Проблемы преподавания курса обществознания в полиэтнических школах Севера
статья по обществознанию по теме

Шаповалов Алексей Владимирович

Статья о проблемах преподавания обществознания в полиэтнических школах Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poliet_shkola.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

Проблемы преподавания курса обществознания в полиэтнических школах Севера

      Образование и воспитание растущей личности неразрывно связаны с культурой. Образование представляет собой процесс передачи новому поколению накопленных человечеством знаний и культурных ценностей. Школа становится инициатором создания культуроформирующей среды в современном социуме.

       Что из себя представляет современная полиэтническая школа?  Прежде всего, это новый тип обычной российской школы, в которой обучаются дети различных национальностей со своими этно-культурными  и этно-социальными  перспективами  формирующими мировоззренческую позицию личности.  Полиэтническая школа — это национальная российская школа, т. е. школа, где реализуется российский национальный образовательный стандарт. В основном в школах севера большая часть детей - это представители коренных малочисленных народов севера (КМНС) и они занимаются не в отдельных классах, а совместно с представителями других этносов. Одним из важнейших условий сохранения и развития коренных народов Севера, подъёма национального самосознания является возрождение и трансляция  их этнической культуры. Особое место в решении этой задачи занимает сапостовление и анализ цивилизационной модели  социума коренных народов севера в контексте обществоведческого курса.  Современное российское общество предлагает демократическую, гуманизированную и толерантную модель образования.  Но само понятие толерантность предполагает  национальную и религиозную терпимость через знание культуры и социальных особенностей других этносов.

Но образовательный стандарт освещает общедисциплинарную модель обществоведческого курса!  Возникает проблема качественного и компетентного освещения культурологических особенностей этнической культуры на уроках обществознания. Данная проблема кроется в следующих особенностях:

Первая заключается в том, что учителя оказываются профессионально и психологически не готовы к работе в полиэтническом классе, поскольку не всегда хватает опыта, профессиональных знаний и методической помощи. Такая неготовность связана со следующими обстоятельствами:

  1. выстраивая взаимоотношения с учащимися разных национальностей, учитель должен использовать индивидуальный подход к ним и к их родителям, а это возможно, только если учитель владеет элементарными знаниями об их национальной культуре. Более того, иногда незнание некоторых национально-этнических особенностей может привести к конфликтам;
  2. хотя учитель по своему статусу должен быть внимательным, выдержанным и толерантным, проработав в школе много лет, в силу объективных причин он подчас становится консервативным и не способным к гибким формам взаимодействия. Такой учитель не всегда может успешно решать задачи современной школы, которые в школе с полиэтническим контингентом становятся особенно важными:
  1. воспитывать этническую толерантность не как терпимость, а как уважение к национальным культурам;
  2. воспитывать готовность всех граждан РФ к успешной самореализации в условиях современного общества;
  3. знакомить учащихся с культурой России;
  4. знакомить учащихся с культурой других национальностей;
  5. повышать уровень общей культуры учащихся.

Вторая, которую школьный учитель решают на уроке, — это использование методического ресурса входящего в единый государственный стандарт образования.  Обучаясь в российской национальной школе, дети  должны к моменту её окончания продемонстрировать знания в соответствии с российским образовательным стандартом, и каждый учитель преподаёт свой предмет именно с этой целью. При этом методика обучения не предполагает наличия в классе учеников с альтернативным социокультурным мировоззрением. Это связано ещё и с тем, что в большинстве случаев учителя предметники не являются носителями местной культуры.  В обоих случаях возникает ряд методических, психологических и этических проблем возникающих в связи с методическим дефицитом регионального компонента курса обществознания в базовой школе ЯНАО.

Если возникла проблема - её необходимо решать. Я вижу решение данной проблемы в поэтапном выходе:

  1. Проведение диагностики с целью выявления состояния сформированности конкретных компетенций учителя-обществоведа  полиэтнической  школы и определение путем опросов и мониторинга потребностей учителя в совершенствовании этих компетенций.
  2. Организовать курсы повышения квалификации преподавателей обществознания конкретно с изучением специфических, региональных особенностей формирования северных этносов.
  3. Создание программ и методик,  непосредственно дополняющих обществоведческий курс.
  4. Этап самообразования (условный), так как процесс самообразования пронизывает все этапы и необходим учителю как основа совершенствования его профессиональной компетентности.
  5. Взаимопосещение уроков учителей обществознания, анализ этих уроков и рефлексия.

Кардинальное решение проблемы требует определённого времени и материальных затрат. Но работать необходимо здесь и сейчас, то есть нужно предлагать ученикам качественный набор знаний по этно-региональному компоненту исходя из существующих ресурсов школы. И ресурсы есть. Главным ресурсом выступают сами дети – собственно носители этнической культуры Севера. В положительном использовании знаний детей, их желания получать новые знания через поиск информации, через проектную деятельность, через создание образовательного материала относящегося к отдельным разделам курса обществознания, и лежит стержень решения локальной проблемы школьного обществоведческого курса. На помощь приходят инновационные технологии в образовании и различные методы преподавания предмета, в том числе метод проектов. В своих проектах, согласно тематике урока, дети анализируют, сопоставляют и дополняют этно-культурными составляющими курс обществознания.  Вторым по значимости выступает информационный ресурс (интернет и печатные издания). В своей повседневной работе я пользуюсь трудами: В.Н. Няруй «Ненцы», А.А. Деревянченко «Ямало-Ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации», Г.П. Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса», Е.В. Переваловой «Северные ханты», А.В. Головнёва «Говорящие культуры». Что в немалой степени стабилизирует компетентность  учителя в полиэтнической грамотности.

Можно вести, что и делается во многих школах, факультативные занятия или элективные курсы. В условиях введения факультативного или элективного курса можно повысить мотивацию к изучению этнокультурного компонента, но это не эффективно в рамках изучения тем федерального компонента. Целесообразней, на мой взгляд, уделять внимание изучению региональных обществоведческих элементов в структуре тем федерального компонента, сокращая время на изучение стандарта и заполняя «вакуум» занятия этническими особенностями в рамках изучаемой темы. Залог успеха кроется в образности мышления учеников: от истоков к глобальному мировоззрению.  Тем самым, создаётся внутрипредметная связь, повышается уровень заинтересованности в изучении тем в силу этнической привязки к географическому региону. С правовой точки зрения данную модель можно реализовать на примере модификации рабочих учебных программ и разработки рекомендаций по использованию национально-регионального компонента для курса обществознания.             Все используемые средства являются ведущими для процесса совершенствования профессиональной компетентности учителя обществознания полиэтнической школы.

Шаповалов А.В., учитель истории и обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе

Работая над проектами, я использую следующие этапы:Первый этап - подготовительный  включает в себя  формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в...

Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.По мнению п...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ/ THE PROBLEMS OF TEACHING ENGLISH AT THE COMPREHENSIVE SCHOOL

Выявление  актуальных проблем преподавания английского языка в общеобразовательной школе, которые способствуют выявлению слабых сторон развития языкового образования в России.Abstract. The...

Актуальные проблемы преподавания русского языка в полиэтническом классе

Данная статья вошла в сборник Республиканской научно-практической конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» Приднестровского государственного университета...

Актуальные проблемы преподавания предмета "Обществознание" в условиях ФГОС

Применение  метапредметного подхода на уроках обществознания...

ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Практическое значение преподавания курса Обществознания в средней школе. Предмет Обществознание - уверенный шаг во взрослую жизнь....