Программа развития познавательных способностей
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

Программа развития познавательных способностей через уроки обществознания для 10 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречается с проблемой трудности при усвоении учащимися учебных предметов. Многие учащиеся не умеют заниматься мыслительной деятельностью, не умеют контролировать мыслительные операции, развивать внимание и память, так необходимые в познавательной деятельности.

        Особенно актуальной данная проблема является в старших классах, когда ребенок должен не только знать, но и уметь владеть мыслительными навыками: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и выделять главное, а так же владеть навыками монологической речи. Но, к сожалению далеко не каждый способен на это, что затрудняет работу с этими детьми.

        Поэтому, для успешного обучения в школе, для полноценного усвоения знаний можно использовать данную программу, направленную на работу по развитию познавательных способностей учащихся на уроках обществознания в 10-х  классах. Продолжительность курса – 13 часов по теме: Познание как деятельность.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий через уроки обществознания.

Задачи:

 1) образовательная: раскрыть основные понятия курса; дать представление о познавательном процессе; познакомить учащихся с различными подходами к решению проблемы познания мира;

2) развиваюшая: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;  мотивировать учащихся выражать свою точку зрения через различные источники (документы, высказывания); умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа; развитие психологических познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения; развитие монологической речи; развитие языковой культуры; умение давать определения понятиям; формирование навыков творческого мышления; формирование коммуникативных особенностей.

3) воспитательная: воспитание культуры умственного труда через гуманизацию процесса обучения; формирование воспитания интереса к обществоведению.

Данная программа поможет учащимся научиться самостоятельным мыслительным операциям, творческому подходу к решению проблем, через развивающие игры повысить мотивацию учащихся к поиску и размышлению.

Мотивацию учащихся можно повысить при помощи системы упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр на уроках обществознания. Уроки построены таким образом, что использование различных форм и методов развития и обучения, повышают мотивацию и интерес к предмету.

Формы контроля:

-тестирование;

-практические и лабораторные занятия;

-творческие работы (проекты, доклады и т.д.);

-дидактические задачки.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, овладевать различными способами обработки информации;
  2. умение ставить проблемные вопросы и решать проблемные задания различными способами;
  3. умение четко излагать и доказывать свою точку зрения, а так же иметь мнение на высказывания других людей;
  4. умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через работу с различными источниками информации;
  5. умение владеть своей памятью, вниманием, речью, используя их в учебном образовательном  процессе;
  6. овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  7. умение использовать творческий подход в решении основных проблем курса.

Тема урока: Истина и ее критерии

Цель: сформировать представление об истине через технологию критического мышления при помощи чтения и письма

Задачи:  

1) образовательная: раскрыть основные понятия урока; дать представление о критериях и видах истины; познакомить учащихся с различными подходами к решению проблемы истины;

2) развиваюшая: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;  умение через различные источники (документы, высказывания) выражать свою точку зрения; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа;

3) воспитательная: формирование воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Тип урока: лабораторный урок

Понятия на урок: знание, познавательная деятельность, чувственное и рациональное познание, тезис, аргумент, истина, критерии, абсолютная истина и относительная

Оборудование: учебник, доска, тетрадь, документы, схема.

Литература:

  1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова,  А.Т. Кинкулькин,  – М.: Просвещение, 2001.

Повторительно-обобщающее занятие на тему:

Познание как деятельность.

Цель:  Повторение и закрепление курса через элементы развивающего обучения (игры, упражнения и т.д.).

Задачи: 

-умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-мотивировать учащихся выражать свою точку зрения через различные источники (документы, высказывания);

- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;

- умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа;

- развитие психологических познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения; развитие монологической речи;

-развитие языковой культуры;

- умение давать определения понятиям;

-формирование навыков творческого мышления;

-формирование коммуникативных особенностей.

                                        Ход занятия.

  1. Разминка.
  2. Диагностический тренинг
  3. Логико-поисковые задания
  4. Мозговая гимнастика
  5. Информационная переменка
  6. Рефлексия

1.Интеллектуальная разминка.

Как можно быстрее ответьте на вопросы. Но помните, что каждый ответ начинается на букву «С».

А) Что свойственно человеку в отличие от животного? (сознание)

Б) Какая наука занимается познанием общества как целостной динамичной системы? (социология)

В) Задачка: через 5 лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример…

- социальной стратификации

- социальной мобильности

- социальной роли

- социализации

Г) Знания о предмете можно считать истинными, если оно… (соответствует предмету познания)

2. Диагностический тренинг.

а) тренируем внимание.

Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо как можно быстрее считывая текст подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более.

чродлпаистинажшгопнзжщознаниедлов

ромюквфактыомюлгмрюфврфвюм лдщф

ввмаргументавдотжфорифдашртезисшоэ

фдмжфшгмпжйфшунржнаукаюлеопрэдш

б) тренируем слуховую память.

Игра «Снежный ком». Каждый участник игры по очереди называет по одному типу ненаучного познания, следующему участнику необходимо назвать свой вид познания и повторить предыдущие слова.

в) тренируем зрение.

На доске записаны фамилии известных философов-мыслителей и их высказывания. Учащиеся за 30 секунд должны запомнить, а затем вспомнить о записать в тетрадь.

- Карл Берне:    «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия»

- И. Кеплер:  « Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями»

- Фрэнсис Бэкон:  «Знание – сила».

3. Логико-поисковые задания.

А) сравните два понятия и в течении двух минут запишите сходства и различия этих понятий по различным критериям. Чувственное и рациональное познание.

Б) Прочитайте внимательно умозаключение и определите истинность или  ложность заключительных утверждений.

Все сыновья – потомки.

Все потомки – сыновья

Все сыновья – наследники

В) Исключите лишнее слово, предварительно решив анаграмму

Таинси (истина)

Незпоаин (познание)

Гаутнемр (аргумент)

Мкасоп  (компас)

Г) Найдите лишнее и напишите почему?

Ощущения

Суждения

Восприятие

Фантазия

Представления

Д) Отгадай задуманное. Задуманное слово состоит из 5 букв, среди которых две гласные. Так же известно, что в слове СЕЗОН есть три буквы из исходного слова, а в слове ТИР – две буквы их него. В слове УРАН нет ни одной буквы. Найдите задуманное слово. (тезис)

Е) ученые часто повторяют выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Как вы понимаете? Какое суждение можно считать истинным: «Наиболее эффективна армия, основанная на всеобщей воинской обязанности» или «Наиболее эффективна профессиональная армия»?

3. Мозговая гимнастика.

Учащиеся по желанию показывают упражнения

4. Информационная переменка.

Японцы различают до 40 типов глаз, отождествляя их с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывают обладателям соответствующего типа глаз.

Согласитесь с этими характеристиками или опровергните их на собственном примере.

Большие, с живым блеском – глаза дракона (человек, пользующий властью).

Удлиненные глаза с загнутыми кверху венчиками – глаза феникса (утонченная натура)

Большие глаза с многочисленными складками на веках – глаза льва (лидер)

Узкие, вытянутые глаза с двойными0тройными веками – глаза слона (спокойные люди)

Круглые, с желтоватым блеском – глаза тигра.

Глаза с чрезмерно большой радужной оболочкой – глаза волка

Глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой – глаза овцы.

5. Рефлексия.

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

- Не спрашивай старого - спрашивай бывалого

- Иному горе – ученье, иному – мученье

- Не испортив дела, мастером не станешь

- В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался

- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом

Проект  по обществознанию 10 а класса на тему:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика девиантного поведения.

Задачи:

  1. Раскрыть основные понятие; сформировать представление о причинах и последствиях  отклонений от нормы; обозначить основные методы борьбы и профилактики;
  2. профилактика наркомании через защиту учащимися проекта и через просмотр фильма;
  3. умение анализировать и делать выводы, выражать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: анкеты, проектор, фильм «Реквием по мечте», наглядность (рисунки, плакаты), стихи, песни.

Прогнозируемый результат: отрицательное отношение к вредным привычкам, снижение процента девиантности в школе.

                                        План проекта.

  1. Постановка цели и задач проекта.
  2. Прогнозирование результата работы.
  3. Составление плана работы.
  4. Сбор необходимой литературы.
  5. Поиск информации в СМИ и других источниках.
  6. Сбор наглядности (статьи, плакаты, рисунки, фильм и т.д.).
  7. Анкетирование учащихся и анализ анкет.
  8. Составление листа самооценки.

Основные вопросы проекта:

  1. Понятие и причины отклоняющегося поведения.
  2. Виды отклонений от нормы:

- курение

- алкоголь

- наркотики

- преступность

      3.   Последствия девиантности.

      4.  Отклоняющееся поведение в школе.

      5.  Профилактика.

Этапы работы учащихся:

  1. Составление паспорта проекта (цель, задачи, результат)
  2. Сбор необходимой информации и наглядности
  3. Проведение анкетирования среди учащихся 9-10 классов, опрос социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних;  анализ анкетирования и опроса
  4. Систематизация данных.
  5. Создание волонтерской группы в младшие классы 1-4, а так же 5-8 классы.
  6. Проведение игр и открытых мероприятий:

- «Суд над Папироскиным»;

- «СПИДу – нет»;

- викторины.

7.    Выступление на классных часах.

8.   Открытый урок: Социальные нормы и отклоняющее поведение.

9.   Общешкольное мероприятие для 9-11 классов

Мы сами строим свою жизнь.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика наркомании.

Задачи:

  1. раскрыть понятие – наркотики; сформировать представление о причинах и последствиях наркомании; обозначить основные методы борьбы с наркотиками;
  2. профилактика наркомании через защиту учащимися проекта и через просмотр фильма;
  3. умение анализировать и делать выводы, выражать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, фильм «Реквием по мечте», наглядность (рисунки, плакаты).

Ход мероприятия:

1) Вступительное слово ведущих. Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы хотели представить вашему вниманию проект о вреде и профилактики наркомании -  «Мы сами строим нашу жизнь».

 Актуальность проблемы профилактики употребления психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков) определяется неуклонным ухудшением наркоситуации в стране, основной тенденцией которой является рост числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков.  

Рассматривая профилактику как активный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни  одной из актуальных задач образовательного учреждения мы считаем воспитание антинаркотической устойчивости учащихся. Но ни одно мероприятие не будет эффективным, если вы сами этого не захотите. Ваша задача, после сегодняшнего мероприятия сделать определенные выводы для себя.

Обо всем об этом вам расскажут учащиеся 10 а класса, подготовившие этот проект.

2) Защита проекта учащихся.

А) Причины и последствия наркомании

Б) Анализ анкетирования учащихся МОУ СОШ № 1 п. Пангоды

В) Профилактика наркомании

Ведущие. А сейчас мы предлагаем посмотреть фильм «Реквием по мечте», который хорошо показывает жизнь наркомана.

3)  Просмотр фильма.

Ведущие: вы все внимательно смотрели фильм, кто-то просто смотрел очередное кино, кто-то думал о жизни, кто–то уже сделал определенные  выводы для себя. Сейчас к вам подойдут участники проекта и предложат вам сделать свой выбор, а в конце мы подсчитаем результаты. Каждый ученик, выбрав определенный цвет за или против наркотиков, должен поместить его в коробочку. После чего, подсчитав, результаты объявляются вслух.

4) Обсуждение проблемы.

10.  Участие в НОУ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

Программа:

 Развитие познавательных способностей через уроки обществознания

Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

                                                        учитель истории и обществознания

                                                           МОУ «Средняя общеобразовательная

    школа № 1 п. Пангоды», ЯНАО

                                                              Надымский раойн, п. Пангоды,

                                                     

                                        2006 г.

          

Содержание

  1. Пояснительная записка                                            
  2. Учебно-тематический план                                        
  3. Список литературы                                                
  4. Приложения                                        

Список литературы.

  1. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-140 с., ил.
  2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.
  3. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.
  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова,  А.Т. Кинкулькин,  – М.: Просвещение, 2001. – 175с.
  6. Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развитие мышления. Часть 3: Рабочая тетрадь для учащихся/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2006. – 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программ внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", составлена для учащихся 5 классов....

Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....

Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Рабочая программа «Развитие познавательных способностей будущего летчика»

Профессиональная деятельность военного летчика, обусловленная повышенной опасностью, скоростью перемещения в пространстве, высоким темпом выполнения совмещенных действий в условиях жесткого лимита вре...