочая программа по обществознанию по теме
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):
110800.02 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».
Разработчик:
Солтанова Регина Рашитовна, преподаватель обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное образовательное учреждение начального проффесионального образования «Проффесиональный лицей №80»
РАССМОТРЕНО на заседании МС Протокол №1 от «__»________2012 г. Руководитель МО _________ /Амирова Г.Я./ | УТВЕРЖДЕНО Директор ГАОУ НПО ПЛ-80 ____________/К.Р. Валиева/ «____» ________ 2012 г. |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
обществознание
Актаныш 2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):
110800.02 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».
Разработчик:
Солтанова Регина Рашитовна, преподаватель обществознания
Рекомендована методической комиссией по профессиональному образованию Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110300 Агроинженерия:
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
По специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства с максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов,
консультационные занятия 4 часа, экзамен 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 88 |
в том числе: | |
самостоятельные работы | 13 |
практические занятия | 2 |
тестовые работы | 8 |
реферат | 2 |
Консультационные занятия | 4 |
Экзамен | 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 |
Раздел I. | Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 20 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. | 12 | 1 |
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 2 | ||
Формирование характера. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. | 1 | ||
Самосознание и социальное поведение Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления | 2 | ||
Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. | 2 | ||
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. | 3 | ||
Самостоятельная работа по теме 1.1 | |||
Тема 1. 2. Общество как сложная система | Представления об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 8 | 2 |
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 3 | ||
Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, информационное. Особенности современного мира. Процессы глобализации. | 2 | ||
Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 3 | ||
Самостоятельная работа по теме 1.2. | |||
Раздел 2. | Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 20 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Культура народная, массовая, элитарная. Особенности молодежной субкультуры Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям | 6 4 | 2 |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученного, его особенности. Ответственность ученного перед обществом. | 2 | |
Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в РФ. Государственные гарантии на получение образования. Профессиональное образование. | 2 | ||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств | 10 | 2 |
Самостоятельная работа по разделу 2. | |||
Раздел 3. | Социальные отношения | 20 | |
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 6 | 3 |
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли в семье и трудовом коллективе. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 3 | ||
Самостоятельная работа по теме 3.1. | |||
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкции. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы и проявление | 6 | 2 |
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути решения социальных конфликтов. | 1 | ||
Самостоятельная работа по теме 3.2. | |||
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие группы | 8 | 1 |
Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 2 | ||
Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения. Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения. Семья и брак. | 2 | ||
Самостоятельная работа по разделу 3. | |||
Раздел 4 | Политика как общественное явление | 24 | |
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее структура. Признаки государства. | 12 | 1 |
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование негосударственных институтов. | 2 | ||
Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство. Типология политических режимов. | 3 3 | ||
Демократия, ее признаки и ценности. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки | 2 | ||
4.2. Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство. | 12 | 2 |
Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. | 1 | ||
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в РФ. Политические партии и движения, их классификация. | 1 | ||
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. | 2 | ||
Роль СМИ в политической жизни общества. Повторительно-обобщающий урок по разделу | |||
Итоговое повторение и контроль ЗУН | 3 | ||
Повторительно-обобщающий урок по всему курсу. Контрольная работа по всему курсу. | |||
Всего: | 88 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;
Объекты и средства материально-технического обеспечения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- экспозиционный экран;
- стандарт основного общего образования по обществознанию;
- стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень);
- примерная программа основного общего образования по обществоведению;
- примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению;
- авторские рабочие программы по курсам обществоведения;
- учебник для 10 класса (базовый);
- учебник для 11 класса (базовый);
- справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии);
- методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков);
- таблицы по основным разделам курса;
- комплект «Государственные символы РФ»;
- хрестоматия для 10 класса;
- хрестоматия для 11 класса;
- научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература;
-
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Обществознание. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2009 год.
Обществознание. Учебник для 11 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2008 год.
Обществознание. Учебник для 10 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Русское слово. 2010 год.
Обществознание. Базовый уровень. А. Ф. Никитин. 10 класс. Дрофа, 2008 год.
Дополнительные источники:
В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;
Я.В.Соколов, А.Б.ДрахлерГраждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2004;
А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2004
Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2006
Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007
А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2004
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 2002
Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе №№ 2006 -2007
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Фронтальный опрос |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | Поиск информации в других источниках и обоснование своей точки зрения |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Высказывать и обосновывать точку зрения |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | Участие в дискусии |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Поиск информации в различных источниках, ее анализ |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | Эссе |
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Высказывать и обосновывать точку зрения |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Выступления с докладами |
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Участие в дискуссии, фронтальный опрос |
Знания: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | Поиск информации в различных источниках, ее анализ |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; | Выступления с докладами |
Разработчики:
Государственное Автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей 80» преподаватель обществознания Солтанова Р.Р.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146957-1353241983.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664268-1441749011.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-1332664-1620489152.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Ритмика" для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Адаптированная рабочая программа по ритмике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и вос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-412099-1397285554.jpg)
Рабочие программы по дисциплине "Обществознание" (5-6-е, 9-й классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочие программы предназначены для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине « Обществознание » 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Коррекционно-развивающая работа Изучение всеобщей истории в специальной (коррекционной) школе на 2-ой ступени образования ведётся с уч...