Рабочая программа по обществознанию, 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Клюквина Евгения Федоровна

 

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по обществознанию

6 класс

2012-13 учебный год

Учитель: Е.Ф. Клюквина, учитель истории и обществознания

Эдучанка 2012


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2011 г.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный зачет (по карточкам, самостоятельные, текстовые, контрольные работы).

Общая характеристика учебного предмета.

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности  и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер  общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления;

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  1. создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  2. способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  3. помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  4. содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  5. обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  6. предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  7. помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  8. предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  1. устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
  2. письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  1. сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
  2. взаимосвязи человека, общества и природы;
  3. сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
  4. место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

  1. получать социальную информацию из разнообразных источников;
  2. решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  3. давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Боголюбов  Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011г.

Список литературы:

1. Обществознание. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 2011 г.

  1. Боголюбов  Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012

Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Человек

8

3

Раздел 2. Семья

5

4

Раздел 3. Школа

4

5

Раздел 4. Труд

4

6

Раздел 5. Родина

6

7

Раздел 6. Добродетели

6

8

Контрольные работы

4

Итого

34

Контрольные работы

Тема

1

Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

2

Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

3

Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

4

Итоговая контрольная работа

.

№ п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители, контроль

Дата

План

Факт

1.

Введение.

Что изучает курс «Обществознание».

 Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы.

Раздел 1. Человек (8 часов)

2.

§ 1. Человек родился.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Устный опрос

3.

§ 2. Человек - личность

Человек – существо социальное. Что такое личность? Индивидуальность. Индивид.

Знать, какие качества характеризуют личность, и понимать, есть ли в них черты сильной личности и над чем они могут поработать, что можно воспитать в себе.

Уметь доказать, что человек не только биологическое, но и социальное существо; объяснять, о каких качествах говорят эти пословицы: «Сто раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет ученья», «Не сиди на печи, будешь есть калачи».

Опрос

4.

§ 3. Особый возраст: отрочество.

Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность?

Понимать, почему принято считать подростковый возраст переходным.

Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов.

Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством; пояснить свою точку зрения в вопросе: «Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?».

Опрос.

5-6

§ 4. Познай самого себя.

Познание мира и себя. Что такое самосознание? На что ты способен?

Знать, влияет ли самооценка на поведение человека.

Понимать, зачем человек познает себя; как найти дело по душе.

Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать.

Опрос.

7.

§ 5. Человек и его деятельность.

Труд. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. «Птицу узнают по полету, а человека по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Уметь объяснять значения слова «деятельность».

Понимать, почему считают, что только человек может заниматься деятельностью.

Знать, какие виды деятельности называют основными и почему.

Опрос.

8.

§ 6. Что человек чувствует, о чем размышляет.

Какие бывают потребности. «Не место красит человека…». Мир мыслей и чувств.

Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление.

Понимать, что составляет духовный мир человека; чем чувства человека отличаются от его эмоций.

Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают.

Опрос.

9.

Человек.

Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное.

Опрос. Письменные задания.

Раздел 2. Семья (5 часов).

10-11.

§ 7. Семья – ячейка общества.

Семья – ячейка общества. Условия для создания семьи. Сколько «я» в слове «семья». Какие бывают семьи.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Опрос. Письменные задания.

12.

§ 8. Семейное хозяйство.

Семейные заботы. Как правильно вести хозяйство.

Знать основные положения по теме урока: кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое домашний труд? Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?».

Понимать, для чего нужно семейное хозяйство.

Опрос. Творческие работы.

13.

§ 9. Делу время, потехе час.

Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.

Знать основные положения по теме урока: какое время можно назвать свободным.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счет», «Отдых – это перемена вида деятельности»; рассказать, какие знают увлечения – хобби, как наполнить свободное время полезными делами.  

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

14.

Семья

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

Раздел 3. Школа (4 часа).

15-16.

§ 10. Профессия – ученик.

Профессия – ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы в конце параграфа.

Опрос.

17.

§ 11. Одноклассники, сверстники, друзья.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Знать основные положения по теме урока.

Понимать, какого человека можно назвать хорошим товарищем и почему.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры в том, как дружат разные ребята; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

 

18.

Школа.

Учимся жить дружно в классе.

 

Раздел 4. Труд (4 часа).

19.

§ 12. Труд – основа жизни.

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Бедность и богатство. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.

Знать основные положения по теме урока: каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться.

Понимать, почему труд по-разному оценивается.

Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного; анализировать.

Опрос. Письменные задания.

20.

§ 13. Труд и творчество.

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве.

Знать основные положения по теме урока: какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».

Понимать, как соотносятся красота и творчество, и привести примеры научного и художественного творчества.

Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий.

Опрос. Письменные задания.  

21.

§ 14. На пути к жизненному успеху.

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать основные положения по теме урока: что сопутствует успеху.

Понимать, как выбрать свое дело.

Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий.

 

22.

Труд.

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий.

Опрос.

Раздел 5. Родина (6 часов).

23-24.

§ 15. Что значит быть патриотом.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою Родину.

 Знать основные положения по теме урока: что такое федерация и субъект Российской Федерации; почему русский язык является государственным в РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять значение слова «патриот».

Опрос.

25.

§ 16. Символика России.

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.

Знать основные положения по теме урока: что изображено на гербе РФ; что означают цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять государственный гимн России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

26.

§ 17. Гражданин – Отечества достойный сын.

Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации.

Знать основные положения по теме урока: что означает слово «гражданин»; права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства.

Понимать главные обязанности граждан.

Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

27.

§ 18. Мы – многонациональный народ.

Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.  

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; отвечать на вопросы после параграфа.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

28.

Родина.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Самостоятельная работа.

Раздел 6. Добродетели (6 часов).

29.

§ 19. Человек славен добрыми делами.

Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило хорошего человека.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение. Понимать, в чем суть «золотого правила морали».

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

30.

§ 20. Будь смелым.

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

 

31.

§ 21. Что такое человечность.

Гуманизм – уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Знать, что такое человечность.

Уметь сформулировать свое определение гуманизма; пояснить, как поняли смысл рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; объяснить, как эта легенда связана с темой параграфа.

Понимать, почему необходимо заботиться о слабых.

32.

Добродетели.

Учимся делать добро.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

 

33-34.

Человек и общество.

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

        

УТВЕРЖДАЮ:

____________________

Директор

МОУ «Эдучанская СОШ»

О.Я. Редченко

Пр.  №____________

«____»____________20____

СОГЛАСОВАНО:

___________________

Методический совет школы

Ф.Ф. Морозова

«____»______________20___

РАССМОТРЕНО:

__________________

Методическое объединение учителей гуманитарных наук Н.И. Савельева

«____»____________20___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...