Урок по обществознанию по теме "Познание"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Гулянова Дарья Михайловна

Данный урок предназначен для учащихся 10 класса. В ходе урока учитель показывает, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания. Основной метод урока - эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx352.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НПО «ПУ № 50 с. Кичкасс» Переволоцкого района

Урок обществознания на тему «Познание»

Зональный этап областного конкурса «Учитель Оренбуржья 2012».

Преподавателя Гуляновой Дарьи Михайловны.

2012 г.


Конспект урока обществознания на тему: «Познание».

Цели:

Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания.

Задачи:

образовательные:

  1. показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
  2. раскрыть роль знаний в жизни людей;
  3. охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;
  4. изучить особенности различных видов познания;
  5. Показать взаимосвязь различных видов познания между собой.

воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,

изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.

развивающие:

  1. развивать умения учащихся логически мыслить;
  2. выделять главное в тексте и объяснении учителя;
  3. устанавливать причинно-следственные связи;
  4. делать обоснованные выводы.

Пособия и оборудование:

  1. Певцова Е.А., Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для учащихся 10 кл. М.: Русское слово. 2008.
  2. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 10 класс». М.: Русское слово. 2008.
  3. «Человек и общество». Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение. 2008.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение. 2002.
  5. ПК, мультимедийный проектор.
  6. Повязка и любые 2 предмета.
  7. Лимон, яблоко.
  8. Портреты И. Ньютона, Д. Менделеева.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о познании. Определите, пожалуйста, цели нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

Как вы думаете, что такое познание?

С какого возраста человек начинает познавать мир?

Ответы учащихся.

Человек начинает познавать окружающий мир в период внутриутробного развития. Для этого он начинает использовать сформировавшиеся органы чувств.

Какие органы чувств вы знаете?

Ответы учащихся (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Действительно, плод в утробе матери с 10-12 недель слышит звуки её тела, окружающей среды, имеет тактильные ощущения, определяет вкус пищи.

Ребята, давайте запишем определение понятия «познание».

Познание – это процесс отображения и воспроизведения действительности в сознании человека.

Существует 2 типа познания: чувственное и рациональное. Перенесите схему в тетрадь.

Теперь мы с вами проведем эксперимент, который покажет вам, как работает схема чувственного познания. Для этого мне нужен один доброволец.

Ученику закрывают глаза повязкой и дают в руки один из предметов. Задача учащегося описать те ощущения, которые возникают. Например: вес предмета, его фактура, форма, запах и т.д. Затем ученик так же анализирует второй предмет.

Учитель спрашивает, мог ли учащийся на основании полученных ощущений представить себе эти предметы? Ученику снимают повязку, и он видит эти предметы.

Учитель спрашивает – какую еще информацию могут воспринять органы чувств? Например, цвет предметов, их назначение и т.д.

Ребята, теперь попробуйте сами привести примеры чувственного познания.

Ответы учащихся.

Ребята, а как вы считаете, можем ли мы, увидев предмет, услышав о нем, ощутить его свойства?

Ответы учащихся.

Действительно, схема чувственного познания может «работать» в обратном порядке и мы с вами попробуем это доказать. Учитель демонстрирует учащимся лимон (настоящий или его изображение) и спрашивает, возникли ли  у учеников ощущения.

Ребята, а можно ли познать весь окружающий мир с помощью чувств?

Ответы учащихся.

Познание окружающего мира осуществляется человеком так же и  с помощью разума. Давайте вспомним из истории примеры познания мира с помощью разума.

Учащимся демонстрируется портрет Исаака Ньютона и яблоко (настоящее или его изображение). Ученики вспоминают открытие закона земного притяжения. Далее  учитель демонстрирует портрет Д.И. Менделеева и учащиеся вспоминают его пример рационального познания мира.

Суждение: все химические элементы взаимосвязаны друг с другом.

Умозаключение: можно отразить эту взаимосвязь.

Формирование понятий: периодическая система химических элементов.

Отдельным видом познания является научное познание, которое основано на доказательствах и экспериментах. На приведенных выше примерах мы видим, что и И. Ньютон и Д. Менделеев, чтобы доказать свои теории проводили научные эксперименты и доказывали точность своих предположений.

Таким образом, сегодня мы с вами увидели, что все виды познания взаимосвязаны друг с другом и их основная цель – познать законы окружающего мира.

  1. Рефлексия.
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что вам понравилось в ходе занятия?
  3. Что не понравилось?
  1. Домашнее задание.

Читать § 1. Задания к нему. Привести свои примеры рационального и научного познания.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....