Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

рабочая программа к учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                                              Утверждаю

на педсовете                                                                                                              директор школы

                                                                                                                                     Приказ №_____

протокол №__1__                                                                                                     от «__»______2012г

от «20»  08. 2012                                                                                                        __________________

                                                                                                                                   В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию 9 класс

Автор составитель: Табакаева М.В.

учитель истории и обществознания

Михайловка

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.3

Планируемые результаты.

Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 5

Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 9

Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 11

Список литературы для обучающихся

и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 15

Пояснительная записка:

Статус документа

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений.    Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Особенность курса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса: 

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

   Место предмета в базисном учебном плане

Данная рабочая программа составлена в соответствии с базисным учебным планом МБОУ «Михайловская РВ (с) ОШ»

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. Личность и мораль

10

4

6

2. Гражданин. Государство. Право

8

4

4

3. Права человека и гражданина

15

10

5

Количество зачётов в год: 2

 

Планируемые результаты. Система контроля

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Критерии оценивания учащихся по обществознанию

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.


Тематическое планирование

 обществознание 9 класс (18 часов)

№ урока

                   Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Личность и мораль (4 часа)

1.

Личность и моральная ответственность

Урок изучения нового материала

П.48 вопр.2 с.321

2.

Что такое мораль? Добро и зло

Комбинированный урок

п.49-50, заполнить таблицу в тетр.

3.

Роль морали в жизни человека и общества. Долг и совесть

Лекция

П.51-52

4.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Нравственная культура

Комбинированный урок

п..53-54, конспект

Гражданин. Государство. Право. (4 часа)

5.

Роль права в жизни человека, общества и государства

Лекция

п. 29 зад1 с.183

6.

Правовая ответственность

Лекция

п.30,таблица

7.

Право выше власти Правовое государство

Урок изучения нового материала

П.31-32, конспект

8.

Конституция России

Лекция

п.33-34 повторить гл.5

Зачёт №1 Личность и мораль. Гражданин. Государство. Право.

Права человека и гражданина (9 часов)

9.

Гражданин – человек свободный и ответственный

Лекция

п.35,конспект

10.

Всеобщая декларация прав человека

Комбинированный урок

п.36,зад. 2-4 с.233

11.

Международное гуманитарное право

Комбинированный урок

п.37, конспект

12.

Частная и публичная жизнь гражданина

Лекция

П.38, конспект

13.

Труд и собственность

Лекция

П.39-40

14.

Духовная жизнь. Свобода совести

Лекция

П.41,42

15.

Правовые основы брака и семьи. Домашнее строительство

Комбинированный урок

П.43-44, зад с.281-282

16.

Социальные права человека. Право на образование

Урок изучения нового материала

П.45,47 конспект

17.

Гражданские и политические свободы

Урок изучения нового материала

П.46, конспект

Зачёт №2 Права человека и гражданина

18.

Итоговый урок по курсу обществознание 9 класса (1 час)

Контрольный урок

Содержание планирования

Второй раздел — «Гражданин, мораль, право» —

знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и поведению других членов общности или группы, к партнерам в непосредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им оценивает эти условия и возможности. Только имея целостное представление о социальных нормах и следуя им, человек способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.

В первой теме — «Личность и мораль» — характеризуются моральные ценности как критерий оценки нравственного поведения гражданина. При этом мораль понимается как изначально — по своей природе и сути — общечеловеческий феномен, как одно из проявлений культуры, духовной жизни наряду с другими (правом, искусством и т. д.).

Моральное добро рассматривается как точка отсчета в мире высших человеческих ценностей; оно обозначает то духовное пространство, внутри которого все общественные связи индивидов приобретают разумный человеческий смысл. При изучении темы важно избежать опасности педагогически необоснованной назидательности и излишнего морализаторства, не навязывать учащимся однозначные, готовые оценки человеческих поступков, а, напротив, представить школьнику возможность выработать собственное отношение к нравственному выбору в той или иной ситуации, рассмотреть его возможные последствия.

Во второй теме — «Гражданин, государство, право» — дается целостное представление о гражданине как свободном и ответственном члене общества.

В третьей теме — «Права человека и гражданина» — характеризуются важнейшие стороны его частной и общественной жизни, которые раскрываются с позиций частного и публичного права, а также во взаимосвязи норм права и морали.

При изучении второй и третьей тем привлекается текст Конституции Российской Федерации как для конкретизации общих положений курса, так и для расширения знаний учащихся о правах и свободах граждан, о конституционном строе России.

Настоящая программа полностью соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для основной школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Преподавание курса в основной школе обеспечивается учебным пособием «Введение в обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Особое значение самостоятельной работы учащихся, связанной с изучением разнообразных источников, решением познавательных задач, выполнением практических заданий. Развернуть эту учебную деятельность можно, располагая дополнительным временем. Наличие различных вариантов учебного плана, права школы разрабатывать свой собственный учебный план на основе предложенных примерных планов позволяют, увеличив время на изучение курса, создать более благоприятные условия для эффективной работы.

                                                       РАЗДЕЛ II

                                                         ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО.

                                                           18часов

Тема 1. Личность и мораль (4 час.)

Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право — величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.

Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Добро и зло — основные понятия этики. Добро — выражение положительных моральных явлений. Зло —нарушение морали. Критерий морального поведения.

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль — регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.

долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и, моральный долг женщины в семье.

Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек — творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Тема 2. Гражданин. Государство. Право (4 час.)

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.

Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президеитства. Становление правового государства в РФ.

Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

Тема 3. Права человека и гражданина (9 час.)

Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражданин — человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. духовно богатый человек. Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет, деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Реферевдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под ох- раной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.

Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.
Итоговый урок – 1 час

Список литературы для обучающихся и учителя

Обществознание: учеб.  для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов,  Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...

Рабочая программа "Русский язык" 9класс

Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа платные курсы 9класс

Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...

рабочая программа по геометрии 9класс

Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...

Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию 9класс

Рабочая программа составлена на основании УМК  Боголюбова Л.Н....