Рабочая программа 7 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Кравцова Валерия Анатольевна

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_7_klass.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»

     

РАССМОТРЕНА


на заседании МО учителей обществоведческого цикла

протокол

от «14» июня 2013г. № 8

СОГЛАСОВАНА


заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №40»

 

_______ /……………….../

(подпись)

РАССМОТРЕНА


на заседании педагогического совета

протокол

от «30» августа 2013 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА


Приказом директора МБОУ «СОШ №40»


от «30» августа 2013г. №___

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                                                                      по учебному предмету                                                                                                  «Обществознание»

 7 «Б», «Д», «Ж» классы                                                                                                                                                                                                      Составила: Кравцова В.А.

Старый Оскол                                                                                                                                            2013

Пояснительная записка

(к рабочей программе по обществознанию, 7 класс)

         Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 года и авторской программы И.В. Козленко, С.И. Козленко. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2007.    Программа рассчитана на  35 учебных часов в год, по 1 часу в неделю.

Цель:    

Создать условия для развития личности подростка в период его социального взросления, формировать познавательный интерес, критическое мышление в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.

Задачи:

• воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

• освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

• овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
• формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Перечень учебно-методического комплекта:

- А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 7 класс. - М.: Русское слово, 2008;

- И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. - М.: Русское слово, 2011;

- Е.Б. Биянова. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.                          -  И.В. Козленко, С.И. Козленко. Программа по обществознанию 7 класс - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2007.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.                                                                                                                          Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.                                                                              Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.                                    Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.                                                                                                                                            

За письменные работы:                                                                                                                                  Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий                                                                             Оценка "4" - 61-80%                                                                                                                                 Оценка "3" - 41-60%

Требования к уровню подготовки  учащихся  7 класса

В результате изучения обществознания ученик 7 класса должен

 знать/ понимать:

- Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл понятий; высказывать суждения о причинах различного отношения к подросткам в разные исторические эпохи;

- Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями;

- Составлять   обобщенную характеристику подростка; приводить    примеры    поступков подростков, характеризующих   их  личность (из фильмов и книг); определять свое отношение к решению проблемы «подросток - общество»;

- Правильно    использовать понятия и термины темы в своей    речи;    составлять перечень положительных и отрицательных   черт   характера;  

- Характеризовать историческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности;

- Называть черты лидера. Характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя материалы СМИ;

- Интерпретировать исторические факты с позиции роли великой личности; называть факторы влияния на становление лидера;

- Объяснять смысл понятий. Высказывать собственную точку зрения на проблемы взаимоотношений     взрослых  и   молодежи;   проводить     мини-исследования влияния  социальной  среды на подростка; приводить примеры влияния семьи на подростка;

- Знать понятия, распознавать их в различных контекстах и правильно   использовать   в письменной и устной речи. Знать классификацию групп, приводить  примеры  ситуаций, где решающее значение имеет группа. Сравнивать межличностные отношения в разных группах; выбирать  способы  организации учебной деятельности;

- Характеризовать    понятия и термины;

- Приводить   примеры   становления своих чужими и чужих    своими;    излагать суждения о причинах и последствиях       конфликтов между   пришлым   населением  и  местным;  составлять    алгоритм    мирного сосуществования;

- Характеризовать правовой статус подростка;  рассказывать о путях и методах защиты     прав     ребенка; объяснять       взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека; приводить        конкретные примеры соблюдения прав и  свобод человека  и  их нарушения (из жизни современного общества);

- Знать понятие «подростковая культура» и правильно употреблять его в речи; рассказывать о подростковой культуре и ее особенностях; устанавливать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризовать систему ценностей подростка;

- Знать  определение  спорта; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного   человека;   выявлять различие     между    любительским    и    профессиональным   спортом;   называть    популярные    среди подростков   виды   спорта;  

- Характеризовать   положение   подростков   в  современном российском обществе; описывать свой образ жизни (а также своих друзей), высказывать предположения о путях его совершенствования;  

- Разрабатывать правила межличностных отношений.

Календарно – тематическое планирование по обществознанию 7 класс

№ п/п

Наименование раздела

 и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Примечание

7 «Б»

7 «Д»

7 «Ж»

Личность подростка

1

Переходный возраст.

1

02.09.13

05.09.13

06.09.13

2

Задачи и трудности подросткового возраста.

1

09.09.13

12.09.13

13.09.13

3

Задачи и трудности подросткового возраста.

1

16.09.13

19.09.13

20.09.13

4

Быть взрослым.

1

23.09.13

26.09.13

27.09.13

5

Физические изменения у подростков.

1

30.10.13

03.10.13

04.10.13

6

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1

07.10.13

10.10.13

11.10.13

7

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1

14.10.13

17.10.13

18.10.13

8

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства.

1

21.10.13

24.10.13

25.10.13

9

Самооценка подростка.

1

04.11.13

07.11.13

08.11.13

10

Выдающаяся личность.

1

11.11.13

14.11.13

15.11.13

11

Лидер и его качества.

1

18.11.13

21.11.13

22.11.13

12

Лидер и его качества.

Тест по теме: «Личность подростка».

1

15.11.13

28.11.13

29.11.13

Подросток в социальной среде

13

Социальная среда подростка.

1

02.12.13

05.12.13

06.12.13

14

Подросток в группе.

1

09.12.13

12.12.13

13.12.13

15

Межличностные отношения.

1

16.12.13

19.12.13

20.12.13

16

«Мы» и «они».

1

23.12.13

26.12.13

27.12.13

17

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

30.12.13

16.01.14

17.01.14

18

Социальный портрет молодёжи. Тест по теме: «Подросток в социальной среде».

1

13.01.14

23.01.14

24.01.14

Подросток и закон

19

Юридические границы подросткового возраста. 

1

20.01.14

30.01.14

31.01.14

20

Юридические границы подросткового возраста.

1

27.01.14

06.02.14

07.02.14

21

Подросток как гражданин.

1

03.02.14

13.02.14

14.02.14

22

Подросток и его права.

1

10.02.14

20.02.14

21.02.14

23

Подросток и его права.

1

17.02.14

27.02.14

28.02.14

24

Опасный путь преступной жизни.

1

03.03.14

06.03.14

07.03.14

25

Опасный путь преступной жизни. Тест по теме: «Подросток и закон».

1

10.03.14

13.03.14

14.03.14

Образ жизни подростка

26

Подросток в обществе риска.

1

17.03.14

20.03.14

21.03.14

27

Подросток в обществе риска.

1

31.03.13

03.04.14

04.04.14

28

Проблемы одиночества.

1

07.04.14

10.04.14

11.04.14

29

Подростковая культура.

1

14.04.14

17.04.14

18.04.14

30

Образ жизни.

1

21.04.14

24.04.14

25.04.14

31

Досуг и отдых.

1

28.04.14

01.05.14

02.05.14

32

Спорт.

1

05.05.14

08.05.14

09.05.14

33

Спорт.Тест по теме: «Образ жизни подростка».

1

12.05.14

15.05.14

16.05.14

Подросток и его жилая среда

34

Город и село.

1

19.05.14

22.05.14

23.05.14

35

Мой дом, моё жилище.

1

26.05.14

29.05.14

30.05.14


Содержание

Глава I Личность подростка

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Тема 3. Быть взрослым

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.

Глава II Подросток в социальной среде

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Тема 11. Подросток в группе

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

Взаимопонимание в межличностных отношениях.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

Различия между «своими» и «чужими».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

Раздел III Подросток и закон

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

                    Глава IV Образ жизни подростка

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.

История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.

Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

Тема 25. Спорт

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Раздел V Подросток и его жилая среда

Тема 26—27. Город и село

Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.

Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.

Появление мегаполисов.

Плюсы и минусы городской жизни.

Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.

Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Тема 28—29. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.

Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.

Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.

Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Формы и средства контроля

1.Промежуточный контроль (тестирование) – 4

-     «Личность подростка»                                                                                                                              -     «Подросток в социальной среде»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -     «Подросток и закон»                                                                                                                                                                             -     «Образ жизни подростка»                                                                                                    

2. Фронтальный опрос

3. Мини-исследования

4. Составление  сравнительных таблиц

5. Решение кроссвордов

6. Графические работы (рисунки,  схемы)

7. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.  

8. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников

9. Работа с документами

                           

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература для учителя:

1. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

2. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Е.Б. Биянова. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.                          

4. С.В. Агафонов Схемы по обществознанию 7 класс. – М.: «Русское слово» 2007г.

Дополнительная литература для учителя:                                          

1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. .

2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998.

3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005.

Сайты в помощь учителю

Название сайта

Электронный адрес

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнала «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»).

http://festival.1september.ru/

Основная литература для учащихся:

1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 7 класс. - М.: Русское слово, 2007;

2. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. - М.: Русское слово, 2011г;

3. С.В. Агафонов Схемы по обществознанию 7 класс. – М.: «Русское слово» 2007г.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

2. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005

3. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005

Оборудование:

Мультимедийный проектор-1

Компьютер-1

Экран-1

Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание.

Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В.

Учебное электронное издание «Обществознание».

Тест по теме: «Личность подростка»

                                                       Вариант 1

1. Подростковый возраст охватывает период жизни:

а) с 7   до 15 лет; б) с 10 до 14 лет; в) с 11 до 15 лет.

2. Понятие подросткового возраста впервые было сформулировано:

а) в древнем мире; б) в эпоху Просвещения; в) в Средние века.

3. Согласно взглядам французского просветителя Ж.Ж. Руссо общество:

а) помогает ребенку стать лучше;

б) не оказывает на ребенка никакого влияния;

в) отрицательно влияет на ребенка.

4. В современном обществе продолжительность подросткового периода:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменной по сравнению с предыдущими эпохами.

5. Определите, какую задачу психолог Р. Хэвигхерст не относит к подростковому возрасту:

а) подготовка к трудовой деятельности;

б) подготовка к семейной жизни;

в) передача своего жизненного опыта.

6. Альтруизм подразумевает:

а) любовь к себе; б) веру в судьбу; в) бескорыстную заботу о благе других людей.

7. Подростки, как правило, оценивают события и поведение других людей (найдите неверное утверждение):

а) с позиции желаемого или идеального; б) с позиции компромисса и понимания;

в) категорично и резко.

8. Физические изменения в подростковом возрасте в большинстве случаев происходят:

а) равномерно; б) неравномерно; в) замедленно.

9. Физические изменения в подростковом возрасте обусловлены (найдите неверное утверждение):

а) наследственностью; б) средой обитания; в) питанием;

г) вкусами и взглядами на жизнь.

10. В древней Спарте наиболее важным в воспитании мальчиков считали:

а) физическую силу; б) знание наук; в) красноречие и изящные манеры.

11. Родоначальником учения о темпераменте является:

а) Демосфен; б) Спиноза; в) Гиппократ.

12. Психологический портрет личности включает в себя следующие характеристики:

а) рост;  б) характер; в) эмоции; г) вес; д) интеллект; е) способности.

13. Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, называется:

а) темперамент; б) эмоции; в) характер.

14. Характеристикой холерика не является:

а) невыдержанность; б) энергичность; в) подвижность; г) мнительность.

15. Характерной чертой флегматика является:

а) агрессивность;  б) сверхобщительность; в) терпеливость; г) конфликтность.

Тест по теме: «Личность подростка»

                                                     Вариант 2

1. Жизнерадостность, отзывчивость, общительность в сочетании с легкомыслием и поверхностностью отличают:

а) холерика; б) сангвиника; в) меланхолика; г) флегматика.

2. Характер человека:

а) является полностью врожденным качеством;

б) формируется в процессе взросления;

в) сочетает унаследованные и приобретенные черты.

3. Общими способностями человека не являются:

а) внимательность; б) музыкальные способности; в) трудолюбие;

г) гибкость ума;  д) артистичность.

4. Способность к познанию и логическому мышлению называется:

а) чувствами; б) интеллектом; в) эмоциями.

5. К чувствам не относятся:

а) аффекты; б) способности; в) эмоции; г) настроения; д) стрессы.

6. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект

1)общее состояние переживаний человека

б) эмоции

2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в  переживаниях

в) чувства

3) физиологическая реакция организма в ответ на напряженную и неожиданную обстановку

г) стресс

4) отношения к миру, людям, событиям

д) настроение

5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель

7. Абсолютный музыкальный слух относится:

а) к общим способностям; б) к специальным способностям; в) к интеллекту

8. Метод самовоспитания, применяемый человеком для преодоления своих недостатков, называется:

а) самоодобрение; б) самовнушение; в) самоприказ; г) юмор.

9. Учение о сверхчеловеке, творящем историю, создал:

а) Н. Макиавелли; б) Ф. Ницше; в) А. Эйнштейн.

10. Определите верное высказывание:

а) одаренность человека всегда проявляется с рождения;

б) талант может проявиться в любом возрасте;

в) социальная среда не играет никакой роли в развитии  таланта.

11. Появление выдающейся личности обусловлено:

а) только биологически врожденными качествами;

б) воспитанием и самовоспитанием человека;

в) личным желанием родителей.

12. Определите характеристики лидера:

а) обладает наибольшим авторитетом в своей группе;

б) способен вести за собой людей к какой-либо цели;

в) обладает определенным набором качеств, одинаковым для всех эпох и культур;

г) является человеком большой физической силы.

13. Согласно теории Паркинсона основным элементом лидерства не является:

а) талант; б) решительность; в) тактичность.

14. Согласно теории Паркинсона основным элементом лидерства является:

а) знание; б) гениальность; в) хорошее воспитание.

15. Определите неверное высказывание:

а) в процессе общения очень важно уметь слушать собеседника;

б) лидер должен уметь заинтересовать и организовать людей;

в) одаренные дети отличаются послушанием и хорошей дисциплиной;

г) искусство общения является обязательной чертой лидера.

 Ответы к тесту по теме: «Личность подростка»

№ задания

Вариант 1

№ задания

Вариант 2

1

в

1

б

2

б

2

в

3

в

3

б, д

4

б

4

б

5

в

5

б

6

в

6

а-5 б-2 в-4 г-3 д-1

7

б

7

б

8

б

8

в

9

г

9

б

10

а

10

б

11

в

11

б

12

б, в, д, е

12

а, б

13

в

13

в

14

г

14

а

15

в

15

в

 
Тест по теме: «Подросток в социальной среде»

1. Средства массовой информации являются:

а) ближайшей социальной средой подростка;

б) дальней социальной средой подростка;

в) не входят в социальную среду подростка.

2. Определите пример косвенного влияния на подростка:

а) родители из-за плохих оценок не отпустили подростка на дачу с друзьями;

б) другу подростка за хорошее окончание учебного года купили новый компьютер;

в) после победы подростка в велогонке друзья стали относиться к нему более уважительно.

3. Известные мыслители древности Сократ и Гесиод:

а) видели в молодежи опору и надежду общества;

б) считали молодежь наиболее послушной частью общества;

в) критиковали молодежь за плохое воспитание.

4. Количество социальных групп на Земле:

а) меньше численности живущих людей;

б) превышает численность живущих людей;

в) совпадает с численностью населения Земли.

5. Баскетбольный кружок является:

а) малой социальной группой;

б) большой социальной группой;

в) политической группой.

6. В составе социальной группы у человека:

а) формируются определенные ценности;

б) вырабатываются правила и нормы поведения;

в) формируется речь;

г) верно все перечисленное.

7. Понятие «конформизм» означает:

а) отстаивание своей собственной точки зрения; б) изменение своего мнения или поведения под влиянием другого человека или группы;

в) противопоставление своего мнения или поведения группе.

8. Межличностные отношения являются характеристикой:

а) большой социальной группы; б) малой социальной группы;

в) национальной группы.

9. Определите, в каких ситуациях можно говорить о межличностных отношениях:        

а) одноклассники отмечают день рождения товарища по классу;

б) зрители на стадионе болеют за футбольную команду;

в) люди в метро ждут прибытия поезда.

10. Обязательным условием существования любой малой группы является:

а) принадлежность к одному поколению;

б) одинаковый тип темперамента;

в) взаимопонимание.

11. Какое понятие исторически появилось позднее других?        

а) «Они»; б) «я»; в) «мы».

12. Какое понятие исторически появилось раньше других?

а) «Они»; б) «я»; в) «мы».

13. Толерантность предполагает:

а) терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнениям, вере;

б) навязывание окружающим своего образа жизни и идей;

в) нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, вере;

г) подчинение чужому образу жизни.

14. Примером толерантного поведения является:

а) конфликт на национальной почве;

б) переход из одной религии в другую;

в) совместная мирная поездка на футбольный матч фанатов разных клубов.

15. Исключительно деловые или формальные отношения характеризуют (определите неверную категорию):

а) близких знакомых; б) малознакомых; в) незнакомых.

16. доверительные личные отношения складываются между:

а) незнакомыми людьми; б) малознакомыми людьми; в) близкими знакомыми.

17. Молодежный возраст имеет границы:

а) с 10 до 19 лет; б) с 7 до 25 лет; в) с 14 до 30 лет.

18. Полной дееспособностью не обладают представители:

а) младшей группы молодежи;

б) средней группы молодежи;

в) старшей группы молодежи.

19. Определите примеры инфантильного поведения:

а) молодой человек подрабатывает на почте в свободное от учебы время;

б) молодой человек отказывается от выбора профессии, предоставив принять решение родителям;

в) юноша берет на себя заботу о больной матери;

г) молодой человек занимается предпринимательской деятельностью;

д) девушка после окончания школы не желает ни работать, ни учиться.

20. Изменения, происходящие в современном российском обществе:

а) не влияют на взгляды молодежи и ее характерные черты;

б) влияют на взгляды и характерные черты молодежи;

 в) способствуют росту инфантилизма среди молодежи.

               

          Ответы к тесту по теме: «Подросток в социальной среде»

№ задания

Ответы

1

б

2

б

3

в

4

б

5

а

6

г

7

б

8

б

9

а

10

в

11

б

12

а

13

а

14

в

15

а

16

в

17

в

18

а

19

б, д

20

б

Тест по теме: «Подросток и закон»

Вариант 1

1. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:

а) с момента рождения до 14 лет;

б) с 6 до 14 лет;

в) с 8 до 14 лет;

г) с 10 до 14 лет.

2. Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:

а) с 8 до 18 лет;

б) с I0до I8лет;

в) с 14 до 18 лет;

г) с 18 до 30 лет.

3. Малолетние имеют право:

а) самостоятельно обращаться в суд;

б) устраиваться на работу;

в) самостоятельно распоряжаться своим заработком;

г) совершать мелкие бытовые сделки;

д) давать (или не давать) согласие на смену своей фамилии.

4. Административная ответственность наступает:

а) с 10 лет;

б) с 14 лет;

в) с 16 лет;

г) с 18 лет.

5. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав за совершенное ребенком    от 11 до 14 лет правонарушение может:

а) применить к нему арест сроком до четырех месяцев;

б) наложить на него штраф;

в) направить в спецшколу лечебно-воспитательного характера.

6. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности называется:

а) дееспособность;

б) правоспособность;

в) юридическая ответственность.

7. Слово «право» в переводе с латинского означает:

а) обязанность, необходимость;

б) правда, справедливость;

в) ограничение, невозможность.

8. Богиней правосудия в древней Греции являлась:

а) Фемида;  б) Афина;  в) Артемида.

9. Законодательство Российской Федерации запрещает (определите неверное утверждение):

а) совершать самосуд;

б) проводить принудительные медицинские опыты над людьми;

в) применять пытки;

г) унижать достоинство человека;

д) самостоятельно обращаться в суд до 18 лет.

10. Юридическая ответственность:

а) наступает за нарушение законов;

б) касается только взрослых трудоспособных людей;

в) устанавливается государством;

г) имеет основную цель — устрашение населения.

11. Гражданство государства:

а) можно получить только по рождению;

б) возможно приобрести во взрослом возрасте;

в) нельзя поменять на гражданство другого государства.

12. В древней Греции и древнем Риме правом голосовать обладали:

а) свободные мужчины;

б) женщины;

в) рабы;

г) малоимущие граждане;

д) иностранцы;

е) все перечисленные категории.

13. По Конституции РФ:

а) все граждане равны перед законом;

б) мужчины имеют больше прав по сравнению с женщинами;

в) женщины имеют больше прав, чем мужчины;

г) горожане имеют больше прав, чем сельские жители.

14. Гражданскими правами человек обладает:

а) с момента рождения;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет;

г) с 20 лет.

15. К гражданским (личным) правам относятся:

а) право на объединение для защиты своих интересов;

б) право избирать и быть избранным;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право обращаться лично в государственные органы.

16. Политическими правами являются:

а) право на жизнь;

б) право на мирные собрания, митинги, шествия;

в) право на выбор места жительства;

г) право на личную неприкосновенность.

17. Правом участвовать в выборах в органы государственной власти Российской Федерации обладают граждане:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

18. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет

1) право участвовать в выборах в органы государственной власти

б) 14 лет

2) получение паспорта гражданина РФ

в) 16 лет

3) покупка продуктов или игрушек

г) 18 лет

4) право трудоустройства

Тест по теме: «Подросток и закон»

Вариант 2

1. Право на жизнь ребенку гарантируют:

а) родители;

б) государство;

в) органы опеки и попечительства.

2. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) митинги

1) публичные шествия людей с плакатами

б) собрания

2) присутствие группы граждан в определенном месте для решения какой-либо проблемы

в) демонстрации

3) массовое собрание граждан для выражения требований по какому-либо вопросу

3. Конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации не является:

а) плата налогов государству;

б) соблюдение законов;

в) бережное отношение к природе;

г) обязательное участие в общественных организациях.

4. Гражданские права предполагают:

а) свободу перемещения по стране;

б) невмешательство государства в личную жизнь человека;

в) выезд за границу;

г) все перечисленное.

5. Право на свободный выбор профессии относится:

а) к личным гражданским правам;

б) к политическим правам;

в) к социально-экономическим правам;

г) к культурным правам.

6. Трудовая деятельность несовершеннолетних до 18 лет:

а) запрещена законодательством Российской Федерации;

б) предполагает определенные льготы для несовершеннолетних;

в) разрешена трудовым законодательством по общему правилу с 16 лет.

7. При рождении ребенка:

а) один из родителей получает отпуск по уходу за ним;

б) выплачивается денежное пособие;

в) женщине повышается зарплата;

г) семья получает право на ежегодное санаторное лечение.

8. Право на образование относится:

а) к социально-экономическим правам;

б) к гражданским (личным) правам;

в) к культурным правам;

г) к политическим правам.

9. Законом РФ «Об образовании»:

а) запрещены частные учебные заведения;

б) запрещено домашнее обучение;

в) предусмотрены различные формы обучения.

10. Создайте логические пары: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) политические права

1) право на отдых

б) гражданские (личные) права

2) право на свободу творчества

в) социально- экономические права

3) право на тайну переписки

г) культурные права

4) право направлять коллективные обращения в органы власти

11. Конвенция о правах ребенка:

а) принята в 1989 году;

б) не была подписана Россией;

в) была принята ООН;

г) считает ребенком любого человека до 14 лет;

д) закрепляет право ребенка свободно выражать свое

мнение.

12. Опасный для общества поступок, зафиксированный в Уголовном кодексе РФ и влекущий за собой наказание, называется:

а) преступление;

б) проступок;

в) административное правонарушение.

13. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение следующих преступлений:

а) убийство;

б) разбой;

в) похищение человека;

г) угон автомобиля;

д) все перечисленное.

14. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в случае:

а) просьбы родителей;

б) совершения преступления в составе группы;

в) совершения преступления небольшой или средней тяжести впервые.

15. Принудительной мерой воспитательного воздействия для несовершеннолетних не является:

а) предупреждение;

б) лишение свободы;

в) передача под надзор родителей;

г) обязанность загладить причиненный вред.

16. Проезд в троллейбусе без билета является:

а) умышленным преступлением;

б) преступлением по неосторожности;

в) административным проступком.

17. Определите верные высказывания:

а) несовершеннолетних можно задерживать по подозрению в совершении преступления на 72 часа;

б) несовершеннолетние не имеют права на юридическую помощь адвоката;

в) личный досмотр несовершеннолетних запрещен; г) несовершеннолетние дают объяснения в правоохранительных органах только в присутствии своих законных представителей.

18. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности:

 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет

1) право участвовать в выборах в органы государственной власти

б) 14 лет

2) получение паспорта гражданина РФ

в) 16 лет

3) покупка продуктов или игрушек

г) 18 лет

4) право трудоустройства

                        Ответы к тесту по теме: «Подросток и закон»

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

б

б

2

в

а-3 б-2 в-1

3

г, д

г

4

в

г

5

в

в

6

а

б

7

б

а, б

8

а

в

9

д

в

10

а, в

а-4 б-3 в-1 г-2

11

б

а, в, д

12

а

а

13

а

д

14

а

в

15

в

б

16

б

в

17

в

а,г

18

а-3 б-2 в-4 г-1

а-3 б-2 в-4 г-1

Тест по теме: «Образ жизни подростков»

1. По мнению ученых современное общество:

а) более комфортно для подростков, чем общества предыдущих эпох;

б) абсолютно безопасно из-за высокого уровня развития техники;

в) представляет для подростков большую опасность по сравнению с предшествующими эпохами.

2. К источникам риска для подростков в современном обществе относятся:

а) повышенный уровень шума;   б) наркотики;   в) эпидемии чумы, черной оспы;  

г) воздействие телевизора и компьютера;   д) вредные и тяжелые детские работы;  

е) крупные автомагистрали.

3. Определите неверные высказывания:

а) чувство одиночества может возникать у людей разных возрастов;

б) подростковая депрессия может вызывать нарушение сна и отсутствие аппетита;

в) депрессивное состояние не характерно для современных подростков;

г) жители крупных городов не испытывают чувства одиночества.

4. Определите способы преодоления подростковой депрессии:

а) занятия спортом;     б) полная сосредоточенность на своих проблемах;

в) трудовая деятельность;    г) оптимистические книги, фильмы, музыка;

д) отказ от общения с друзьями.

5. Признаком неформальной молодежной организации является:

а) наличие официального руководства;   б) наличие устава;

в) создание организации по распоряжению властей;

г) отсутствие официальной регистрации.

6. Театральная студия при дворце молодежного творчества является:

а) формальной организацией;    б) неформальным объединением;

в) большой социальной группой.

7. К неформальным молодежным объединениям можно отнести:

а) учащихся гимназического класса; б) кружок альпинизма при институте;

в) движение панков;   г) футбольных фанатов;

д) ансамбль песни и пляски;   е) рокеров.

8. Определите верные высказывания:

а) молодежная культура проявляется через одежду, поведение, речь, увлечения;

б) молодежная культура не является особой частью культуры общества;

в) молодежная музыка часто является вызовом современному обществу;

г) в молодежной культуре внешний вид человека (одежда, прическа) не играет особой роли.

9. Посещение своего патрона по утрам с визитом вежливости характеризует образ жизни:

а) бушменов; б) русского купечества ХIХ века; в) древних римлян;  

г) современных американцев.

10. Катание по праздникам в собственных экипажах характерно для образа жизни:

а) современных англичан; б) русского купечества ХIХ века;

в) современных американцев; г) бушменов.

11. Для английского образа жизни характерно:

а) традиция занятий спортом (гольф, теннис, верховая езда);

б) широкое празднование Масленицы;

в) строгое соблюдение языческих обрядов.

12. Понятие «досуг» подразумевает:

а) все нерабочее время; б) время, потраченное на домашние работы и самообслуживание;

в) часть свободного времени, которое человек использует по своему усмотрению.

13. В современном обществе:

а) происходит переход от пассивного досуга к активному;

б) пассивный досуг вытесняет активный;   в) преобладает активный досуг.

14. Первые библиотеки появились:

а) в древнем мире; б) в Средние века; в) в эпоху Просвещения.

15. В России первые светские библиотеки возникли:

а) в древнерусском государстве (IХ век);   б) в Российской империи (ХVIII век);

в) в СССР (ХХ век).

16. Школьные библиотеки относятся:

а) к массовым; б) к научным; в) к техническим.

17. Александрийский музей, Пергамская библиотека - примеры музеев эпохи:

а) Древнего мира; б) Средних веков; в) Возрождения.

18. Первый российский общественный музей называется:

а) Кунсткамера; б) Эрмитаж; в) Третьяковская галерея.

19. В Российском государстве:

а) музеи появились раньше, чем в странах Западной Европы;

б) первые музейные коллекции собирались боярами и царями;

в) музейные ценности хранились в домах горожан.

20. Олимпийские игры в древней Греции:

а) посвящались богу Зевсу;

б) впервые состоялись в 776 году до н.э.;

в) предполагали участие всех жителей (свободных и рабов);

г) на период их проведения запрещались войны между греческими государствами;

д) проводились каждый год.

21. К популярным молодежным видам спорта, появившимся во второй половине ХХ века, относятся:

а) верховая езда; б) горный велосипед; в) скейтборд; г) теннис; д) гольф; е) виндсерфинг;

ж) сноуборд; з) баскетбол.

Ответы к тесту по теме: «Образ жизни подростков»

№ задания

Ответ

1

в

2

абге

3

вг

4

авг

5

г

6

а

7

вге

8

ав

9

в

10

б

11

а

12

в

13

б

14

а

15

б

16

а

17

а

18

а

19

б

20

абг

21

бвеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»

      Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...