Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Бушуева Ольга Николаевна

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах по учебнику А.И. Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6-9_kl.docx84.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» АДМИНИСТРАЦИИ МОГО «УХТА»

                                                                                 

     Согласована                                                                          УТВЕРЖДАЮ

     методическим объединением                                              Директор МОУ «СОШ № 19»                                                                                          

     учителей естественно-географического цикла                          Трак В.Я.

     Протокол №                   от                   20     г.                      «        »          20    г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  

(наименование  учебного предмета)

(уровень, ступень образования)

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы по обществознанию

под редакцией А.И. Кравченко

(наименование программы, автор)

(кем, ФИО учителя, составившего программу)

     

Пояснительная записка

Курс «Обществознание» для основной школы (6-9 классов), разработанный  А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой, представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации  структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла и позволяет реализовать требования к обязательному минимуму содержания обществоведческого образования.

Курс «Обществознание» рассчитан:

 в 6-7 классах на 70 часов (1 час в неделю; 35 часов за учебный год);

 в 8-9 классах на 70 часов (1 час в неделю; 35 часов за учебный год).

Программа раскрывает узловые проблемы современного общества, авторы привлекают знания из области истории, социологии, философии, культурологи, политологии, права, социальной психологии и интегрируют их в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.

ЦЕЛЬ КУРСА – воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование у школьников активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к народу коми и другим народам, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие умений сравнивать, анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях, создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие ЗАДАЧИ:

  •      развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-13 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  •      воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  •      освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  •     овладение умениями познавательной, коммуникативной, возраста социальных ролях;
  •       формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является  национально-региональный компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления происходящие в Республике Коми.

В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК – по 3 часа в каждом классе, основным методом изучения вопросов регионального компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.

Заметное продвижение к решению названных задач реализуется через усвоение учащимися обозначенных в программе  курса знаний о человеке и обществе, а также умений, приобретаемых в ходе выполнения разноуровневых заданий, представленных в учебных пособиях. Курс обществознания в программе представлен в 6 содержательных линиях: общество в целом, человек; экономическая сфера; социальная сфера; политико-правовая сфера; духовно-нравственная сфера.

Основной принцип отбора материала - актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

Курс обществознания в 6-9  классах является началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин.  Данный курс представляет единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Преподавание обществознания в 6-9 классах ориентировано на  анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

В 6–9 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:

– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

НРК

6 класс

Введение

1

Общество и человек.

7

1

Экономическая сфера общества

7

1

1

Социальная сфера общества

4

1

Политика и право

7

1

2

Духовная сфера общества

3

1

Ребенок в обществе.

5

1

7 класс

Введение

1

Личность подростка

10

1

Подросток в социальной среде

7

1

Подросток и закон

5

1

1

Образ жизни подростка

7

1

Подросток и его жилая среда

4

1

1

8 класс

Введение.

1

Общество и человек

10

1

Экономика

9

1

Социальная сфера

14

1

9 класс

Введение

1

Политическая сфера

12

1

1

Человек и его права

11

1

1

Духовная сфера

10

1

1

Содержание учебного материала

6 класс

Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

     Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

       Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

     Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

   Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Контрольная работа по теме  «Общество и человек».

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

      Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал. НРК. Предпринимательство в Ухте.

      Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

НРК. Предпринимательство в Ухте.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

      Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

        Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера общества»

Глава III  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

     Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Контрольная работа по теме «Социальная сфера общества».

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства. НРК. Государственные символы Республики Коми.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

НРК. Государственные символы Республики Коми.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление. НРК. Республика Коми как субъект Российской Федерации. Конституция Республики Коми.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

НРК. Республика Коми как субъект Российской Федерации. Конституция Республики Коми.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

      Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Контрольная работа по теме «Политика и право»

Глава V   ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образование

   Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

      Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

      Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

      История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Основные понятия темы: дружба; верность

Контрольная работа по темам «Духовная сфера общества» и «Ребенок в обществе».

7 класс

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей

Тема 3. Быть взрослым

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.

Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Взаимопонимание в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

Основное понятие темы: молодежь.

Контрольная работа «Подросток в социальной среде»

Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

 Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

НРК. Преступность среди несовершеннолетних в Ухте.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Контрольная работа « Подросток и закон»

                    Раздел IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

НРК. Образ жизни подростка в Ухте.

Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.

История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.

Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Спорт

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Раздел V

ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА

Тема 26—27. Город и село

Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.

Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.

Появление мегаполисов.

Плюсы и минусы городской жизни.

Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.

Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

НРК. Город Ухта.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.

Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.

Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.

Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

Контрольное тестирование по курсу.

8 класс

Введение.

Основы обществознания.

Основные понятия: обществознание, общество.

Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Глобализация.

Основные понятия: общество, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, глобализация.

Тема 2. Человек, природа, общество.

Взаимодействие общества и природы. Современный мир и его проблемы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Экологические программы. Охрана природы в России и за рубежом.

Основные понятия: природа, глобальные проблемы человечества, экологические программы.

Тема 3. Типология обществ.

Типологии обществ. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Основные понятия: типология, дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономичексая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества.

Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс и регресс. Реформы и революция.

Основные понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, реформа, революция, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда.

Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. Соотношение понятий «личность», «индивид», «человек».

Основные понятия: личность, индивид, человек.

Тема 6. Потребности человека.

Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей.

Основные понятия: потребности человека, удовлетворение потребностей, иерархия потребностей, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности, духовные потребности.

Тема 7. Социализация и воспитание.

Социализация. Социальная роль. Культурные нормы. Стадии жизненного цикла человека как этапы социализации. Воспитание как двусторонний процесс.

Основные понятия: социализация, социальная роль, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение.

Социальная среда. Общение и его виды. Деловое общение. Убеждающее общение. Досуговое общение. Ритуальное общение (этикет).

Основные понятия: социальная среда, общение, этикет.

Контрольная работа «Человек в обществе и общество в человеке»

Раздел II.  ЭКОНОМИКА

Тема 9. Что такое экономика.

Экономика и ее роль в жизни общества. Деньги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Структура экономики. Производство.

Основные понятия: экономика, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги.

Товар. Деньги. Свойства и функции денег. Инфляция. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара.

Основные понятия: товар, деньги, свойства денег, функции денег, инфляция, основной закон бизнеса, конечная стоимость товара, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение.

Понятия «спрос» и «предложение». Факторы, влияющие на спрос и предложение. Маркетинг. Закон спроса.

Основные понятия: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция.

Обмен и рынок. Цена и ее функции. Равновесная цена. Конкуренция. Олигополия. Монополия.

Основные понятия: обмен, рынок, цена, конкуренция, олигополия, монополия.

Тема 13. Предпринимательство.

Предпринимательство. Предприниматель. Формы предпринимательства. Малый бизнес.

Основные понятия: предпринимательство, прибыль, предприниматель, корпорации, индивидуальное предпринимательство, товарищество, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике.

Экономические функции государства. Реализация экономических функций государства в различных экономических системах. Способы воздействия государства на экономику. Налоги и их виды. Социальная политика государства.

Основные понятия: традиционная система экономики, административно-командная система экономики, рыночная система экономики, налоги.

Тема 15. Бюджет государства и семьи.

Бюджет. Составление бюджета. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Профицит и дефицит бюджета.

Основные понятия: бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета.        

Тема 16. Труд.

Труд и его виды. Работа. Заработная плата. Досуг. Безработица и ее причины.

 Основные понятия: труд, производительный труд, непроизводительный труд, работа, заработная плата, безработица, безработный.

Контрольная работа «Экономическая сфера общества»

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.

Тема 17. Социальная структура.

 Социальная структура. Страта и стратификация. Социальные группы. Социальные и межличностные отношения.  Статус  и социальная роль.

Основные понятия: социальная структура, социальная стратификация, страта, социальная группа, социальные и межличностные отношения, статус, социальная роль.

Тема 18. Социальная стратификация.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Класс как основной элемент современной социальной стратификации. Критерии социальной стратификации. Богатые. Средний класс. Бедные.

Основные понятия: класс, критерии социальной стратификации, богатые, средний класс, бедные.

Тема 19. Этнос: нации и народности.

Этнические группы и межнациональные отношения. Признаки этноса. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Взаимодействие людей в многонациональном обществе.

Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

Тема 20. Конфликты в обществе.

Конфликты в обществе: причины, поводы, формы, виды. Способы разрешения конфликтов в обществе.

Основные понятия: конфликт.

Тема 21. Семья.

Семья. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья. Причины распада семьи.

Основные понятия: семья, нуклеарная  семья.

Контрольная работа «Социальная сфера общества»

9 класс

Повторение пройденного в 8 классе.

Человек и общество. Экономическая сфера. Социальная сфера.

Основные понятия: человек, индивид, личность, общество, сферы общественной жизни, экономическая сфера, социальная сфера,  политическая сфера, духовная сфера, социальная стратификация, социализация, обмен, распределение, производство, потребление, ресурсы, труд, деньги, предпринимательство, рынок.

Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Тема 1. Власть.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Основные понятия: сила, власть, разделение властей, авторитет, иерархия власти.

Тема 2. Государство.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

Основные понятия: государство, суверенитет, функции государства.

Тема 3. Какие бывают государства.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.  НРК. Республика Коми – субъект федерации. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.

Основные понятия: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, монархия, республика, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, гражданское общество, правовое государство.

Тема 4. Участие граждан в политической жизни.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль  в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Основные понятия: избирательное право, электорат, референдум, политическая партия, политическая программа.

НРК. Республика Коми – субъект федерации.

Контрольная работа «Политическая сфера общества»

Раздел II. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА

Тема 5. Право

Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права.

Основные понятия: право, обязанность, норма права, правовая культура личности, отрасли права.

Тема 6. Закон и власть.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ.  НРК. Конституция Республики Коми. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России.  Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Основные понятия: Федеральное Собрание, Правительство, Президент РФ, суд, прокуратура, адвокатура, полиция, гражданин, гражданство, гражданские права и обязанности.

Тема 7. Право и имущественные отношения.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Основные понятия: имущественные отношения, право собственности, договор, сделка, иск, потребитель, изготовитель, исполнитель.    

Тема 8. Труд и право.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Основные понятия: трудовое право, трудовые правоотношения.

Тема 9. Право, семья, ребенок.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Основные понятия: правоспособность, дееспособность.

Тема 10. Преступление.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.  Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав).  Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности.  Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Основные понятия: правонарушение, административный проступок, уголовное преступление, уголовное наказание.

 НРК. Конституция Республики Коми.

Контрольная работа «Человек и его права»

Раздел III. ДУХОВНАЯ СФЕРА

Тема 11. Что такое культура

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Культурный комплекс. Культурное наследие. Культурные универсалии.

Основные понятия: культура, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 12. Нормы и формы культуры.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Формы культуры.

Основные понятия: манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции, элитарная культура, народная культура, массовая культура.

Тема 13.  Религия

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

Основные понятия: религия, архаические религии, мировые религии.

Тема 14. Искусство.

Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства.

Основные понятия: искусство, художественная культура.

Тема 15. Образование.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.

Основные понятия: образование, ученик.

Тема 16. Наука.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Основные понятия: наука, ученый.

НРК. Культурная жизнь Республики Коми.

Контрольная работа «Духовная сфера общества»

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 6-9 кл.

6 КЛАСС

№ УРОКА С НАЧАЛА ГОДА / № УРОКА В ТЕМЕ

ТЕМАУРОКА

1.

Введение.

2/1

Что такое общество.

3/2

Происхождение и развитие человека.

4/3

Исторические ступени развития общества.

5/4

Современное общество.

6/5

Человечество как сумма поколений.

7/6

Человек, общество, природа.  

8/7

Контрольная работа «Общество и человек»

9/1

 Анализ контрольной работы. Что такое экономика.

10/2

Рынок.

11/3

Что такое предпринимательство и бизнес.  

 НРК. Предпринимательство в Ухте

12/4

Домашнее хозяйство.

13/5

Экономическая деятельность подростков.

14/6

Труд с точки зрения закона.

15/7

Контрольная работа «Экономическая сфера общества»

16/1

Анализ контрольной работы. Социальная структура общества.

17/2

Семья.

18/3

Правила и нормы поведения в обществе.

19/4

Контрольная работа «Социальная сфера общества»

20/1

 Анализ контрольной работы. Государство и граждане.

21/2

Государство и граждане. НРК. Государственные символы Республики Коми.

22/3

Право на службе человека.

23/4

Конституция – основной закон страны.  НРК. Республика Коми как субъект Российской Федерации.

24/5

Право и правопорядок.

25/6

Как защититься от несправедливости.

26/7

Контрольная работа «Политика и право»

27/1

Анализ контрольной работы. Наука и образование.

28/2

Мораль.

29/3

Идеал и ценности.

30/1

Ребенок в семье.

31/2

 Взаимоотношения детей и родителей.

32/3

Ребенок в школе.

33/4

 Друзья и ровесники.

34/5

Контрольная работа по темам: «Духовная сфера общества. Ребенок в обществе»

7 КЛАСС

№ УРОКА С НАЧАЛА ГОДА / № УРОКА В ТЕМЕ

ТЕМАУРОКА

1.

Введение.

2/1

Переходный возраст.

3/2

Задачи и трудности подросткового возраста.

4/3

 Быть взрослым.

5/4

 Физические изменения у подростков.

6/5

 Психологический портрет личности: темперамент и характер.

7/6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

8/7

Самооценка подростка.

9/8

 Выдающаяся личность.

10/9

 Лидер и его качества.

11/10

 Контрольная работа «Личность подростка»

12/1

 Анализ контрольной работы. Социальная среда подростка.

13/2

 Подросток в группе.

14/3

 Межличностные отношения.

15/4

 «Мы» и «Они».

16/5

 Мир знакомых и незнакомых людей.

17/6

 Социальный портрет молодежи.

18/7

 Контрольный тест по теме «Подросток в социальной среде»

19/1

 Анализ контрольной работы. Юридические границы подросткового возраста.

20/2

 Подросток как гражданин.

21/3

 Подросток и его права.

22/4

 Опасный путь преступной жизни. НРК. Преступность среди несовершеннолетних в Ухте.

23/5

 Контрольная работа  по теме «Подросток и закон»

24/1

 Анализ контрольной работы. Подросток в обществе риска.

25/2

Проблема одиночества.

26/3

 Подростковая культура.

27/4

 Образ жизни подростка.

28/5

 Досуг и отдых.

29/6

 Спорт.

30/7

 НРК. Образ жизни подростка в городе Ухте.

31/1

 Город и село. НРК.  Город Ухта.

32/2

 Мой дом, мое жилище.

33/3

Урок – обобщение по теме « Подросток и его жилая среда».

34/4

Урок итогового обобщения. Контрольное тестирование по курсу.

8 КЛАСС

№ УРОКА С НАЧАЛА ГОДА / № УРОКА В ТЕМЕ

ТЕМАУРОКА

1.

Введение. Наука о человеческой Вселенной.

2/1

Что такое общество.

3/2

Что такое общество.

4/3

Человек, природа, общество.

5/4

Типология обществ.

6/5

Социальный прогресс и развитие общества.

7/6

Личность и социальная среда.

8/7

Потребности человека.

9/8

Социализация и воспитание.

10/9

Общение.

11/10

Контрольная работа «Человек в обществе и общество в человеке»

12/1

Анализ контрольной работы. Что такое экономика.

13/2

Товар и деньги.

14/3

Спрос и предложение.

15/4

Рынок, цена, конкуренция.

16/5

Предпринимательство.

17/6

Роль государства в экономике.

18/7

Бюджет государства и семьи.

19/8

Труд.

20/9

Контрольная работа «Экономическая сфера общества»

21/1

Анализ контрольной работы. Социальная сфера.

22/2

Социальная структура.

23/3

Социальная стратификация.

24/4

Богатые.

25/5

Бедные.

26/6

Этнос: нации и народности.

27/7

Этнос: нации и народности.

28/8

Межнациональные отношения.

29/9

Межнациональные отношения.

30/10

Конфликты в обществе.

31/11

Конфликты в обществе.

32/12

Семья.

33/13

Семья.

34/14

Контрольная работа «Социальная сфера»

9 КЛАСС

№ УРОКА С НАЧАЛА ГОДА / № УРОКА В ТЕМЕ

ТЕМАУРОКА

1.

Введение.

2/1

Политическая система. Власть.

3/2

Государство.

4/3

Национально-государственное устройство.

5/4

НРК. Республика Коми – субъект федерации.

6/5

Формы правления.

7/6

Политические режимы.

8/7

Политические режимы.

9/8

Гражданское общество и правовое государство.

10/9

Голосование, выборы, референдум.

11/10

Политические партии.

12/11

Политические партии.

13/12

Контрольная работа «Политическая сфера общества»

14/1

Анализ контрольной работы. Право. Человек и его права.

15/2

Право. Человек и его права.

16/3

Закон и власть.

17/4

Закон и власть.

18/5

НРК. Конституция Российской Федерации и Республики Коми.

19/6

Право и имущественные отношения.

20/7

Потребитель и его права.

21/8

Труд и право.

22/9

Семья и право. Права ребенка.

23/10

Преступление.

24/11

Контрольная работа «Человек и его права»  

25/1

Анализ контрольной работы. Что такое культура?

26/2

Культурные нормы.

27/3

Формы культуры.

28/4

Религия.

29/5

Искусство.

30/6

Образование.

31/7

НРК. Культурная жизнь Республики Коми.

32/8

Наука.

33/9

Контрольная работа «Духовная сфера общества»

34/10

Анализ контрольной работы. Систематизация по курсу обществознания.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-9 классов

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

6 класс

Учащиеся должны знать:

Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;

Характеризовать социальные отношения;

Характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

Решать правовые задачи.

7 класс

Учащиеся должны знать:

Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;

Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;

Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

Понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;

Определение группы;

Определение межличностных отношений;

Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;

Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

Источники риска в подростковом возрасте.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать возрасты человека;

Характеризовать особенности воспитания подростков;

Характеризовать типы темперамента;

Характеризовать уровни самооценки;

Соотносить самооценку и влияние группы;

Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;

Характеризовать подростковые ситуации риска;

Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

Характеризовать роль городов в развитии общества.

8 класс

Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода,  ответственность;

Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.

Учащиеся должны уметь:

Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

Анализировать характерные черты общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

Объяснять  связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

Характеризовать семью как малую группу.

9 класс

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии  и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1(неуд)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.И. Кравченко, И.С. Хромова. Программы курса «Обществознание» 5-9 классы. – М.: Русское слово, 2001. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ.
  2.  А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6 класс – М.: Русское слово, 2008.
  3.  И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. – М.: Русское слово, 2008.
  4.  Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс: Методическое пособие/авт. – сост. Е.Б. Биянова. – М.: ВАКО, 2008
  5. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.   
  7.  Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.
  8.   Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
  9. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.
  10. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
  11. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.
  12. Нормативные документы:

а) Декларация прав ребенка

б) Конвенция о правах ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...