Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс)

Андреева Татьяна Александровна

Рабочая программа по обществознанию содержит все основные разделы: пояснительная запмска, тематическое планирование и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_7.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Протокол от «___» _____ 2012 г. № __

 Председатель МО_______

/__________________/  

       Утверждена директором

МБОУ «Учхозская» СОШ
 
__________ /В.В.Богдашкин/

Приказ  от «___» _____ 2012 г. № __


 

Рабочая программа

учебного курса обществознание

7 класс


 
 
 

Составитель:         Андреева Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория


 
 

2012 г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Цель изучения учебного предмета.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных,  связанных между собой этапов.

 Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

 Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

 На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право», авторской программы  Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного  образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

В рабочей программе предусматривается  следующая система распределения учебного материала:

7 класс

Объем учебного материала

резерв учебного времени

примерная программа

35 часов

5 часов

авторская программа Л.Н. Боголюбова

35 часов

9 часов

рабочая программа

34 часа

2 ч.

Количество часов учебного времени изменено за счет включения в рабочую программу повторительно-обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе и авторской.

- общий объем часов на изучение обществознания в 8 классе:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 8 классе.  

         3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. Для достижение целей и задач при изучении обществознания в 10 классе используются как классические, так и нетрадиционные виды и формы уроков. К классическим видам и формам уроков относятся: комбинированный урок, урок самостоятельной работы, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков. Нетрадиционные типы уроков: урок соревнование, урок открытых мыслей, урок-зачет, интегрированный урок и др.

В ходе реализации настоящей программы используются следующие технологии обучения: технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Для отслеживания динамики усвоения учебного материала запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль в виде тестирования по темам изученного материала. Кроме того, на уроках используются такие виды контроля тестирование, беседа, самостоятельная и лабораторная работа, решение познавательных заданий.

        5) Результаты освоения курса:

Результаты изучения курса «Обществознание» соответствуют разделу «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов

и тем

Максимальная нагрузка учащегося (часов)

                                                                 Из них

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

Самостоятельная работа

Тема 1. Человек и другие люди

 

 6

4

           

1

1

       

Тема 2. Человек и закон

12

10

1

1

Тема 3. Человек и экономика

11

9

1

1

1

Тема 4. Человек и природа

5

3

1

1

ИТОГО:

34

26

3

4

1

1

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

7 класс (34 ч)

Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв учебного времени — 4 ч.

IV. Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Что изучает курс обществознания 7 класса. Как работать с учебником.

Вводный урок

1

Сообщения: «Человек глазами мудрецов», «Человек гордость вселенной», «Гуманизм: за и против»

2.

Глава I.  Человек и другие люди

4

2.1.

Отношения между людьми

Изучение нового материала

1

2.2.

Ты и твои товарищи

Комбинированный урок

1

Решение ситуационных задач

2.3.

Зачем люди общаются

Изучение нового материала

1

 Исследовательская работа «Насколько хорошо я знаю своих близких»

2.4.

Почему нужно быть терпимым

Комбинированный урок

1

2.5

Человек и его деятельность. Учимся правильно организовывать свои занятия

Изучение нового материала

Разработать собственные правила «Искусство договариваться»

2.6.

Урок практикум

Урок – практикум

1

2.7.

Урок обобщения

по главе 1 «Человек среди людей»

Урок обобщения

1

3.

Человек и закон

11

3.1.

Что значит жить по правилам

Изучение нового материала

1

Заполнение таблицы

3.2.

Права и обязанности граждан

Комбинированный урок

1

Из материалов СМИ подобрать статьи о нарушении прав человека

3.3.

Почему важно соблюдать закон

Изучение нового материала

1

Решение ситуационных задач

3.4.

Защита Отечества

Изучение нового материала

1

Сообщение о подвигах солдат и офицеров в наши дни.

3.5.

Что такое дисциплина

Комбинированный урок

1

3.6.

Виновен - отвечай

2

3.7.

Кто стоит на страже закона

2

Сообщения о службах и подразделениях полиции.

3.8.

Урок практикум по теме»Человек и закон»

Урок практикум

1

3.9.

Урок обобщения темы «Человек и закон»

Урок обобщения

1

4.

Глава III   Человек и экономика

10

4.1.

Экономика и ее основные участники

Изучение нового материала

1

Заполнить таблицу «Основные сферы экономики»

4.2.

Золотые руки работника

Комбинированный урок

1

Собрать материал по теме «Трудовые традиции семьи»

4.3.

Производство: затраты, выручка, прибыль.

Изучение нового материала

1

4.4.

Виды и формы бизнеса

Комбинированный урок

1

Из материалов СМИ подобрать статьи о видах предпринимательской деятельности

4.5.

Обмен, торговля, реклама.

Изучение нового материала

1

Придумать собственную рекламу

4.6.

Деньги и их функции

Изучение нового материала

2

4.7.

Экономика семьи.

Изучение нового материала

1

4.8.

Урок – практикум  по теме «Человек и экономика»

Урок – практикум  

1

4.9.

Урок обобщения темы «Человек и экономика».

Урок обобщения

1

5.

Глава   IV

Человек и природа.

4

5.1.

Воздействие человека на природу

Изучение нового материала

1

Подготовить сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц.

5.2.

Охранять природу – значит охранять жизнь

Изучение нового материала

1

5.3.

Закон на страже природы

Комбинированный урок

1

5.4.

Урок практикум по теме «Человек и природа»

Урок – практикум  

1

5.5.

Урок повторения курса обществознания 7 класса

Урок обобщения

1

Резервные уроки

1

ИТОГО:

34

10

График контрольных работ по темам

7 класс

2013-2014 учебный год

раздел

тема

кол-во

часов

Дата по плану

Фактическая дата

Человек и другие люди

Входная контрольная работа

Тестовый контроль по теме " Человек и другие люди "

1

1

Человек и закон

Тестовый контроль по теме "Человек и закон"

1

Человек и экономика

Тестовый контроль по теме "Человек и экономика"

1

Человек и природа

Тестовый контроль по теме "Человек и природа"

1

Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»

1

Таким образом,  в течение  2013-2014 учебного года,  запланировано:

- 6 контрольных  работ.

V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1) Перечень оборудования

№п/п

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Телевизор

Видеоплеер

LG 152

2007

Диапроектор

Reflecta 2000 AF

2007

Графопроектор

VEGA: квадра 250 х

2007

Компьютер

Проектор

Экран проекционный (антибликовый) 1,5 х 1,5 м.

2) Перечень наглядных и дидактических материалов

Таблицы «Обществознание – 7 – 9 классы»

  1. Человек, природа, общество.
  2. Социальный прогресс.
  3. Социализация человека.
  4. Экономика.
  5. Социальная сфера.
  6. Политика и право.
  7. Духовная культура.

Электронные издания:

Основы правовых знаний (Фонд правовых реформ, 2002 г.)

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

1) Основная учебно-методическая литература

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И Городецкая, Л.Ф. Иванова  и др.; Под редакцией Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2010
  2. Рабочая тетрадь «Обществознание» 7 классы. Авторы: О.А. Котова, Т.Е.Лискова. Москва  «Просвещение», 2010
  3. Методические рекомендации для учителя. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. М.: Просвещение, 2008.
  4. Конституция Российской Федерации

2) Дополнительная учебно-методическая литература и источники

С.Н. Степанько. Обществознание. 7 кл.: Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. - Волгоград: Учитель, 2006.

Интернет-источники

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru 

Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru 

Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru 

Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru 

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация  http://www.gks.ru 

Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru 

Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/ 

Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/ 

Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru 

Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru 

Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru 

Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова  http://danur-w.narod.ru 

Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/ 

Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru 

Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru 

Права человека в России http://www.hro.org 

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru 

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru 

СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru 

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru 

Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru 

Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.ru 

Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...