конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Урок, представленный на республиканском этапе канкурса "Учитель года-2009"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc58.5 КБ
Office presentation icon semeynoe_pravo.ppt531 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Семейное право»

Цели занятия:

1. Учебная – познакомить учащихся с понятиями семейного права, источниками и содержанием семейного права; четко знать условия и порядок вступления в брак; ориентироваться в таких понятиях, как личные имущественные права и обязанности супругов; знать и помнить права и обязанности родителей и детей; иметь представление о порядке взыскания алиментов, об усыновлении (удочерении) в семью.

2. Развивающая – расширить кругозор учащихся и их правовые знания, знакомясь с новой отраслью права – семейным правом, рассмотреть законодательную базу семейно-брачных отношений; проследить историю зарождения и развития семейно-брачных отношений; уметь анализировать состояние семейно-брачных отношений в фактическом, гражданском и церковных браках; давать оценку этим бракам сточки зрения норм семейного права;

3. Воспитательная – прививать любовь к традициям семейно-брачных отношений своей страны, воспитывать любовь к семье и родителям, чувство долга перед родителями и родственниками, чувство ответственности за близких людей;

Основные понятия: семья; брак, основы современного семейного права, заключение брака, брачный договор, прекращение брака.

Ход урока:

Цитаты к уроку:

Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

                                                                                                                                      Гегель Г.Ф.

  1. Рассказ учителя об основах семейного права с использованием презентации.

         Семейное право  -это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения возникающие из :                             1.Брака

2.Кровного родства

3.Принятия детей в семью на воспитание

Семья -это круг лиц связанных правами и обязанностями вытекающими из родства, усыновления или других юридических фактов.

Юридические факты это  -   1.Родство - кровная связь лиц происходящих от одного предка.

Родство бывает двух линий прямое и боковое : Прямое это происхождение одного лица от другого (дет; отец; сын). Боковое родство только предок общий (братья; сестры; тети; дяди).

2.Свойство это отношение между родственниками одного супруга с другим (теща; тесть; свекор; свекровь).

Принципы семейного права:

1.Равноправие граждан (независимо от расы, обрядов и т.д.)

2.Равноправие мужчины и женщины.

3.Единобрачие.

4.Свобода и добровольность заключения брака.

5.Свобода и добровольность расторжения брака.

6.Взаимная забота членов семьи (моральная и материальная поддержка).

7.Защита со стороны государства семьи, недопустимость произвольного вмешательства кого либо в семью.

8.Судебная защита прав членов семьи.

9.Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение материнства).

Фронтальная беседа. Вопросы по ходу рассказа:

1. Какие признаки отличают семью от обычной группы людей?

2. Какие последствия могут быть, если брак не зарегистрирован?

3. Почему запрещены браки между близкими родственниками?

4. По семейному праву муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течении года после рождения ребенка. Почему закон установил эту норму?

2. Учащиеся записывают тезисно содержание.

3.Работа с кейсами:

Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации

Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:

а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

б) выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;

в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

г) работа над проблемой (дискуссия);

д) выработка решений проблемы;

е) дискуссия для принятия окончательных решений;

ж) подготовка доклада;

з) аргументированный краткий доклад.

Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:

- иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;

- иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;

- постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;

- контролировать время, отведенное на тему;

- следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;

- уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.

Техническая работа модератора состоит в следующем.

1. Предложение идеи:

- модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;

- модератор регулирует поток идей.

Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.

2. Дискуссия по выдвинутым идеями:

- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;

- модератор регулирует поток высказываний;

- модератор группирует высказывания.

Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения.

Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.

Методы анализа и принятия решений

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:

- записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;

- выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы;

- по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);

- сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.

При обучении проблемы можно использовать следующие методы группового обсуждения:

- мозговая атака;

- морфологический анализ;

- синектический анализ.

Правила мозговой атаки:

1. Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.

2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.

3. Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.

4. После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.

5. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

Кейсы:

1. ИСКОВОЕ  ЗАЯВЛЕНИЕ  О  РАСТОРЖЕНИИ  БРАКА

   

   "10" января 1990 года я вступила в брак с ответчиком  Ивановым Иваном Ивановичем.

   От данного брака имеются дети  Иванов Василий Иванович, 11 сентября 1990 года рождения.

   Наша семейная  жизнь  не  сложилась,  брачные  отношения  прекращены с сентября 1996 года.

  Споров о совместно нажитом имуществе у нас нет.

  Соглашение о воспитании и  содержании ребенка  между нами достигнуто.

   Ответчик на расторжение брака согласен.

   В суд явиться не могу, прошу рассмотреть дело в мое отсутствие.

  Против вынесения заочного приговора не возражаю. Выписку из решения суда о расторжении брака прошу направить мне по адресу:  Казань,ул.Центральная, дом№5, кв.4.

   На основании ст. 23 СК  РФ.

   

                                   ПРОШУ:

   1. Расторгнуть брак между мной и ответчиком

   заключенный "10" января 1990 г. и зарегистрированный Василеостровским ЗАГС.

  2. Взыскать с ответчика  Иванова Ивана Ивановича, 03 апреля 1970 года рождения в гКазань, ул.Центральная,дом№24/2,кв.10.

   В мою пользу на содержание Иванова Василия Ивановича, 11 сентября 1990 года рождения в г. гКазань, ул.Центральная, дом№5,кв 14.

   В размере  25%  части всех видов заработка, но не менее 50% минимального оплаты труда   в месяц на ребенка, начиная с 14 марта 1997 года  до его совершеннолетия.

   актовая запись No 0000000000 .

 

   "14” марта 2008 г.                             ____________________________________

                                                                                                                          (подпись)

   Приложение (список документов)

1.Свидетельство о браке (подлинник).

2.Свидетельство  о рождении несовершеннолетних детей (достаточно ксерокопии).

3.Справки с места жительства.

4.Справки с места работы о заработной плате (это необходимо для определения размера  госпошлины,  а также если вам удобнее,  чтобы суд  направил исполнительный лист об алиментах по месту работы ответчика).

5. Квитанция об уплате госпошлины.

В  Василеостровский Федеральный  суд

Истец: Иванона Наталья Федоровна,

проживает гКазань, ул.Центральная, дом№5,кв 14, т.350-00-00.

Ответчик: Иванов Иван Иваныч,

проживает гКазань, ул.Центральная,дом№24/2,кв.10, т.350-11-11.

ЗАЯВЛЕНИЕ О СОГЛАСИИ НА РАЗВОД

Я, Иванов Иван Иванович на расторжение брака с Ивановой Натальей Федоровной огласен.

С исковым заявлением ознакомлен и его поддерживаю.

Ивановой Натальи Федоровне согласен перечислять в размере  25%  части всех видов заработка, но не менее 50% минимального оплаты труда   в месяц на моего ребенка Иванова Василия Ивановича, начиная с 14 марта 1997 года  до его совершеннолетия.

В данный момент работаю в АОО “ВЫМПЕЛ” на должности каммерческого директора, по адресу :Ул. Буляк, дом 21/2, офис 21, телефон 999-444-55.

Никаких имущественных и иных претензий к истцу не имею.

В суд явиться не смогу, прошу рассмотреть дело в мое отсутствие.

      "14" марта 2008 г.                        ______________________

                                                                     (подпись заверенная)

2. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о взыскании средств на содержание нетрудоспособного родителя

   Мне шестьдесят девять лет, я не работаю, пенсию по старости получаю в сумме  пять тысяч рублей рублей,  материально нуждаюсь, так как других источников доходов не имею.   Мой сын Максимов Василий Игоревич 1960 года рождения материальную помощь мне добровольно не оказывает.

Ответчик работает в АОО “МИФ”, юр адрес гКазань, ул.Центральная, дом 1, офис 1., должность коммерческий директор. Заработная плата составляет 50.000 рублей.

Семьи не имеет, проживает один и имеет возможность оказывать мне материальную помощь.

В соответствии со ст. 87 СК РФ,

                                      Прошу:

   Ежемесячно взыскивать с ответчика Максимов Василий Игоревич средства на  мое  содержание  по 200.000 рублей, начиная с “10” июля 1996 года, до изменения материального и семейного положения сторон.

   

                                 Приложение:

         1. Справка о заработной плате ответчика(цы,ов).

         2. Справка о составе семьи ответчика(цы,ов).

         3. Справка о пенсии истца.

         4. Копия искового заявления.

   

                  "10"  июля  1996 года.                                          ________________

                                                                                                    (подпись)


Домашнее задание: 1. Уметь отвечать на вопросы по плану лекции.

2. Подготовится к тесту по основам Семейного права.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...