Высокое звание-Гражданин России
методическая разработка по обществознанию по теме

Алексеенко Татьяна Михайловна

Внеклассное мероприятие,ориентированное на решение воспитательных проблем студентов первого курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhdanin_rossii.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Высокое звание - Гражданин России».

Цели: расширить знания студентов о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция, знать символы страны: флаг, герб, гимн, развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: мультимедийная установка, плакаты гражданской направленности.

 Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином состоит.                                                                                                      Д.Н.Ушаков

 Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.                                                   Джон Кеннеди

 Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится (винтиком), обладающим своим (отверстием), или он Гражданин, влияющий        на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

                                                                                                             Денисенко В.А.

 Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился.                                                                                        Бернард Шоу  

Пока свободою горим,                                                                    

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

                         А.С.Пушкин

Государственная символика РФ:

  1. Текст Гимна России.
  2. Герб.
  3. Флаг.

                                                                                   

                                              Ход классного часа.

Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Счастливой страну делают граждане с гражданской позицией. Что это такое? Достойны ли мы высокого звания гражданина России? Начнем со знания символов нашей Родины.

Анкетирование.

  1. Государственные символы РФ.
  2. Когда принят закон о гербе?
  3. Что из себя представляет флаг РФ?
  4. Что означает каждый цвет?
  5. Назовите день флага РФ.
  6. Назовите авторов музыки и слов гимна России

       

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике

- Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы выписываются на доске)

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Достойный сын Отечества

- В каких случаях вы слышите слово «гражданин»?

- Поэт Н. А. Некрасов сказал:

«А что такое гражданин?»

- «Отечества достойный сын!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?

- Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином  могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как  в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего,  соблюдать законы и защищать Отечество.

-Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобах», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут в  (горячих точках), а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же  все это – Родина? И гражданин должен все это любить и понимать?

- Ребята, это очень сложные вопросы. Конечно, невозможно любить помойки, принимать необдуманные решения и иметь огромную разницу в доходах. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему.

- Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. А что, скажете вы, может сделать студент, который зависит от родителей. Оказывается, много.

  

  • Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края.
  • Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.
  • Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует  против расточительства, бесхозяйственности.
  • Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного  его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.
  • Гражданин понимает, что люди никогда не были равны, и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм. 

- Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

- Да, это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию.  А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций и задание, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции.

Ситуация № 1. Преподаватель обсуждает со студентами вопрос о их курении во дворе техникума.  

Вопросы:

  1. Личное ли это дело каждого?
  2. Имеет ли право курить в общественном месте?
  3. Наносит ли вред окружающим и себе?
  4. Какую гражданскую позицию он занимает?
  5. Какой вред он наносит государству?
  6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе? 

Ситуация № 2. Два студента во время перемены сломали стол в кабинете. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Преподаватель замечает, что стол сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от группы, собирает деньги на новый стол.

Вопросы:

  1. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?
  2. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а вся группа. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?
  3. Какое отношение будет к этим людям в группе, если одногруппники  потом все-таки узнают, кто  истинный виновник?
  4. Что должны сделать данные студенты чтобы исправить сложившееся положение?

Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).

Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).

Из отдельных  поступков граждан в итоге складывается судьба России, нашей Родины.

Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Студент   читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия, и достоинства. Ведь, произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы большего достиг…. Мол, я такой выдающийся, а вот страна …

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.

- Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

- Студент - это гражданин?

- В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости - это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее».

 Студент читает стихотворение А. Прокофьева «Нет на свете Родины милей…»

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

 

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно 6ирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

 

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

 

Всюду всё в её раздольях – наше,

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Студент читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”

Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе,
И заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников,
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то,
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно
Поднимает гражданственность нас.

Ребята! Какими будете вы, таким будет и будущее России. Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Будьте достойными людьми, чтобы носить высокое звание Гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Памяти высокий звездный свет"

В презентации в форме фотоэкскурсии представлен материал о памятных местах ,связанных с жизнью Т.Белозерова в Омске....

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению

Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....

«О любви «высоким словом русского романса».

  Литературно-музыкальный вечер для 8-11 классов. Внеклассное мероприятие для любителей поэзии, романса,  детей и родителей....

«России грозит графическая немота». Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий» на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского.

Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий» на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского....

Кавказ - самые молодые и высокие горы России

Разработка урока по географии, 8 класс....