Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Сухорукова Елена Алексеевна

Рабочая программа по обществознанию 7 класс по учебнику Кравченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obshchestvoznanie_7_klass.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию (6 – 9 класс)

Составлена на основе авторской программы С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-9 классы». - М.: «Русское слово», 2008.

УМК: 1.        Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

2.        И. С. Хромова, Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. -  М.: «Русское слово», 2010.

Срок реализации: 2011 – 2015 гг.

Нефтеюганск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов за год: 35

Из них повторительно- обобщающих уроков: 4

Количество уроков в неделю: 1

I четверть – 9

II четверть – 7

III четверть – 10

IV четверть – 9

Уроков с ИКТ – 18

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.п  6. и 7.
  2. Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки от 26.11.2010.
  3. Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного общего образования,   утвержденным приказом Министерства образования и науки от  17. 12. 2010 №1897.
  4. Примерная основная образовательная программа образова-тельного учреждения (Разработанной Институтом  стра-тегических  исследований в образовании РАО, научные руководители – член – корреспондент РАО А. М. Конда-ков,   академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
  5. Примерные программы по учебным предметам (Руководи-тели проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в со-ответствии с содержанием учебного процесса (Руководи-тели проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
  7.  «Об утверждении федерального перечня учебников, ре-комендованных (допущенных) к использованию в обра-зовательных учреждениях, реализующих программы об-щего образования и имеющих государственную аккреди-тацию.
  8. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ с углублённым изучением  отдельных предметов №10»
  9. Положение МБОУ «СОШ с углублённым изучением  от-дельных предметов №10» «Об утверждении рабочих про-грамм»
  10. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением  отдельных предметов №10».

Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Цели и задачи обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. В школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

Последовательность, предложенная в примерной программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем примерной программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Примерная программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определенная оснащенность учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.

«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

            Курс «Обществознание» в 6-9 классах  опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса.

В учебно-методический комплекс входят:

1.        С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-9 классы». - М.: «Русское слово», 2008.

2.        Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

3.        Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

Пособия   для   учащихся:

  1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.
  2. И. С. Хромова, Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. -  М.: «Русское слово», 2010.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной:

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической:

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание рабочей программы

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА (9 часов)

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинэйджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей

Тема 3. Быть взрослым

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.

Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (6 часов)

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Взаимопонимание в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

Основное понятие темы: молодежь.

Глава III ПОДРОСТОК И ЗАКОН (4 часа)

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (6 часов)

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.

История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.

Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Спорт

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Глава V ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа)

Тема 26—27. Город и село

Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.

Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.

Появление мегаполисов.

Плюсы и минусы городской жизни.

Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.

Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.

Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.

Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.

Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

Календарно-тематическое планирование уроков   обществознания в  7 классе

( УМК Кравченко А.И., Певцова Е.А., /ТИД «Русское слово»)

Номер

урока/  дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Глава Ι. Личность подростка (10 часов)

1.

Переходный возраст.

Урок изучения нового материала.

общая характеристика подросткового возраста

понятия: детство,  подростковый возраст,  юность,

тинейджеры. подростковый возраст

-возраст

- возрастная периодизация

Особенности подросткового возраста.

Характеризовать подростковый возраст;

объяснять смысл и значение понятий.

Указать карты, таблицы, карточки, лабораторное оборудование, технические средства обучения и др. оборудование, используемое для обучения на данном уроке и т.д., ДЗ

2.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Урок комплексного применения знаний.

-задачи подросткового возраста

-проблемы подросткового возраста

Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частично – к группе взрослых.

учебная деятельность и труд подростка

Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте;

рассказывать о месте подростка в обществе  в различные исторические эпохи.

3.

Быть взрослым.

Комбинированный урок.

-что такое взросление?

-обобщенная характеристика подростка

-чем объясняются физические изменения у подростков?

-внешняя привлекательность и её влияние на процесс  взросления

-телосложение, неравномерность развития подростков самооценка понятия: альтруизм, динамизм

Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество».

4.

Физические изменения у подростков

Комбинированный урок.

Физические изменения в школьном возрасте. Неравномерность развития подростков. Подростковые комплексы и пути их преодоления.

Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте;

определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами.

5.

 Психологический портрет личности: темперамент и характер

Урок комплексного применения знаний.

-индивид, личность

-свойства  психического портрета личности

-темперамент, типы личности по темпераменту

-характер, способности, чувства и эмоции

Морально- волевые качества личности как стержень характера.

понятия: личность темперамент, характер

положительные и отрицательные черты характера

Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера.

6.

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Урок комплексного применения знаний.

-способности.

Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.

-чувства – высший тип психических реакций,  эмоции- низший.понятия: способности, интеллект, аффект, эмоции, чувства, настроение, стресс

Характеризовать психологический портрет своей личности.

7.

Самооценка личности.

Комбинированный урок.

Самооценка как основа регулирования поведения личности.

Опасности завышенной и заниженной самооценки.

- кто и что влияет на самооценку подростка

- как сдерживать свои чувства и эмоции

-что такое выдающая личность

-самовоспитание, методы- самоприказ, самовнушение, самободрение.понятия: самооценка, самовоспитание

Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе.

8.

Выдающаяся личность.

Комбинированный урок.

что такое выдающая личность

роль природных задатков для формирования выдающейся личности

-самовоспитание

- одаренность детей и подростков

- талант, сила воли, трудолюбие

Роль поощрения одаренности в ее развитиипонятия: выдающиеся личность, самовоспитание

Определять факторы влияния на становление выдающейся личности;

приводить примеры выдающихся личностей  из истории и современности.

9.

Лидер и его качества

Урок комплексного применения знаний.

-лидер, лидерство

- какие качества необходимы лидеру?

-искусство общения как обязательная  черта лидера понятия: лидер, специфические черты характера лидера

Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде.

10.

Обобщающий урок по теме: «Личность подростка»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Глава II. Подросток в социальной среде (8 часов)

11.

Социальная среда подростка

Урок изучения нового материала.

-социальная среда

Роль социальной среды

Ближайшая и дальняя среда подростков

Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростка

-как влияют на подростка?

- кто влияет на подростка?

понятия: социальная среда, прямое влияние окружающих,  

косвенное влияние      

Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка.

12.

Подросток и социальная среда села, района, школы





Урок- диалог.

Традиции воспитания у разных этнических групп в разные периоды истории в нашем крае.  Молодежные организации региона.

Характеризовать положение подростка в современном российском обществе, описывать образ жизни свой и своих друзей.

13.

Подросток в группе

Комбинированный урок.

Общество- совокупность разных групп

-какие группы составляют общество

Большие, малые

-законы группы

Жизнь по законам группы

Конформизм как  особая форма поведения в ответ на групповое давление

понятия: конформизм

Называть классификацию групп, анализировать особенности социальных групп.

14.

Межличностные отношения.

Комбинированный урок.

- межличностные отношения

Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношений

-взаимопонимание в межличностных отношениях

понятия: межличностные отношения

Объяснять влияние на подростка отношений в семье.

15.

«Мы» и «они».

Урок комплексного применения знаний.

Отношения с близкими знакомыми как личные отношения.

Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения - категории людей: «мы» и «они»

«мы»- те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю, «они» кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив

-проблемы знакомства

-мир знакомых и незнакомых людей

понятия: толерантность

Характеризовать понятия и термины;

приводить примеры становления своих чужими и чужих своими.

16.

Мир знакомых и незнакомых людей.

Комбинированный урок.

Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки».

Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях;

сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека.

17.

Социальный портрет молодежи.


Урок- диспут.

-молодежь- большая социальная группа

Важнейшие событии, приходившие на молодежный возраст.

-проблемы молодежи в современном мире

-ценности современной молодежи

 понятия: инфантильность ценности

Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе.

18.

Обобщающий урок по теме: «Подросток в социальной среде»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Глава III. Подросток и закон (5 часов)

19.

Юридические границы подросткового возраста.

Урок изучений новых знаний.

-особенности правового статуса несовершеннолетних

-под защитой права

понятия: малолетний, несовершеннолетний, право, юридическая ответственность,

дееспособность

Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека.

20.

Подросток как гражданин.

Комбинированный урок.

-гражданин и гражданство

понятия: гражданин, гражданство

Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями.

21.

Подросток и его права.

Комбинированный урок.

Юридическое положение несовершеннолетних с позиции законодательства РФ

понятия: права ребенка.

Объяснять значение понятия «права человека», объяснять пути реализации прав подростка.

22.

Опасный путь преступной жизни.

Комбинированный урок.

-юридическая ответственность

-что такое преступление

-подросток в обществе

понятия: преступление, проступок, виды наказаний несовершеннолетних

Рассказывать о причинах

противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов.

23.

Обобщающий урок по теме: «Подросток и закон»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Глава IV Образ жизни подростка (6 часов)

24

Подросток в обществе риска

Урок изучения нового материала.

Рост факторов риска в современном обществе

-современное общество- общество риска для подростка

Влияние внешних препятствий

-источники риска в жизни современных подростков

Рост шумового фона, городские дороги, отрицательные последствия телепросмотров, алкоголизм и наркомания

понятия: алкоголизм, наркомания, здоровье

Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним;

 характеризовать подростковые ситуации риска.

25

Проблема одиночества

Урок- диалог.

- одиночество, проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким

-советы для решения проблем подростковой депрессии понятия: одиночество, депрессия

Знать причины депрессии и пути выхода из неё

26

Подростковая культура.

Урок- диспут.

Разнообразности подростковых культур

- особенности подростковой культуры

-молодежная одежда, разные функции одежды у подростков и взрослых

-молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура

понятия: молодежная культура

Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой.

27

Образ жизни.

Урок комплексного применения знаний.

-что такое образ жизни

Структура образа жизни

Отражение  в образе жизни элементов культуры.

-образ жизни у разных народов понятия: образ жизни

Определять факторы, влияющие на образ жизни  разных народов и его изменения;

приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества.

28

Досуг и отдых.

Комбинированный урок.

-досуг и отдых как составная часть повседневного образа жизни людей.

-формы досуга у разных народов

Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов.

-свободное время у россиян

-библиотеки

-музеи

понятия: досуг,  отдых, свободное время, культурный досуг

Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек).

29

Развитие спорта.

Урок- диалог.

Возникновение и история спорта

- из истории спорта

-современный спорт

Спорт профессиональный и любительский.

Технические и военные виды спорта.

Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья

понятия: здоровый образ жизни, спорт профессиональный и любительский

Объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни.

Глава V Подросток и его жилая среда (4 часа)

30 – 31.

Город и село

Урок изучения нового материала;

Урок комплексного применения знаний.

Город- особая среда обитания.

- эволюция города

-современные города

-город и урбанизация

качество современной жизни

-  качество жизни

понятия: город, пригородные зоны. село, город- спутник, урбанизация

Уметь характеризовать роль города в развитии общества

32  - 33.  

Мой дом, моё жилище

Урок- диалог;

-в каком пространстве мы обитаем

-дом

-эволюция жилища

-современное жилище

-соседи

-район проживания

понятия: обитаемое пространство, жилище, соседи, район проживания

Сопоставлять плюсы и минусы городской и сельской жизни

34

Обобщающий урок

«Влияние социальной среды на подростка».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Влияние социальной среды на подростка. Образ жизни подростка и его изменение. построение позитивных межличностных отношений.

35

Итоговое занятие.

Контрольный урок.

Повторение пройденного материала.

ВСЕГО:

35

Литература:

1. Учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2008г.

2. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»- М.:Русское слово, 2010

3. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс»/автор- составитель Н.С. Кочетов.-Волгоград, Учитель, 2009.

Литература

С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2008.

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 7 класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

П о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. - М.: Русское слово, 2007.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  Интернет-ресурсы.

Перечень литературы и средств обучения

  1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.

  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершен¬нолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и об¬ществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тю-ляева. М., 2003.

  5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.

  6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.

  7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козлен-ко. М., 2002.

  8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козлен¬ке М., 2003.

  9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.

  10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном об-ществознании: Пособие для учителя. М., 2003.

   11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социали¬зация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23

  12. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...